Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ЧТОБЫ БИБЛИОТЕКА СТАЛА «ЗЕЛЁНОЙ». ДЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ МОСКВЫ В ГОД ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Н.Е. Колоскова
Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара г. Москвы; журнал «Библиотека в школе» Издательского дома «Первое сентября»

Аннотация: Материал посвящён проектной деятельности детских библиотек Москвы, опыту работы по формированию экологического мировоззрения читателей, экологизации детских библиотек в целом.

Ключевые слова: детские библиотеки, экологическое воспитание, проектная деятельность библиотек

УДК: 372.8

 

    Без преувеличения можно сказать, что каждая детская библиотека уделяет внимание экологическому воспитанию своих читателей. Не являются исключением и детские библиотеки Москвы. Их в городе – 168 и во многих работа по формированию экологического мировоззрения читателей является одним из приоритетных (и любимых) направлений деятельности. Есть в Москве библиотеки, которые специализируются на деятельности экологической и природоохранной направленности. Две детские библиотеки города носят имена писателей, знавших и любивших родную природу: И.С. Соколова-Микитова (ДБ № 113 ЦБС № 1 СВАО) и В.В. Бианки (ДБ № 106 ЦБС «Кунцево» ЗАО). В одной из библиотек создан Экологический центр им. Ю.Д. Дмитриева (Библиотека для детей и юношества № 18 ЦБС «Киевская» ЦАО). Специализируются в работе по экологическому и природоохранному направлению и другие библиотеки города.

    Методическую поддержку детские библиотеки получают в рамках комплексной целевой программы «Детские библиотеки Москвы в системе непрерывного экологического образования», разработанной методическим отделом Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара. Программа включает мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалистов детских библиотек: специализированные курсы повышения квалификации, тематические семинары и семинары по обмену опытом работы, профессиональные и творческие конкурсы и проекты. Основные цели программы:

  • придать работе по экологическому воспитанию, просвещению и образованию читателей в детских библиотеках Москвы целенаправленный и систематический характер;
  • способствовать повышению профессионального уровня работников детских библиотек города в работе по формированию экологического мировоззрения читателей.

    Мы любим учиться вместе, учиться у других и друг у друга. В активе у детских библиотек Москвы уже имеется неоднократный опыт деятельности по реализации творческих и профессиональных проектов экологической направленности. Так, итогом одного из специализированных курсов повышения квалификации стал список материалов «Зелёная полка библиотекаря», составленный совместно детскими библиотекарями. В список вошли книги и методические материалы, которые наиболее активно используются библиотекарями в практической деятельности (его можно найти на сайте методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара). Творческий проект «Зонтик превращается» хотя и завершился официально, но библиотекари всё ещё продолжают время от времени создавать свои замечательные «экологические» зонтики (ищите их на нашем сайте). Ещё один своеобразный мини-проект – рубрика «ЭКОвести из библиотек» экологической страницы сайта методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара. В этой рубрике размещается оперативная информация, которая поступает из детских библиотек. И всегда есть возможность взять на вооружение идею коллег, вдохновиться их активной деятельностью, просто быть в курсе того, что «экологического» происходит в детских библиотеках города. В начале учебного года был проведён конкурс «ЭКОвесть: самая-самая», который методом голосования на сайте определил победителей.

    В настоящее время в рамках программы реализуется совместный профессиональный проект детских библиотек города и методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара «Зелёная библиотека».

    Следует отметить, что идея Проекта появилась безотносительно к Году охраны окружающей среды. Это произошло несколько раньше. Но многие библиотеки города занимают активную социально-экологическую позицию, с удовольствием поддержали данную инициативу и посвятили своё участие в Проекте Году охраны окружающей среды.

