Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ШКОЛА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Н.И. Корякина
Санкт-Петербургская академия постдипломного образования, Санкт-Петербургское отделение Центра экологической политики и культуры
natalia.koriakina@gmail.com

 

Аннотация: В этом году заканчивается объявленная ООН Десятилетие образования для устойчивого развития (ОУР). Несмотря на скромные успехи декады, актуальность ОУР не снижается с ее завершением. В статье рассматриваются причины низкой популярности ОУР в школах России, обсуждаются преимущества, которые могут получить школы от осуществления ОУР. Предлагается три простых шага, которые позволят школам интегрировать идеи ОУР в свою работу.

Ключевые слова: устойчивое развитие, школа, система образования в России

УДК: 371.3; 504

 

Образование для устойчивого развития в России

    Образование в интересах устойчивого развития рассматривается на международном уровне как одно из магистральных направлений модернизации образования, приведения его в соответствие с требованиями 21-го века. Вместе с тем, несмотря на ряд попыток внедрить образование для устойчивого развития (далее – ОУР) в школы РФ, оно не получило широкого распространения и даже в течение Декады ООН не вышло за пределы единичных образовательных площадок и круглых столов на тематических конференциях.

    Ситуация с ОУР емко резюмирована академиком Н.С. Касимовым: «Идеология ОУР в России в целом не отрицается, но и не воспринимается как универсальная образовательная парадигма, объективно отражающая вызовы времени. Продвижение ОУР в России объективно соответствует интересам страны, однако на деле тормозится» [3]. О том же свидетельствуют результаты проведенного Д.С. Ермаковым [2] опроса экспертов – специалистов в области ОУР (научные сотрудники, преподаватели вузов, методисты, активисты общественных организаций). Средняя оценка реализации задач стратегии Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН для ОУР в Российской Федерации (по 3-балльной шкале: 0 – деятельность не начата; 1 – деятельность осуществляется; 2 – деятельность развивается; 3 – деятельность завершена) составила всего 0,5.

    Опрос педагогов нескольких регионов России, проведенный тем же автором, показал, что 77,4% опрошенных знают о необходимости реализации ОУР во всех образовательных учреждениях, на всех ступенях образования. При этом лишь малая часть (10,8%) оценили свою методическую подготовку как достаточную для реализации ОУР, а  30,4% затруднились ответить (что, скорее всего, указывает на их слабое знакомство с идеями ОУР) [1].

    В 2012 году нами была предпринята попытка получения обобщенной картины представлений об образовании в интересах устойчивого развития ключевыми группами, причастными к его становлению в России [4]. Для анализа были выбраны сборники тезисов докладов ежегодных конференций Российского зелёного креста «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» (2008-2011 гг). Данную конференцию можно назвать самой значимой и представительной в интересующей нас области. Тексты тезисов рассматриваются нами как определённая социальная практика, т.к. они являются публичным выражением взглядов специалистов в области образования в интересах устойчивого развития (далее – ОУР) и показывают, как эти люди понимают контекст и выбирают категории для изложения своих мыслей. Анализировались тексты трех групп специалистов:

  • представителей высшей школы и научно-исследовательских организаций (ВУЗ);
  • педагогов школьного и дошкольного образования (условно – «практиков»);
  • сотрудников общественных организаций (НКО).

    Из трех рассмотренных групп образование в интересах устойчивого развития наиболее полно осмыслено представителями вузов. Ими чаще употребляется непосредственная терминология устойчивого развития, спектр поднимаемой проблематики наиболее близок к обсуждаемому на наиболее представительных международных площадках (например, Боннской конференции по ОУР, 2009).

    В глазах педагогов, работающих с детьми, образование в интересах устойчивого развития имеет, в значительной степени, натуралистический характер и, по-видимому, не отличается от экологического образования. Наибольшее внимание получает биология, краеведение, исследование живой природы. Среди экологических проблем много внимание получает замусоривание и энергопотребление, и значительно меньше – другие крупные экологические проблемы, включающие в себя сокращение биологического разнообразия, изменение климата, потребление ресурсов. «Язык» устойчивого развития пока недостаточно освоен педагогами. Очень мало внимания получают социальные, технологические, этические аспекты развития; решения, позволяющие человечеству встать на путь устойчивого развития.

    Следует отметить, что данные выводы нельзя автоматически распространять на всех специалистов, занимающихся проблемами ОУР.

Что образование для устойчивого развития может дать современной российской школе?

    Федеральные государственные стандарты второго поколения ориентируют школу не только на предметные, но и на метапредметные и личностные образовательные результаты. Это все острее ставит вопрос поиска соответствующих инновационных форм организации образовательного процесса, технологий обучения.

    Образование в интересах устойчивого развития является ценным источником такого инновационного опыта.

    Отметим несколько черт экологического образования, которое делает его особенно актуальным в свете перемен в нашем государстве и обществе.

    ОУР направлено в будущее. Эта направленность не является абстрактной и декларативной, а проявляется как в его целях и задачах, так и в самом содержании.

