Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ: ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Д.А. Славинский
Кафедра экологической безопасности и устойчивого развития регионов Института наук о Земле СПбГУ
dslav@yandex.ru

Аннотация: Устойчивое развитие, как инновационное направление развития человека, территорий и общества в целом, не должно и не может продвигаться политическими решениями и финансовыми вливаниями. Анализ 20-ти лет реализации устойчивого развития выявил невозможность проведения необходимых коренных изменений в обществе только за счет технологий, методик, инструментов, норм и распоряжений. Ключевым фактором изменений является сам человек и те новые «смыслы» и «образы» будущего, которые закладываются воспитанием и образованием.

Ключевые слова: устойчивое развитие, образование, развитие территорий, человеческий потенциал.

УДК: 378; 502

 

Введение

    Практическая проектная деятельность является важнейшей частью профессионального выражения специалистов в области устойчивого развития (способ приложения профессиональных компетенций), личностного развития (возможность внести реальный вклад в решение конкретных проблем устойчивого развития). Практика жизни – это тот бескомпромиссный судья, который сразу и честно оценивает глубину нашего понимания реальности. И не редко, к сожалению, наши «великие» теоретические достижения на практике оказываются имитационным заигрыванием с жизнью. Особенно контрастно это проявляется в работе с детьми, когда на прямые и точные вопросы непосредственного детского восприятия у взрослых не всегда находятся ответы.

    Программа сотрудничества в области устойчивого развития и экологического менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета объединила профессионалов, педагогов, ученых, студентов для совместного изучения различных аспектов устойчивого развития и реализации результатов этой деятельности в практическом плане. Получив отклик реальных действий на территориях, специалисты в области устойчивого развития имеют возможность правильно оценить направленность и глубину научных и образовательных усилий. Широта восприятия результатов практической деятельности специалистов Программы сотрудничества обеспечивается работой на различных территориях (поселки, городские поселения, муниципальные округа и пр.), с различными целевыми группами (общественность, государственные и муниципальные служащие, активисты общественных организаций, предприниматели, служители религиозных культов, студенты, школьники, специалисты, педагоги и пр.). Перечислим лишь некоторые примеры практической деятельности.

 

Проекты

Проект «Школа лидерства для устойчивого развития»

    В 2007-2008 гг. при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию и Фонда «Устойчивое развитие» в рамках Программы поддержки развития муниципальных образований на территории Российской Федерации реализован консорциум проектов «Остров Валаам – наш общий дом» [2, 4].

    Консорциум включал пять проектов: 1) «Скудельная мастерская» – возрождение традиционного гончарного промысла; 2) «Экологическая площадка «Зеленый остров» – образовательные и оздоровительные программы для школьников; 3) «Детская площадка» – оборудование площадки для дошкольников; 4) «Школа лидерства для устойчивого развития» – повышение возможностей местного сообщества в решении проблем развития острова; 5) Модернизация освещения по муниципальной программе «Уличное освещение населенных пунктов Сортавальского городского поселения» – внедрение энергосберегающих технологий.

    Основные проблемы, на решение которых был направлен Консорциум проектов:

  • утилизация твердых бытовых отходов;
  • вовлечение местных жителей в решение проблем развития территории;
  • развитие инфраструктуры поддержания здоровья населения;
  • объединение островных организаций для формирования общего культурно-образовательного пространства на базе Валаамской школы;
  • организация совместной деятельности, направленной на формирование ремесленных и природоохранных навыков и развитие творческих способностей детей;
  • организация пребывания туристических групп и привлечение их к природоохранным мероприятиям;
  • повышение уровня знаний и умений у жителей для формирования социального партнерства, разрешения конфликтов, реализации проектной деятельности, привлечения финансовых средств для программ развития острова;
  • координация взаимодействия и укрепления содружества населения и организаций острова, органов местного самоуправления;
  • повышение энергоэффективности.

