Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ИНИЦИАТИВА КОМПАНИИ «ТЕРМОРОС» В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

А.В. Малхасян
Направление по коммуникациям экологическому развитию Группы компаний «Терморос»

Аннотация: Статья посвящена актуальным на сегодняшний день вопросам глобальных изменений, которые происходят в окружающем нас мире. Деятельность компаний, традиционно направленная на удовлетворение нужд потребителей, как никогда ранее, зависит теперь от занимаемой социальной позиции. Внедрение принципов устойчивого развития современной компании является залогом её уверенности в завтрашнем дне.

Ключевые слова: устойчивое развитие, корпоративная ответственность, экологические риски

УДК: 330.3; 502.3

 

    В настоящее время суть и смысл предпринимательства претерпевают глобальные изменения. Мир меняется: климат, рост населения, истощение природных ресурсов. Бизнес сегодня сталкивается с вызовами, которых прежде мы не знали. Устойчивое развитие современной компании требует нового взгляда на мир.

    Организации все ответственнее относятся к воздействию, которое они оказывают на экономику, окружающую среду и общество, и во многих из них приняты стратегии, направленные на управление этим воздействием. Компании должны отслеживать результаты своей деятельности с тем, чтобы знать, в каких сферах требуются улучшения, и передавать полученные таким образом данные заинтересованным группам, для чего используется отчетность в области устойчивого развития [5].

    Бизнес-модели компаний должны быть построены так, чтобы они работали на будущее. Век консюмеризма, т.е. век потребления, должен постепенно отойти и дать дорогу более глубоким ценностям в жизни, укрепляя совместное действие и материальных и нематериальных активов на благо человека и общества. Разумно смотреть на предпринимательство – как на искусство, в которое вовлечены человек и природа. И поэтому сегодня есть необходимость сосредоточиться на построении духовно-сбалансированного бизнеса. Бизнес-модели, применяющие на практике принципы социально ответственной деятельности, имеют преимущества при оценке перспек¬тивности вложений инвесторами. Конечно, это не значит, что классические модели бизнес поведения, нацеленные только на материальную составляющую, уходят из жизни, иначе это вошло бы в явное противоречие с желаниями акционеров. Но люди всегда ответственны за свои поступки, и потому любые наши действия должны быть в гармонии с окружающим нас миром.

    В 2000 г. был проведен чрезвычайный саммит Евросоюза, посвященный вопросам социальной сплоченности, экономического развития и занятости. Главы государств и правительств 15 стран приняли Специальное обращение по вопросам корпоративной социальной ответственности (КСО), в котором отмечалось, что расширение социальной ответственности бизнеса стало важным элементом экономических и социальных реформ, фактором повышения конкурентоспособности компаний [3].

    ООН в этом же году учредила Глобальный договор для продвижения концепции ответственного корпоративного гражданства. В нем участвуют компании из всех регионов мира, международные организации трудящихся и организации гражданского общества [6]. Это добровольная инициатива, основная цель которой – добиться того, чтобы деловые круги содействовали решению проблем глобализации.

    Устойчивое развитие современной компании является залогом её уверенности в завтрашнем дне. Совсем недавно забота об экологии казалась обременительным и рискованным занятием. Сегодня всё больше предприятий рассматривает охрану окружающей среды, ресурсосбережение и экологическую безопасность как инструменты выхода на новые рынки с растущим спросом.

    Долгое время задача снижения экологических рисков стояла лишь перед крупными добывающими и производственными предприятиями. Сегодня оптимизация технологий природопользования и снижение негативного воздействия на окружающую среду актуальны для всех компаний. Несмотря на очевидность глобальных изменений, человечество пока не выработало единого механизма управления экологическими системами. В условиях отсутствия точных знаний о природе и глобальных механизмах изменения климата, первостепенную роль приобретает мониторинг потенциально опасного воздействия общества на природу.

    Группа Компаний «Терморос» – это динамично развивающаяся торговая и производственно-инжиниринговая компания. Сегодня «Терморос» предлагает интеллектуальные продукты и профессиональные решения в поставке, проектировании, монтаже систем отопления, водоснабжения, водоотведения и водоподготовки. Модель управления бизнесом основана на базовых ценностей, в числе которых экологическая ответственность. Поэтому в 2012-м году при разработке новой стратегии ГК «Терморос» было принято решение создать направление по Экологическому развитию.

