Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



УГЛЕРОДНЫЙ РЫНОК ДЛЯ БОРЕАЛЬНЫХ ЛЕСОВ

А.В. Стеценко
Кафедра экономики природопользования экономического факультета МГУ
e-mail: abc@ngo-cei.ru

Аннотация: Анализ затрат и выгод реализуемых и возможных лесных проектов в рамках Киотского протокола доказывает эколого-экономическую оправданность участия России в следующем международном климатическом соглашении.

Ключевые слова: Киотский протокол, лесные экосистемы, углеродный рынок, проекты совместного осуществления, инвестиционный механизм, региональный опыт

УДК: 581.5; 502.33

 

Введение

    В декабре 1997 года в городе Киото (Япония) в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) был принят Киотский протокол [5], который подписали 160 стран. Киотский протокол стал первым и единственным по настоящее время международным документом, обязывающим государства, которые его ратифицировали, сократить либо стабилизировать выбросы парниковых газов в атмосферу по сравнению с уровнем 1990 года, принятого за базовый. Проблема изменения климата помимо экологической стала политической и экономической.

    Киотский протокол (КП) основан на рыночных механизмах регулирования, так называемых механизмах гибкости. Всего их три: 1-ый – механизм международной торговли квотами на выбросы парниковых газов; 2-ой Проекты совместного осуществления (ПСО) направленные на сокращение/поглощение выбросов парниковых газов должны были осуществляться в развитых странах (Приложение I КП); 3-ий – механизмы чистого развития (МЧР) аналог 2-ого механизма с рядом отличий, главное из которых место реализации – развивающиеся страны. КП предусматривает обязательства по сокращению выбросов для каждой отдельной страны в размере от –8% до +10%, в зависимости от ее уровня выбросов в 1990 г. Протокол был ратифицирован 192 странами мира, на эти страны приходится 63,7% общемировых выбросов, он вступил в силу 16 февраля 2005 г. и закончил свое действие 31 декабря 2012 г.

Ситуация в мире и в России

    Вот уже более пяти лет страны пытаются договориться о выработке нового глобального соглашения по проблеме изменения климата. Достаточно серьезная попытка продления Киотского протокола была предпринята еще в Копенгагене в 2009 г. на 15-ой Конференции ООН по проблеме изменения климата, на которую съехались главы почти всех государств. Тогда шесть стран выступили против Глобального Соглашения, включая Боливию, Кубу и Венесуэлу, наложили вето на решение, поддержанное подавляющим большинством стран. Достаточно сложно договориться всем странам, если на решение может быть наложено вето одной стороной. Многие лидеры, в том числе президент Мексики, выступили с призывом к ООН «пересмотреть правило консенсуса, согласно которому для принятия договора или соглашения необходима его поддержка каждой страной, участвующей в переговорах». Этим правилом успешно пользуются противники глобального климатического соглашения, блокируя переговорный процесс.

    На 18-ой Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН в Дохе, в 2012 г., стало понятно, что КП не будет пролонгирован с 2013 г. по 2020 г. всеми странами участниками. Официально о своем отказе объявили Россия, Канада, Япония и Новая Зеландия. Для пролонгации необходимо поддержать протокол учувствовавших стран. О готовности участия заявили две страны Казахстан и Беларусь, ранее не участвовавшие в протоколе. На последней 19-ой Конференции ООН по проблеме изменения климата состоявшейся в Варшаве в 2013 г. основной вопрос формирования Глобального соглашения так же остался не решенным [13]. Среди решенных, но второстепенных вопросов принят комплекс решений Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (КС РКИК ООН) по прекращению сведения и деградации лесов в развивающихся странах. Это касается в основном тропических лесов. Выделены деньги в ряд фондов для финансирования проектов в развивающихся странах.

    Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, объявил о решении собрать глав государств осенью 2014 года, чтобы сдвинуть с «мертвой» точки переговорный процесс, чтобы прийти к глобальному Соглашению на 21-ой Конференции ООН в Париже в 2015 г.