    Основные результаты проектов:

  1. Успешно внедряется программа энергосбережения в муниципалитете (г. Сортавала). Закуплены и установлены энергосберегающие лампы, аккумулируются средства для реинвестиций в благоустройство острова.
  2. Дети дошкольного возраста могут посещать детскую спортивно-игровую площадку, на которой разместился новый пространственный конструктор.
  3. В новых витражах и стеллажах Школьной скудельной мастерской разместилась выставка «История одного горшка», на которой представлены гончарные изделия школьников и фондов Валаамского научно-исследовательского церковно-архитектурного и природного музея-заповедника. Экспонаты выставки пополняются изделиями детей и мастеров острова, которые возрождают традиционное гончарное искусство Валаама на новом оборудовании – муфельная печь, гончарный круг.
  4. Создана экологическая стоянка, для которой закуплено туристическое оборудование. Теперь молодые жители и туристы острова смогут освоить необходимые навыки безопасного путешествия, ознакомиться с историческими и экологическими традициями острова.
  5. Пространством партнерства и взаимодействия различных организаций и жителей острова стало создание «Зеленой площадки» летней практики школьников, для которой приобретены теплица, садовый инвентарь, семена. Выращенные здесь овощи будут ценным дополнением школьного питания.
  6. Укреплению сотрудничества на острове способствует Школа лидерства для устойчивого развития, которая организуется специалистами и студентами Программы сотрудничества. На семинарах и встречах Школы все заинтересованные жители и организации принимают участие в решении проблем острова.
  7. Площадкой сотрудничества для детей и молодежи острова стал экологический лагерь. Сотрудники музея, природного парка, дома культуры, школы, детского сада и специалисты и студенты СПбГУ вместе организовали ряд мероприятий, в том числе создали экологическую тропу, поставили экологический спектакль, провели акцию «Чистый остров», рассчитали свой экологический след.
  8. Создание и развертывание деятельности Совет управления островом Валаам, включающим в себя представителей различных организаций острова и активных граждан. Задачами Совета является совместное решение проблем острова (туристическая деятельность, образование, адаптация детей острова, проблемы с водой и канализацией, благоустройство и т.д.).

 

Проект «Оценка природно-ресурсного и культурно-исторического потенциала устойчивого развития территории городского поселения Сиверский Ленинградской области»

    В 2007–2008 гг. при финансовой поддержке Администрация Сиверского городского поселения Гатчинского р-на Ленинградской обл. реализован проект «Оценка природно-ресурсного и культурно-исторического потенциала устойчивого развития территории».

    Задачи проекта:

  • оценка природного и культурно-исторического потенциала территории Сиверского городского поселения;
  • разработка предложений по организации эффективного использования и воспроизводства потенциала для их учёта при формировании генерального плана;

    Основное содержание проекта:

  • разработка методики комплексной экспертной экспресс-оценки природно-ресурсного потенциала устойчивого развития территорий муниципальных образований;
  • анализ особенностей и оценка природного и культурно-исторического потенциала территории;
  • создание серии электронных тематических карт-схем (пластики рельефа и фактического функционального зонирования территории: «инвентаризационных», отражающих особенности и состояние потенциала, «аналитических» и «прогнозных», отражающих предложения разработчиков по организации эффективного использования и воспроизводства ресурсного потенциала);
  • оснащение администрации городского поселения программным средством «ГИС-территория» (с электронной картографической основой, материалами космической съёмки и тематическими картами) – необходимым инструментом и основой развития современной системы управления;
  • разработка предложений в генеральный план развития по эффективному использованию ресурсного потенциала территории.

    В ходе проводимых работ отработано практическое применение методики комплексной экспертной экспресс-оценки природно-ресурсного потенциала устойчивого развития для территорий малых муниципальных образований.

    Анализ материалов исследований и имеющейся информации позволяет выявлять тенденции текущих изменений, разрабатывать прогноз и рекомендации по эффективному управлению развитием природного и культурно-исторического потенциала территории Сиверского городского поселения. Разработана карта рекомендуемого перспективного функционального зонирования территории, которая отражает предложения по эффективному использованию природного, экологического и культурно-исторического потенциала территории с учётом обеспечения его постоянного воспроизводства.

 

Проект «Экологический след»

    Проект реализуется с 2004 г. в сотрудничестве со Всемирной сетью экологического следа («Global Footprint Network», исполнительный директор М. Вакернагель). «Экологический след» (Ecological Footprint) – количественный показатель экологической нагрузки, который позволяет оценить потребление человечеством природных ресурсов.

