РЕЙТИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.И. Долгих, Е.В. Антонов
Агентство «ЭС ДЖИ ЭМ»
e-mail: dolgihei@agencysgm.com
Аннотация: Статья посвящена проблемам оценки социально-экономического и экологического состояния крупнейших городов России с позиций устойчивого развития. На основе российского и зарубежного опыта составлена методика оценки городов, построен рейтинг и проанализированы его результаты. Отмечена высокая практическая значимость результатов оценки устойчивого развития городов в муниципальном и региональном планировании.
Ключевые слова: устойчивое развитие, муниципальное и региональное планирование, рейтинги
УДК: 311; 502.3
Введение. Цели и задачи исследования
Агентство «ЭС ДЖИ ЭМ» (далее – Агентство) впервые составило рейтинг устойчивого развития (далее - УР) городов Российской Федерации за 2012 год. Рейтинг был составлен на основании концепции устойчивого развития, которая предполагает, что удовлетворение потребностей настоящего времени не должно ставить под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Данная концепция нашла свое отражение в принципах Глобального договора ООН [8], Принципах Экватора [2], Руководстве по отчетности Глобальной инициативы по отчетности (GRI) [4], Принципах ответственного инвестирования [6]. Комплексное рассмотрение экономических, экологических и социальных вопросов в рамках обеспечения устойчивого развития также прослеживается в деятельности международной ассоциации городов и местных правительств, нацеленной на устойчивое развитие городов (ICLEI – Local Governments for Sustainability) [5]. Аналогичные принципы заложены в Системе координат для европейских устойчивых городов (Reference Framework for European Sustainable Cities) [7].
Для построения рейтинга в области УР использовался опыт рейтингования ведущих российских и зарубежных исследовательских групп и организаций: McKinsey, Ernst&Young, Australian Conservation Foundation, Forum for the Future, European Green Capital, Института территориального планирования «Урбаника», Российского союза инженеров и других.
Ранее составлявшиеся рейтинги российских городов включали лишь самые крупные города (обычно выборка касалась 100 городов) или региональные центры субъектов Федерации (83). При этом многие крупные города России оставались за рамками исследования. Рейтинг УР городов, составленный Агентством, охватывает 170 крупнейших городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек и рассматривает все стороны УР по различным показателям (экологическая ситуация, привлекательность для жизни и т.д.).
Целью данного рейтинга является выделение сильных и слабых сторон в УР крупных городов России для определения потенциала их будущего роста.
Основными задачами рейтинга УР городов России являются:
- выделение городов – лидеров УР;
- определение ориентиров развития для различных заинтересованных сторон в целях разработки мер и мероприятий для обеспечения УР города;
- создание стимулов для городских органов власти к последовательному улучшению показателей УР.
Методика построения рейтинга
Выбор статистических показателей для составления рейтинга основан на следующих принципах:
- Открытость статистических материалов. Все используемые данные должны быть размещены на официальных сайтах и в базах данных Федеральной службы государственной статистики РФ, её подразделений и на официальных сайтах муниципалитетов в сети Интернет. Таким образом, первичные данные для построения рейтинга находятся в открытом доступе.
- Полнота данных. Были использованы только те показатели, которые присутствуют для максимально большого числа городов (не менее 95% от общего числа), что позволяет проводить корректные сравнения для всех 170 городов.
- Максимальная релевантность показателей. Используются только те показатели, которые имеют отношение к характеристике УР.
В итоговом рейтинге УР городов были использованы 32 показателя, сгруппированных по трём блокам.
Для построения индекса устойчивого развития (ИУР) показатели внутри трёх блоков были подвергнуты операции масштабирования (линейного или логарифмического), то есть определению относительного места того или иного города среди других городов с присвоением частного индекса от 0 до 1, где 1 характеризует город как абсолютного лидера по показателю, а 0 – абсолютного аутсайдера:
где: Ip - частный индекс i-го города, Xi– значениепоказателя i-го города, Xmax и Xmin– максимальное и минимальное значение среди всех городов соответственно.