    Япония взяла на себя обязательства сократить выбросы на 6% от уровня 1990 г. Предполагалось построить ряд атомных электростанций (АЭС) для перехода с углеводородов на ядерное топливо и, тем самым, сократить выбросы парниковых газов. Была построена одна АЭС, когда произошла трагедия Фукусимы в 2011 году. Строительство было приостановлено до октября 2012 года. Однако выполнить все обязательства по сокращению выбросов парниковых газов до конца действия Киотского протокола только за счет внутренних ресурсов стране не удалось. Япония активно использовала «Механизмы чистого развития». К 2013 г. Япония перевыполнила свои обязательства по Киотскому протоколу, сократив выбросы на 8%. В пролонгации Киотского протокола Япония отказалась, ввиду «излишней бюрократизации ряда процедур». Япония будет принимать участие в стабилизации климата только на двухсторонней основе как, например, реализуемые климатические проекты в Монголии. Основными приоритетными странами для себя Япония расценивает развивающиеся страны азиатского региона.

    Евросоюз обещал сократить выбросы на 8% и выполнил свои обязательства. Европа поставила перед собой ряд целей, реализуя Киотский протокол: стать более энергетически независимой доведя свой уровень альтернативной энергетики до 20% к 2020 г.; разработать новые поколения получения альтернативной энергии (солнечной, ветряной и др.); и стать лидером по продажам инновационных технологий. Из поставленных трех целей, ЕС успешно выполнила первую. Страны ЕС достигнут своего уровня альтернативной энергетики, вторую цель выполнят частично, а по третей цели, уступили лидерство по производству солнечных батарей и ветряков Китаю.

    В США выбросы парниковых газов составляют около 20% от мирового объема. США взяли на себя обязательства сократить объемы выбросов на 7%, но так и не ратифицировали КП. В дальнейших переговорах по климату являлись сторонним наблюдателем. Изначально США были одним из лидеров и инициаторов Киотского протокола. Ряд штатов внедрил системы торговли выбросами парниковых газов. В Чикаго появилась одна из первых климатических бирж. Большое распространение получили системы добровольной торговли выбросами парниковых газов. Глобальное климатическое соглашение должно включать всех основных эмитентов выбросов парниковых газов и без участия США оно не даст возможности существенного сократить выбросы.

    Россия на срок действия КП обещала сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 г., но к концу 2012 г. сократила на 31% , при росте ВВП страны на 12% [8]. Столь высокий процент сокращений связан прежде всего со спадом производства в 90-е. В России было реализовано более 150 проектов совместного осуществления. Сведения о проектах совместного осуществления реализованных по статье 6 Киотского протокола выложены на сайте Сбербанка [12]. Общий объем сокращений от проектов составляет 381 тыс. тонн СО2 эквивалента. В основном проекты смог реализовать крупный российский бизнес: такой как Лукойл, Роснефть, ТНК-ВР, металлургические комбинаты. Среди реализованных проектов есть два лесных проекта в области поглощения парниковых газов.

    В результате реализации Киотского соглашения, по мнению руководства страны, Россия не извлекла должных экономических выгод. В действительности, в рамках Киотского протокола были упущены возможности привлечения до шести миллиардов евро целевых инвестиций. У России была возможность зачесть 33 миллиона тонн в год углерода, поглощаемого российскими лесами, в соответствии с договоренностями, достигнутыми на международных климатических переговорах в Марракеше [7], что соответствует 605 миллионам тонн углекислого газа за пять лет действия Киотского протокола. Международное сообщество признало, что Россия поглощает минимум в три раза больше парниковых газов своими лесами, и были совершены все договоренности на международном уровне по продаже 605 миллионов тонн СО2. Такая сделка могла бы принести в российский лесной сектор инвестиций, по усредненным оценкам 240 миллиардов рублей, которые могли быть потрачены на пожаротушение, лесоохрану, лесопосадки и прочие мероприятия в лесном секторе. Для справки: Правительство России в 2011 и 2012 году выделило по 3,5 миллиарда рублей на закупку новой техники по тушению лесных пожаров.

    ПСО стали реализовываться с 2011 г., хотя первые были подготовлены в 2009 г. Россия очень долго формировала правила оформления и регистрации ПСО, что привело к значительной упущенной выгоде, за два года цены на углеродном рынке упали. Кроме того, сама подготовка и оформление проектной документации были достаточно сложными, что не дало возможности появлению большого количества ПСО.