    В 2004 г. состоялась первая встреча основателей и членов российского узла Всемирной сети «Global Footprint Network», на которой были определены основные направления действий:

  • изучение международной методики расчета индикатора «экологический след»;
  • определение механизмов применения индикатора в российских условиях;
  • взаимодействие между российскими и зарубежными участниками Всемирной сети.

    Основные результаты проекта:

  • внедрение концепции «экологического следа» в образовательный процесс (лекции, практические занятия);
  • просвещение школьников и населения в области экологии и устойчивого развития (практические занятия, игры, «вредные советы»);
  • издание и распространение информационных материалов «Экологический след России и россиян»;
  • перевод на русский язык доклада «Живая планета» совместно с WWF Россия;
  • повышение квалификации участников сети.

    В настоящее время проект «Экологический след» реализуется в виде образовательных программ для молодежи и школьников (занятия проведены в 15 школах Санкт-Петербурга и Устьянского района, более 2000 школьников) [3, 5].

 

Проект «Устойчивое развитие Устьянского района Архангельской области»

    С 2011 года инициирован и реализуется проект по разработке и реализации Стратегии устойчивого развития в Устьянском районе Архангельской области. Проект включает в себя разработку и реализацию комплексной стратегии развития, охватывая основные направления:

  • Создание Природного парка кластерного типа: с обоснованием и включением новой категории лесов – «социальных», для резервирования потенциала развития сельских населенных пунктов.

    Проводится разработка научного социально-экологического обоснования организуемого Природного парка (кластерного типа) на территории Устьянского района. Налаживается работа с местным населением района и мониторингом последствий вырубок лесов лесозаготовительными компаниями. Налаживается взаимодействие местного населения с представителями лесозаготовительных компаний по выделению кварталов под социальные леса Природного парка.

    С целью обмена опытом организована и проведена экспедиция на Онежский полуостров (Архангельская область) в деревню Летняя Золотица. Экспедиция была организована по вопросам устойчивого развития деревень Онежского полуострова и касалась проблем управления созданного Национального парка «Онежское поморье». Сформирован Общественный совет из представителей 15 деревень Онежского полуострова по управлению процессами природопользования на полуострове.

  • Разработка и реализация новой образовательной концепции «Образование для устойчивого развития» для сквозного дошкольного и школьного образования, семейного воспитания. Разработка и проведение образовательных семинаров для школьников, педагогов, местных жителей.

    Проведено свыше 50 научно-практических и образовательных семинаров по темам: «Устойчивое развитие», «Образование для устойчивого развития», «Экопоселения как механизм устойчивого развития сообществ», «Кризисные процессы в развитии местных сообществ», «Школьное образование для устойчивого развития», «Местная Повестка 21 для сельских территорий», «Устойчивое развитие и образовательный процесс», «Образ желаемого будущего», «Местная газета – от школьной к поселковой», «Возможности устойчивого развития в селе Кизема», «Возможности устойчивого развития в селе Синики», «Возможности устойчивого развития в деревне Орлово», «Возможности устойчивого развития в селе Дмитриево», «Возможности формирования школы деревенского хозяина в селе Шангалы», «Устойчивое развитие и будущее Устьянского района», «Устойчивое сельское хозяйство», «Школа деревенского хозяина» и т.д.

    Проведены теоретические и методические семинары с педагогическим составом школ и дошкольных учреждений Устьянского района:

