Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Е.В. Колесова
Московский институт открытого образования
ekolesova@mail.ru

 

Аннотация: Одной из актуальных задач современного экологического образования является не только постоянный поиск новых форм, методов, приёмов и содержания экологического образования, но и сохранение “багажа” экологического образования, накопленного за два предыдущих десятилетия, который во многом ещё не оценён и который может стать бесценным ресурсом развития не только экологического, но и всего образования в будущем.

Ключевые слова: устойчивое развитие, образование, школа

УДК: 37; 502

 

    Анализ современного состояния экологического образования (ЭО) показывает, что эта сфера профессиональной деятельности перестаёт быть реальной и становится симуляционной.

    Симуляционность современного ЭО (можно рассматривать как новый этап) проявляется в том, что виртуально ЭО в России много, оно обширно и разнообразно (в интернете нашлось результатов по запросу «экологическое образование» – 94 500 и по запросу «образование в интересах устойчивого развития» – 31 600), а в реальности (за редким исключением) его попросту нет или под ним может пониматься что угодно, что подтверждается анализом реальной деятельности образовательных учреждений Москвы и ряда других регионов.

    ЭО в настоящее время весьма специфично и не поддаётся учету. Как говорят экономисты – «чтобы понять проблему – ее необходимо “оцифровать”». Данная проблема оцифровке не подлежит, следовательно, понять реальную ситуацию не представляется возможным.

    Основная проблема ЭО в настоящее время – существует огромное количество педагогических наработок, показавших свою эффективность, но подавляющее большинство из них не востребовано, потому что не имеют ресурсов для их реализации.

    В Москве «Год охраны окружающей среды» ознаменовался сокращениями специалистов в сфере ЭО. Этим специалистам негде работать. Симуляционность свойственна, конечно, не только ЭО. Это лишь некоторое отражение современной действительности производит самодостаточные и независимые от прототипов симулякры (Симулякр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») – это «копия», не имеющая оригинала в реальности), образуя среду обитания современного человека, которая называется «информационным обществом». Информационное общество является обществом коммуникаций, моделирующим реальность, т.е. является симуляционной реальностью [1].

    Дела с экологическим образованием в России обстоят хуже, чем можно представить. Специалистов в области ЭО не готовят уже многие годы. Считается, что быть специалистом в области ЭО может каждый и для этого ничего не нужно. Чтобы заниматься, например, математическим образованием – надо знать математику, химическим – химию и т.д., а для ЭО достаточно некоторого энтузиазма, как правило, на грантовой основе.

    Если обратиться к федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) для общеобразовательной школы (на который уже начали переходить общеобразовательные учреждения), то можно увидеть, что он в значительной мере экологизирован [3].

    В стандарте начального общего образования говорится об «освоении основ экологической грамотности», «системе знаний об основах здорового и безопасного образа жизни», «формировании экологической культуры» и т.д.
В стандарте основного общего образования особое внимание обращает на себя повторяемость в стандарте словосочетаний/понятий: «здоровый и безопасный для человека и окружающей его среды образ жизни» – повторяется 12 раз; «экологическая культура» – 8 раз; «экологическое качество окружающей среды» – 3 раза; «экологическое состояние окружающей среды» – 1 раз; «устойчивое развитие» – 3 раза, причем, речь идет об «осознании значимости концепции устойчивого развития».

    Вызывает недоумение не только некорректность (в государственном образовательном стандарте!) формулировок «экологическое качество окружающей среды» и «экологическое состояние окружающей среды», но и то – каким образом планируется достижение «осознания значимости концепции устойчивого развития», ведь о самом устойчивом развитии только лишь упоминается в курсе географии (и больше нигде).

    Много вопросов вызывает и педагогическая задача по «овладению (школьниками) экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды». Как минимум, не ясно – что это вообще за модель такая, а уж как ей «овладеть» – не ясно вдвойне.

    Так же не понятно, – зачем в курсе физики «формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов…» – представляется, что задача современного образования заключается в прямо противоположном – формировать представления о рациональном природопользовании.

    Анализируя ФГОСы, и существующую ситуацию, становится очевидным, что для достижения целей ЭО (или хотя бы продвижения к ним) на сегодняшний день, не определены средства (любые) для их достижения. Не предполагается контроль за исполнением, практически нет кадров, способных реализовывать ЭО в той мере, как заявлено в стандартах.

    ЭО в широком смысле, включая просвещение, переходит в формат пиара и самопиара. А экологическое содержание становится информационным поводом. «Экологичность» стала брендом. А ЭО, которое может позволить себе какое-либо учреждение теперь должно «работать» на его имидж и означать некую респектабельность (далеко не все могут себе позволить, т.к. за ЭО надо чтобы кто-то платил).

    Время приучило к пониманию того, что любой проект будет жизнеспособен, если он хоть кому-нибудь прагматически нужен.

