Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



КАЗАХСТАН И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Б.К. Есекин
Совет по устойчивому развитию Республики Казахстан

 

Аннотация: Республика Казахстан является активным участником международных программ и соглашений по вопросам экологии и устойчивого развития. В Казахстане, со времени обретения независимости были приняты необходимые законы, программы для решения проблем окружающей среды, здоровья, образования и бедности. За годы независимости Казахстан превратился из развивающейся страны в страну со средним уровнем дохода и растущей экономикой.

Ключевые слова: Республика Казахстан, устойчивое развитие, окружающая среда

УДК: 330.3

 

    Казахстан – государство, расположенное в центре Евразии на древних торговых путях между Европой и Азией. По площади (2 717 300 км2) страна занимает девятое место в мире. Ее территория простирается на 3000 км с запада на восток (от реки Волга и Каспийского моря до Алтайских гор) и на 1700 км с севера на юг (от южной части Уральских гор и Западно-Сибирской равнины до пустыни Кызылкум и Тянь-Шанских гор). На севере Казахстан граничит с Российской Федерацией (протяженность границы составляет 6846 км), на востоке – с Китаем (1533 км) на юге – с Кыргызстаном (1051 км), Узбекистаном (2203 км) и Туркменистаном (379 км). Численность населения республики составляет около 16 млн человек. В городах проживает 57,4%, в сельской местности – 42,6% населения.

    Положение Казахстана в центре Евразии предопределяет его значительный транспортный и коммуникационный потенциал. Этот комплекс представлен железнодорожным, воздушным, морским, речным, трубопроводным транспортом, сетью автомобильных дорог и телекоммуникационными системами. Эксплуатационными судоходными водными путями являются реки Иртыш, Ишим, Урал, Или, озеро Балхаш, Каспийское море – общей протяженностью более 4,5 тыс. км. Внутреннее судоходство осуществляется в трех водных бассейнах: Иртышском, Иле-Балхашском и Урало-Каспийском.

    Из общей площади земельного фонда страны 60% приходится на равнинные территории, 30% - мелкосопочник, 10% – горные территории. Большую часть равнинной территории Казахстана занимают пустыни и полупустыни. Степи и лесостепи распространены на севере страны.

    Сельскохозяйственные угодья занимают 81,7% от общей площади. Особенностью Казахстана является то, что большая его часть относится к бессточным бассейнам Каспийского и Аральского морей, озер Балхаш, Тенгиз, Алаколь и других, не имеющих выхода к мировому океану, что налагает существенные дополнительные экологические требования для хозяйственной деятельности и для укрепления трансграничного сотрудничества.

    Климат страны характеризуется как континентальный с холодными зимами и жарким засушливым летом. 26% территории Казахстана занимают степи, 44% (167 млн га) составляют пустыни и 14% – полупустыни. Леса, с учетом саксаульников, занимают 23,4 млн га.

    Общая площадь государственного лесного фонда составляет 28661,9 тыс. га или 10,5 процента территории республики. Все леса на землях государственного лесного фонда (кроме агролесомелиоративных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения) являются государственной собственностью и охраняются государством.

    Поверхностные водные ресурсы определяются стоком 178 тыс. рек и водотоков.

    Казахстан входит в двадцатку крупнейших мировых производителей углеводородов. По прогнозным данным уровень добычи нефти к 2020 году может увеличиться более чем 2 раза, что позволит стране войти в первую десятку нефтедобывающих стран. По разведанным запасам урана, свинца, цинка, меди, хрома, железа, олова, золота и других металлов Казахстан входит в первую десятку мира.

    Республика располагает значительным потенциалом рекреационно-туристских ресурсов. На берегах рек и водоемов имеется большое число домов отдыха, санаториев, детских оздоровительных лагерей и других рекреационных объектов. Разнообразие животного мира и ихтиофауны республики обеспечивает развитие туризма, а также любительской охоты и рыбалки. Общая площадь охотничьих угодий достигает нескольких млн га. Кроме природных ресурсов, исключительно большое значение для туристической сферы имеют древние памятники культуры и истории. В республике обнаружено свыше 30 тыс. объектов, свидетельствующих о богатом прошлом Казахстана. Среди них – остатки древних городов, крепостей, археологические и архитектурные находки, сохранившиеся мавзолеи и религиозно-культовые постройки.

