Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина
Московский институт экологического образования
mvargunova@gmail.com

 

Аннотация: Условием эффективности принятия управленческих решений является совпадение стратегической цели экологического образования для устойчивого с личностными целями субъектов образовательного процесса. Реализация наставничества возможна в условиях развивающей эколого-образовательной среды, создающей новый тип социальных отношений между субъектами образовательного процесса на основе эколого-ориентированных ценностей.

Ключевые слова: образовательный процесс, устойчивое развитие, эколого-образовательная среда

УДК: 37.033; 37.034

 

    Для принятия мировым сообществом важности концепции устойчивого развития необходим системный подход к ее осмыслению, а также развитие творческого мышления для осознания социально-экологическх проблем. Устойчивое развитие включает в себя не только вопросы охраны природы, но и вопросы экономики, энергетики, справедливого распределения ресурсов, а также проблемы инфраструктуры, социальной сферы и даже вопросы о том, счастливы ли люди, живущие в данном месте, насколько эффективно и созидательно они общаются между собой. Нас в школе никто этому не учил. Поэтому многие люди, во-первых, просто плохо информированы в глобальных вопросах, а во-вторых, смотрят достаточно узко и просто не связывают одну проблему с другой. И также, к «сожалению, очень немногие политики могут мыслить системно и на долгую перспективу.

    Вместе с тем суть устойчивого развития проста и сложна одновременно. Человечеству всего лишь надо осознать, что мы живем на небольшой планете Земля, имеющей ограниченное количество ресурсов. В то же время мы до сих пор считаем экономический рост – величайшим благом. С одной стороны, нам говорят, что мы должны потреблять больше, чтобы выйти из экономического кризиса, а с другой стороны, понятно, что ресурсы Земли истощаются, и нам надо потреблять меньше, чтобы выйти из экологического кризиса.

    Сейчас мы вступаем в эру истощения ресурсов. В своем интервью Кристин Вала Рагнарсдоттир, профессор Института устойчивого развития и наук о земле Исландии, отметила, что всего лишь за 30 последних лет мы использовали 50% нефти, 50% фосфора, уничтожили 30% лесов и истощили 25% пахотных земель. По мнению К.В. Рагнарсдоттир, если весь мир будет жить, как американцы, – нам потребуется пять планет, если как исландцы – десять, если как европейцы – три, если как россияне – то две. А у нас есть только одна...

    На симпозиуме лауреатов Нобелевской премии в мае 2011 года в Стокгольме было сказано: «Мы первое поколение, перед которым стоит проблема последствий глобальных изменений, поэтому мы должны изменить свое мышление, чтобы у последующих поколений была возможность жить на этой Планете». Сейчас часто можно услышать словосочетание «”Зеленая” экономика». С одной стороны, что может быть проще – при создании любого бизнеса необходимо учитывать его краткосрочное и долгосрочное влияние на окружающую среду, а с другой стороны, мало кто понимает, как это можно сделать. Идеи «зеленой» экономики должны идти рука об руку с внедрением образования для устойчивого развития как для детей, так и для студентов, для чиновников, для лиц принимающих решения, для всех заинтересованных граждан [1].

    Условием успешности реализации экологического образования для устойчивого развития, эффективности управления является совпадение цели ЭОУР с личностными целями субъектов образовательного процесса. Стратегическая цель ЭОУР – содействие улучшению состояния окружающей среды на всех уровнях – от локального до глобального. Личностная цель – личностный рост и развитие, получение общественно значимого результата, важного как для каждого участника образовательного процесса, так и для общества в целом. Активная деятельность в социуме по выявлению и содействию решению экологических проблем позволяет учащимся не только достичь конкретного положительного изменения в состоянии окружающей среды, но способствует их личностному росту и самосовершенствованию. Создание условий для самореализации и развития учащихся в условиях социально-значимой деятельности является мотивирующим фактором, позволяющим школьникам овладеть знаниями и умениями, необходимыми для эколого-ориентированного образа деятельности. Поэтому преимуществом ЭОУР является: повышение эффективности образовательного процесса; удовлетворенность участников результатами образовательной деятельности; возможность управления сообществом детей и взрослых как единым организмом на основе эколого-ориентированных ценностей; установление оптимального уровня сплоченности и доверия между субъектами образовательного процесса; привлечение педагогов с высоким профессиональным уровнем; положительное позиционирование в социуме, повышение имиджа образовательного учреждения.