  • Создана рабочая группа педагогов, психологов, методологов по разработке концепции образования для устойчивого развития для школ и детских садов Устьянского района.
  • С педагогами района были разработаны основы новой образовательной Концепции школьного образования.
  • В рамках разработки новой образовательной концепции школьного образования были организованы и проведены две встречи с академиками Российской Академии Образования (Москва) по вопросу совместной разработки и апробации образовательных программ для устойчивого развития территорий (на примере школ Устьянского района).
  • Разработана и реализуется программа повышения квалификации «Образование для устойчивого развития»: ежемесячные двухдневные методические семинары для группы педагогов Устьянского района (обучение методике «Образ-типов» и типологии различных видов мышления и восприятия знаний).
  • Студенты кафедры Экологической безопасности и устойчивого развития регионов СПбГУ в рамках учебного процесса и научных исследований разработали собственные программы для работы со школьниками. Было проведено свыше 60 семинаров и открытых уроков со школьниками Устьянского района (со школьниками разных школ), разработано и проведено несколько тематических Летних экологических лагерей.
  • Разработка и реализация инновационных методов ускоренного (опережающего) социально-экономического развития территории посредством создания социо-технологических кластеров территорий.
  • Разработка и проведение образовательных семинаров представителей Администрации.
  • Организация и проведение научно-практической конференции «Устойчивое развитие и жизнеобеспечение территорий», 2013 г., п.Октябрьский Устьянского района Архангельской области.
  • В одном из поселений района инициирован пилотный проект создания сельскохозяйсвенного кластера по инновационной методике «АС система».
  • Разработка и внедрение новых принципов, форм и методов управления территориями в условиях кризисного и опережающего развития.
  • Проведены семинары для Администрации Устьянского района Архангельской области: практические и образовательные семинары «Развитие сельских территорий», «Устойчивое развитие Устьянского района», «Основы системного подхода к управлению территориями», «Кризисные этапы развития территорий» для глав муниципальных образований Устьянского района.
  • Организован и проведен курс повышения квалификации «Устойчивое развитие» в Санкт-Петербургском государственном университете для представителей Администрации Устьянского района.
  • В рамках проекта Евросоюза «Развитие демократии, защита прав жителей сообществ, зависящих от местных природных ресурсов» по результатам проекта «Устойчивое развитие Устьянского района» разработаны и изданы брошюры: «Лидерство для устойчивого развития», «Общественный Совет по природопользованию: опора на прошлое, путь в будущее», «Устьянский природный парк: используем вместе, сохраняем сами», «Устойчивое развитие территорий: шаги реализации и механизмы самоорганизации».

    Результатом трехлетней научной, образовательной и проектной деятельности в Устьянском районе Архангельской области стало подписание 22 мая 2014 года на Петербургском Международном Экономическом Форуме Соглашений:

1. Соглашение о намерениях по реализации пилотного проекта «Устойчивое социально-эколого-экономическое развитие Устьянского района Архангельской области» (между Губернатором Архангельской области И.А. Орловым, Ректором СПбГУ Н.М.Кропачевым, Главой Администрации Устьянского района Д.П. Гайдуковым);

2. Соглашение о сотрудничестве между Правительством Архангельской области и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет (между Губернатором Архангельской области И.А. Орловым, Ректором СПбГУ Н.М. Кропачевым).

    В рамках реализации подписанных Соглашений в Санкт-Петербургском государственном университете развернута деятельность по разработке новой концепции научной, образовательной и практической деятельности ВУЗов в вопросах развития территорий для перехода на путь устойчивого развития. Разрабатываются новые формы, принципы и методы совместной деятельности ВУЗов и Территорий. Определяются инновационные гуманитарные технологии активизации человеческого потенциала для устойчивого и опережающего развития территорий.

 

Формирование специалистов устойчивого развития

    Одним из первых и главных факторов раскрытия человеческого потенциала является формирование профессионала в области устойчивого развития: специалиста и гражданина, способного и готового к выполнению своей миссии и роли в обществе – активно содействовать переходу к устойчивому развитию [6].

    Какие требования предъявляются к специалисту - активному участнику процесса построения устойчивого будущего? Что он должен уметь, чем владеть, что знать?

  • Знать закономерности развития природы и общества, понимать опасность их нарушения, оценивать длительные перспективы развития, предвидеть отдаленные последствия.
  • Владеть необходимой информацией для реального представления о том, какова ситуация в мире и месте, где он проживает.
  • Быть способным вырабатывать решения на базе междисциплинарного подхода, критически мыслить, планировать с учетом особенностей экологической, социальной и экономической ситуации территории, выявлять лучшую альтернативу развития.
  • Уметь вести поиск консенсуса, принимать совместные решения с учетом интересов различных групп населения, которые обеспечат благо сообществу и сохранение окружающей природной среды.
  • Обладать способностью творческого решения задач, умением генерировать идеи, превращать их в проекты, готовые к реализации и организовывать работы по достижению намеченных целей.

