Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В МОСКВЕ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Д.В. Моргун
ГБОУ Московский детский эколого-биологический центр
mgsun.edu@mail.ru

 

Аннотация: В статье подчеркивается актуальность эколого-биологического образования детей посредством дополнительного образования, уникальность самой системы дополнительного образования. Обобщен опыт эколого-образовательной деятельности столичных учреждений. Приведена история становления юннатского движения и современное состояние экологического образования в Москве. Представлены подходы к решению проблем дальнейшего существования и развития дополнительного эколого-биологического образования.

Ключевые слова: дополнительное экологическое образование детей, эколого-биологическая направленность, экологическая культура, юннатское движение

УДК: 374; 504

 

Теоретико-методологические положения

    Дополнительное образование детей эколого-биологической направленности представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры личности обучающегося. В настоящее время практически общепризнанно, что формирование экологической культуры личности и общества — основная цель экологического образования, реализуемая преимущественно в учреждениях дополнительного образования. Под экологической культурой личности обычно понимают комплекс нравственно-этических ценностей и деятельностных принципов в отношениях человека, природы и общества.

    Актуальность такой образовательной установки представляется тем более очевидной в крупных городах — мегаполисах, поскольку человек в них находится в комплексе сложнейших социальных, экономических отношений. Поскольку экологическое воспитание ранее было недостаточно развито в системе общего образования, приоритетным становится значение учреждений дополнительного образования, выполняющих ряд функций. В настоящее время эколого-биологическое образование отражает возрастающую социальную потребность в изменении сознания людей, формировании у них целостных представлений о глобальной взаимосвязи природы и человека, о взаимозависимости будущего человечества и природы. Экологическое образование направлено на становление особой культуры, которая проявляется в сознательном бережном и внимательном отношении населения страны к здоровью окружающей среды и человека. В задачи экологического образования входит широкий круг как локальных вопросов, связанных с проблемами сохранения биологического разнообразия, охраны природы, так и политически важных вопросов, ориентированных на предотвращение дальнейшей эскалации экологических кризисов.

    Таким образом, в содержание дополнительного эколого-биологического образования в современных социокультурных условиях входит прежде всего направленность на решение социальных и этических задач.

    Особое место в эколого-биологическом образовании отводится системе дополнительного образования, которая позволяет создать каждому обучающемуся достойные условия для овладения новыми, специфическими знаниями, для развития собственных способностей и самореализации. Система дополнительного образования, сложившаяся в настоящее время в России, является уникальной в мировом масштабе.

    Кроме того, экология в настоящее время представляет собой комплексное, междисциплинарное знание. Это связано также и с возрастающей ролью биологии в решении гуманистических и социокультурных задач. Таким образом, сам ход развития науки делает востребованными образовательные технологии в области экологии, а формирование будущих квалифицированных специалистов-экологов начинается именно в системе дополнительного образования.

    Необходимость и актуальность экологического образования связана с формированием активной патриотической позиции, что осуществляется через изучение и охрану природы родного края. Развитие гармонической, целостной личности включает в себя как формирование представлений о глобальной взаимосвязи человека и окружающей среды, так и активную практическую деятельность по охране природы своей родины. Это наилучшим образом достигается в системе дополнительного экологического образования, где воспитательная работа и обучение проходит по многим направлениям как в условиях практики и экспедиции, так и при проведении массовых экологических акций и мероприятий, которые также обуславливают успешную социальную адаптацию обучающихся, обеспечивают творческую самореализацию, предоставляют возможность общения с единомышленниками.

    Таким образом, экологическое образование создает предпосылки для развития самосознания развивающейся личности, неотъемлемым элементом которого является экологическая культура и ответственность, понимание законов живого мира и активная позиция в вопросах охраны окружающей среды. Учреждениям дополнительного образования детей принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных учреждений обладает высокой адаптацией к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные образовательные и другие потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого стандартом школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.