    Республика Казахстан является активным участником международных программ и соглашений по вопросам экологии и устойчивого развития. В Казахстане, со времени обретения независимости были приняты необходимые законы, программы для решения проблем окружающей среды, здоровья, образования и бедности. За годы независимости Казахстан превратился из развивающейся страны в страну со средним уровнем дохода и растущей экономикой. Уровень бедности за последние 10 лет сократился в 4 раза, экономика выросла в 16 раз. Сегодня казахстанцы – молодая и динамичная нация. Средний возраст казахстанца не превышает 35 лет. За 20 летний период в Казахстане были сформированы институциональные основы для устойчивого развития. Были созданы министерства охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, здравоохранения, специальные органы для управления и охраны лесов, биоразнообразия, водных и земельных ресурсов. В 90-е годы создавались государственный экологический совет и первая комиссия по устойчивому развитию. Для долгосрочного планирования было создано Агентство по стратегическому планированию и развитию, была разработана долгосрочная стратегия развития страны до 2030 г. Создавались и успешно работали различные межведомственные комиссии и рабочие группы: по здоровью, занятости, окружающей среде, изменению климата, образованию и другие целевые структуры и механизмы. Ратификация глобальных конвенций по изменению климата, сохранению биоразнообразия, борьбе с опустыниванием, а также региональных конвенций по трансграничным водотокам, участию общественности (Орхусская конвенция) и других способствовали реформированию систем управления и достижению определенных результатов.

    Вместе с тем, несмотря на многие достижения, наиболее серьезные проблемы окружающей среды не были решены, а причины их появления не устранены. Опыт с начала 90-х гг. показал, что усилия страны и международных организаций не дали ожидаемых результатов. Наглядным примером этому могут служить продолжение деградации экосистем в Аральском, Каспийском и Балхашском бассейнах, рост выбросов и отходов, снижения плодородия земель, нерациональное водопользование и другие.

    Эксперты и международные организации в отношении основных причин неэффективности экологических программ называют такие как:

  • превалирование краткосрочных экономических интересов над экологическими и социальными, требующими долгосрочных подходов, декларативный характер целей по сохранению окружающей среды в экономических стратегиях;
  • фрагментарное управление и неразвитость правовых, экономических, институциональных и информационных механизмов для поддержки целей устойчивого развития, для партнерства между секторами, бизнесом и различными уровнями управления;
  • недостаточный опыт и слабый потенциал как государственных, так и местных, научных и общественных организаций.

    В целом же можно отметить, что существующие системы управления, поддерживаемые законодательством, административными, экономическими и другими инструментами не соответствуют масштабам растущих проблем, выходящих за рамки национальных или секторальных границ. Например, поддерживаемые на высоком уровне цели социально-экономического развития Аральского бассейна и созданные для их достижения национальные и субрегиональные механизмы, не дали ожидаемых результатов. Экономический ущерб от экологической катастрофы Арала со временем превысил все ранее полученные экономические выгоды от забора воды на нужды сельского хозяйства. Более того, трагедия Арала, как интегрированный индикатор неэффективности всей системы управления не стала уроком. Политика в отношении Балхаша, Каспия и других водных и иных связанных с водой экосистем остается прежней: предельные возможности экосистем по-прежнему учитываются по остаточному принципу или не учитываются вовсе при планировании программ и реализации коммерческих проектов. Краткосрочные интересы и частые изменения в политике также являются препятствием для перехода к устойчивому развитию, возобновляемой энергетике и другим важным для населения и будущего страны секторам «зеленой» экономики.