    Решение о разработке проекта «Зелёная библиотека» возникло  в результате посещения одного из семинаров цикла «Роль библиотек в информационном обеспечении глобальных экологических проблем», прошедших в Государственной публичной научно-технической библиотеке РФ. Семинар был посвящён проблемам ресурсосбережения. Один из участников семинара – представитель московского офиса Гринпис представил проект «Зелёный офис», который нацелен на снижение потребления энергии и ресурсов на содержание офиса [4]. Разработчики проекта «Зелёный офис» уверены: «…при создании положительного имиджа любой компании среди своих клиентов, экологически ответственные организации получают преимущества». Список компаний, которые участвуют в проекте «Зелёный офис» постоянно пополняется и реально наблюдается увеличение «зелёности» их организаций по сравнению с остальными.

    Так почему не предоставить и библиотекам возможность принять участие в реализации подобного проекта? Конечно, библиотека – это совсем не офис и её «зелёность» не ограничится ресурсосбережением, а затронет все стороны деятельности [2].

    Наш проект «Зелёная библиотека» имеет методическую направленность и разработан с целью:

  • повышения уровня профессиональной деятельности детских библиотек города по формированию экологического мировоззрения у читателей-детей;
  • повышения уровня экологической культуры сотрудников детских библиотек;
  • активизации работы по выявлению и изучению передового опыта библиотек, их инновационной деятельности в области формирования экологического мировоззрения читателей.

    Однако, основная цель Проекта – создание экологичной среды в детских библиотеках города. Экологичная среда библиотеки – понятие многоаспектное и затрагивает все стороны жизнедеятельности библиотеки. Оно включает в себя соответствующее оформление прибиблиотечной территории, входных зон и интерьеров библиотеки; целевое комплектование фондов книг и периодических изданий; создание полноценной поисковой системы; системный подход в работе по раскрытию соответствующих разделов фондов библиотек, информационно-библиографического обслуживания читателей.

    Один из ключевых моментов – экологизация содержания работы библиотеки: создание эколого-образовательной и эколого-воспитательной среды в библиотеке; системный подход к планированию работы по экологическому воспитанию, просвещению и образованию читателей; использование всего многообразия библиотечных форм и методов, включая инновационные методики; использование современных информационных технологий; охват всех возрастных и иных категорий читателей.

    Немаловажное значение имеет и активная социально-экологическая позиция коллектива библиотеки: ведение здорового образа жизни; использование оздоровительных методик и здоровьесберегающих технологий непосредственно на рабочих местах; снижение потребления энергии и ресурсов на содержание библиотеки; участие вместе с читателями в районных и городских мероприятиях экологической и природоохранной направленности; установление партнёрских отношений с экологическими и природоохранными учреждениями и организациями. И, наконец, активная профессиональная позиция: участие в мероприятиях, направленных на повышения профессионального уровня.

    Соответственно, к участию в реализации проекта привлекаются детские библиотеки г. Москвы, ведущие работу по экологическому, воспитанию, просвещению, образованию читателей-детей и занимающие активную социально-экологическую позицию. Библиотеки могут сами проявить инициативу и заявить о желании принять участие в реализации проекта. Методический отдел ЦГДБ им. А.П. Гайдара оставляет за собой право выдвигать отдельные библиотеки на участие в проекте. Библиотеки, деятельность которых будет признана соответствующей разработанным критериям оценки, будут признаны «зелёными». Защита библиотек на присвоение Знака качества «Зелёная библиотека» проходит в рамках городских семинаров. Решение о признании библиотеки «зелёной» принимает компетентное жюри, в состав которого вошли ведущие специалисты в области работы по экологическому воспитанию, просвещению и образованию из библиотек города. Присвоение Знака качества «Зелёная библиотека» – это не только высокая оценка уровня деятельности библиотеки, но и профессиональное признание коллег.