    Цены на международном углеродном рынке с 2008 по 2012 гг. колебались значительно: от 17 в начале до 6 в середине и до 0,11 Евро за тонну СО2 в конце действия КП. В последнюю половину 2012 г. на международный углеродный рынок было выпущено значительное количество тонн от углеродных проектов реализованных Китаем, Россией, Индией и Украиной, за счет чего цены упали до 11-17 евроцентов. Цены на новой финансовой площадке держались в районе 10 евро приблизительно с 2009 по 2011 гг.

    Основными продавцами на углеродном рынке в период 2008-2012 гг. были Китай – 700 миллионов тонн СО2; Россия – 380 миллионов тонн; Индия – 200 миллионов тонн и Украина – 200 миллионов тонн. Суммарно, около 1,5 миллиарда тонн СО2-экв. было продано от основных игроков на углеродном рынке. В результате переговоров в Катаре, европейцы отказались от покупок сокращений, полученных в рамках механизмов чистого развития (МЧР), стран, не участвующих в пост-Киотском протоколе. К сокращениям, полученным в рамках МЧР, относятся сокращения в 900 миллионов тонн СО2-экв. Индии и Китая и 400 миллионов тонн СО2-экв. России. С Украиной продолжается дискуссия об обязательствах, которые будут взяты страной по сокращениям выбросов парниковых газов. Чем большие обязательства Украина на себя возьмет, тем меньше им можно будет продать на углеродном рынке. Очевидно, на углеродном рынке остались только украинские проектные сокращения выбросов. На Белоруссию и Казахстан в процессе переговоров наложены большие ограничения, в результате которых они не смогут предложить значительное количество сокращений. Отсюда следует, что после катарских переговоров основной покупатель – Евросоюз – уничтожил трех основных продавцов – Китай, Россию и Индию – и сократил предложение с 1,5 миллиардов до 200 миллионов тонн СО2-экв. Таким образом, цены на тонны сокращений на углеродном рынке в период до 2020 года вырастут значительно. В первое время цены могут оставаться низкими, пока ведется распродажа оставшихся сокращений, однако после стабилизации углеродного рынка цены поднимутся до 15-25 евро за тонну. Повышение цены дает возможность европейцам продолжить внедрение альтернативной энергетики за счет дотаций с углеродного рынка.

    Главный аргумент Евросоюза состоит в развитии углеродного рынка за счет стимулирования альтернативной энергетики, внедрения энергосберегающих проектов для обеспечения энергетической независимости. Согласно директиве Еврокомиссии к 2020 году планируется довести уровень альтернативных источников энергии (ветрогенераторов, солнечных батарей, биогазовых установок и т.д.) ЕС до 20% в общем объеме производимой энергии [17]. Европейцам негде сажать у себя леса, поэтому они выступают против учета лесных проектов. Продажа лесных углеродных тонн, по мнению европейцев, будет перераспределять средства, которые должны пойти на энергосбережение и развитие альтернативных источников энергии. Это привело к подписанию директивы Брюсселя, запрещающей принимать лесные углеродные тонны к зачету европейских компаний. Таким образом, Евросоюз формирует спрос на своем углеродном рынке, стимулируя развитие своей альтернативной энергетики.

    Реализация Европейской схемы торговли эмиссиями (EU ETS) была начата 1 января 2005 г. на основании Директивы ЕС 2003/87/ЕС от 13.10.2003. Директива Европейского парламента и Совета 2008/101/ЕС от 19 ноября 2008 г., вносящая изменения в Директиву 2003/87/EC в отношении включения авиационной деятельности в торговую схему по выбросам газов, вызывающих парниковый эффект в рамках Сообщества [18]. Схема охватывает все 27 стран ЕС, а также Норвегию, Исландию и Лихтенштейн; порядка 4 тыс. компаний и 12 тыс. предприятий в таких секторах, как электроэнергетика, котельные, нефтепереработка, производство кокса, известняка, черная и цветная металлургия, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность, производство цемента, стекла, керамики, на которые в совокупности приходится 46% всех эмиссий СО2 и 40% всех парниковых газов Евросоюза.