В случае, когда лучшим с точки зрения социально-экономического развития является минимальное значение показателя (например, по уровню безработицы), производится инвертирование результата в шкале от 0 до 1. Если максимальное значение превышает медианное значение массива данных по показателю более чем в 10 раз, производится операция логарифмического масштабирования.
Итоговый индекс был получен из частных путём суммирования с поправочными коэффициентами – весами, выбранными в соответствии с международными рекомендациями и наиболее распространёнными методиками[1, 3]:
где: I(e,ti,s,eco) - чаcтный индекс по показателям экономического развития (е), городской инфраструктуры (ti), социальной сферы (s), экологических показателей (eco), a – набор весов для конкретных показателей.
Оценка «веса» группы показателей в итоговом рейтинге проводилась на основе принципа равнозначности важнейших составляющих рейтинга: блока социальной сферы, показателей, оценивающих экологическую обстановку в городе, экономику и уровень развития городской инфраструктуры. Итоговый ИУР городов изменяется от 0 до 1 балла.
Предлагаемая методика оценки УР может быть применена для оценки социально-экономического положения любого муниципального образования или региона в целом.
Краткие итоги рейтинга УР за 2012 год
Результаты рейтинга УР российских городов позволяют выделить группы лидирующих и отстающих городов – муниципалитетов, места которых определяются их географическим положением, структурой экономики и специализации, административным статусом. Также итоги рейтинга свидетельствуют о заметной дифференциации социально-экономического положения и экологической обстановки в городах.
Результаты исследования показали низкую зависимость между средней численностью населения города и значением ИУР (Рисунок 1). Линейный коэффициент корреляции между ними для всех 170 городов оказывается менее 0,24, что говорит о слабой зависимости этих двух параметров. Гораздо большее влияние на место в рейтинге оказывает административный фактор, а именно статус регионального центра. ИУР столиц региона в среднем составляет 0,55 балла, что на 13% больше, чем в остальных городах. При этом средний балл городов с населением свыше 1 млн человек составил 0,59.
Рисунок 1. Распределение городов и населения, проживающего в них, по значениям индекса устойчивого развития (ИУР).
Лидеры рейтинга устойчивого развития городов
В число лидеров рейтинга входят различные типы городов: спутники Москвы, нефтегазодобывающие и другие промышленные центры, – все они имеют возможность обеспечить высокое качество жизни населения и согласованно развивать различные сферы городской жизни. Многообразие факторов, влияющих на функционирование и развитие городов, не позволяет дать универсальные рекомендации для достижения УР. Среди таких факторов, в первую очередь выделяются: географическое положение, отраслевая специализация, исторические и культурные особенности, институциональная среда, административный статус и др.
Москва и её ближайшие пригороды (Красногорск, Королёв, Мытищи, Балашиха, Подольск). Развитие этих городов достаточно сбалансировано. Они являются привлекательными для мигрантов из других регионов России, здесь достаточно хорошо развита инфраструктура, растёт городская экономика, имея в качестве рынка сбыта и огромную столичную агломерацию. Более того, в московских пригородах наблюдается достаточно низкий уровень загрязнения воздуха. Их развитие в значительной мере связано с благополучием Москвы.
Региональные центры (Белгород, Екатеринбург, Калуга). Эти города, как правило, обладают высокой инвестиционной привлекательностью, которая обусловлена как объективными факторами, так и активной политикой властей по привлечению инвесторов. Высокий инвестиционный потенциал этих городов реализуется в виде экономического роста, массового жилищного строительства, миграционного прироста населения. Некоторые региональные «столицы» компенсируют низкие темпы экономического развития вложениями в социальную сферу (Вологда, Йошкар-Ола, Ижевск).
Второй по численности населения и своей значимости город страны – Санкт-Петербург – проигрывает другим лидерам рейтинга по показателям демографической и экологической ситуации, не попадая в первую десятку (Рисунок 2), но имеет высокий потенциал роста.
Рисунок 2. Десятка лучших городов по ИУР с численностью населения свыше 100 тыс. чел.
