Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



РЕЙТИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.И. Долгих, Е.В. Антонов
Агентство «ЭС ДЖИ ЭМ»
e-mail: dolgihei@agencysgm.com

Аннотация: Статья посвящена проблемам оценки социально-экономического и экологического состояния крупнейших городов России с позиций устойчивого развития. На основе российского и зарубежного опыта составлена методика оценки городов, построен рейтинг и проанализированы его результаты. Отмечена высокая практическая значимость результатов оценки устойчивого развития городов в муниципальном и региональном планировании.

Ключевые слова: устойчивое развитие, муниципальное и региональное планирование, рейтинги

УДК: 311; 502.3

 

Введение. Цели и задачи исследования

    Агентство «ЭС ДЖИ ЭМ» (далее – Агентство) впервые составило рейтинг устойчивого развития (далее - УР) городов Российской Федерации за 2012 год. Рейтинг был составлен на основании концепции устойчивого развития, которая предполагает, что удовлетворение потребностей настоящего времени не должно ставить под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

    Данная концепция нашла свое отражение в принципах Глобального договора ООН [8], Принципах Экватора [2], Руководстве по отчетности Глобальной инициативы по отчетности (GRI) [4], Принципах ответственного инвестирования [6]. Комплексное рассмотрение экономических, экологических и социальных вопросов в рамках обеспечения устойчивого развития также прослеживается в деятельности международной ассоциации городов и местных правительств, нацеленной на устойчивое развитие городов (ICLEI – Local Governments for Sustainability) [5]. Аналогичные принципы заложены в Системе координат для европейских устойчивых городов (Reference Framework for European Sustainable Cities) [7].

    Для построения рейтинга в области УР использовался опыт рейтингования ведущих российских и зарубежных исследовательских групп и организаций: McKinsey, Ernst&Young, Australian Conservation Foundation, Forum for the Future, European Green Capital, Института территориального планирования «Урбаника», Российского союза инженеров и других.

    Ранее составлявшиеся рейтинги российских городов включали лишь самые крупные города (обычно выборка касалась 100 городов) или региональные центры субъектов Федерации (83). При этом  многие крупные города России оставались за рамками исследования. Рейтинг УР городов, составленный Агентством, охватывает 170 крупнейших городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек и рассматривает все стороны УР по различным показателям (экологическая ситуация, привлекательность для жизни и т.д.).

    Целью данного рейтинга является выделение сильных и слабых сторон в УР крупных городов России для определения потенциала их будущего роста.

    Основными задачами рейтинга УР городов России являются:

  • выделение городов – лидеров УР;
  • определение ориентиров развития для различных заинтересованных сторон в целях разработки мер и мероприятий для обеспечения УР города;
  • создание стимулов для городских органов власти к последовательному улучшению показателей УР.

 

Методика построения рейтинга

    Выбор статистических показателей для составления рейтинга основан на следующих принципах:

  1. Открытость статистических материалов. Все используемые данные должны быть размещены на официальных сайтах и в базах данных Федеральной службы государственной статистики РФ, её подразделений и на официальных сайтах муниципалитетов в сети Интернет. Таким образом, первичные данные для построения рейтинга находятся в открытом доступе.
  2. Полнота данных. Были использованы только те показатели, которые присутствуют для максимально большого числа городов (не менее 95% от общего числа), что позволяет проводить корректные сравнения для всех 170 городов.
  3. Максимальная релевантность показателей. Используются только те показатели, которые имеют отношение к характеристике УР.

    В итоговом рейтинге УР городов были использованы 32 показателя, сгруппированных по трём блокам.

    Для построения индекса устойчивого развития (ИУР) показатели внутри трёх блоков были подвергнуты операции масштабирования (линейного или логарифмического), то есть определению относительного места того или иного города среди других городов с присвоением частного индекса от 0 до 1, где 1 характеризует город как абсолютного лидера по показателю, а 0 – абсолютного аутсайдера:

где:  Ip - частный индекс i-го города, Xi– значениепоказателя i-го города, Xmax и Xmin– максимальное и минимальное значение среди всех городов соответственно.

    В случае, когда лучшим с точки зрения социально-экономического развития является минимальное значение показателя (например, по уровню безработицы), производится инвертирование результата в шкале от 0 до 1. Если максимальное значение превышает медианное значение массива данных по показателю более чем в 10 раз, производится операция логарифмического масштабирования.