    В Указе президента Российской Федерации №752 от 30 сентября 2013г. обозначена цель: обеспечить к 2020 году сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 г. Во-первых, это означает что Россия, как и все мировое сообщество разделяет угрозы изменения климата и роста температуры на планете. Во-вторых, ставит задачу реализации Климатической доктрины Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. №861-рп. Распоряжением правительства Российской Федерации от 04.2012 г. утвержден план мероприятий по обеспечению установленного Указом президента объема выбросов парниковых газов. Этот план предусматривает непосредственное участие регионов. В связи с этим Россия стоит перед выбором, каким способом решить данную задачу административным или рыночным. К административным механизмам относятся налоги, платежи и штрафы, которые традиционно применялись еще в СССР и зарекомендовали себя в качестве широко распространенного рычага экономического воздействия на предприятия. К рыночным механизмам относятся системы торговли, которые были апробированы в рамках Киотского протокола в Российской Федерации, но надо учесть, что Россия выступала в роли глобального продавца углеродных квот. В случае если, будет создаваться внутренний углеродный рынок, то неизбежно должны будут появиться как продавцы, так и покупатели. Покупателями, видимо, станут крупные предприятия, выбрасывающие парниковые газы, это и металлургический комплекс, и транспорт в частности авиация и другие сектора экономики. Хотя при более внимательном рассмотрении данного вопроса могут быть и исключения. Большинство проектов ПСО осуществленных в России были осуществлены крупными предприятиями в области сокращения выбросов, по всей видимости, такие проекты и должны стать локомотивом сокращений выбросов. Данное направление будет способствовать внедрению новых технологий и модернизации основных фондов промышленности. Продавцами могут стать те отрасли экономики, которые могут обеспечить поглощение парниковых газов, в частности углекислого газа. Это могут быть лесной и сельскохозяйственный секторы. Другим исключением может стать животноводство с высокими выбросами метана и стареющие леса больше выбрасывающие парниковые газы, чем поглощающие. По прогнозам Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, российские леса могут настолько постареть к 2050 г., что из нетто поглотителей могут перейти в нетто эмитентов [4].

    Формирование внутренней рыночной системы становится выгодно, прежде всего, крупному Российскому бизнесу, выходящему на мировые торговые площадки, имеющие общемировой тренд на учет, а в дальнейшем на снижение выбросов парниковых газов на предприятиях. Наш бизнес сможет сократить выбросы внутри страны по правилам, сформированным и адаптированным к российским условиям, а не закупать тонны сокращений в ЕС или других странах. Так например, углеродный рынок ЕС не желает принимать единицы сокращения выбросов (ЕСВ) полученные от лесных проектов с одной стороны и пытается заставить платить авиакомпании за выбросы СО2 в европейском небе. Директива Брюсселя на этот счет уже вступила в действие c 1 января 2014 г. и все влетающие авиакомпании на территорию ЕС должны будут в декабре сего года расплачиваться за произведенные выбросы углекислого газа. На внутреннем Российском рынке можно взаимовыгодно решить эту задачу сократив выбросы авиации лесными поглощениями, чем обеспечит климатически нейтральный перелет. Другой актуальной преградой встающей перед крупным российским бизнесом, торгующим на Лондонской бирже – это английское законодательство требующее предоставление отчетности по объемам выбросов парниковых газов на этих предприятиях. Подобные требования об учете выбросов собираются выставлять и Нью-Йоркская и Гонконгская биржи. И это только первый шаг, за которым проглядывается в дальнейшем сокращение выбросов. Если инвентаризацию предприятиям произвести относительно не сложно, то найти пути по сокращению выбросов окажется более сложной задачей, для решения которой можно обратиться на рынок и лучше, когда это внутренний рынок с удобными для россиян правилами. Для формирования российского рынка сегодня уже выделены средства Сбербанком как официальным оператором углеродных единиц и на первой стадии идет анализ зарубежного опыта локальных углеродных рынков. Такие рынки уже сформировались в ЕС, США, интересен опыт лесного углеродного рынка Новой Зеландии, а КНДР поставила задачу сформировать свой рынок в ближайшую пятилетку.