    Ожидаемый результат в обучении решению экологических проблем может быть представлен в следующем виде: способности творчески подходить к принятию решения, используя различные приемы, самоопределяться, делать выбор, беря на себя ответственность за полученный результат; получении практического опыта и решения местных экологических проблем, участия в экологических акциях.

    Экологическое образование имеет компетентностную направленность, связанную с развитием значимых для учащихся ключевых образовательных компетентностей. Оно строится на системно-деятельностной основе и направлено на формирование творческой инициативной личности, готовой реализовать свои индивидуальные способности и потребности. При этом одним из важных условий является овладение учащимися различными методами и приёмами обучения с целью выработки индивидуальных способов познания, а также поведения в учебных и жизненных ситуациях. Методы и приёмы обучения должны быть направлены на то, чтобы использовать опыт каждого ученика, помочь становлению личности в учебной и социально-значимой деятельности, направленной на содействие решению социально-экологических проблем. В таких условиях учащиеся проявляют интерес к познанию окружающего мира, пытаются выработать свое собственное отношение к природе. Среди мероприятий по содействию решению местных экологических проблем, доступных для школьников можно выделить следующие: проведение экологического мониторинга; сбор и распространение информации об экологических проблемах; выступление в СМИ; привлечение внимание населения, местной администрации к экологическим проблемам территории; участие в природоохранных акциях по очистке и благоустройству территорий; изменение своего образа жизни в отношении окружающей среды и природы.

    Нами были выделены три стадии вовлечения учащихся в социально-значимую деятельность по содействию решению экологических проблем в рамках трехстадийной технологии ЭОУР, разработанной сотрудниками кафедры экологического образования и устойчивого развития Московского Института открытого образования.

    Первая стадия предполагает овладение учащимися методиками исследовательской и проектной деятельности по изучению состояния окружающей среды, а также проведение мониторинговых исследований. Данная стадия направлена на формирования экологических знаний, умений, навыков на базе практической деятельности учащихся, включающей наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности. Практическая деятельность в рамках школьного экологического мониторинга направлена на выработку умений работы с оборудованием, овладение умениями исследовательской работы по оценке состояния окружающей среды. При этом могут быть проведены работы по оценке экологического состояния местных водоемов, почвы, атмосферы, изменения биоразнообразия. Это позволяет более целостно оценить основные характеристики определенной территории как среды обитания не только людей, но и других живых существ. Данные работы могут быть проведены как в системе урочной деятельности, так и в дополнительном образовании. Рассмотренный этап является подготовительным для активной деятельности в социуме, поскольку при этом происходит самоопределение школьников, формирование личностных качеств, необходимых для активной и продуктивной деятельности вне школы.

    Вторая стадия предполагает анализ результатов исследований, постановку проблемы и поиск возможных вариантов ее решения. В процессе работы учащиеся учатся планировать свою деятельность, прогнозировать возможные результаты, анализировать отобранный материал, сопоставлять факты, приобретают умения оценки экологической ситуации. Анализируя результаты исследований, школьники овладевают способами работы с литературными источниками, современными информационно-техническими средствами, учатся представлять результаты исследования перед аудиторией, защищать свою позицию, оценивать себя и других, пропагандировать экологические знания.

    Отправными точками для выявления экологических проблем могут стать: результаты собственных исследований; анализ местной печати; опрос мнения специалистов; администрации района; местного населения, от которого в первую очередь зависит экологическое состояние той или иной территории. На этой стадии происходит овладение умениями обрабатывать информацию, формулировать выводы, применять полученные знания на практике для поиска решения социально-экологических проблем, выработки экологически грамотного поведения, здорового и безопасного образа жизни.