    Принято считать, что выгодополучателем от реализации экологического образования и образования в интересах устойчивого развития (в данном случае я не развожу эти понятия) является государство и общество. Но практика последних десятилетий показала, что государству достаточно деклараций и пафосных отчетов (часто имеющих очень мало общего с действительностью), а до реализации ЭО, практически, нет дела. И анализ нового государственного образовательного стандарта это в значительной степени подтверждает (продекларированные экологоориентированные цели нового стандарта не обеспечены средствами не только для их достижения, но даже для приближения к ним). От общеобразовательной школы (в рамках реализации стандартов) требуется: «описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся». Получается, что сама деятельность не важна – важно её описание! (симуляционная реальность).

    Как ни странно – выгодополучателем от реализации ЭО в нашей стране становится крупный бизнес.

    В середине июня (2013 г). в Общественной палате РФ прошел круглый стол “Корпоративная социальная ответственность – приоритет устойчивого развития России: опыт, проблемы, перспективы”. На нем присутствовали различные представители бизнеса. Одной из главных проблем, заявленной на этом круглом столе было отсутствие обязательного экологического образования в нашей стране.

    Для бизнеса ЭО в настоящее время означает:

  • понимание и поддержка обществом социально ответственных компаний (а это продвижение на рынке и конкурентоспособность);
  • репутация;
  • возможность устойчивого развития корпорации (крупный бизнес, особенно за рубежом уже живет в терминах «устойчивого развития»). Его вынуждают к этому международные стандарты, например, стандарт «Глобальной инициативы по отчетности», где заложен принцип «триединого итога»: экономика компаний, экология производства и социальная политика (в России есть стандарт ИСО 26000).
  • рост капитализации, связанной с заинтересованностью компаний внедрить современные подходы в области безопасности своего производства и услуг, социальной и экологической политики для повышения устойчивости своей деятельности;
  • для российских компаний – это возможность быть серьезным участником на международных рынках (особенно, когда Россия вступила в ВТО).

    Если дальше говорить в терминах «зеленой» экономики, то речь идет не только об увеличении человеческого капитала, но и о формировании, так называемого, «институционального капитала», когда в обществе накапливаются экологические знания, на основе которых (рано или поздно) будет осуществляться принятие решений на различных политических уровнях и различных уровнях управления экономикой [2]. Все это, в свою очередь, будет содействовать эффективному формированию, накоплению, воспроизводству и использованию всех видов капитала.

    А уже сегодня (в России) знание позволяет снизить удельное количество энергии, необходимое для производства заданного материального результата» [2].

    О заинтересованности бизнеса в ЭО говорит и спонсорская поддержка, например, летних молодёжных экологических лагерей, которых сейчас великое множество.

    К сожалению, новые образовательные стандарты не отвечают в достаточной степени запросам современного экономического развития России, хотя в период ожидания очередной рецессии, которую уже предсказали российские экономисты, образование, ориентированное на «зеленую» экономику могло бы стать фактором, способствующим экономическому благополучию страны.

    Таким образом, понимая современную ситуацию, необходимо избавиться от иллюзий относительно того, что ЭО в обозримом будущем станет опять таким, каким было во «времена надежд» конца 90-х и/или «тучных 2000-х». ЭО вошло в свой новый этап, становясь всё более виртуальным, и всё менее натуралистическим. В ЭО всё больше используются методы, формы и средства профессиональной пиар-деятельности. Приходит понимание того, что у пиар-деятельности и у ЭО в конечном счёте одинаковые задачи, а именно – управление общественным сознанием через формирование общественного мнения.

    Одним из немногих оставшихся реальных проектов в ЭО России является Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) по экологии.

    На основе «олимпиадной» деятельности (как единственной в ЭО, объединяющей, практически все регионы РФ) рассматривается возможность создания профессиональной ассоциации – «Ассоциации учителей-экологов».

    Представляется, что одной из актуальных задач современного экологического образования является не только постоянный поиск новых форм, методов, приёмов и содержания экологического образования, но и сохранение “багажа” ЭО, накопленного за два предыдущих десятилетия, который во многом ещё не оценён и который может стать бесценным ресурсом развития не только экологического, но и всего образования в будущем.

 

Литература

  1. Калмыков А.А. Антропология цифровой цивилизации. // Оптимальные коммуникации: Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/10/20/3311/
  2. Модернизация экономики и устойчивое развитие / С.Н. Бобылёв, В.М. Захаров. Москва: Экономика, 2011. 295 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/336

 

 

ENVIRONMENTAL EDUCATION: SITUATION IN SECONDARY SCHOOL. PROBLEMS AND PROSPECTS

E.V. Kolesova
Moscow Institute of Open Education

Abstract: One of the urgent tasks of the modern environmental education is not only a constant search for new forms, methods, techniques and content of environmental education, but also the preservation of “baggage” of environmental education accumulated over the previous two decades, which has not been evaluated in many respects and can became an invaluable resource for development not only of environmental, but also of the whole education in the future.

Keywords: sustainable development, education, school