Города Юга России также входят в число лидеров рейтинга, среди них можно выделить Нальчик и Пятигорск. В этих городах низкие темпы экономического развития и невысокая эффективность работы городской инфраструктуры компенсируются хорошей демографической ситуацией и ненарушенной экологической обстановкой. В данных городах слабо развита тяжёлая промышленность, в качестве топлива используется природный газ, а также относительно низка обеспеченность населения автомобилями.
Города Западной Сибири, связанные с добычей нефти и газа: Новый Уренгой, Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут. Эти города выходят в лидеры за счёт экономического роста, миграционного притока, более «молодой» структуры населения. В этих городах хорошо развита инфраструктура, а загрязнённость воздуха низка. Их слабой стороной является недостаточная обеспеченность объектами социальной сферы.
Аутсайдеры рейтинга устойчивого развития
Восемь из десяти городов-аутсайдеров (Рисунок 3) в той или иной мере являются монопрофильными центрами тяжёлой промышленности. Из городов данной группы Невинномысск обладает стабильным экономическим положением, но промышленное развитие не компенсирует плохую экологическую ситуацию. Другими негативными чертами этих городов являются миграционный отток и низкий уровень обеспеченности объектами социальной сферы. Худшая ситуация складывается в тех городах, где основные промышленные предприятия испытывают проблемы в течение последних лет (Серов, Орск, Новошахтинск).
Города республик Северного Кавказа и Сибири (Махачкала, Хасавюрт, Грозный, Кызыл). Данные города отличаются крайне низким уровнем развития экономики, состояния коммунальной инфраструктуры и эффективности водопотребления. Единственная группа показателей, по которым данные города занимают относительно высокое положение, – это демографические параметры.
Из региональных центров нижние строчки рейтинга составляют населённые пункты двух типов. Во-первых, это сибирские и дальневосточные города с плохой экологической ситуацией: Чита, Петропавловск-Камчатский. Во-вторых, это города европейской части страны и Урала с наихудшей экономической и демографической обстановкой, слабым уровнем развития социальной сферы и, как следствие, – с низкой привлекательностью для мигрантов. Примерами являются Астрахань и Тула.
Рисунок 3. Десятка худших городов по ИУР с численностью населения свыше 100 тыс. чел.
Выводы
Предлагаемый рейтинг помогает оценить необходимость выработки тех или иных мер для муниципальных властей. УР подразумевает сбалансированный и разумный подход к экономическому росту, социальному прогрессу при сохранении качества окружающей среды. Тема УР появляется в программных документах и законодательстве развитых стран, международных конвенциях и документах территориального планирования. Прикладные аспекты УР – ресурсосбережение, использование альтернативных источников энергии, развитие человеческого потенциала, «зелёное» строительство – уже используются в России, однако комплексный и системный подход к УР пока не сформирован. Для понимания своего положения в координатах УР, поиска наиболее короткого пути к сбалансированному росту необходим понятный количественный инструмент, которым стал рейтинг УР городов России.
Рейтинг УР – качественный аналитический инструмент для оценки проблем городов и определения потенциала их роста. На основе рейтинга и анализа конкретных сторон жизни города могут быть выработаны как общие рекомендации, так и конкретные меры по повышению качества жизни, совершенствованию городского самоуправления, переходу города к УР, повышению его конкурентоспособности. Рейтинг позволяет выявить лучшие и худшие муниципалитеты, учесть позитивный и негативный опыт реализации стратегий развития, выделить полюса роста и депрессивные города в рамках разработки и реализации региональной политики.
Доработка методики рейтинга и перспективы рейтинга
Ежегодное формирование рейтинга позволит оценить динамику отдельных сфер жизни города, что даёт понимание эффективности проводимой руководством города политики. Сопоставление уровня УР городов внутри региона позволит региональным властям выработать перечень актуальных мероприятий для снижения внутренних дисбалансов развития территорий. Дальнейшее развитие рейтинга возможно в направлении увеличения числа рассматриваемых индикаторов, характеризующих УР городов, а также их верификации результатами социологических опросов населения городов, бизнес-сообщества, представителей городской администрации. Такой подход позволит использовать рейтинг в качестве объективного инструмента для оценки эффективности работы администраций муниципальных образований.