    Итоговый индекс был получен из частных путём суммирования с поправочными коэффициентами – весами, выбранными в соответствии с международными рекомендациями и наиболее распространёнными методиками[1, 3]:

где: I(e,ti,s,eco) - чаcтный индекс по показателям экономического развития (е), городской инфраструктуры (ti), социальной сферы (s), экологических показателей (eco), a – набор весов для конкретных показателей.

    Оценка «веса» группы показателей в итоговом рейтинге проводилась на основе принципа равнозначности важнейших составляющих рейтинга: блока социальной сферы, показателей, оценивающих экологическую обстановку в городе, экономику и уровень развития городской инфраструктуры. Итоговый  ИУР городов изменяется от 0 до 1 балла.

    Предлагаемая методика оценки УР может быть применена для оценки социально-экономического положения любого муниципального образования или региона в целом.

 

Краткие итоги рейтинга УР за 2012 год

    Результаты рейтинга УР российских городов позволяют выделить группы лидирующих и отстающих городов – муниципалитетов, места которых определяются их географическим положением, структурой экономики и специализации, административным статусом. Также итоги рейтинга свидетельствуют о заметной дифференциации социально-экономического положения и экологической обстановки в городах.

    Результаты исследования показали низкую зависимость между средней численностью населения города и значением ИУР (Рисунок 1). Линейный коэффициент корреляции между ними для всех 170 городов оказывается менее 0,24, что говорит о слабой зависимости этих двух параметров. Гораздо большее влияние на место в рейтинге оказывает административный фактор, а именно статус регионального центра. ИУР столиц региона в среднем составляет 0,55 балла, что на 13% больше, чем в остальных городах. При этом средний балл городов с населением свыше 1 млн человек составил 0,59.

Рисунок 1. Распределение городов и населения, проживающего в них, по значениям индекса устойчивого развития (ИУР).

 

Лидеры рейтинга устойчивого развития городов

    В число лидеров рейтинга входят различные типы городов: спутники Москвы, нефтегазодобывающие и другие промышленные центры, – все они имеют возможность обеспечить высокое качество жизни населения и согласованно развивать различные сферы городской жизни. Многообразие факторов, влияющих на функционирование и развитие городов, не позволяет дать универсальные рекомендации для достижения УР. Среди таких факторов, в первую очередь выделяются: географическое положение, отраслевая специализация, исторические и культурные особенности, институциональная среда, административный статус и др.

    Москва и её ближайшие пригороды (Красногорск, Королёв, Мытищи, Балашиха, Подольск). Развитие этих городов достаточно сбалансировано. Они являются привлекательными для мигрантов из других регионов России, здесь достаточно хорошо развита инфраструктура, растёт городская экономика, имея в качестве рынка сбыта и огромную столичную агломерацию. Более того, в московских пригородах наблюдается достаточно низкий уровень загрязнения воздуха. Их развитие в значительной мере связано с благополучием Москвы.

    Региональные центры (Белгород, Екатеринбург, Калуга). Эти города, как правило, обладают высокой инвестиционной привлекательностью, которая обусловлена как объективными факторами, так и активной политикой властей по привлечению инвесторов. Высокий инвестиционный потенциал этих городов реализуется в виде экономического роста, массового жилищного строительства, миграционного прироста населения. Некоторые региональные «столицы» компенсируют низкие темпы экономического развития вложениями в социальную сферу (Вологда, Йошкар-Ола, Ижевск).

    Второй по численности населения и своей значимости город страны – Санкт-Петербург – проигрывает другим лидерам рейтинга по показателям демографической и экологической ситуации, не попадая в первую десятку (Рисунок 2), но имеет высокий потенциал роста.

Рисунок 2. Десятка лучших городов по ИУР с численностью населения свыше 100 тыс. чел.

    Города Юга России также входят в число лидеров рейтинга, среди них можно выделить Нальчик и Пятигорск. В этих городах низкие темпы экономического развития и невысокая эффективность работы городской инфраструктуры компенсируются хорошей демографической ситуацией и ненарушенной экологической обстановкой. В данных городах слабо развита тяжёлая промышленность, в качестве топлива используется природный газ, а также относительно низка обеспеченность населения автомобилями.

    Города Западной Сибири, связанные с добычей нефти и газа: Новый Уренгой, Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут. Эти города выходят в лидеры за счёт экономического роста, миграционного притока, более «молодой» структуры населения. В этих городах хорошо развита инфраструктура, а загрязнённость воздуха низка. Их слабой стороной является недостаточная обеспеченность объектами социальной сферы.