    Прерогатива дополнительного экологического образования в стране связана также с тем, что только в его условиях возможна грамотная профессиональная ориентация молодежи. В этой сфере создаются предпосылки научного, творческого подхода к решаемым проблемам — как мировоззренческим, жизненным, так и профессиональным. Как правило, обучающиеся приходят в учреждения дополнительного образования, уже имея познавательную мотивацию в области экологии и биологии, и задачей педагогов становится поддержание и развитие их специальных интересов. Более половины учащихся связывают с экологией и биологией свою профессиональную судьбу, поступая в дальнейшем в профильные ВУЗы. Так осуществляется профессиональная ориентация и подготовка учащихся, востребованных впоследствии как практиков, способных оптимизировать сложную экологическую ситуацию в различных регионах мира.

    Другая важнейшая сторона дополнительного экологического образования связана с приоритетами социально-воспитательной позиции. Она проявляется в возможности социализации детей и молодежи, их привлечению к общественно полезной работе. В связи с современным общественным кризисом, коснувшимся в первую очередь молодого поколения, обозначилась естественная необходимость в создании ориентиров социального поведения, что в полной мере реализуется в учреждениях дополнительного образования. Воспитание детей и молодежи на основе верных социально-этических идеалов природо-созидающего мышления становится, бесспорно, необходимым. Поэтому учебные объединения юных экологов привлекают множество школьников столицы, нуждающихся в общении, внимании, самореализации, утверждении жизненной перспективы. На всех этапах в этой сфере имеется возможность вести работу с одаренными детьми, причем в течение ряда лет. Индивидуальный подход к обучающимся — необходимый принцип обучения, являющийся в условиях системы дополнительного образования нормой. Замечательные условия складываются и для проведения социальной адаптации детей из неполных семей и группы риска.

    Учреждения дополнительного экологического образования работают в прочной связи со школами, оказывая различную помощь учителям-биологам и экологам. Основное направление этого взаимодействия — обмен методическим опытом, методическая помощь в проведении эколого-исследовательских и природоохранных работ, совместная организация экологических акций и научно-познавательных мероприятий. Например, в последние годы на базе школ активно проводится проектная деятельность учащихся, расширяющая творческий потенциал школьников. Задачей дополнительного образования стала грамотная с научно-методической точки зрения организация учебного процесса, в котором звено проектной технологии обучения дает эффективные образовательные результаты. Основными линиями интеграции являются совместная апробация различных инновационных методов и форм экологического обучения и воспитания, организация экологических лагерей и полевых исследовательских стационаров, экскурсионная, просветительская деятельность на «экологических тропах».

    В настоящее время система дополнительного образования проходит стадию интенсивного развития образовательных ценностей и норм, критического отбора педагогических технологий, наиболее адекватных личности обучающегося, его познавательным интересам и мировоззренческой позиции.

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала обучающихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации. К основным функциям, специфически характеризующим дополнительное эколого-биологическое образование, можно отнести:

  • воспитание экологического мировоззрения и поведения;
  • формирование комплекса специальных эколого-биологических представлений;
  • развитие общеучебных компетенций обучающихся;
  • профориентацию в области эколого-биологических дисциплин и природоохранного дела;
  • социальную адаптацию (социализацию);
  • формирование гражданско-патриотической позиции.

    Несмотря на достаточно широкий диапазон выполняемых функций, а также на, казалось бы, очевидную востребованность такой системы образовательных учреждений, развитие системы дополнительного экологического образования протекает весьма неравномерно.

    Содержание дополнительного эколого-биологического образования сформировалось в результате постепенной эволюции кружковой формы работы юных натуралистов, берущей начало в 1918 г. от организации первой станции юннатов в Сокольниках. Система дополнительного эколого-биологического образования, которая складывалась в стране с 1992 г., имела достаточно прочную базу для развития, сформировавшуюся на протяжении нескольких предыдущих десятилетий.

    В настоящее время в России существует многообразная система учреждений дополнительного образования детей по эколого-биологической направленности, костяк которой составляют сохранившиеся примерно 60% профильных учреждений на уровне субъектов Российской Федерации.

    Обобщение опыта эколого-образовательной деятельности столичных учреждений позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время содержание дополнительного эколого-биологического образования осуществляется средствами:

  • реализации дополнительных образовательных программ;
  • организации массовых эколого-образовательных мероприятий разных типов (культурно-досуговых, научно-образовательных);
  • вовлечения обучающихся в практическое формы деятельности по мониторингу и охране природной среды.