В рамках доработки методики рейтинга был проведен опрос экспертов (февраль-март 2014 года). На основе анализа результатов опроса экспертного сообщества в методику рейтинга было предложено внести ряд изменений. В частности, предлагается отказаться от операции логарифмического масштабирования показателей, оставив лишь операцию линейного масштабирования, расширить перечень показателей, одновременно исключив из рассмотрения некоторые индикаторы, использованные в рейтинге 2012 года. В рамках доработки методики рейтинга также был проведен опрос мэров крупных городов РФ в области устойчивого развития (апрель-май 2014 года).
Результаты рейтинга устойчивого развития городов РФ за 2012 г.
Ранг | Город | Численность населения тыс. чел. | ИУР | Ранг | Город | Численность населения тыс. чел. | ИУР |
1 | Красногорск | 122,8 | 0,682 | 86 | Уфа | 1072,3 | 0,495 |
2 | Москва | 11612,9 | 0,652 | 87 | Бор | 121,9 | 0,493 |
3 | Новый Уренгой | 112,2 | 0,642 | 88 | Благовещенск | 221,1 | 0,493 |
4 | Королев | 185,6 | 0,628 | 89 | Ангарск | 232,5 | 0,493 |
5 | Белгород | 366,1 | 0,627 | 90 | Хабаровск | 585,6 | 0,492 |
6 | Мытищи | 175,0 | 0,624 | 91 | Каспийск | 101,7 | 0,492 |
7 | Балашиха | 221,8 | 0,617 | 92 | Муром | 123,3 | 0,490 |
8 | Екатеринбург | 1411,1 | 0,615 | 93 | Челябинск | 1143,5 | 0,490 |
9 | Калуга | 342,4 | 0,615 | 94 | Иваново | 408,8 | 0,489 |
10 | Подольск | 193,4 | 0,609 | 95 | Абакан | 167,6 | 0,489 |
11 | Железнодорожный | 136,0 | 0,605 | 96 | Энгельс | 207,5 | 0,489 |
12 | Вологда | 304,3 | 0,601 | 97 | Ярославль | 595,2 | 0,487 |
13 | Великий Новгород | 219,9 | 0,600 | 98 | Тольятти | 719,6 | 0,487 |
14 | Одинцово | 137,6 | 0,598 | 99 | Красноярск | 998,1 | 0,487 |
15 | Санкт-Петербург | 4953,2 | 0,597 | 100 | Смоленск | 329,9 | 0,486 |
16 | Ижевск | 629,5 | 0,591 | 101 | Междуреченск | 100,7 | 0,485 |
17 | Нижневартовск | 258,8 | 0,588 | 102 | Курган | 327,9 | 0,484 |
18 | Домодедово | 100,6 | 0,585 | 103 | Комсомольск-на-Амуре | 260,3 | 0,484 |
19 | Люберцы | 176,7 | 0,583 | 104 | Новосибирск | 1498,9 | 0,483 |
20 | Казань | 1161,3 | 0,580 | 105 | Златоуст | 175,8 | 0,482 |
21 | Жуковский | 106,2 | 0,578 | 106 | Сарапул | 100,6 | 0,482 |
22 | Владимир | 348,5 | 0,573 | 107 | Норильск | 178,1 | 0,482 |
23 | Нальчик | 265,3 | 0,573 | 108 | Новочебоксарск | 124,4 | 0,482 |
24 | Нефтеюганск | 125,2 | 0,572 | 109 | Иркутск | 597,8 | 0,478 |
25 | Йошкар-Ола | 252,9 | 0,571 | 110 | Владивосток | 622,7 | 0,477 |
26 | Обнинск | 105,4 | 0,569 | 111 | Черкесск | 127,6 | 0,477 |
27 | Ногинск | 101,7 | 0,568 | 112 | Сыктывкар | 254,5 | 0,476 |
28 | Коломна | 145,0 | 0,566 | 113 | Архангельск | 356,5 | 0,476 |
29 | Ковров | 143,6 | 0,566 | 114 | Барнаул | 681,5 | 0,476 |
30 | Курск | 423,2 | 0,563 | 115 | Ухта | 121,7 | 0,475 |