 

Аутсайдеры рейтинга устойчивого развития

    Восемь из десяти городов-аутсайдеров (Рисунок 3) в той или иной мере являются монопрофильными центрами тяжёлой промышленности. Из городов данной группы Невинномысск обладает стабильным экономическим положением, но промышленное развитие не компенсирует плохую экологическую ситуацию. Другими негативными чертами этих городов являются миграционный отток и низкий уровень обеспеченности объектами социальной сферы. Худшая ситуация складывается в тех городах, где основные промышленные предприятия испытывают проблемы в течение последних лет (Серов, Орск, Новошахтинск).

    Города республик Северного Кавказа и Сибири (Махачкала, Хасавюрт, Грозный, Кызыл). Данные города отличаются крайне низким уровнем развития экономики, состояния коммунальной инфраструктуры и эффективности водопотребления. Единственная группа показателей, по которым данные города занимают относительно высокое положение, – это демографические параметры.

    Из региональных центров нижние строчки рейтинга составляют населённые пункты двух типов. Во-первых, это сибирские и дальневосточные города с плохой экологической ситуацией: Чита, Петропавловск-Камчатский. Во-вторых, это города европейской части страны и Урала с наихудшей экономической и демографической обстановкой, слабым уровнем развития социальной сферы и, как следствие, – с низкой привлекательностью для мигрантов. Примерами являются Астрахань и Тула.

Рисунок 3. Десятка худших городов по ИУР с численностью населения свыше 100 тыс. чел.

 

Выводы

    Предлагаемый рейтинг помогает оценить необходимость выработки тех или иных мер для муниципальных властей. УР подразумевает сбалансированный и разумный подход к экономическому росту, социальному прогрессу при сохранении качества окружающей среды. Тема УР появляется в программных документах и законодательстве развитых стран, международных конвенциях и документах территориального планирования. Прикладные аспекты УР – ресурсосбережение, использование альтернативных источников энергии, развитие человеческого потенциала, «зелёное» строительство – уже используются в России, однако комплексный и системный подход к УР пока не сформирован. Для понимания своего положения в координатах УР, поиска наиболее короткого пути к сбалансированному росту необходим понятный количественный инструмент, которым стал рейтинг УР городов России.

    Рейтинг УР – качественный аналитический инструмент для оценки проблем городов и определения  потенциала их роста. На основе рейтинга и анализа конкретных сторон жизни города могут быть выработаны как общие рекомендации, так и конкретные меры по повышению качества жизни, совершенствованию городского самоуправления, переходу города к УР, повышению его конкурентоспособности. Рейтинг позволяет выявить лучшие и худшие муниципалитеты, учесть позитивный и негативный опыт реализации стратегий развития, выделить полюса роста и депрессивные города в рамках разработки и реализации региональной политики.

 

Доработка методики рейтинга и перспективы рейтинга

    Ежегодное формирование рейтинга позволит оценить динамику отдельных сфер жизни города, что даёт понимание эффективности проводимой руководством города политики. Сопоставление уровня УР городов внутри региона позволит региональным властям выработать перечень актуальных мероприятий для снижения внутренних дисбалансов развития территорий. Дальнейшее развитие рейтинга возможно в направлении увеличения числа рассматриваемых индикаторов, характеризующих УР городов, а также их верификации результатами социологических опросов населения городов, бизнес-сообщества, представителей городской администрации. Такой подход позволит использовать рейтинг в качестве объективного инструмента для оценки эффективности работы администраций муниципальных образований.

    В рамках доработки методики рейтинга был проведен опрос экспертов (февраль-март 2014 года). На основе анализа результатов опроса экспертного сообщества в методику рейтинга было предложено внести ряд изменений. В частности, предлагается отказаться от операции логарифмического масштабирования показателей, оставив лишь операцию линейного масштабирования, расширить перечень показателей, одновременно исключив из рассмотрения некоторые индикаторы, использованные в рейтинге 2012 года. В рамках доработки методики рейтинга также был проведен опрос мэров крупных городов РФ в области устойчивого развития (апрель-май 2014 года).

 

Результаты рейтинга устойчивого развития городов РФ за 2012 г.