    Отметим, что эколого-биологическая направленность — исторически сложившаяся сфера дополнительного образования детей, в рамках которой:

  • создаются условия для изучения биологических и экологических дисциплин;
  • предлагаются для освоения образовательные программы разных уровней по данным дисциплинам, а также междисциплинарные программы;
  • создаются условия для разнообразной индивидуальной практической, экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности обучающихся [4].

    Базовыми принципами, на основе которых разрабатывается содержание дополнительного эколого-биологического образования, являются:

  • Принцип научности и фундаментальности, обеспечивающий познавательное отношение к окружающей среде. Он включает необходимое рассмотрение естественнонаучных, социологических, технологических концепций и теорий, их интеграцию при решении актуальных экологических проблем.
  • Аксиологический и гуманистический принцип, формирующий нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде, направляющий становление системы ценностей у обучающихся, в которой экологические идеалы имеют первостепенное значение. Высокое мировоззренческое значение образовательных программ заключается в том, что они охватывают широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного плана. Преподавание многих тем экологических курсов строится на основе так называемой коэволюционной методологии: обучающиеся постоянно воспринимают совместное развитие социальных и экологических систем как естественный, очевидный процесс. Неразрывная связь этих систем в их восприятии обуславливает целостное видение мира: любое искажение в этой картине мира — экологические и социальные проблемы, кризисы, катастрофы — воспринимается как нарушение естественного баланса.
  • Деятельностный принцип, который формирует познавательные и практические умения экологического плана, развивает волевые и творческие качества обучающихся.

    При разработке эколого-биологического содержания образования важными представляются также специфические принципы методико-биологического плана [3]:

  • единство живого;
  • системность организации живого;
  • причинность (детерминизм) и историзм процессов и явлений живой природы;
  • необходимость эмпирического, непосредственного контакта с живым;
  • сезонность природных явлений;
  • связь с краеведением.

    Для последнего десятилетия характерно активное обновление деятельности учреждений дополнительного образования в области экологического воспитания и просвещения. Причиной послужило то, что после введения в базисный учебный план общеобразовательных школ предмета «Экология» первые школьные учебники по экологии стали основой обучения и в учреждениях дополнительного образования. Затем на длительный срок в общеобразовательной школе «Экология» как отдельная дисциплина отсутствовала. Приоритет экологического образования сохранялся за системой УДОД. В Москве, например, лишь с 2007 – 2008 учебного года в учебный план общеобразовательных школ Москвы вводится предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие». Аналогичные курсы региональной экологии имеются и в нескольких других субъектах Российской Федерации. В тех регионах, где предмет «Экология» не входит в региональный компонент, как правило, имеется широкий выбор элективных курсов экологической направленности.

    Говоря о роли дополнительного образования детей в системе экологического образования страны, необходимо привести интересную аналитическую информацию, собранную руководителем детского экологического движения «Зеленая планета» к.п.н. М.В. Медведевой. При подготовке этого обобщения были изучены разнообразные материалы по экологическому образованию из 67 субъектов РФ. В своих аналитических материалах автор пишет о том, что учреждения дополнительного образования детей в большинстве регионов являются фактическим координатором экологического образования, базовым (опорным) учреждением, ведущим в этой области учебно-методическую и организационно-массовую работу. «В связи с введением профильного обучения в старшей школе, необходимостью совершенствования предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации возрастает востребованность дополнительного образования… Основная деятельность по экологическому образованию и просвещению в 70% регионов России сосредоточена вокруг станций юных натуралистов или эколого-биологических центров» [2] (с. 55). К сожалению, эти учреждения составляют около 6% учреждений дополнительного образования детей в России, и поэтому положительной следует считать тенденцию экологизации учреждений дополнительного образования художественно-эстетического, спортивного, туристического и других профилей.

 

Современное состояние дополнительного эколого-биологического образования детей в городе Москве

    Современное состояние эколого-биологического дополнительного образования детей в Москве характеризуется общими для многих других субъектов России особенностями.