    Участие в работе по реализации совместного проекта позволит каждой библиотеке, проанализировать текущую ситуацию и определить, на каком этапе своего «экологического» развития она находится в настоящий момент: организационном, деятельностном или творческом, а также наметить пути дальнейшего совершенствования своей деятельности; оценить свою собственную работу, исходя из критериев оценки эколого-природоохранной деятельности; сделать шаг на пути движения к библиотеке устойчивого развития, начав воплощать на практике идеи экологического образования в интересах устойчивого развития.

    Проект проходит в несколько этапов. Первые два, организационный (разработка регламентирующих материалов Проекта и формирование экспертного Совета) и подготовительный (информирование потенциальной аудитории проекта; проведение городских семинаров-практикумов по изучению материалов Проекта и правил участия в Проекте; мастер-классы) уже пройдены.

    Сейчас мы находимся на третьем этапе – осуществление непосредственно проектной деятельности. Он включает:

  • приём заявок от библиотек города на участие в Проекте;
  • организацию мероприятий городского уровня по заслушиванию опыта работы библиотек с целью присвоения их деятельности экологической и природоохранной направленности Знака качества «Зелёная библиотека». Присвоение (или не присвоение) библиотекам, участвующим в Проекте, Знака качества «Зелёная библиотека»;
  • систематическое и оперативное размещение на сайте методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара материалов о реализации Проекта и библиотеках-участниках Проекта.

    Четвёртый этап Проекта будет включать:

  • анализ материалов, предоставленных библиотеками в ходе реализации Проекта;
  • подведение итогов Проекта;
  • подготовка материалов по итогам проектной деятельности;
  • размещение материалов на сайте методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара, в средствах массовой информации;
  • подготовка и проведение мероприятия городского уровня по подведению итогов реализации Проекта.

    Заключительный пятый этап Проекта – методико-библиотечный. Он включит мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня работников библиотек на основании анализа проведённой проектной деятельности.

    Проект является пролонгированным. Сроки его реализации будут определяться степенью активности предполагаемой аудитории. На момент написания материала Знак качества «Зелёная библиотека» присвоено восьми детским библиотекам Москвы.

    Появился среди детских московских библиотекарей и первый «Зелёный библиотекарь». Эта номинация внутри проекта «Зелёная библиотека» создана для тех библиотек, деятельность которых не может в полном объёме соответствовать оценочным критериям, но которая располагает специалистом, целенаправленно ведущим работу в данном направлении.

    В своей деятельности экологической и природоохранной направленности библиотеки используют и традиционные библиотечные формы и методы работы, которые распространены в большинстве библиотек, и находят собственные приёмы, расширяющие возможности библиотеки. Именно такие профессиональные и творческие находки хочется показать на примере двух «зелёных» библиотек (к сожалению, формат статьи не позволяет представить все «зелёные» библиотеки Москвы).

 

Детская библиотека как место «гнездования» экологической литературы

    Пионером в реализации проекта «Зелёная библиотека» стала детская библиотека-филиал № 55 ЦБС № 2 ВАО г. Москвы [1]. Первым всегда труднее. Вот и на долю наших коллег из детской библиотеки № 55 выпало проложить путь, по которому последовали другие участники Проекта. Задача была не из лёгких: надо было не только представить свою работу, но и учесть, что их выступление (мы называем его – защита на Знак качества «Зелёная библиотека») было своеобразным мастер-классом для всех потенциальных участников Проекта. Представляла детскую библиотеку № 55 на проекте Татьяна Алексеевна Петрова, заведующая библиотекой, при непосредственном участии которой в библиотеке разработана и реализуется программа «Земля – наш дом». В рамках этой программы проходит большая часть массовой и другой работы библиотеки экологической и природоохранной направленности. Значительная часть усилий библиотекарей здесь направлена на экологизацию библиотечной среды. Читателей и других посетителей ещё на подходе к библиотеке встречает мудрая сова, которая расположилась на газоне недалеко от входа (когда-то сов было две, а теперь оставшаяся скучает в одиночестве). Свои большие окна-витражи библиотека использует для «общения» с местным населением: в них размещаются фотоработы читателей библиотеки, посвящённые природе и животным. А в последнее время в витражах стали размещать ещё и цитаты на экологическую тему, что также вызвало интерес у жителей окрестных домов.