Ранг Город Численность населения тыс. чел. ИУР Ранг Город Численность населения тыс. чел. ИУР
1 Красногорск 122,8 0,682 86 Уфа 1072,3 0,495
2 Москва 11612,9 0,652 87 Бор 121,9 0,493
3 Новый Уренгой 112,2 0,642 88 Благовещенск 221,1 0,493
4 Королев 185,6 0,628 89 Ангарск 232,5 0,493
5 Белгород 366,1 0,627 90 Хабаровск 585,6 0,492
6 Мытищи 175,0 0,624 91 Каспийск 101,7 0,492
7 Балашиха 221,8 0,617 92 Муром 123,3 0,490
8 Екатеринбург 1411,1 0,615 93 Челябинск 1143,5 0,490
9 Калуга 342,4 0,615 94 Иваново 408,8 0,489
10 Подольск 193,4 0,609 95 Абакан 167,6 0,489
11 Железнодорожный 136,0 0,605 96 Энгельс 207,5 0,489
12 Вологда 304,3 0,601 97 Ярославль 595,2 0,487
13 Великий Новгород 219,9 0,600 98 Тольятти 719,6 0,487
14 Одинцово 137,6 0,598 99 Красноярск 998,1 0,487
15 Санкт-Петербург 4953,2 0,597 100 Смоленск 329,9 0,486
16 Ижевск 629,5 0,591 101 Междуреченск 100,7 0,485
17 Нижневартовск 258,8 0,588 102 Курган 327,9 0,484
18 Домодедово 100,6 0,585 103 Комсомольск-на-Амуре 260,3 0,484
19 Люберцы 176,7 0,583 104 Новосибирск 1498,9 0,483
20 Казань 1161,3 0,580 105 Златоуст 175,8 0,482
21 Жуковский 106,2 0,578 106 Сарапул 100,6 0,482
22 Владимир 348,5 0,573 107 Норильск 178,1 0,482
23 Нальчик 265,3 0,573 108 Новочебоксарск 124,4 0,482
24 Нефтеюганск 125,2 0,572 109 Иркутск 597,8 0,478
25 Йошкар-Ола 252,9 0,571 110 Владивосток 622,7 0,477
26 Обнинск 105,4 0,569 111 Черкесск 127,6 0,477
27 Ногинск 101,7 0,568 112 Сыктывкар 254,5 0,476
28 Коломна 145,0 0,566 113 Архангельск 356,5 0,476
29 Ковров 143,6 0,566 114 Барнаул 681,5 0,476
30 Курск 423,2 0,563 115 Ухта 121,7 0,475
31 Киров 478,0 0,563 116 Дзержинск 249,3 0,475
32 Димитровград 121,5 0,563 117 Владикавказ 310,1 0,473
33 Альметьевск 147,7 0,562 118 Магадан 102,1 0,472
34 Сургут 316,6 0,559 119 Северодвинск 191,3 0,471
35 Брянск 432,0 0,557 120 Белово 132,6 0,470
36 Набережные Челны 516,6 0,556 121 Салават 155,5 0,470
37 Краснодар 851,2 0,556 122 Южно-Сахалинск 186,3 0,468
38 Балаково 197,6 0,552 123 Элиста 104,1 0,466
39 Химки 215,5 0,552 124 Якутск 278,4 0,465
40 Пятигорск 212,2 0,551 125 Кисловодск 136,1 0,464
41 Орехово-Зуево 121,3 0,547 126 Мурманск 305,0 0,463
42 Калининград 433,5 0,546 127 Орел 319,1 0,462
43 Ростов-на-Дону 1096,4 0,545 128 Таганрог 256,6 0,461
44 Октябрьский 110,7 0,545 129 Каменск-Уральский 175,0 0,459
45 Щелково 109,8 0,545 130 Астрахань 525,4 0,459
46 Волгодонск 170,2 0,545 131 Петропавловск-Камчатский 179,8 0,456
47 Тамбов 280,9 0,544 132 Рязань 525,9 0,455
48 Воронеж 991,3 0,540 133 Ессентуки 101,4 0,454
49 Нижний Новгород 1263,6 0,540 134 Томск 560,5 0,453
50 Пермь 1000,7 0,539 135 Ленинск-Кузнецкий 102,7 0,451
51 Оренбург 554,7 0,538 136 Дербент 119,5 0,451
52 Тверь 406,9 0,537 137 Стерлитамак 274,4 0,449
53 Тюмень 609,7 0,535 138 Находка 159,9 0,448
54 Арзамас 105,7 0,532 139 Братск 243,9 0,445
55 Батайск 114,3 0,532 140 Старый Оскол 220,6 0,443
56 Миасс 166,2 0,531 141 Нижнекамск 234,9 0,443
57 Липецк 508,1 0,530 142 Шахты 238,5 0,442
58 Самара 1169,3 0,526 143 Волжский 327,6 0,442
59 Электросталь 155,7 0,525 144 Улан-Уде 411,6 0,433
60 Копейск 140,6 0,524 145 Киселевск 101,7 0,431
61 Кострома 269,3 0,523 146 Тула 499,5 0,429
62 Армавир 209,2 0,523 147 Новокуйбышевск 109,9 0,428
63 Саранск 326,1 0,522 148 Кызыл 112,0 0,428
64 Ноябрьск 109,2 0,520 149 Бийск 216,7 0,427
65 Петрозаводск 265,3 0,518 150 Череповец 314,6 0,425
66 Пушкино 103,3 0,518 151 Чита 327,4 0,415
67 Чебоксары 470,9 0,517 152 Рубцовск 146,3 0,414
68 Майкоп 167,0 0,516 153 Грозный 275,6 0,409
69 Березники 154,6 0,515 154 Нижний Тагил 358,9 0,407
70 Пенза 520,0 0,513 155 Новокузнецк 549,6 0,402
71 Камышин 118,0 0,512 156 Первоуральск 149,8 0,399
72 Нефтекамск 122,8 0,511 157 Новомосковск 130,2 0,385
73 Кемерово 536,3 0,511 158 Уссурийск 187,9 0,383
74 Рыбинск 198,1 0,510 159 Новороссийск 303,1 0,380
75 Волгоград 1018,7 0,509 160 Новочеркасск 169,0 0,378
76 Магнитогорск 409,6 0,505 161 Махачкала 700,5 0,376
77 Псков 204,0 0,504 162 Новошахтинск 110,4 0,368
78 Ставрополь 404,8 0,504 163 Артем 112,3 0,367
79 Сергиев Посад 109,7 0,503 164 Сызрань 178,7 0,367
80 Елец 107,7 0,502 165 Орск 238,0 0,360
81 Сочи 437,6 0,501 166 Хасавюрт 132,5 0,359
82 Серпухов 126,6 0,499 167 Ачинск 109,6 0,358
83 Ульяновск 637,2 0,498 168 Невинномысск 118,2 0,356
84 Омск 1156,6 0,498 169 Серов 108,0 0,341
85 Саратов 836,9 0,498 170 Прокопьевск 207,1 0,341