    В среднем общем образовании курс «Экология» был исключен из регионального компонента базисного учебного плана в 1997 г. В связи с этим на протяжении 10 лет приоритет экологического образования детей в Москве сохранялся за системой дополнительного образования. В этот период наблюдался интенсивный процесс развития и совершенствования форм и содержания дополнительного эколого-биологического образования детей. Так, сформировались базовые учебные объединения, в которых ведется образовательная и исследовательская работа эколого-натуралистического характера; расширился масштаб экспедиционной деятельности; образовательные программы испытали влияние гуманитаризации и были обогащены культурологическими, социально-экологическими и творческими подходами.

    В 2007-2008 учебном году в базисный учебный план школ Москвы в составе регионального компонента введен курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» (руководитель проекта — академик Г.А. Ягодин, авторы курса — М.В. Аргунова, Д.В. Моргун, Т.А. Плюснина). В 2007-2008 учебном году курс был введен во всех московских школах, но в разном объеме. При разработке курса был учтен опыт эколого-образовательной деятельности в системе дополнительного образования в Москве.

    В течение последних шести лет ГБОУ Московский детский эколого-биологический центр проводит мониторинг эколого-биологической направленности дополнительного образования в Москве. Реализация экологического образования в учреждениях дополнительного образования (УДО) в административных округах города Москвы осуществляется в разной степени.

    Всего в Москве в настоящее время около 8400 обучающихся занимаются в 620 учебных объединениях в государственных учреждениях дополнительного образования по программам эколого-биологической направленности.

    Организации эколого-биологической направленности различного уровня в Москве (к 2013 г.) включают в себя следующие уровни:

  • Федеральный (ГБОУ ДОД ФДЭБЦ Минобрнауки РФ);
  • Региональный (ГБОУ МДЭБЦ ДОгМ);
  • Организации городского подчинения (в том числе ЦЭО МГДЮТ, сектор экологии ДНТТМ);
  • Окружные ОДО (ЦДТ «Тушино», ЦДТ «Бабушкинский, ЦДО «Эврика» и др.).

    К 2013 году в целом в Москве следует отметить положительную динамику развития экологической направленности, которая выражается в следующих показателях:

  • увеличение количества учреждений дополнительного образования детей и числа учебных объединений в них, занимающихся экологическим образованием (в большинстве округов);
  • экологизация образовательного пространства многопрофильных учреждений дополнительного образования детей;
  • обновление содержания эколого-биологических образовательных программ, пластичное восприятие методологических и концептуальных инноваций;
  • централизация массовых экологических мероприятий, развитие региональных этапов всероссийских массовых мероприятий для учреждений дополнительного образования детей (региональные этапы проводит МДЭБЦ);
  • развитие профессионального уровня педагогических кадров средствами городского методического объединения, специализированных курсов повышения квалификации и профессиональных конкурсов (проводимых МДЭБЦ совместно с Московским институтом открытого образования).

    Состояние эколого-образовательной работы в значительной степени зависит от того, насколько четко и рационально построена система взаимодействия между учреждениями дополнительного образования и координирующим центром (окружным методическим центром, базовой экологической организацией в округе и т.д.).

    Формы организации образовательного процесса, а также образовательные направления, признаваемые приоритетными, в московских учреждениях крайне разнообразны. Рассмотрим некоторые из них, опираясь на опыт учреждений дополнительного образования детей, реализующих эколого-биологическую направленность.

    Профильные экологические лагеря для школьников и обучающихся системы дополнительного образования стали хорошей формой работы по экологическому образованию и организации отдыха детей на природе. Так, по данным Лаборатории экологии РАО, число профильных экологических лагерей выросло со 136 в 1992 г. до 279 в 2001 г. с охватом до 21 тысяч детей. Наиболее известными экологическими лагерями последних лет стали стационары полевых исследовательских работ, организованные педагогами Московской станции юннатов (МГСЮН, ныне — МДЭБЦ), нередко — совместно со школами города Москвы. Известны полевые лагеря в Тверской области, на юге Архангельской области. На базе Звенигородской биологической станции МГУ ежегодно работает лагерь юных исследователей природы (в настоящее время это учебное объединение на базе ДЮЦ «Норд-Вест»). Основная задача таких лагерей связана с обучением общим, наиболее распространенным методикам исследования живых организмов, а также получением знаний об их экологических особенностях. Интересно отметить, что в последние годы учебные экологические лагеря действуют и на территории московского мегаполиса. Например, регулярные исследования экологического состояния районов Восточного округа проводят обучающиеся профильного объединения Черкизовского детского парка, изучают изменения фауны птиц. Благодаря плодотворному участию в программе «Птицы города» известны также обучающиеся ЦДТ «Матвеевское», участники и лауреаты всех районных и окружных экологических мероприятий.