    Для обеспечения перехода к устойчивому развитию необходимы не просто высококлассные профессионалы, а личности, обладающие особыми качествами:

  • имеющие на протяжении всей жизни активную личную и гражданскую позицию, чувство ответственности за собственную судьбу и развитие своего сообщества, желание активно участвовать в процессах принятия решений по управлению развитием в месте непосредственного проживания, в мире;
  • обладающие способностью самостоятельного пересмотра стереотипов и осознанного выбора системы ценностей, совершения действий, согласующихся с экологическими ограничениями;
  • способностью к самореализации и актуализации других, к широкому партнерскому взаимодействию.

    Такие граждане и специалисты должны войти в состав администраций, органов местного самоуправления, государственных и частных предприятий, неправительственных организаций, в систему образования и науки, здравоохранения, средств массовой информации. С одной стороны, необходима разработка и внедрение идеологии устойчивого развития во все специальности, сферы деятельности общества, и, с другой стороны, формирование нового типа специалистов, граждан, способных к решению новых задач, которые ставит перед нами переход к устойчивому развитию. Образование для устойчивого развития играет ключевую роль в обеспечении этого перехода: если будет обеспечено формирование таких черт и качеств личности, станет возможным формирование устойчивых сообществ, способных в длительной перспективе сохранять свои природные богатства и человеческий потенциал.

    На протяжении многих лет эксперты Программы сотрудничества разрабатывают компетентностные модели специалиста в области устойчивого развития. Было организовано большое количество практических семинаров и заседаний экспертов, проведено анкетирование и интервьюирование специалистов в области устойчивого развития и их потенциальных работодателей, разработаны учебные пособия, методические пособия, изданы монографии и разработаны курсы лекций по исследованию и формированию компетенций специалистов в области устойчивого развития.

    Следует отметить, что спектр определений термина «профессиональные компетенции» весьма широк, например [1]:

  • эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места (Испания, INEM). Данное определение выходит за рамки традиционной триады: «знания – умения – навыки», включает неформальные и информальные знания, а также ноу-хау (поведение, анализ фактов, принятие решений, работа с информацией и др.);
  • овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой (Германия, BIBB);
  • конструкты проектирования стандартов, представляющие собой «элементы компетенции», в которые входят критерии деятельности (мера качества), область применения, требуемые знания (Великобритания, Национальный совет профессиональных квалификаций);
  • интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющее человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде (Швеция, LERNIA).

    В настоящее время в сфере профессиональной деятельности можно отметить следующие тенденции (по Байденко, 2004 г.) [1]:

  • принципиальные изменения в содержании практически всех профессий;
  • появление новых профессий, «демаркация» прежних;
  • возрастание роли горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни;
  • глобализация профессий и профессионалов;
  • развитие адекватной системы профессионального образования (гибкость, прозрачность, сравнимость / сопоставимость);
  • расширение «образования в течение всей жизни»;
  • усиление роли и усложнение задач личностного развития;
  • изменения стилей жизни на всех уровнях (глобальном, социальном, организационном, индивидуальном), усиление динамизма и неопределенности, ослабление социальной защиты граждан и т.д.

    Все эти тенденции особенно ярко проявляются при формировании специалиста в области устойчивого развития. Такая профессия сама является продуктом нового времени – до появления глобальных экологических проблем потребности в такого рода специалистах вообще не было.

    Специалист в области устойчивого развития, осуществляющий разработку, внедрение и управление переходом к устойчивому развитию, должен основывать свои решения на теории адаптации сложных систем, должен учитывать необходимость баланса как долгосрочных целей, так и краткосрочных запросов, сосредотачиваться на распознавании взаимодействий, взаимозависимостей, обратных связей между различными агентами, технологиями, инфраструктурами, учреждениями и т.п. Структура управления устойчивым развитием определяет три различных уровня – стратегический, тактический и оперативный.

    Стратегический уровень реализуется в действиях стейкхолдеров – лидеров правительств, бизнеса, общественности, участвующих в определении стратегического видения будущего, долгосрочных целей на основании общего контекста социальных, экологических и экономических проблем.