    В Докладе Стерна «Экономика изменения климата» указано [9], что значительный потенциал сокращений выбросов парниковых газов в мире связан с лесопользованием. Сведение лесов ответственно примерно за 20% антропогенных выбросов парниковых газов. Рекомендуется создание экономических и институциональных рычагов влияния на владельцев и пользователей лесов на международном и национальном уровнях. Они должны включать срочные международные компенсационные механизмы, стимулирующие отказ от рубок, крупномасштабные меры по защите лесов. Среди этих мер важную роль может играть реализация лесных проектов на глобальном углеродном рынке.

    Достижением 19-ой конференции в Варшаве было принятие полного пакета документов по предотвращению сведения / деградации лесов и земель в развивающихся странах (REDD+) [9]. Основные документы по решению этого вопроса были подготовлены еще на прошлой конференции. Оставалось уточнить вопросы эффективного использования средств, чтобы консервация лесов в одном месте не приводила к вырубке аналогичных лесов в других местах. На конференции в Варшаве были решены все вопросы мониторинга минимизирующих риски «утечек» в других местах [17]. «Варшавское Рамочное соглашение по REDD+» поддержано выделением 280 млн долларов со стороны США, Норвегии и Соединенного королевства.

    Тем ни менее, Российская лесная позиция на международных переговорах выражена достаточно слабо. В 2015 г. в Париже ожидается заключение следующего глобального климатического соглашения уже в этом году идут активные международные переговоры. В сентябре ожидается встреча на уровне глав государств, организуемая руководством ООН. Необходимо, чтобы к этому времени российская лесная позиция была сформирована и адекватно представлена, не ограничиваясь ежегодным отчетом о стоках углерода в лесах, но и с учетом защиты экономических интересов лесной отрасли на формирующемся мировом углеродном рынке. Необходимо отстаивать возможность реализации на международном углеродном рынке тонн поглощений полученных в результате реализации лесных проектов на территории нашей страны.

    Руководством России неоднократно подчеркивалась важность адекватного учета бореальных лесов. Это прозвучало в выступление Президента России Д.А. Медведева на климатической конференции в Копенгагене «В глобальном соглашении обязательно должна быть учтена роль лесов – основных поглотителей парниковых газов» [3]. Аналогичная мысль высказывалась В.В. Путиным «Россия будет настаивать на том, чтобы полнее учитывались возможности России, российских лесов по поглощению углекислого газа» [11]. Из года в год эта мысль повторяется главой Российской делегации на переговорах, советником Президента Российской Федерации, специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам изменения климата А.И. Бедрицким «В Российской Федерации находится пятая часть всех лесов на планете. Это 70 процентов бореальных и 25 процентов девственных лесов мира. Вот почему Российская Федерация выступает за надлежащий учёт и развитие проектной деятельности, отражающей роль лесов в стабилизации климата в новом климатическом соглашении» [1], «Неотъемлемой частью нового соглашения должен стать компонент ЗИЗЛХ (землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство). Сохранение и поддержание продуктивности лесной экосистемы имеет критически важное значение для снижения антропогенной нагрузки на климат. Это связано с тем, что бореальные леса депонируют вдвое больше углерода, чем любая иная наземная экосистема, и почти вдвое больше, чем тропические леса» [2]. Адекватный учет российских лесов – это не только регулярно сдаваемая отчетность по лесам в РКИК ООН, но и углеродные лесные проекты, приносящие инвестиции в лесной и сельскохозяйственный сектор экономики.

Лесные проекты

    В России в рамках Киотского протокола осуществлено два лесных проекта. Ими являются проекты: «Поглощение углерода путем лесоразведения в отдаленных районах сибирского региона Российской Федерации», заявленный АНО Центр экологических инноваций, значащийся под №116 и «Бикинский углеродный проект в ареале обитания тигра: долгосрочное сохранение лесов в долине реки Бикин, подверженных рубке при отсутствии проекта. Приморский край, Российская Федерация», заявленный Общиной коренных малочисленных народов «Тигр» совместно с WWF-Россия, значащийся под №122. Проекты были утверждены приказом №277 Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 мая 2012 года «Об утверждении перечня проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата». Оба проекта отражены в Российском углеродном реестре [15] и на Сайте конвенции ООН [10]. Они прошли все необходимые проверки и информация о верификации и детерминации отражена в вышеуказанных источниках.