    Характерной тенденцией в настоящее время является расширение дополнительного образования в сферу средних общеобразовательных школ, в особенности связанных в своей деятельности с городскими экспериментальными площадками по экологии. В связи с этой тенденцией в 2007-2008 учебном году был проведен анализ форм внеклассной работы общеобразовательных учреждений, работающих в рамках городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Школы экспериментальной площадки были выбраны в качестве модельного эталона, так как в них имеется многолетний опыт организации внеклассной экологической работы. Форма организации работы во внеурочное время разнообразна: работа учебных объединений (80%) и клубов (28%) по экологической тематике, природоохранная и волонтерская деятельность (52%), организация и участие в разнообразных экологических мероприятиях (100%). По эколого-биологической тематике школы участвуют в школьных и городских конференциях, посвященных актуальным экологическим проблемам современности (24%); фестивалях и конкурсах (24%); проводят экологические акции и праздники (52%).

    Работая по программам дополнительного образования, школы имеют разные формы сотрудничества с природными территориями Москвы. Учащиеся 40% школ проводят экологический мониторинг на ООПТ, изучают состояние городской среды Московского мегаполиса и на выездах, и в городских экологических лагерях. Среди школ 92% из числа опрошенных вывозят учащихся в экспедиции, на экологические экскурсии и туристические слеты, 60% — в экологические лагеря. Научно-исследовательская и проектная работа по эколого-биологической тематике силами учеников проводится в 56% школ.

    Наконец, отметим еще одну характерную для эколого-образовательного пространства Москвы тенденцию. Традиции натуралистического движения, составляющие ценностное ядро современного экологического образования, поддерживаются несколькими учебными объединениями (обычно называемыми биологическими кружками или кружками юных натуралистов), которые работают на базе научно-исследовательских организаций, музеев или высших учебных заведений. Они представлены многими старейшими в стране кружками (КЮБЗ, ВООП) ведущими эколого-биологическую работу с детьми, а также несколькими относительно молодыми коллективами (кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ, Клуб юных исследователей природы «Трампеадор», Кружок Юных Исследователей Природы на ЗБС МГУ и др.)

    Завершая краткий обзор столь разнообразного опыта дополнительного эколого-биологического образования в учреждениях и отдельных учебных объединениях, укажем, что в настоящее время очевидной стала проблема интеграции и централизации эколого-образовательной деятельности в Москве, частично решаемая средствами городского методического объединения, а также некоторых эколого-образовательных мероприятий городского уровня.

 

Общие тенденции развития региональной системы дополнительного эколого-биологического образования к концу 2013 года

    К 2013-2014 учебному году сложилась в целом благоприятная тенденция в развитии эколого-биологического образования как основы естественнонаучной направленности дополнительного образования, что отразилось в следующих тенденциях:

  • устойчивое управление системой экологического образования и просвещения «город – округ – район» на основе базовых учреждений сети;
  • централизация планирования массовых экологических мероприятий учащихся (единый календарь экологических мероприятий для учащихся);
  • развитие инновационных процессов в экологическом образовании в режиме городской инновационной площадки;
  • развитие социального партнерства учреждений охраны природы и учреждений экологического образования на трех обозначенных уровнях.

 

Реформы в системе дополнительного эколого-биологического образования за последние три года (2010-2013 гг.)

    За последние три года произошли качественные изменения в системе дополнительного образования детей в Москве. Одной из важнейших тенденций последних лет является оптимизация сети организаций, реализующих дополнительное образование. В качестве перспектив структурной организации многим организациям дополнительного образования в Москве было предложено выбрать модель дальнейшего развития. Например, включение в состав образовательного комплекса в качестве подразделения дополнительного образования (образовательный комплекс: ДОУ+школы+УДО, модель 1) или объединения нескольких организаций по ведущему профилю деятельности (УДО по профильной деятельности: УДО1+УДО2, модель 2).

