ЭКОЛОГИЯ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, КУЛЬТУРА
Н.М. Мамедов - Экологические знания послужили основой разработки концепции устойчивого развития общества, претендующей на статус современной теории исторического процесса. Для достижения устойчивого развития необходимо целенаправленное изменение культуры. Перед мировым сообществом стоит задача: осуществлять социализацию индивида, развивать образование на основе ценностей культуры устойчивого развития.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОЖИДАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
С.В. Алексеев - Каков уровень экологической культуры нашего населения, и молодежи в первую очередь? К сожалению, таких исследований, ни на уровне научного проекта, ни на уровне социологического опроса не проводилось. Результаты изучения уровней экологической культуры (образованности, компетентности, грамотности и др.) в рамках конкретных диссертационных работ, конечно, приводятся, однако вопросы сопоставимости, сравнительного анализа и широкого обобщения не представляются возможными. В статье рассмотрены причины невысоких результатов непрерывного экологического образования.
О ПРОБЛЕМЕ АДЕКВАТНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный - В массовой педагогической практике, до сих пор, экологическое образование сводится преимущественно к преподаванию биологии и географии, углублению их экологических разделов и практическим мероприятиям по охране окружающей среды. Экологическое воспитание нередко слабо опирается на научные знания. Оно продолжает строиться на принципах антропоцентризма, субъективизма, на основе переноса нравственных оценок в мир природы. Изучение категории «отношения живое-среда» нередко ограничивается психологической плоскостью, сводится к субъективным отношениям человека к природе.
СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.В. Колесова - Одной из актуальных задач современного экологического образования является не только постоянный поиск новых форм, методов, приёмов и содержания экологического образования, но и сохранение “багажа” экологического образования, накопленного за два предыдущих десятилетия, который во многом ещё не оценён и который может стать бесценным ресурсом развития не только экологического, но и всего образования в будущем.
ШКОЛА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Н.И. Корякина - В этом году заканчивается объявленная ООН Десятилетие образования для устойчивого развития (ОУР). Несмотря на скромные успехи декады, актуальность ОУР не снижается с ее завершением. В статье рассматриваются причины низкой популярности ОУР в школах России, обсуждаются преимущества, которые могут получить школы от осуществления ОУР. Предлагается три простых шага, которые позволят школам интегрировать идеи ОУР в свою работу.
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Д.С. Ермаков - Представлен краткий аналитический обзор инициатив в области образования для устойчивого развития (ОУР) в рамках Десятилетия ООН. Выявлены методологические проблемы ОУР, обоснованы теоретические и практические подходы к их решению.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина - Условием эффективности принятия управленческих решений является совпадение стратегической цели экологического образования для устойчивого с личностными целями субъектов образовательного процесса. Реализация наставничества возможна в условиях развивающей эколого-образовательной среды, создающей новый тип социальных отношений между субъектами образовательного процесса на основе эколого-ориентированных ценностей.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В МОСКВЕ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Д.В. Моргун - В статье подчеркивается актуальность эколого-биологического образования детей посредством дополнительного образования, уникальность самой системы дополнительного образования. Обобщен опыт эколого-образовательной деятельности столичных учреждений. Приведена история становления юннатского движения и современное состояние экологического образования в Москве. Представлены подходы к решению проблем дальнейшего существования и развития дополнительного эколого-биологического образования.
ПУТИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ. ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИРОДООХРАННОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ
В.В. Лещинская - В молодежной среде наметилось стремление к демократизации общества, к демонстрации своей активной жизненной позиции. Развитие молодежной экологической деятельности может говорить о росте личной ответственности и осознанности тех процессов, которые необходимы современному обществу.