    Ещё одна находка библиотеки – оформление выставок экологической и природоохранной тематики: книги на них размещаются в птичьих гнёздах. Летом библиотекари вьют гнёзда из свежей травы, а зимой – из сухой (она продаётся в зоомагазинах в качестве корма для кроликов). И в тех, и в других книги чувствуют себя вполне комфортно. Гнёзда безукоризненно выполняют ещё одну роль: привлечения читателей. Мимо такой выставки пройти невозможно.

    Вести здоровьесберегающую и ресурсосберегающую просветительскую деятельность библиотекарям помогает Мойдодыр. Плакат с его изображением и текстом, призывающим экономить воду и энергоресурсы, размещён в непосредственной близости от санитарной кабины.

    Не так давно в библиотеке появился аквариум. Живых рыбок пока нет, и находчивые библиотекари разместили в нём искусственные аквариумные растения, игрушечных рыбок, а заодно – и книгу об аквариумных рыбках.

    Ещё один яркий акцент в интерьере библиотеки: своеобразный «Осенний вернисаж» – фотографии осенней природы, ягоды и сухие листья  разместились на куполе раскрытого зонтика. Весной ему на смену пришёл «Весенний вернисаж».

 

От «зелёных уголков» – к экологическому мировоззрению

    В детской «зелёной» библиотеке № 47 ЦБС № 3 СВАО для более эффективной и целенаправленной экологической и природоохранной деятельности разработана целевая программа «Сохраним дом, в котором живём!» [1]. От других экологических программ она отличается тем, что в ней работа по экологическому воспитанию читателей-детей тесно увязана с нравственно-этическим, эстетическим и патриотическим воспитанием. Отсюда вытекают и задачи, которые предполагается решить, реализуя программу:

  • с помощью книги привлечь читателя к экологическим проблемам;
  • с помощью различных мероприятий показать, насколько обширна взаимосвязь экологии и культуры;
  • разъяснять читателям, что варварское отношение к окружающей природе ведёт к экологическим катастрофам;
  • доказать, что успех борьбы за здоровье и выживание человечества зависит от каждого из нас.

    Специалисты библиотеки считают, что воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления интерьера. Пространство библиотеки эффектно оформлено растениями и цветочными композициями. Растения везде: на подставках, на стенах, на стеллажах. Здесь уютно расположились «зелёные уголки», где каждое растение имеет свою визитную карточку – название, условия содержания (всего в библиотеке насчитывается более 40 видов различных растений). Всё это – самый первый шаг приобщения маленьких посетителей библиотеки к прекрасному миру живой природы. Ещё здесь пышным цветом «цветут» цветы, сделанные в технике квиллинг читателями и сотрудниками библиотеки. Выполнены они виртуозно, – не сразу отличишь от настоящих. Ещё одна особенность в оформлении библиотеки – пазлы с изображениями природы и животных, заботливо вставленные в рамки. Их любят собирать читатели библиотеки, а потом любоваться плодами своего коллективного труда и радовать ими окружающих.

    Большой популярностью у читателей пользуются разноформатные экологические и природоохранные выставки:

  • выставки-рекомендации («Покормите птиц зимой!», «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!», «Братья наши меньшие», «И это всё кошки»);
  • выставки-предупреждения («Путешествие капельки», «Из тысячи планет Земли прекрасней нет!», «Городские птицы»);
  • выставки-размышления («Вы шумите, шумите надо мною, берёзы!», «Зелёный лес, полон сказок и чудес!»);
  • выставки-удивления («Чудные мгновения природы», «Над цветком порхает, пляшет, веерком прозрачным машет. Мир бабочек).

