Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



О ПРОБЛЕМЕ АДЕКВАТНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ

Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный
Российская академия образования
anzmos@rambler.ru

 

Аннотация: В массовой педагогической практике, до сих пор, экологическое образование сводится преимущественно к преподаванию биологии и географии, углублению их экологических разделов и практическим мероприятиям по охране окружающей среды. Экологическое воспитание нередко слабо опирается на научные знания. Оно продолжает строиться на принципах антропоцентризма, субъективизма, на основе переноса нравственных оценок в мир природы. Изучение категории «отношения живое-среда» нередко ограничивается психологической плоскостью, сводится к субъективным отношениям человека к природе.

Ключевые слова: экология, устойчивое развитие, образовательный стандарт

УДК: 37.02; 502

 

    Сегодня Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС) предоставляет общеобразовательным учреждениям широкие возможности для перевода экологического образования на качественно новый уровень. В требованиях стандарта к результатам освоения основной образовательной программы показатели экологического образования представлены в виде предметных (экологическая грамотность), метапредметных (экосистемная познавательная модель, экологическое мышление) и личностных результатов (экологические ценности). Эти результаты характеризуют разные стороны главного результата экологического образования – экологической культуры учащихся. Требования ФГОС отражают современную Концепцию общего экологического образования (РАО, 2010 г.) [3].

    Однако, изучение  хода  начала реализации ФГОС в массовой школе вызывает озабоченность. Большие возможности стандарта по подъему экологического образования на качественно новый уровень могут так и остаться потенциальными, если педагоги не поймут специфики его современного содержания. Если экологическое образование будет по-прежнему пониматься, главным образом, как естественнонаучное и сводиться к охране природы (хотя это тоже важно), мы неизбежно столкнемся с несоответствием между заявляемыми целями (планируемыми результатами) современного экологического образования и педагогическими способами их достижения.

    Каким должно быть содержание общего экологического образования для достижения своей цели? Достаточно ли для этого совокупности экологических компонентов, которые уже присутствуют в содержании действующих восьми школьных учебных предметов? Эти компоненты – отражение в содержании учебных предметов объективно идущего процесса экологизации разных наук, как источников отбора их содержания. За последние десятилетия экологическая составляющая в учебных предметах существенно усилилась (биоэкология, геоэкология, экология человека, элементы социальной экологии – демографические проблемы, вопросы промышленной экологии, экологический дизайн и др.). Нужно ли и дальше расширять предметный компонент экологического содержания или уже достаточно? А если нет – то, в каком направлении продолжать развитие содержания экологического образования?

    Прежде всего, надо хорошо понимать, что экологическое содержание, «профильтрованное» через учебные предметы, подчинено, прежде всего, целям и задачам этих предметов. Более того, это содержание осваивается с помощью присущих для учебных предметов методов познания и опирается на их понятийно-терминологический аппарат. Поэтому раздел экологии в биологии – это, прежде всего, биологическое образование. Раздел геоэкологии в географии – это географическое образование.

    Анализ опыта отечественного и зарубежного школьного экологического образования доказывает, что частнонаучное и прикладное экологическое знание, которое реализуется  сегодня в содержании учебных предметов, хотя и вносит определенный вклад в экологическую ориентацию предметных результатов, но самостоятельно не способно сформировать экологическую культуру современного человека во всей ее многосторонности [1].

    Экологические компоненты учебных предметов – это лишь необходимые элементы того содержания общего экологического образования (по сути, это – начальная экограмотность), которое способно обеспечить формирование экологической культуры.

    Речь идет об интегрированном, естественнонаучно-гуманитарно-технологическом «экологическом образовании», или «экологическом образовании для устойчивого развития» (ЭОУР).

    Для формирования экологической культуры необходимо интегрированное содержание экологического образования (а не его лоскутообразные нескоординированные предметные элементы). Для интегрированного содержания характерно новое качество – свои, специфические: объект изучения, методы познания, понятийно-терминологический аппарат. Так, если в биоэкологии экосистема – это биоценоз в биотопе, то в экологическом образовании для УР единицей познания выступает экосистема – как природная или социоприродная система в единстве с окружающей ее социоприродной средой. Существенно различается и понятийно-терминологический аппарат биоэкологии (экологическая ниша, ярусность, симбиоз, пищевые сети…) и интегрированного экологического образования (экологическое качество жизни, качество окружающей среды, индикаторы устойчивого развития, биосферосовместимость, социальное партнерство, экологический и нравственный императив и др.). А  сходные термины часто имеют разное смысловое содержание (напр., экосистема и др.).