31 | Киров | 478,0 | 0,563 | 116 | Дзержинск | 249,3 | 0,475 |
32 | Димитровград | 121,5 | 0,563 | 117 | Владикавказ | 310,1 | 0,473 |
33 | Альметьевск | 147,7 | 0,562 | 118 | Магадан | 102,1 | 0,472 |
34 | Сургут | 316,6 | 0,559 | 119 | Северодвинск | 191,3 | 0,471 |
35 | Брянск | 432,0 | 0,557 | 120 | Белово | 132,6 | 0,470 |
36 | Набережные Челны | 516,6 | 0,556 | 121 | Салават | 155,5 | 0,470 |
37 | Краснодар | 851,2 | 0,556 | 122 | Южно-Сахалинск | 186,3 | 0,468 |
38 | Балаково | 197,6 | 0,552 | 123 | Элиста | 104,1 | 0,466 |
39 | Химки | 215,5 | 0,552 | 124 | Якутск | 278,4 | 0,465 |
40 | Пятигорск | 212,2 | 0,551 | 125 | Кисловодск | 136,1 | 0,464 |
41 | Орехово-Зуево | 121,3 | 0,547 | 126 | Мурманск | 305,0 | 0,463 |
42 | Калининград | 433,5 | 0,546 | 127 | Орел | 319,1 | 0,462 |
43 | Ростов-на-Дону | 1096,4 | 0,545 | 128 | Таганрог | 256,6 | 0,461 |
44 | Октябрьский | 110,7 | 0,545 | 129 | Каменск-Уральский | 175,0 | 0,459 |
45 | Щелково | 109,8 | 0,545 | 130 | Астрахань | 525,4 | 0,459 |
46 | Волгодонск | 170,2 | 0,545 | 131 | Петропавловск-Камчатский | 179,8 | 0,456 |
47 | Тамбов | 280,9 | 0,544 | 132 | Рязань | 525,9 | 0,455 |
48 | Воронеж | 991,3 | 0,540 | 133 | Ессентуки | 101,4 | 0,454 |
49 | Нижний Новгород | 1263,6 | 0,540 | 134 | Томск | 560,5 | 0,453 |
50 | Пермь | 1000,7 | 0,539 | 135 | Ленинск-Кузнецкий | 102,7 | 0,451 |
51 | Оренбург | 554,7 | 0,538 | 136 | Дербент | 119,5 | 0,451 |
52 | Тверь | 406,9 | 0,537 | 137 | Стерлитамак | 274,4 | 0,449 |
53 | Тюмень | 609,7 | 0,535 | 138 | Находка | 159,9 | 0,448 |
54 | Арзамас | 105,7 | 0,532 | 139 | Братск | 243,9 | 0,445 |
55 | Батайск | 114,3 | 0,532 | 140 | Старый Оскол | 220,6 | 0,443 |
56 | Миасс | 166,2 | 0,531 | 141 | Нижнекамск | 234,9 | 0,443 |
57 | Липецк | 508,1 | 0,530 | 142 | Шахты | 238,5 | 0,442 |
58 | Самара | 1169,3 | 0,526 | 143 | Волжский | 327,6 | 0,442 |
59 | Электросталь | 155,7 | 0,525 | 144 | Улан-Уде | 411,6 | 0,433 |
60 | Копейск | 140,6 | 0,524 | 145 | Киселевск | 101,7 | 0,431 |
61 | Кострома | 269,3 | 0,523 | 146 | Тула | 499,5 | 0,429 |
62 | Армавир | 209,2 | 0,523 | 147 | Новокуйбышевск | 109,9 | 0,428 |
63 | Саранск | 326,1 | 0,522 | 148 | Кызыл | 112,0 | 0,428 |
64 | Ноябрьск | 109,2 | 0,520 | 149 | Бийск | 216,7 | 0,427 |
65 | Петрозаводск | 265,3 | 0,518 | 150 | Череповец | 314,6 | 0,425 |
66 | Пушкино | 103,3 | 0,518 | 151 | Чита | 327,4 | 0,415 |
67 | Чебоксары | 470,9 | 0,517 | 152 | Рубцовск | 146,3 | 0,414 |
68 | Майкоп | 167,0 | 0,516 | 153 | Грозный | 275,6 | 0,409 |
69 | Березники | 154,6 | 0,515 | 154 | Нижний Тагил | 358,9 | 0,407 |
70 | Пенза | 520,0 | 0,513 | 155 | Новокузнецк | 549,6 | 0,402 |
71 | Камышин | 118,0 | 0,512 | 156 | Первоуральск | 149,8 | 0,399 |