    В республике сформирована и постоянно совершенствуется система управления вопросами развития на национальном и местном уровнях. В дополнение к государственным институтам, а также для вовлечения широкой общественности и межсекторального сотрудничества при поддержке международных организаций и доноров создавались Центр «Национальный план действий по ООС для устойчивого развития», Национальный экологический центр для устойчивого развития. Для укрепления трансграничного сотрудничества государствами Центральной Азии были созданы Межгосударственый фонд по спасению Аральского моря (МФСА) с его основными подразделениями: Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссией (МКВК) и Межгосударственной комиссией по устойчивому развитию (МКУР). Успешным проектом было создание Регионального экологического центра Центральной Азии и Центра устойчивого производства и потребления, которые за 10 летний период превратились в эффективные механизмы экологического сотрудничества. Значительным событием для экополитики Казахстана было объединение более 100 экологических НПО в Экофорум НПО. Важную роль для выполнения международных обязательств по устойчивому развитию выполняют НПО «Координационный центр по изменению климата», а также Орхусский центр для информирования общественности с несколькими отделениями в областях и другие. В рамках Каспийской экологической программы в свое время создавались также региональные центры по мониторингу, биоразнообразию, опустыниванию и другие.

    Значительные институциональные изменения происходили и на местном уровне. Управление водными ресурсами было подчинено бассейновому принципу и в каждом бассейне были созданы бассейновые управления. Была также предпринята попытка перевода управления охраной окружающей среды на местном уровне на бассейновый принцип.

    Большие ожидания для целей устойчивого развития были связаны с созданием Фонда устойчивого развития «Казына» («Самрук-Казына»), аккумулировавшего основные активы страны, а также с принятием Концепции устойчивого развития до 2024 г., включавшей широкий перечень долгосрочных индикаторов. Однако «Самрук-Казына» со всеми созданными институтами развития только усилил нагрузку на окружающую среду, а Концепция была отменена в связи с переходом страны на новую систему стратегического планирования, а также в связи со значительным расхождением поставленных ею целей устойчивого развития с экономическими целями и целями отраслевых стратегий.

    Отмечая достигнутый прогресс, необходимо отметить, что сформированная институциональная система не достаточна для решения настоящих и вновь возникающих проблем развития, таких как растущий дефицит воды, изменение климата или таких как повышение экологических требований в международной торговле товарами и услугами. Министерство охраны окружающей среды, государственные органы по охране водных, земельных и иных ресурсов и биоразнообразия, не имея необходимого технического, организационного и кадрового потенциала, не могут обеспечить защиту окружающей среды. Общим слабым местом институциональной системы, созданной за 20-летний период для охраны окружающей среды и устойчивого развития, являются:

  • недостаточные статус и возможности государственных, научных и иных организаций для решения проблем окружающей среды и устойчивого развития;
  • отсутствие условий и стимулов в законодательстве, налоговой и иных политиках для внедрения инноваций, «зеленых» технологий и привлечения экологических инвестиций с целью сокращения загрязнений, экономии природных ресурсов;
  • неразвитость гражданского общества и слабое участие общественности в принятии решений. Экологические НПО не имеют (за исключением отдельных случаев) необходимого влияния на проводимую политику в области развития.

    Неотложный характер многих проблем развития, таких как необратимые процессы разрушения экосистем, требует срочных мер. Поэтому недостаток внутреннего потенциала должен быть восполнен потенциалом и опытом других сторон: развитых государств, частного сектора и международных организаций на основе взаимовыгодного сотрудничества. При этом необходим иной, более системный и долгосрочный подход, в отличие от существующих практик, в том числе международных организаций, основанных на краткосрочных или фрагментарных проектах. Для перехода к устойчивому развитию Казахстану необходимы кардинальные реформы на национальном уровне, а также более стабильная основа, долгосрочные и широкие рамки партнерства с участием различных сторон: развитых стран (имеющих опыт), международных организаций (как нейтральной платформы и экспертизы), бизнеса (технологии и инвестиции) и НПО (для прозрачности и вовлечения заинтересованных). Поэтому, Казахстаном была инициирована Программа партнерства «Зеленый Мост» как платформа для объединения сильных сторон всех партнеров, для стабильности и доверия.