    Тактический уровень концентрируется на решении конкретных проблем, на создании рабочих групп, проведении переговоров, вовлечении необходимых организаций и лиц в процесс выполнения стратегических целей. Наконец, оперативный уровень заключается в разработке и реализации конкретных проектов, направленных на достижение изменений в состоянии окружающей среды. При этом действующие лица являются одновременно и агентами, отвечающими за изменения, и агентами, формирующими эти изменения.

    В основном устойчивое развитие понимается как сфера деятельности, характеризующаяся [1]:

  • сбалансированностью (гармоничностью, равновесием) трех аспектов окружающей среды – экологического, социального и экономического;
  • направленностью в будущее (футуристичностью), временной неопределенностью, что связано с необходимостью учета потребностей как нынешних, так и будущих поколений людей.

    Среди практических путей реализации указанных особенностей отмечаются (в порядке убывания частоты встречаемости):

  • социальное партнерство (сотрудничество органов государственной и муниципальной власти, бизнеса, производственников и предпринимателей, а также общественности);
  • работа с местным сообществом, самоуправление, участие членов местного сообщества в разработке планов развития;
  • принятие решений по вопросам окружающей среды;
  • учет законов природы;
  • рациональное природопользование – проектирование замкнутых производственных циклов, управление отходами;
  • учет природного, социокультурного, духовного, ценностного наследия;
  • демократизация общества;
  • сетевая организация;
  • развитие научных исследований.

    В связи с необходимостью решать вышеперечисленные задачи, владеть инструментами межсекторального и междисциплинарного взаимодействия с различными целевыми группами, определяются основные компетенции специалиста в области устойчивого развития (профессиографическая модель компетенций) [1]:

1. ключевые компетенции:

  • способность к кооперации на всех уровнях;
  • правовая грамотность и ответственность, активная гражданская позиция;
  • социальная и этическая ответственность при принятии решений;
  • способность к толерантным и эмпатическим взаимоотношениям;
  • способность к решению проблем;
  • способность к работе с информацией;

2. общепрофессиональные компетенции:

  • способность к системному видению, мышлению и междисциплинарному переносу;
  • способность к анализу и синтезу;
  • способность к исследовательской деятельности (методология и организация);
  • способность к управлению по результатам;

3. специальные компетенции:

  • способность к социально-этической оценке событий;
  • способность к принятию нестандартных решений;
  • способность к менеджменту конфликтов в области устойчивого развития;
  • способность к проведению исследований в области устойчивого развития;
  • способность к синтезу и оценке новых идей в области устойчивого развития;
  • способность действовать в правовом поле устойчивого развития;
  • способность к использованию приемов мотивации и активизации;
  • способность к мониторингу и прогнозированию.

    Подготовка такого рода специалиста требует не просто разработки новой образовательной программы, но и изменения самого подхода в образовательном процессе: формирование новой культуры образовательного процесса - изменение содержания образовательных программ, организационной структуры образовательных учреждений, функций и ролей основных действующих лиц в процессе образования, методов преподавания. Как показывает опыт, изменению подлежит и сам профессорско-преподавательский состав – к сожалению, большая часть преподавателей испытывает трудности при переходе к инновационным методам и подходам в преподавании:

  • формирование модульных образовательных программ, которые могут обеспечить удовлетворение запросов различных целевых групп, как по содержательным, так и по временным критериям;
  • сочетание традиционных методов обучения с междисциплинарным исследовательским и проектным подходом, привлечение в образовательный процесс практиков, ученых, работников системы управления, представителей органов местного самоуправления, общественных организаций и средств массовой информации в качестве участников, экспертов, постановщиков проблем;
  • включение нового этапа в образовательный процесс - практической апробации полученных знаний и навыков в реальных жизненных условиях, активных действий по разработке и реализации конкретных программ устойчивого развития в своем непосредственном окружении (на производстве, в районе, городе, сообществе). Это дает возможность осмыслить и применить полученные новые знания в реальной практической деятельности, убедиться в их жизненной необходимости и полезности;
  • внедрение интерактивных методов обучения, основанных на использовании и развитии опыта учащихся (внедрение игрового, имитационного и ролевого моделирования, тренингов, эвристических технологий генерирования идей и т.д.). Такие методы кроме ознакомления с новыми областями знания, позволяют также овладеть применением их на практике, достичь полного усвоения понятий, навыков, умений, получить новый опыт, переосмыслить ценностные установки;
  • налаживание сетевых взаимодействий между участниками образовательного процесса с привлечением возможностей дистанционного обучения, видеолекций и видеоконференций, дистанционных экспертных консультаций по решению актуальных проблем. Сетевое взаимодействие способствует созданию единого внутреннего пространства, целостности и усилению взаимосвязей между различными регионами страны, а это необходимое условие перехода на качественно новый уровень развития. Оно позволит достичь выравнивания информационных, образовательных и экспертных возможностей центров и периферии, быстрому распространению новых подходов и способов решений актуальных проблем, создаст возможности обмена.