    Третья стадия заключается в разработке и проведении социально-значимых проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды. Проектная деятельность включает планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения конкретной проблемы, четкое распределение обязанностей, заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Проектная деятельность используется в том случае, когда возникает творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. При реализации проектов существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Проект ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного промежутка времени. В процессе проектной деятельности формируются умения разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального или коллективного проекта, направленного на решение социально значимой проблемы [4].

    По окончании работ необходимо обсудить, какие изменения произошли, достигнута ли поставленная цель, что наиболее хорошо удалось, а что необходимо улучшить.

    Уникальной особенностью организации деятельности по содействию решению социально-экологических проблем является возможность включения родителей. Это создает условия для получения жизненно важных знаний и умений в области безопасного взаимодействия с окружающей средой, информации о деятельности школы, возможность участия в совместных мероприятиях вместе с детьми, способствующих сплочению семьи, что в свою очередь положительно влияет на восприятие в социуме образовательного учреждения. При этом формируется детско-взрослое сообщество связанное едиными целями, задачами, направленными на личностный рост и развитие всех субъектов образовательного процесса. Результатом является формирование экологической компетентности у всех субъектов образовательного процесса.

    Содействие улучшению состояния окружающей среды неразрывно связано с организацией социального партнерства в системе семья – школа – местные муниципалитеты – СМИ. Сплоченность всех субъектов образовательного процесса в условиях социально-значимой деятельности является необходимым условием для раскрытия их творческого потенциала. При этом учащиеся и учителя ориентируются на общие цели, совместно выполняют определенные действия. Успех совместной деятельности будет зависеть от распределения обязанностей между участниками образовательного процесса, коллективного обсуждения целей, задач и плана действий, уровня развития коммуникативных качеств, способности к адекватной само и взаимооценке собственных действий и поступков [3].

    Формирование детско-взрослого сообщества создает условия для наставничества (коучинга) в экологическом образовании. Наставничество – это процесс, поддерживающий и поощряющий обучение и создающий условия для: раскрытия возможностей обучающихся; разработки и утверждения плана личностного развития (ПЛР); поддержки в процессе реализации ПЛР; помощи в оценке результатов.

    Профессиональные качества наставника: способность вступать в контакт и конструктивно общаться; эффективно сотрудничать со всем участниками образовательного процесса; понимать принципы эффективной работы с представителями различных социальных групп; осознавать наставничество как долговременную деятельность; устанавливать цели и разрабатывать планы развития универсальных учебных действий в процессе совместных мероприятий по содействию решению социально-экологических проблем [2].

    Реализация наставничества возможна в условиях развивающей эколого-образовательной среды, создающей новый тип социальных отношений между участниками образовательного процесса на основе эколого-ориентированных ценностей.

    Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-16-77003.

 

Литература

  1. Инновационное образование навстречу зеленому росту и eстойчивому развитию / АНО «Содействие». – Петрозаводск, 2013. 119 с.
  2. Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М. Рай. СПб.: Питер, 2003. 204 с.
  3. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования / Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В. Моргун. М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. 336 с.
  4. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Экологическое образование для устойчивого развития: программно-методические материалы. Вестник Московского образования, выпуск 6, 2013, с. 51-260

 

 

USING SOCIAL PEDAGOGICAL TECHNIQUES FOR MANAGEMENT DECISIONS IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL EDUCATION

M.V. Argunova, T.A. Plyusnina
Moscow Institute of Open Education

Abstract: The important conditions for effective management decision-making are similar strategic objectives for sustainable environmental education and the personal goals of educational process. Implementing mentoring opportunities in a developing eco-educational environment, creating a new type of social relations between the subjects of the educational process on the basis of eco-oriented values.

Keywords: educational process, sustainable development, eco-educational conditions