    Говоря о первой модели, нужно упомянуть, что ее воплощение у ряда организаций ассоциируется с рисками потерять контингент района, округа и «раствориться» в школьном комплексе, утратить суть педагогики дополнительного образования и свести ее к внеурочной деятельности как совмещение должностей с учителем. Применительно к естественнонаучной направленности это обуславливает риск оттока научных кадров из системы и переход дополнительного образования исключительно в учительскую среду.

    В то же время, при такой модели есть возможность опираться на существующий опыт сетевого взаимодействия УДО (учреждений дополнительного образования) со школой, СПО, ВУЗом в реализации естественнонаучного образования.

    Вторая модель нам представляется более эффективной. В то же время для развития естественнонаучного образования представляется важным решить задачи, имеющие системный характер. Можно сделать несколько предложений по их решению.

1. Подходы к решению проблемы сохранения и увеличения контингента обучающихся по дополнительным программам экологического профиля.

    В целях развития системы дополнительного образования могут быть предложены следующие мероприятия, направленные на сохранение контингента обучающихся на период освоения образовательной программы.

  • Внедрение системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей свидетельства о дополнительном образовании установленного государственного образца. Получение свидетельства – мотивация для освоения полного курса программы (свидетельство может быть приложено в портфолио для поступления в ВУЗ, для перехода на другую ступень обучения и т.д.).
  • Внедрение программ, построенных на вариативно-модульном принципе (п. 10 Приказа№1008 от 29.08.2013 г. Минобрнауки РФ). Программы дополнительного образования рассчитываются не на весь учебный год, а состоят из вариативных краткосрочных модулей, реализуемых в течение учебного года. Зачисление и отчисление обучающихся проводится на каждый модуль отдельно, что позволяет удерживать стабильный мотивированный контингент.
  • Привлечение обучающихся к стажировкам на базе ВУЗов, центров технологической поддержки, научно-исследовательских организаций; создание системы стажировочных площадок. По итогам стажировки может быть предусмотрен сертификат установленного образца.
  • Внедрение образовательных программ, построенных на индивидуально-групповой основе (развитие тьюториала на базе УДО): обучающийся осваивает образовательную программу, при этом за несколькими обучающимися закрепляется тьютор (Приказ от 26 августа 2010 № 761н Министерства здравоохранения и социального развития РФ, раздел «Тьютор»), обеспечивающий индивидуальное творческое и интеллектуальное развитие по отдельной программе, для повышения мотивации обучающихся. Индивидуализация обучения способствует сохранности контингента в общем.
  • Обеспечение вариативности и разнообразия методов и педагогических технологий; профильная подготовка педагогических кадров в области дополнительного образования детей. Контингент обучающихся эффективно сохраняется в цикле разнообразных по форме и методам проведения учебных занятий. Однообразные занятия, построенные на одинаковой методической основе (например, по репродуктивному принципу или на теоретической «знаниевой» основе), не обеспечивают мотивацию к регулярному посещению занятий. Обучающиеся же идут на занятия к конкретному педагогу; они и их родители выбирают зачастую не предмет, а определенного педагога.

2. Формирование системы рейтингования УДО.

    Является важным стимулом развития эколого-биологической направленности.

    Возможные мероприятия и компоненты рейтинга.