 

Межрегиональная программа Партнерства «Зеленый Мост»

    Несмотря на все усилия, предпринимаемые Правительством Казахстана, экосистемы продолжают деградировать, а загрязнение окружающей среды не сокращается. Масштабы и характер имеющихся проблем, высокая их зависимость от трансграничных отношений требуют усилий не только на уровне страны, но и согласованных действий на международном уровне. Коренное преобразование существующей – «коричневой» экономики во многом зависит от международных вопросов в области ценовой политики, торговли, экономических показателей и других факторов, выходящих за пределы компетенции и возможностей одной страны или группы стран.

    Совершенно ясно, что в одиночку Казахстану, как и многим другим странам в одиночку не справиться с растущими вызовами, поэтому Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, выступая на 66-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2011 года, предложил разработать и обсудить на Конференции ООН по устойчивому развитию масштабную экологическую инициативу «Зеленый Мост».

    Экологическое, социальное и экономическое благополучие развитых стран во многом зависит от услуг, оказываемых экосистемами в развивающихся странах, от поставок природных и энергоресурсов извне. Развивающиеся страны, в свою очередь, не имеют достаточного потенциала для сохранения природных экосистем и решения социально-экономических проблем. Поэтому для будущих программ развития предложено партнерство цивилизаций, развитых и развивающихся стран. В таком партнерстве заинтересованы все стороны.

    Рамки партнерства для устойчивой энергетики должны быть достаточно длительными. Существующее планирование глобальных программ является явно недостаточным, поскольку в ней не всегда видны и глубина проблемы и возможности для решения. Разумеется, каждое десятилетие потребуется подводить итоги и вносить уточнения, но рамки глобального прогнозирования и планирования устойчивого энергообеспечения человечества должны быть более длительными.

    Ключевую роль в этом процессе перехода должны сыграть международный трансферт технологий. Человечество стоит у порога новой технологической революции. Главной особенностью развития становится возможность практической реализации глобализация эпохальных технологических инноваций и расширение за рамки национальные границ масштабов их создания и распространения. Формирование и поддержка глобальных и региональных рынков высокотехнологичных товаров и услуг на основе международного права позволит существенно ускорить процесс распространения инноваций и объединить ресурсы заинтересованных стран для их реализации.

    Поэтому глобальное технологическое развитие необходимо рассматривать как обязательный фактор устойчивого развития в мире, исключающий возможность дальнейшего нарастания противоречий в технологическом, а значит, и в социальном и экономическом развитии различных стран и регионов планеты. В противном случае экономический рост в развивающемся мире может перекрыть усилия развитых государств по достижению экологической устойчивости и предотвращению изменения климата.

    Межрегиональная Программа Партнерства «Зеленый Мост» была предложена как практический и добровольный механизм по реализации трансферта технологий на межрегиональном уровне. Идея партнерства «Зеленый Мост» была поддержана странами Азии и Тихого океана на 6-ой Конференции министров по окружающей среде и развитию в г. Астана в 2010 году [1]. В следующем году, на Общеевропейской конференции «Окружающая среда для Европы» (г. Астана, 2011) это предложение было поддержано странами Европейского региона и Северной Америки [3]. Целью партнерства «Зеленый Мост» на 2011-2020 гг. было поставлено создание практического межрегионального механизма поддержки «зеленого» бизнеса и создание условий для внедрения «зеленых» технологий и инвестиций. Согласно итоговым решениям «Рио+20», Программа открыта для участия не только странам Европы и Азии, предложившим ее, но и любым другим странам, компаниям и организациям.

    Этой Программой была принята короткая, но емкая формулировка «зеленой» экономики, предложенная коалицией по «зеленой» экономике: «справедливая и надежная, обеспечивающая лучшее качество жизни для всех, в пределах экологических лимитов планеты» [2].