    Если методы изучения в биоэкологии – биологические (подсчет продуктивности экосистемы, мониторинг и оценка экологического состояния водоемов и т.д.), то в экологическом образовании для устойчивого развития это – экосистемная познавательная модель (ЭПМ). ЭПМ – специфический для интегрированного экологического образования методологический инструмент познания. Он позволяет рассматривать любую социоприродную систему во взаимосвязи с окружающей ее средой, с выявлением не только экологических, но и социальных и экономических факторов риска этой системы, запасов ее устойчивости, возможностей контроля за рисками, прогнозом путей устойчивого/неустойчивого развития этой системы и возможностью ее управления. Экосистемная познавательная модель – инструментальная основа для формирования экологического мышления, которое нацелено на выявление (понимание) противоречия социального и природного в системно организованном окружающем человека мире. Овладение экосистемной познавательной моделью – показатель того, что учитель на правильном пути к пониманию особенностей современного экологического образования в интересах устойчивого развития.

    Характер предметных умений и умений в экологическом образовании для УР также существенно отличается. Так, в школьных предметах, получая то или иное учебное задание, учащийся должен дать ответ, который может быть правильным или неправильным. Причем правильный ответ – однозначный. Иная картина в экологическом образовании. Объект изучения – отношения «живое – среда» в социоприродных системах. Эти отношения – многофакторны, имеют вероятностный характер и многовариантность путей реализации. Отсюда и многовариантность правильных решений! При этом каждый из вариантов решения имеет свою степень риска для конкретной окружающей среды, здоровья и безопасности жизнедеятельности  окружающих людей. Не случайно, в учебных проектах, направленных на  решение одной и той же экологической проблемы, предлагаются разные решения!

    Так что же такое экологическое образование для устойчивого развития?  Направленное на формирование экологической культуры человека XX1 века, оно изучает и корректирует отношения между человеком – обществом, производством и природой, в их взаимосвязи, на основе осмысления экологических и нравственных императивов. Ценности экологического образования для устойчивого развития: жизнь на Земле во всех ее проявлениях; «допустимое, гармоничное, сбалансированное развитие общества и природы в рамках экологического императива»; ресурсный подход к развитию любых социоприродных систем во всем их многообразии на планете.

    Так трактует современное экологическое образование и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития и международные рекомендательные документы Декады ООН по образованию для устойчивого развития (2005-2014 г.г).

    На наш взгляд, одна из главных проблем массовой практики школьного экологического образования – в отождествлении педагогами его многоаспектного содержания, преимущественно, с его естественнонаучным компонентом, и слабое внимание к реализации его социально-гуманистических идей. Современное экологическое образование, о котором мы ведем речь – это образование не в области биологии или географии, это не прикладное образование в области охраны природы, здоровья человека, экологии в быту и прочих важных практических вопросов. Это – не часть общего образования, а его смысл, его сквозной вектор – так же, как и экологическая культура – это не самостоятельный вид культуры, а ее вектор, как генеральная культурная стратегия деятельности человечества по пути коэволюции общества и природы [4]. Современное экологическое образование направлено на формирование с детских лет миропонимания значения сбалансированности социальных интересов и природных возможностей удовлетворять их без разрушения экологических основ жизни в биосфере. Поэтому экологическое образование для УР выходит за рамки «предметных интересов» и пользуется другими, чем «предметная экология» методами познания, иным понятийно-терминологическим аппаратом и имеет свой междисциплинарный объект изучения – социоприродные экологические системы и ресурсы их устойчивого развития.

    Следовательно, современное экологическое образование не сводится  лишь к знаниям экологических проблем современности. Его задача – помочь личности социализироваться в обществе, в котором происходит стремительная «экологизация» всех сторон его жизни, всех видов деятельностей, всех профессий – в обществе, в котором глобализация экологических рисков становится все более реальным вариантом развития событий.