    Деятельность ГК «Терморос» можно отнести к более-менее безопасным с точки зрения экологии сфер человеческой деятельности, так как в ней нет производственных процессов, в которых используются токсичные материалы, и нет прямого воздействия на окружающую среду. Тем не менее, компания «Терморос», являясь крупным поставщиком отопительного оборудования, представлена в большинстве регионов страны, а потому компания становится ключевым звеном в цепочке производитель-покупатель. Акционеры компании считают необходимым совершенствовать бизнес-процессы и сопутствующие технологии, которые позволят снизить нагрузку на экологию. Забота «Терморос» об экологии выражается в принятой на себя ответственности учитывать в своей деятельности интересы окружающей среды. Наша цель обеспечить конечного покупателя качественным оборудованием, при производстве которого были учтены экологические риски. Выбор нами того или иного поставщика основан в том числе на анализе всего жизненного цикла, производимой им продукции. Это значит, что оценке подвергается не только сам продукт, но и сырье, из которого он был получен, его упаковка, рассматриваются способы его транспортировки  конечному потребителю и особенности утилизации. Только комплексный анализ продукта от сырья до упаковки может дать полную картину его воздействия на человека и окружающую среду.

    В задачи направления «Экологическое развитие» входят: формирование центра экологических знаний, который аккумулирует и анализирует информацию о новых разработках в области «зелёных» технологий в отрасли; пропаганда бережного отношения к окружающей среде со стороны людей как внутри компании [4], так и в СМИ [1], в социальных сетях [2]. Решение задач проекта «Экологическое развитие» предполагает участие в российских и международных экологических программах, организациях и фондах.

    Сегодня вокруг направления «Экологическое развитие» сформировалась команда единомышленников и союзников, продвигающих в компании и среди партнеров нашу «зеленую» инициативу. Нам также важно, чтобы новички, пришедшие в «Терморос», разделяли наш «зеленый» взгляд на мир, что учитывается при их адаптации.

    ГК «Терморос» проводит семинары, направленные на повышение знаний в области экологии и личной ответственности за свои поступки. Например, 18-го июня состоялся корпоративный семинар [4], цель которого была определена так: формирование единого отношения сотрудников компании к вопросам экологической ответственности. Лейтмотивом стало продвижение идеи личной ответственности каждого отдельного человека за то, в каком мире он живёт и что происходит вокруг.

    ГК «Терморос» принимает участие в различных эко-акциях и мероприятиях[4]: день посадки леса, «Час земли», корпоративное мероприятие «Фруктовый Сад Терморос», сбор макулатуры, акция День без Бумаги. В 2012 году «Терморос» обновила логотип компании, единогласно выбрав в качестве экологического символа «зеленого ежа».

    «Терморос» является постоянным участником семинаров и форумов, которые направлены на распространение и развитие темы устойчивого развития и КСО в России. 25 сентября проект по Экологическому развитию был представлен на социальном форуме «Приоритеты устойчивого развития: задачи гражданского общества». Презентация проекта состояла из двух частей.

    В первой части проекта было рассказано о том, как в России средний бизнес может применить стандарты устойчивого развития и как это реализовано в компании «Терморос». Было отмечено, что прямым инструментом применения принципов устойчивого развития в компании является КСО. Чтобы полностью отвечать требованиям КСО, предприятия должны интегрировать социальные, экологические, этические усилия, соблюдение прав человека и требований потребителей в свою производственную деятельность и основную стратегию в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами.

    Так как ГК «Терморос» предлагает рынку новые энергоэффективные решения для систем отопления и ГВС. Вторая часть презентации «Терморос» состояла из двух кейсов по проектированию систем отопления с использованием инновационных отопительных технологий и ВИЭ. Кейсы были подобраны так, чтобы подчеркнуть опыт проектирования энергоэффективных отопительных систем на территории СНГ и России. В частности был представлен проект, созданный в Армении компанией «Терморос-Ар» и проект частного «пассивного» дома, который в данный момент реализует московское подразделение «Терморос Инжиниринг» совместно с компанией Maki Houses. В обоих проектах использованы инновационные технологии и альтернативные системы отопления: геотермальный насос, солнечные панели и коллекторы, тёплые полы и прочее.