    Межрегиональная Программа «Зеленый Мост» необходима как дополнительный механизм к национальным усилиям по следующим причинам:

  • необходимости объединения действий по сохранению трансграничных экосистем, имеющих значение для глобальной экологической устойчивости, а также понимание необходимости кардинальных изменений в экономике, выходящих за рамки возможностей отдельных сторон;
  • долгосрочный, стабильный и многосторонний характер Программы- как условие для долгосрочных и устойчивых инвестиций, а также преодоления краткосрочных и фрагментарных подходов многих существующих программ и политик;
  • «Зеленый Мост» необходим и для обновления секторов экономики, учитывая, что развивающийся мир нуждается в новых технологиях, а подавляющее большинство технологических продуктов сосредоточено в северных странах;
  • программа «Зеленый Мост», в условиях недостатка потенциала многих стран, дефицита материальных и финансовых ресурсов, необходима для поддержки усилий многих стран и для повышения эффективности уже существующих программ на основе обмена опытом, информацией, системных и профессиональных рекомендациях и экспертизе.

    Конечными целями Программы «Зеленый Мост» являются сохранение окружающей среды, а также безопасные, устойчивые и доступные для широких слоев населения энергия, продовольствие, вода и жилье, улучшение занятости и здоровья людей. Отличие Программы от существующих международных программ – в новых рамках сотрудничества, позволяющих государствам, организациям и бизнесу выйти за пределы ограниченных суверенитетов, фрагментарных полномочий и краткосрочных интересов, преодолеть проблемы нехватки потенциала и отсутствия необходимой для позитивных перемен социальной основы – на основе совместных, взаимодополняющих и взаимовыгодных для всех сторон действий.

 

Обновленные Глобальные цели устойчивого развития

    Казахстан также принимает активное участие в обсуждении будущих целей устойчивого развития – после 2015 г. На неформальных консультациях по подготовке Саммита «Рио+20», Казахстан предложил усилить существующие глобальные цели по экологической устойчивости, поскольку они не отражают критического положения с состоянием экосистем, поддерживающих как ресурсную основу экономики, так и биологические и физические параметры для существования самой жизни на планете. Предлагалось принять срочные меры на глобальном уровне, вплоть до принятия глобального пакта о моратории на запрет на дальнейшее разрушение экосистем. Такое решение должно сопровождаться инвентаризацией состояния экосистем (в продолжение ранее выполненной оценки экосистем на пороге тысячелетия), а также экономическими, административными и иными поддерживающими мерами и широкой информационной и образовательной работой.

    Другое предложение, озвученное Казахстаном по возможным целям устойчивого развития, это цели по энергетике, с индикаторами по всеобщему доступу к энергии. Энергетика является движущей силой экономического развития и лежит в основе многих региональных конфликтов. Однако сегодня вопросы энергетики не имеет адекватного отражения на глобальном уровне.

    Кроме названных дополнительных целей устойчивого развития, можно было бы обсудить такие цели как доступ к новым технологиям и электронной информации. Такие цели были бы важны особенно для развивающихся стран, отставание которых в области информации и технологий не позволяет решать многие другие проблемы развития.

 

Предлагаемые решения и рекомендации

    В интересах будущих поколений необходимо пересмотреть существующие стратегии и механизмы и принять стратегический план поэтапного перехода к «зеленой» экономике с учетом происходящих изменений в политиках развитых государств и на международном уровне. В противном случае Казахстан может оказаться в изоляции от общемирового процесса начавшейся экологической модернизации экономики.

    Существующие в Казахстане стандарты качества воздуха и водных ресурсов и методы определения лимитов на выбросы и водопользование существенно отличаются от стандартов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и европейской практики. Многие показатели практически недостижимы и поэтому не соблюдаются на протяжении десятилетий. Предлагается использовать опыт стран Европы, применяющих более реалистичный, основанный на наилучших доступных технологиях и поэтапный подход.