Литература

  1. Шитова Ю.Ю., Шитов Ю.А., Митрошин А.А. Сравнительный анализ социально-экономического положения районов Московской области. // Региональная экономика: теория и практика. – М.: Издательский дом «Финансы и кредит». – 2011. – №43 (226). – С. 2-9.
  2. Equator principles [Электронный ресурс]: URL: http://www.equator-principles.com/
  3. From Moscow to Sao Paulo, Emerging 7 Cities Report 2013, PricewaterhouseCoopers [Электронный ресурс]: URL: http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/e7/assets/e7-2013.pdf (режим доступа: свободный).
  4. Global reporting initiative [Электронный ресурс]: URL: https://www.globalreporting.org/Pages/default.aspx(режим доступа: свободный).
  5. ICLEI – The global cities Network [Электронный ресурс]: URL: http://www.iclei.org/(режим доступа: свободный).
  6. Principles for Responsible Investment [Электронный ресурс]: URL: http://www.unpri.org/about-pri/the-six-principles/ (режим доступа: свободный).
  7. Reference framework for european sustainable cities [Электронный ресурс]: URL: http://www.rfsc.eu/ (режимдоступа: свободный).
  8. United Nations Global Compact [Электронный ресурс]: URL: http://www.unglobalcompact.org/Languages/russian/index.html (режим доступа: свободный).

 

SUSTAINABLE DEVELOPMENT RATING OF CITIES OF RUSSIAN FEDERATION

E.I. Dolgikh, E.V. Antonov
Sustainable Growth Management Agency

Annotation: The article is devoted to the evaluation of socio-economic and ecological status of the largest cities of Russia from the standpoint of sustainable development. On the basis of Russian and foreign experience composed assessment methodology cities, built rating and analyzed the results. Noted the high practical significance of the results of the evaluation of sustainable development of cities in municipal and regional planning.

Keywords: Sustainable Development, Municipal and Regional Planning, Rating.