72 | Нефтекамск | 122,8 | 0,511 | 157 | Новомосковск | 130,2 | 0,385 |
73 | Кемерово | 536,3 | 0,511 | 158 | Уссурийск | 187,9 | 0,383 |
74 | Рыбинск | 198,1 | 0,510 | 159 | Новороссийск | 303,1 | 0,380 |
75 | Волгоград | 1018,7 | 0,509 | 160 | Новочеркасск | 169,0 | 0,378 |
76 | Магнитогорск | 409,6 | 0,505 | 161 | Махачкала | 700,5 | 0,376 |
77 | Псков | 204,0 | 0,504 | 162 | Новошахтинск | 110,4 | 0,368 |
78 | Ставрополь | 404,8 | 0,504 | 163 | Артем | 112,3 | 0,367 |
79 | Сергиев Посад | 109,7 | 0,503 | 164 | Сызрань | 178,7 | 0,367 |
80 | Елец | 107,7 | 0,502 | 165 | Орск | 238,0 | 0,360 |
81 | Сочи | 437,6 | 0,501 | 166 | Хасавюрт | 132,5 | 0,359 |
82 | Серпухов | 126,6 | 0,499 | 167 | Ачинск | 109,6 | 0,358 |
83 | Ульяновск | 637,2 | 0,498 | 168 | Невинномысск | 118,2 | 0,356 |
84 | Омск | 1156,6 | 0,498 | 169 | Серов | 108,0 | 0,341 |
85 | Саратов | 836,9 | 0,498 | 170 | Прокопьевск | 207,1 | 0,341 |
Литература
- Шитова Ю.Ю., Шитов Ю.А., Митрошин А.А. Сравнительный анализ социально-экономического положения районов Московской области. // Региональная экономика: теория и практика. – М.: Издательский дом «Финансы и кредит». – 2011. – №43 (226). – С. 2-9.
- Equator principles [Электронный ресурс]: URL: http://www.equator-principles.com/
- From Moscow to Sao Paulo, Emerging 7 Cities Report 2013, PricewaterhouseCoopers [Электронный ресурс]: URL: http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/e7/assets/e7-2013.pdf (режим доступа: свободный).
- Global reporting initiative [Электронный ресурс]: URL: https://www.globalreporting.org/Pages/default.aspx(режим доступа: свободный).
- ICLEI – The global cities Network [Электронный ресурс]: URL: http://www.iclei.org/(режим доступа: свободный).
- Principles for Responsible Investment [Электронный ресурс]: URL: http://www.unpri.org/about-pri/the-six-principles/ (режим доступа: свободный).
- Reference framework for european sustainable cities [Электронный ресурс]: URL: http://www.rfsc.eu/ (режимдоступа: свободный).
- United Nations Global Compact [Электронный ресурс]: URL: http://www.unglobalcompact.org/Languages/russian/index.html (режим доступа: свободный).
SUSTAINABLE DEVELOPMENT RATING OF CITIES OF RUSSIAN FEDERATION
E.I. Dolgikh, E.V. Antonov
Sustainable Growth Management Agency
Annotation: The article is devoted to the evaluation of socio-economic and ecological status of the largest cities of Russia from the standpoint of sustainable development. On the basis of Russian and foreign experience composed assessment methodology cities, built rating and analyzed the results. Noted the high practical significance of the results of the evaluation of sustainable development of cities in municipal and regional planning.
Keywords: Sustainable Development, Municipal and Regional Planning, Rating.