    В качестве одной из ключевых мер для перехода к «зеленой» экономике предлагается реформировать систему налогообложения на основе практического и успешного опыта эко-налоговых реформ в других странах. Эко-налоговые реформы обеспечат также более устойчивое финансирование программ перехода к «зеленой» экономике и реализацию принципа «загрязнитель и пользователь платит» вместо существующего перекладывания ответственности за нерациональное потребление ресурсов и загрязнения на население.

    Стратегическим вопросом является статус государственного управления охраной окружающей среды и природными ресурсами. Например, Комитет по водным ресурсам более 6 раз подвергался реорганизации, а его статус постоянно снижался. Сегодня нахождение Комитета в составе министерства сельского хозяйства создает очевидный конфликт интересов между наиболее крупным водопользователем и интересами других секторов, а также интересами охраны и рационального использования воды. Возможности Комитета для решения нарастающих проблем, связанных с водой, являются очевидно недостаточными.

    Серьезным барьером для инвестиций в сельскохозяйственный, энергетический, коммунальный и другие сектора остаются тарифы на природные ресурсы и платежи за загрязнения. Например, низкие (иногда нулевые) тарифы на воду приводят к ежегодному дефициту средств и нарастающей деградации систем водоснабжения. Кроме того, почти полное отсутствие льгот и преференций для устойчивой энергетики, сокращения отходов, водоснабжения и канализации не позволяют привлекать частный капитал и новые технологии. Следствием этого являются огромные потери энергии (до 50%), воды (до 60%), перебои в водоснабжении, загрязнение и деградация природной среды и конфликты. Существующие бюджетные затратные программы, например, государственная программа «Ак Булак», позволяют частично решить последствия проблем, но не устраняет ключевых причин.

    Большие возможности для реформирования всей системы природопользования и охраны окружающей среды связаны с планированием. Одним из ключевых современных инструментов планирования во многих странах является стратегическая экологическая оценка, позволяющая учитывать долгосрочные последствия при разработке экономических программ и стратегий и предупреждать потенциальные конфликты. Другим эффективным инструментом планирования являются целевые показатели и индикаторы, широко применяемые в международной практике и имеющие нормативный статус. В существующей же в Казахстане системе планирования, например, в водном секторе или секторе отходов, такие целевые показатели (качество водоемов, процент утилизации отходов и другие), обязательные для выполнения местными органами и предприятиями, отсутствуют совсем.

    Значительные улучшения могут дать реформирование и оптимизация информационных систем и мониторинга. В Казахстане нет единой информационной системы управления качеством окружающей среды. Существующие базы данных по количеству и качеству, использованию и загрязнению земельных, водных и иных ресурсов разрознены и не позволяют видеть полную картину, принимать адекватных и эффективных решений. Системы статистики, мониторинга, информационного обеспечения давно не соответствуют растущим потребностям и нуждаются в комплексном и взаимосвязанном реформировании. Современные технические возможности и информационные технологии позволяют решить эти вопросы без значительных затрат.

    Межрегиональная программа партнерства «Зеленый Мост» открыта для любых стран, компаний и организаций, заинтересованных в передаче опыта. Реализация Программы позволит поднять на новый уровень принимаемые Казахстаном и другими странами меры по устойчивому развитию, сохранению и восстановлению экосистем, значимых для глобального экологического равновесия, сокращения бедности и социального равенства.

 

Литература

  1. Программа партнерства «Зеленый мост» http://www.unescap.org/esd/mced6/documents/Documents/MCED6_13E.pdf
  2. Green Economy Coalition. http://www.greeneconomycoalition.org
  3. Seventh “Environment for Europe” Ministerial Conference http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2011/ece/ece.astana.conf.2011.6.e_rev.1.pdf

 

 

KAZAKHSTAN AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT

B.K. Yesekin
Council for Sustainable Development of the Republic of Kazakhstan

Abstract: The Republic of Kazakhstan is an active participant in international programs and agreements on environment and sustainable development. Different necessary laws, environmental, health, educational and poverty programs have been developed In Kazakhstan since its independence. During the years of independence, Kazakhstan has become a developing country to middle-income countries and emerging economies.

Keywords: Republic of Kazakhstan, sustainable development, environment