 

Заключение

    Необходимо понимать, что активизация человеческого потенциала не происходит только от внедрения новых уроков, разработки и реализации образовательных программ и технологий. Как показывает анализ практического опыта, активизация человека напрямую взаимосвязана со смысловыми и идеологическими аспектами жизни. Не технологии и методики, а мировоззренческие установки необходимы сегодня в первую очередь в образовательных инновациях для устойчивого развития. Сама концепция устойчивого развития есть вызов парадигме мироощущения, и человека, и всего общества в целом.

    Профессионал в области устойчивого развития является уже не просто носителем знаний о глобальных экологических проблемах, или носителем передовых технологий «как делать». В большей степени он является носителем вектора «куда жить» и «зачем жить». Устойчивое развитие в своей идеологической развертке дает не знание, а пробуждение к новым реалиям развития цивилизации. А значит, такой специалист должен видеть на шаг дальше и глубже тех перспектив, которые сегодня разворачиваются нам явно, и для которых мы только начинаем находить новые инструменты.

    Масштабы и горизонты, а не просто новые цели и задачи. Широта мышления и глубина восприятия, а не просто новые знания. Такие вызовы ставит нам время, и первым, кто будет отвечать на них – образование. Образование, как система формирования «образа человека», «образа будущего», «образа новой культуры и цивилизации». Учителя, воспитатели, педагоги… Какими же они тогда должны быть? Что они должны нести в себе, чтобы смочь развернуть своим ученикам новые философские смыслы Бытия?

 

Литература

  1. Ермаков Д. С., Черникова С. А., Славинский Д.А. Дополнительное профессиональное образование в интересах устойчивого развития: монография. СПб.: ВВМ, 2008. – 218 с.
  2. Черникова С. А., Славинский Д.А., Ермаков Д. С. Консорциум проектов «Остров Валаам – наш общий дом» и организация школы лидерства для устойчивого развития местных сообществ // Экология и устойчивое развитие в летнем лагере: Сборник методических материалов. СПб.: ВВМ, 2008. 120 с.
  3. Черникова С.А., Славинский Д.А., Ермаков Д.С. Наш экологический след / Экология и жизнь. 2011. No 2. С. 38-41.
  4. Черникова С. А., Славинский Д.А., Ермаков Д. С. Школа лидерства для устойчивого развития местных сообществ / Социальное партнерство в экологическом образовании для устойчивого развития: сб. материалов Всерос. научно-практ. конф. и пленума научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО. СПб. 2008. С. 51-55.
  5. Черникова С. А., Славинский Д.А., Ермаков Д. С. «Экологический след» – индикатор устойчивого развития / Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2009. № 1. С. 24–34.
  6. Электронный журнал «Экологическое образование в Германии. Концепции. История. Проекты. Перспективы». Электронный ресурс. Режим доступа: www.inter-nationes.de/d/pub/bw/d/bw.html

 

 

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN UNIVERSITIES: PRACTICAL ACTIVITY

D.A. Slavinskiy
Department of Environmental Safety and Regional Sustainable Development Saint-Petersburg State University

Abstract: Sustainable development as an innovative direction of human development, territories and society in general, should not and cannot progress due to political decisions and financial injections. The analysis of 20 years of implementation of sustainable development has revealed the inability of radical changes in society only by technology, methodologies, tools, standards and directives. The key driver of change is а man himself and those new meanings and images of the future that are laid through the upbringing and education.

Keywords: sustainable development, education, land development, human potential.