    Для реализации лесных проектов в рамках Киото было три сдерживающих фактора: время, деньги и написание документации. Все факторы взаимосвязаны. Первые два лесных проекта были поданы на третий конкурс, объявленный Сбербанком в апреле 2012 года. До этого времени не было сформулировано подходов к написанию проектной документации. Опыт анализа «Киотских» лесных проектов показывает, что в России реализован ряд лесных проектов совместного осуществления. Однако до апреля 2012 года не было выработано методологического обоснования подобным проектам. В число необходимых долговременных мероприятий входят: межевание, оформление договора аренды земли под лесным/залесенным участком. Второй названный фактор – деньги. На межевание и аренду земельного участка требуется денежная сумма вне зависимости от того, будет ли реализован данный «киотский» лесной проект. Без опыта реализации лесного проекта в России данный риск является сдерживающим. Дополнительные затраты необходимы для написания проектной документации в формате, утвержденном ООН. Документация составляется на двух языках – русском и английском. На подготовку подобного документа уходит около 30-40 тысяч евро. От 30 до 70 тысяч евро необходимо для процедуры детерминации - проверки проектной документации независимой аккредитованной компанией. В России присутствует две международные аккредитованные компании. После этого, формируется пакет документов для прохождения конкурса в Сбербанке – официальном операторе углеродных единиц в РФ. Комиссионные 0,10 евро с каждой проданной тонны поглощенного углерода. Подписывается трехсторонний договор между заявителем проекта, Сбербанком и покупателем углеродных единиц. Также от 30 до 70 тысяч евро необходимо потратить на верификацию – проверку правильности расчета перед покупателем. Далее необходимо внести сбор в размере 20 тысяч долларов США за регистрацию Проекта Совместного Осуществления в ООН. Таким образом, для подготовки лесного проекта необходимо порядка 170-200 тысяч евро на доказательство того, что проект действительно является «Киотским». Это не включая затраты на межевание и аренду земли и мероприятия по проектной деятельности: противопожарная безопасность, борьба с вредителями, лесоохрана, мониторинг и др.

    Приблизительный оценочный расчет можно провести с учетом того, что один гектар леса поглощает от 4 до 8 тонн СО2 в год. Кроме того, лесная почва накапливает поглощенный СО2 [18]. «Киотский» проект может быть реализован, если хозяйствование на данном лесном участке осуществлялось в течение ряда лет. Для расчета выгоды важно учитывать цену тонны СО2 на рынке. Для компенсации параметра низкой цены необходима большая проектная площадь, что достаточно сложно для ряда собственников – арендаторов лесных земельных участков, в том числе коренных народов. Выходом из данной ситуации могла бы стать консолидация ряда собственников – арендаторов и объединения земельных участков для подготовки и реализации масштабного по площади лесного проекта с пропорциональным разделением затрат и выгод на всех участников проекта.

    Следующая важная задача для реализации «киотского» лесного проекта – поиск покупателя. Так, в ПСО, участие иностранного партнера выражается не в изначальном инвесторе, как было задумано изначально, а в итоговом покупателе. Основной покупатель российских углеродных тонн – это бизнес в странах Евросоюза. Тонны по Бекинскому лесному проекту были проданы в конце 2013 г Британской компании CF Partners, о чем сообщает Коммерсантъ [6]. Однако с покупкой лесных тонн по другому лесному проекту возникли сложности. Швейцарская компания Витол не выполнила своих обязательств по покупке углеродных тонн. С целью привлечения внимания к проблеме реализации российских лесных проектов в этом году, были переданы 200 тыс. т. поглощенных лесами алтайского лесного проекта руководству Алтайского края, а ими подарены для компенсации углеродного следа Олимпийских игр в Сочи 2014 [14]. С одной стороны алтайский лесной проект позволяет провести Олимпиаду климатически нейтрально, с другой стороны произойдет использование поглощенных тонн еще одного лесного проекта, осуществленного в рамках Киотского протокола. Реализация лесных тонн поглощений дает хорошие аргумент российской делегации на переговорах о глобальном климатическом соглашении в пользу защиты и использования лесных проектов.