    Это влияет на структуру содержания экологического образования для устойчивого развития. Согласно Концепции [3], в содержании экологического образования  для устойчивого развития выделяется три содержательных линии. Экология природных систем («Учусь экологическому мышлению»); Экология человека («Учусь управлять собой: моя экологическая культура»); Социальная экология   («Учусь действовать: мои экологические проекты»). Каждая из выделенных содержательных линий носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирована на преемственную реализацию в инвариантном и вариативном компонентах содержания общего образования  на основе системы ключевых задач. Каждая из этих линий опирается на содержание всех учебных предметов (особенно на их экологические компоненты), но имеет качественно иной уровень – уровень интегрированного знания. Объектом их изучения выступают социоприродные системы разного уровня, взаимодействующие между собой и с окружающей их средой – это область и естественнонаучного, и социально-гуманитарного, и технологического знания плюс умения пользоваться возможностями ИКТ.

    Многие скажут – но ведь это совсем другое экологическое образование, чем мы занимались раньше. Да, другое. Проблема в терминологии: эволюция сущности экологического образования, к сожалению, не привела к кардинальному изменению его названия. Раньше это – «экологическое образование», сегодня – «экологическое образование для устойчивого развития». На такие «мелочи» как «для…» можно не обратить внимания, если иметь «смутное представление» о современных международных документах в области устойчивого развития. Речь идет о Концепции устойчивого развития, Повестке Дня на ХХI век, Хартии Земли, европейской Стратегии ООН по образованию в интересах устойчивого развития  и т.д. Материалы этих документов нацеливают педагогов на развитие у подрастающего поколения глобального мышления, формирование представлений об условиях жизни людей в ближайшем будущем, ориентируют на индивидуальные действия  и поведение,  снижающих рост  экологических рисков и угроз [2].

    Но в массовой педагогической практике, до сих пор, экологическое образование сводится преимущественно к преподаванию биологии и географии, углублению их экологических разделов и практическим мероприятиям по охране окружающей среды. Экологическое воспитание нередко слабо опирается на научные знания. Оно продолжает строиться на принципах антропоцентризма, субъективизма, на основе переноса нравственных оценок в мир природы. Изучение категории «отношения живое-среда» нередко ограничивается психологической плоскостью, сводится к субъективным отношениям человека к природе (субъект-субъектные отношения), оставляя «за кадром» закономерности объективных отношений общество-природа, которые и определяют существо экологических императивов и, в конечном счете, осмысление человеком границ допустимой деятельности в окружающей среде. Принципы устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы остаются мало известными не только учащимся, но и педагогам…

    Ведущие идеи современной дидактики экологического образования для устойчивого развития в концентрированном виде представлены в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития. Документ опубликован. Он разработан с участием ведущих специалистов в области экологического образования, одобрен Президиумом РАО в сентябре 2010 года. Но до сих пор степень осведомленности о Концепции среди учителей-практиков крайне невелика. Публикации такого рода способствуют пониманию учителями школ сущности современного экологического образования для устойчивого развития.

 

Литература

  1. Дзятковская Е.Н. Экологизация как взаимодействие предметного и аспектного содержания образования /Е.Н. Дзятковская. // Педагогика. 2013. № 4. С. 24-33.
  2. Захаров В.М.  Определение пути в «Будущее которого мы хотим» (По материалам конф. ООН по устойчивому развитию «РИО + 20»). // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2013. № 2.
  3. Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 2. С. 4-15.
  4. Ягодин Г.А. Проблемы экологического образования / Г.А. Ягодин, Л.Т. Третьякова. // Образование в области окружающей среды : сб. докл. III Всесоюз. конф. Казань, 1990. Т. 1. С. 3-14.

 

 

ON THE PROBLEM OF THE ADEQUACY OF THE CONTENT OF THE THE ENVIRONMENTAL EDUCATION TO THE EXPECTED RESULTS

E.N. Dzyatkovskaya, A.N. Zakhlebny
Russian Academy of Education

Abstract: In popular teaching practice environmental education is still mainly teaching biology and geography, deepening their environmental sections and practical measures for the protection of the environment. Environmental education is often slightly based on scientific knowledge. It is built on the principles of anthropocentrism, subjectivism, on the basis of the moral evaluations transferring in the natural world. The study of the category “relationship living beings – environment” is often limited to the psychological plane, is reduced to the subjective relationship of a man to the nature.

Keywords: ecology, sustainable development, educational standard