    Стремясь формировать новую культуру и экологическое сознание, ОУР постоянно обращается к инновационным педагогическим технологиям. За многие годы его существования, накоплен огромный опыт их применения, который, в случае его широкого распространения, значительно обогатит образовательную систему в целом и повысит эффективность решения поставленных ей задач.

    Особенно полезным для любой школы нам видится то, что образование для устойчивого развития объединяет множество разрозненных направлений обучения и воспитания общей идеей улучшения качества жизни настоящего и будущего поколений без ущерба для окружающей среды. Здесь интегрируются темы традиционного экологического образования, экономические, интеграция отечественного и зарубежного опыта. Все необходимые компоненты и технологии школы будущего уже не только существуют, но и апробированы. Зарубежный опыт ОУР значительно обширнее отечественного. В то же время и в нашей стране существует много интересных разработок по адаптации идей ОУР к особенностям отечественной школы.

    В школе ОУР все разрозненные ныне направления обучения и воспитания (гражданственность, толерантность, валеология, патриотизм, экологическое образование, и другие ценностно-ориентированные направления) должны выстроиться вокруг крупной системообразующей идеи.

Парадокс образования для устойчивого развития

    Налицо парадокс: образование для устойчивого развития признается важным, Россия участвует в Декаде ООН (и даже является ее со-инициатором). Образование для устойчиво развития объективно является источником инновационного опыта, так необходимого сегодняшним российским школам. В то же время оно как оставалось, так и остается образовательной экзотикой. Анализу причин этого парадокса следовало бы посвятить отдельную публикацию. Несомненно, что определенная ответственность за сложившуюся ситуацию лежит и на плечах тех, кто предлагал образовательным учреждениям (или местным органам управления образованием) те или иные варианты осуществления ОУР на практике.
Большинство предлагаемых моделей ОУР предлагали его реализацию как отдельного, нередко изолированного, направления работы. В результате внедрение ОУР явно требует значительных дополнительных человеческих ресурсов в период, когда школьные коллективы и без того загружены работой, связанной с магистральными направлениями образовательных реформ (например, внедрение очередного поколения ФГОС) или растущей отчетностью, связанной с аттестацией, аккредитацией и другими мероприятиями.

    Конечно, ОУР было и будет интересно отдельным энтузиастам – педагогам, директорам, возможно, руководителям более высокого звена. Однако, для того, чтобы оно достигло своих целей, необходимо, чтобы оно стало неотъемлемым и повсеместно реализуемым направлением образования. Работая со школами и органами управления образованием, мы приходим к выводу, что для достижения реальных результатов в относительно сжатые сроки, мы должны предложить образовательным учреждениям достаточно простые, конкретные и понятные шаги по интеграции идей ОУР в практику их работы.

Шаги к школе устойчивого развития

    Мы предлагаем школам три (первых) шага к школе устойчивого развития.

1. Изменение технологий и методов обучения.

    Уже давно стало очевидно, что для перехода общества к ОУР недостаточно сообщить людям набор экологический знаний, обучить их конкретным навыкам и сформировать готовность принимать или одобрять какие-либо конкретные решения тоже явно недостаточно. Важно научить людей критически и системно мыслить для того, чтобы они смогли постоянно анализировать действия на индивидуальном и других уровнях и принимать наиболее адекватные решения как потребители, управленцы или избиратели. Людям также понадобится опыт решения проблем и практической деятельности. Устойчивое развитие – это образ, идеал, а не готовый рецепт. Для достижения этого образа молодежи понадобятся не только (а может, и не столько) знания из различных областей, но и скорее ряд важных личностных качеств и опыт решения проблем и практической деятельности.

    Технологии и методы работы, способствующие развитию таких личностных качеств ребенка, как системное и критическое мышление; позволяющие ему получить опыт совместной работы в решении конкретных проблем, уже внесут ощутимый вклад в осуществление идей ОУР – даже, если эти методы применялись для передачи традиционного предметного содержания.

    В этой связи особенно актуальными оказываются формы работы, вовлекающие школьников в продуктивное общение и деятельность – групповые, диалоговые формы работы на уроке; клубные формы работы во внеклассной работе и в дополнительном образовании.

    Этот шаг предложен первым потому, что он позволяет педагогам увидеть соответствие того, что предлагает ОУР, другим процессам, происходящим в современной школе, и не «отпугивает» педагога необходимостью приобретения специфических знаний, что часто бывает на практике.

2. Внедрение содержания ОУР в школьные программы.

    Содержание ОУР по своей сути межпредметно и ценностно-ориентировано. Уже давно нами были предложены содержательные линии образования для устойчивого развития [5]:

  • взаимосвязи – в обществе, экономике и природе; между ними, на локальном и глобальном уровнях;
  • гражданственность, права и ответственность;
  • потребности и права будущих поколений;
  • разнообразие – культурное, социальное и биологическое;
  • качество жизни, равноправие и социальная справедливость;
  • «устойчивые» изменения – развитие в рамках несущей способности экосистем;
  • будущее – прогнозируемое и непредсказуемое.