    В значительной мере на формирование и развитие нашей позиции повлияли наши европейские поставщики. Например,  владелец компании и по совместительству креативный директор бельгийской компании JAGA (крупнейший производитель отопительных приборов) Ян Крикелс недавно издал книгу «Обновись или погибай!» [7]. Он считает, что если мы не осознаем опасность выбранного нами пути, запущенный механизм гибели цивилизации будет невозможно остановить. Но ещё не поздно всё изменить. Построить новую жизнь, новую философию, новый устойчивый бизнес, в котором отражены духовность и ответственность человека, технологические новации и креативность в гармонии с природой. Как вы понимаете, всё это очень созвучно с теми ценностями, за которые выступаем мы.

    В России зелёный рынок пока не является прибыльным и держится на сознательности и ответственности отдельных предпринимателей. Должна сформироваться корпоративная культура, которая будет фундаментом завтрашнего дня. В бизнесе ценно умение угадывать, заглядывать за горизонт. Мы уверены, что будущее за устойчивым развитием и зелёными технологиями. Инвестиции в устойчивое будущее обязательно окупятся, хотя сегодня экономический эффект от устойчивой философии пока не могут или не хотят считать.

    Таким образом, ГК «Терморос» берет на себя обязательство осуществлять ряд мероприятий, которые направлены на сохранение экологического равновесия и гармоничного сочетания интересов природы и бизнеса. Ресурсы, необходимые в работе (электроэнергия, вода, бумага), будут использованы оптимальным образом посредством безопасной утилизации, отработанных предметов, содержащих опасные и загрязняющие окружающую среду вещества, такие как ртуть, свинец и щёлочь.

    Экологическая политика ГК «Терморос» основана на принципах информационной открытости и управления экологическими рисками, связанными с основной деятельностью организации. Учитывая специфику бизнеса, ГК «Терморос» определила для себя три стратегических направления: экологизация (уменьшение негативных последствий) бизнес-процессов, стимулирование экологически ответственного поведения своих партнеров-производителей продукции и стимулирование экологически ответственного поведения своих сотрудников и клиентов.

    Миссия компании гласит: «Мы развиваем традиционные представления о комфорте и эстетике пространства путём внедрения экологичных и энергоэффективных технических решений в области инженерных систем зданий и сооружений». Это означает, что мы всерьёз озабочены предложением качественной продукции, наносящей окружающей природе минимальный вред и учитывающий интересы природы.

    Резюмируя все выше сказанное, мы понимаем, что ответственность перед природой, обществом и коллегами становится центром предпринимательских интересов как важная точка соприкосновения человека и природы. В обществе крепнет осознание того, что ответственное поведение каждого за свои поступки должно быть построено на основе, которая позволила бы заглянуть в будущее гораздо дальше стратегических бизнес-планов. На основе, смыслом которой является благополучие наших детей и нашего общего дома. Идеи филантропии, социально ответственного бизнеса, идеи экологического развития содержат в себе призыв к действию уже сегодня, пока не поздно переосмыслить идеи бизнеса и деятельность в нем человека.

    За год существования в ГК «Терморос» проекта «Экологическое развитие» было сделано немало, но мы уверены, что и дальше будем радовать новостями о внедрении новых уровней принципов устойчивого развития в свою деятельность, тем самым повышая как свои компетенции, так и привлекая внимание стейкхолдеров или заинтересованных сторон к вопросу устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности бизнеса.

    Именно ради сохранения Земли для нас и наших детей необходимо поддерживать социальные проекты и оптимизировать бизнес процессы, учитывая интересы всех заинтересованных сторон.

    Мы за чистую планету и счастливое будущее. Присоединяйтесь и вы к нам.

Литература

  1. Журнал «Зеленый город», выпуск № 6 (август-сентябрь), http://green-agency.ru/zhurnal-zelenyi-gorod/zhurnal
  2. Компания «Терморос», страница в Facebook facebook.com/Termoros.Eco
  3. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chelt.ru/2009/10-09/ivanova_10-09.html (29.10.2011)
  4. Сайт компании «Терморос» http://www.termoros.com/
  5. Цикл отчетности GRI в области устойчивого развития: руководство для малых, средних и крупных организаций https://www.globalreporting.org/
  6. Экологически ответственный бизнес, Матягина А.М., Смирнова Е.В., Москва 2012
  7. Ян Крикелс. «Модель будущего: природа, человек и бизнес в гармонии» http://www.archi.ru/tech/news_49431.html