    Реализация Киотского протокола дала очень большой и интересный опыт человечеству заключающийся в том, что можно управлять выбросами и при этом не снижать экономических показателей роста. Рыночные механизмы – торговля квотами выбросов «принцип пузыря», разработанные в США в 60-70 гг. для снижения уровня кислотных дождей легли в основу Киотского протокола. Еще тогда было отмечено, что за счет новых технологий можно увеличивать благосостояние, используя меньше природных ресурсов и при этом сократить уровень выбросов.

    При формировании внутреннего углеродного рынка, а в последствии участии Российской Федерации в глобальном климатическом соглашении, все уже реализованные ПСО смогут продолжать производить сокращения/поглощения и принесут стране дополнительные «углеродные» инвестиции, кроме того, будет существовать стимул создания новых подобных проектов, реально приносящих инвестиции в область охраны окружающей среды. Созданный прецедент в области лесных проектов, даст толчок большому количеству новых российских лесных проектов. В случае развития в России углеродного рынка землепользователи и лесопользователи могут получить инвестиции через изложенный новый инвестиционный механизм.

Литература

  1. Выступление А. Бедрицкого на 18-й сессии Конференции Сторон РКИК ООН в Дохе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://state.kremlin.ru/administration/17080
  2. Выступление А. Бедрицкого на 19-й сессии Конференции Сторон РКИК ООН в Варшаве. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://state.kremlin.ru/administration/19658
  3. Выступление Президента России на климатической конференции в Копенгагене. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/6384#sel=19:1,19:13
  4. Замолодчиков Д.Г., Грабовский В.И., Коровин Г.Н., Гитарский М.Л., Блинов В.Г., Дмитриев В.В., Курц В.А. Бюджет углерода управляемых лесов Российской Федерацией в 1990-2050 гг.: ретроспективная оценка и прогноз. Метеорология и гидрология 2013 №10.
  5. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/kyoto.pdf
  6. Коммерсант (о лесных проектах). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2369985
  7. Маракешская Декларация, Всемирная Торговая Организация, Марракеш, 15 апреля 1994 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/2541158/
  8. Министерство природных ресурсов Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=132084
  9. Обзор доклада Николаса Стерна «Экономика изменения климата». Издание 2-ое, дополненное и переработанное / Кокорин А. О., Кураев С. Н. , Юлкин М. А. WWF, Strategic Programme Fund (SPF). – М.: WWF России, 2009. – 60 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://wwf.ru/resources/publ/book/329
  10. Официальныq сайт РКИК ООН ПСО. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ji.unfccc.int/JIITLProject/DB/C9ZB53AG7OLV4GMY60UHS5C1PO19IZ/details
  11. Путин В.В. Соглашение по климату должно учитывать российские леса. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20091103/156477895.html
  12. Реестр проектов совместного осуществления Сбербанка, №116. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sberbank.ru/moscow/ru/legal/cfinans/sozip/
  13. Решение конференции сторон в Варшаве. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://unfccc.int/2860.php
  14. Российские Лесные Вести. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.lesvesti.ru/news/green/6603/
  15. Российский реестр углеродных единиц. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.carbonunitsregistry.ru/reports-pso.htm
  16. Стеценко А.В. Возможности предотвращения негативных изменений в сельском хозяйстве с помощью экономических механизмов, заложенных в Киотском протоколе. // М.: МАКС Пресс - 2005 –С. 36.
  17. Условия для национальных систем мониторинга лесов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://unfccc.int/files/meetings/warsaw_nov_2013/decisions/application/pdf/cop19_fms.pdf
  18. DIRECTIVE 2008/101/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL [Электронный ресурс] Режим доступа: http://boeing.com/commercial/noise/ETSDirective.pdf

 

THE CARBON MARKET FOR BOREAL FORESTS

A.V. Stetsenko
Department of Environmental Economics Faculty of Economics of MSU

Abstract: Article cost-benefit analysis of ongoing and potential forestry projects under the Kyoto Protocol proves eco-economic viability of Russian participation in the next international climate agreement.

Keywords: Kyoto Protocol, forest ecosystems, carbon market, joint implementation projects, investment vehicle, regional policy