    Педагогам предлагается провести ревизию своих программ, чтобы найти, как те  или иные аспекты содержательных линий ОУР могут быть раскрыты в их предметах.

3. Использование школьного здания и пришкольной территории – построение образовательной среды ОУР.

    По-настоящему эффективное ОУР невозможно в стенах здания, которое демонстрирует детям отсутствие интереса взрослых к применению идей устойчивого развития на практике. В то же время, здание может стать и ресурсом ОУР.

    В ближайшие годы в России будут построены сотни школ – в одной только Москве к 2016 году собираются построить 320 детских садов и 60 школ.

    Здание может стать мощным образовательным ресурсом, позволяющим решить многие задачи ОУР не введением специальных уроков или курсов, а через демонстрацию детям особенностей функционирования здания, знакомством с современными технологиями управления школой как организацией. «Зеленое» здание – это не совокупность символических решений, а система, которая разрабатывается специалистами. Среди черт будущей школы можно перечислить:

  • технологии «умная школа» по аналогии с «умным домом» в европейском понимании;
  • «умное» диодное освещение;
  • по-возможности, натуральные материалы при строительстве и оформлении;
  • озеленение, как средство повышение настроения, оздоровления климата и как наглядный материал;
  • «зеленая крыша», которая может служить дополнительной территорией для изучения биологии и экотехнологий.

    «Зеленое здание» станет не только наглядным пособием. Оно позволяет экономить на затратах на функционирование, сохранять здоровье, оптимизировать психологический климат и самочувствие. Это уже показано в соответствующих исследованиях [6]. В Якутии нам удалось познакомиться с пригородной школой, которая дополнительно направляет на свое развитие более 3 млн рублей в год, которые экономит за счет мероприятий по ресурсосбережению.

    Очевидно, что на экологизацию всех зданий российских школ уйдут десятилетия. Однако и существующие здания смогут стать ресурсом ОУР - здание, например, может рассказать школьникам о своей нагрузке на окружающую среду через систему надписей около электрических выключателей, кранов, батарей. Оно может показать заботу администрации об экологических проблемах через ознакомление школьников с планом расходования средств на ремонт – на что хватает денег, каковы приоритеты и почему они выстроены именно так.

    На уровне педагогического коллектива эти три шага могут быть осуществлены через повышение квалификации всего педагогического коллектива школы через систему интерактивных семинаров-тренингов. По окончании обучения на каждом этапе педагоги подвергают ревизии содержание и методы своей работы так, чтобы она лучше отвечала идеям ОУР. Там, где нет возможности провести обучение всего коллектива, формируются школьные команды.

    Предложенная выше трехшаговая модель интеграции ОУР в работу школы кому-то может показаться излишне простой, а кому-то, наоборот, сложной. Вместе с тем, в сегодняшних условиях, скорее всего идеи ОУР будут истолкованы искаженно или станут бесплодной педагогической абстракцией.

 

Литература

  1. Ермаков Д.С. Образование в интересах устойчивого развития в России: состояние, оценка прогресса и перспективы // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. № 2, 2011.  С. 28-33.
  2. Ермаков Д.С. Школа на пути к устойчивому развитию.// На пути к устойчивому развитию России, 2013. № 64. С. 8-16.
  3. Касимов Н.С. Экологическое образование. Доклад на III Всероссийской Конференции по экологическому образованию. [Электронный ресурс]. 7.11.2013// Международная общественная экологическая организация Гринлайт[Офиц. сайт]. URL: http://greenlight-int.org/files/Презентации%20Экоконференция/4.Касимов.pdf (дата обращения: 10.01.2014)
  4. Кириллов П.Н., Корякина Н.И., Яркин П.А Сравнительный анализ социальных представлений  об образовании в интересах устойчивого развития// XVIII Международная конференция «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития: Рио+20» (Москва, 27-28 июня 2012): материалы и доклады / сост. В.М. Назаренко. – Владимир : Изд-во «Транзит-ИКС», 2012. С. 108-118
  5. Образование для устойчивого развития в Санкт-Петербурге. Материалы международного проекта «Интеграция ключевых идей образования для устойчивого развития в систему образования Санкт-Петербурга», СПб., 2002.
  6. Schools for the future. Design of sustainable schools case studies. London: TSO, 2006.

 

 

SCHOOL OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS

N.I. Koryakina
St. Petersburg Academy of Postgraduate Education

Abstract: This year marks the end of the UN Decade of Education for Sustainable Development (ESD). In spite of only a modest success, the importance of ESD does not diminish with the end of the decade. The article considers the reasons for a low popularity of ESD in Russian schools, and advantages that schools may get from adoption of ESD. The article also outlines three simple steps towards integration of ESD into everyday practices of schools.

Keywords:  sustainabledevelopment, school, Russian educational system