    Каждый   год   перед    летними  каникулами    в библиотеке  проходят  декады экологических знаний, наполненные самыми разными экологическими играми и путешествиями, поэтическими часами и литературно-музыкальными композициями, экологическими уроками и часами экологической этики. Ну и, конечно, происходит знакомство с книгами писателей-натуралистов, научно-познавательной литературой, периодическими изданиями, отражающими экологическую обстановку в мире.

    Три года в библиотеке работает экологический клуб «Мир живой природы». Возникнув по просьбе учителей начальной школы, клуб с каждым годом набирает обороты, пополняя свои ряды новыми увлечёнными защитниками природы и совершенствуя свои формы работы, среди которых: встречи с журналистом–экологом, часы интересных открытий, различные экологические познавательные игры.

    В библиотеке ведётся работа по созданию эффективной модели фонда книг и периодических изданий экологической и природоохранной направленности. Приобретена литература по законодательству в области охраны окружающей среды, о факторах воздействия на состояние экосистем и на здоровье человека, учебные пособия по общей экологии и отдельным экологическим проблемам.

    Информационную поддержку реализации программы обеспечивает и единый фонд библиотеки, который также содержит литературу экологической тематики. Это разнообразные научно-популярные, учебные, художественные издания, иллюстративный материал и плакаты. Оперативная информация черпается также  из периодических изданий – детских журналов и газет, в которых наглядно и занимательно освещаются вопросы охраны природы.

    Специалисты библиотеки самостоятельно разрабатывают сценарии мероприятий по экологическому просвещению детей, насыщая их занимательной информацией. При этом учитываются запросы современной читательской аудитории. Наибольшим интересом пользуются такие формы работы как экологические суды, экологические экспедиции, экологические часы, эколого-краеведческие марафоны.

    Ещё одна из отличительных черт программы – построение её содержательной части на основе игровых мероприятий, увлекающих ребят. Тематика предлагаемых мероприятий представлена в нескольких подразделах:

  • Экология души (диалоги о сострадании, доброте и безвозвратно утерянном).
  • Человек и природа (этика взаимоотношений).
  • Природа – вечный источник красоты.
  • Здоровый образ жизни.

    Ход реализации проекта «Зелёная библиотека» освещается в рубрике «Эколот» журнала «Библиотека в школе» Издательского дома «Первое сентября».

    Все материалы проекта и информация о библиотеках – участниках проекта также представлены на экологической странице и в разделе «Проекты» сайта методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара [3].

    Проект далёк от своего завершения, но уже на данный момент можно с уверенностью сказать, что работа по его реализации принесла ощутимый результат: активизировалось внимание специалистов детских библиотек Москвы к деятельности экологической и природоохранной направленности; практическая деятельность многих библиотек обогатилась новыми формами и методами работы, что, несомненно, скажется на уровне экологической грамотности юных читателей.

 

Литература

  1. Колоскова Н.Е. Зелёные библиотеки Москвы // Библиотека в школе. 2013. № 56. С. 43-45.
  2. Колоскова Н.Е. От «Зелёного офиса» к «Зелёной библиотеке»: продолжаем формировать экологическое мировоззрение читателей библиотек // Библиотека в школе. 2013. № 2. С. 54-56. – Приложение CD.
  3. Экологическая страница сайта методического отдела  Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Москвы: www.gaidarovka-metod.ru.
  4. http://www.greenpeace.org (Сайт «Гринпис России»).

 

HOW TO MAKE A LIBRARY GREEN. CHILDREN’S LIBRARIES IN MOSCOW IN THE YEAR OF ENVIRONMENT

N.E. Koloskova
The A.P. Gaidar Central City Children’s Library; magazine “The School Library” publishing house “The first of September.”

Abstract: Material is devoted to the design of children’s libraries in Moscow, work experience to build ecological world view of readers, greening of children’s libraries in general.

Keywords: children’s library, environmental education, the project activities of libraries