  • Включение УДО в регистр качества образования. Формирование критериев, оценивающих оказание государственной услуги (отдельно) и государственных работ (отдельно) в измеримых показателях (количественные и качественные критерии). Количественными критериями могут быть: сохранность контингента; доля обучающихся среднего и старшего школьного возраста; доля многолетних образовательных программ; доля программ по приоритетным направленностям (научно-техническая, эколого-биологическая, естественнонаучная, туристско-краеведческая); доля обучающихся – победителей и призеров официальных конкурсных мероприятий.
  • Оценка соотношения бюджетного и внебюджетного финансирования услуги дополнительного образования. Оценивается наличие системы маркетинга спроса на дополнительные образовательные услуги; доля объема внебюджетных поступлений относительно бюджетного финансирования; система оценки качества оказания платных образовательных услуг – голосование родителей или обучающихся на сайте и т.д.
  • Оценка использования площадей и материально-технической базы УДО в образовательных целях. Для этого могут быть использованы следующие критерии: количество информационно-коммуникационных, электронных устройств (оборудования) на одного обучающегося (показатель оснащенности); общая площадь учебных помещений на одного обучающегося. Требуется: утверждение требований к материально-технической базе УДО в зависимости от реализуемых направленностей.
  • Оценка кадрового и методического потенциала УДО. Для этого могут быть использованы следующие критерии: доля педагогических работников, имеющих первую и высшую категорию, относительно общего числа; наличие собственной системы повышения квалификации и профессиональной мотивации педагогических работников (семинары, методические объединения, мастер-классы, школы начинающего педагога и т.д.); доля педагогов – победителей и лауреатов официальных профессиональных конкурсов педагогического мастерства.

3. Повышение инвестиционной привлекательности УДО в рамках сетевых проектов и программ.

    Возможные мероприятия:

  • включение УДО в сетевые проекты и системы грантовой поддержки по апробации новых подходов к изучению культурного и природного наследия региона (проекты РГНФ, РФФИ);
  • УДО как площадки для профориентации детей в рамках проектов международных фондов и общественных организаций.

4. Создание и функционирование прозрачной системы учета и движения контингента обучающихся.

    Возможные мероприятия:

  • внедрение общего регламента зачисления и отчисления обучающихся в УДО в электронной и печатной форме (корреляция системы электронной регистрации в учебные объединения УДО, печатных журналов учета работы учебных объединений, электронных журналов учета работы учебных объединений, а также регистров учета движения контингента) в виде утвержденных форм документов; создание инструктивно-методических рекомендаций по ведению учетных документов.

5. Создание и утверждение перечня официальных конкурсных мероприятий в системе дополнительного образования по направленностям согласно межведомственному классификатору дополнительных образовательных программ.

    Предлагается внедрение системы учета достижений обучающихся УДО в рамках утвержденного перечня официальных конкурсных мероприятий в системе дополнительного образования городского уровня; согласование перечня с ключевыми ведомственными мероприятиями Минобрнауки РФ; учет достижений может использоваться в рейтинге УДО и для аттестации обучающихся.

     В соответствии с новой концепцией развития дополнительного образования детей до 2020 года, сфера дополнительного образования по своей природе обладает уникальным мотивационным потенциалом, обеспечивающим высокий познавательный интерес и высокую степень личностной заинтересованности обучающихся. Именно творческая среда дополнительного образования, в отличие от традиционной среды общего образования, способна обеспечить обучающимся широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса личностных потребностей, что, в свою очередь, стимулирует их активную свободную деятельность как полноценных субъектов образовательного процесса.

    Хочется верить, что указанные системные изменения будут способствовать развитию и интересу к образованию в области естественных наук.

 

Литература

  1. Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. Серия: Педагогика дополнительного образования детей. М.: Центр «Школьная книга», 2001. 224 с.
  2. Медведева М.В. Состояние экологического образования и просвещения в регионах России // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. № 3. 2007. С. 53-59.
  3. Пономарева И.Н. и др. Общая методика обучения биологии. М.: Академия, 2003. 272 с.
  4. Эгнаташвили Т.Д. и др. Организационно-методологическая программа развития эколого-биологической направленности в дополнительном образовании детей «Живая планета». М.: МГДД(Ю)Т, 2009. С. 7.

 

 

ADDITIONAL ENVIRONMENTAL EDUCATION OF CHILDREN IN MOSCOW: HISTORY, PROBLEMS AND PROSPECTS

D.V. Morgun
Moscow Children’s Ecological and Biological Center

Abstract: The article stresses the relevance of ecological and biological education of children through additional education, the uniqueness of the system of additional education. The experience of eco-educational activities of metropolitan institutions is summarized. The history of the formation of environmental youth movement and the current state of environmental education in Moscow is shown. Approaches of solving problems of further existence and development of additional ecological and biological education are presented.

Keywords: additional environmental education of children, ecological and biological orientation, ecological culture, environmental youth movement