Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В.Г. Гаркавая
Кафедра национальной экономики и государственного управления Белорусского государственного экономического университета

 

Аннотация: В Белоруссии при использовании международного опыта, производятся расчеты по оценке уровня развития регионов.
Наиболее распространенными методами оценки возможностей регионов являются рейтинговые либо ранговые оценки на основе процедур объединения индикаторов социально-экономического и экологического развития.

Ключевые слова: Республика Белоруссия, устойчивое развитие, институциональная среда

УДК: 330.3

 

    Устойчивое развитие (УР) – это такое развитие, при котором удовлетворение нужд ны-нешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Эта формулировка из доклада «Наше общее будущее», подготов-ленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 году, стала сутью новой парадигмы развития человечества [1].

    Особенно активно идеи устойчивого развития распространялись в мире в последние 10-15 лет. Большое количество стран сделало реальные шаги по переходу к устойчивому развитию. В них созданы государственные органы, ответственные за устойчивое развитие (советы, комиссии, комитеты при правительствах или главах государств), разработаны или разрабатываются документы национального уровня, ориентирующие развитие на путь устойчивости (концепции и стратегии устойчивого развития, законы, другие нормативные и методические документы). Все большее распространение получают модели устойчивого производства и потребления. Расширяется участие общественности, ученых, бизнеса в реше-нии проблем устойчивого развития.

    Впервые Национальная стратегия Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

    Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Белоруссии, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др. [2].

    В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, даль-нейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек–окружающая среда–экономика».

    Постановлением Совета Министров Республики Белоруссии от 24 апреля 2008 г. № 604 было принято решение «О разработке Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2025 годы». Несмотря на публикацию материалов по стратегии развития Белоруссии до 2025 года [3], к сожалению сама Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на 2011-2025 годы пока остается проектом.

    В правительстве Белоруссии нет министерства, которое бы по примеру зарубежных стран отвечало за региональное развитие. Недавно был упразднен координирующий орган – Национальная комиссия по устойчивому развитию. Из-за этого инициативам на местах трудно получить поддержку региональных властей, несмотря на существование Национальной стратегии устойчивого развития, которая учитывает баланс трех важнейших факторов: социального, экономического и экологического. Руководители районного масштаба нередко не воспринимают этот документ как руководство к действию, потому что нет органа, который потребовал бы его выполнения. Стоит ли после этого удивляться, что к движению по разработке и реализации местных стратегий устойчивого развития подключились пока лишь 85 населенных пунктов, в то время как в стране существует 120 административных районов и больше 2 тысяч сельских и поселковых советов?

    Тем не менее, в Белоруссии при использовании международного опыта производятся расчеты по оценке уровня развития регионов. Например, определение экономического потенциала Могилевской, Гродненской и Витебской областей (Р.Я. Костерова, Н.Г. Берченко, Мороз А.И.), комплексная оценка социальной сферы (Г.В. Ридевский). Наиболее распространенными методами оценки возможностей регионов являются рейтинговые либо ранговые оценки на основе процедур объединения индикаторов социально-экономического и экологического развития.

    Важнейшим направлением обеспечения устойчивого регионального развития является формирование институциональной среды, которая позволит уточнить природу причинно-следственных связей происходящих процессов, а также эффективность использования механизмов регионального устойчивого развития. С этой целью было предложено введение показателей, характеризующих направленность воздействия (управления) развитием регионов (институциональные составляющие).

    Методика расчета интегрированной оценки институциональной среды регионов, которая представляет собой ряд последовательных действий, позволяет в конечном итоге вы-брать наиболее предпочтительные мероприятия по формированию устойчивого развития регионов.

    В соответствии с концепцией устойчивого развития Белоруссии и акцентированием внимания на отклонениях в развитии и их причинах, показатели для оценки институцио-нальной среды разбиты на 3 блока, охватывающие направления воздействия и изменения по социальному, экономическому и экологическому развитию (Таблица). Показатели учиты-вают приоритетные направления развития Республики Белоруссии на 2011-2015 годы:

  • развитие человеческого потенциала;
  • инновационный путь развития экономики;
  • стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
  • создание благоприятного бизнес-климата для отечественных и иностранных инвесторов и др. [4].

    В общем виде алгоритм вычислений, лежащий в основе интегрированного оценивания институциональной среды регионов, базируется на сравнении индикаторов регионов с показателями страны и на определении взаимодействия и воздействия институциональных параметров на социально-экономические и экологические показатели на предстоящую перспективу.

    На основе проведенного анализа и прогнозирования интегрального индекса устойчивого развития и индекса развития институциональной среды можно сделать следующие выводы:

  • состояние слабой устойчивости развития регионов будет сохраняться в перспективе;
  • в республике отсутствуют процессы сглаживания межрегиональных неравенств;
  • складывающаяся неоднородная картина формирования институциональной среды регионов указывает на необходимость выявления влияния процессов формирования институциональной среды на устойчивое развитие регионов.

Таблица. Показатели для оценки институциональной среды регионального устойчивого развития

Институты развития Показатели достижения результатов
1. Институты экономического развития
  • объем производства промышленной продукции малых предприятий;
  • удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе обследованных;
  • доля инвестиций в основной капитал за счет иностранных источников;
  • доля работников, занятых на предприятиях частной формы собственности.
2. Институты социального развития
  • энергетическая ценность продуктов питания, потребляемых в домашних хозяйствах;
  • доля лиц, обучающихся на всех ступенях образования, в численности населения от 5 до 24 лет;
  • доля работников, занятых в экономике страны, имеющих высшее и среднее специальное образование.
3. Институты «зеленого роста»
  • доля иностранных туристов, посетивших область;
  • доля туристических услуг в объеме платных услуг населению;
  • доля предприятий, имеющих стандарты менеджмента качества.

   
    Расчеты влияния индекса развития институциональной среды на индекс устойчивого развития регионов отражают нестабильную картину: при республиканском значении коэффициента корреляции 0,02 значения по регионам Республики Белоруссии варьируются в пределах от плюс 0,73 по Гомельской области до минус 0,27 по г. Минску.

    Таким образом, основным условием формирования институциональной среды является дальнейшее совершенствование роли государства, основанное на совокупности форм взаимодействия государства, общественных и коммерческих организаций для решения задач устойчивого развития на взаимовыгодных условиях:

  • создание и развитие консультативных и информационных сетей, связывающих государственные и региональные власти с бизнесом, наукой, потребителями, общественными организациями;
  • стимулирование создания рынка программного обеспечения и сопутствующих услуг, организация при облисполкомах центра по координации внутриобластного и межобластного сотрудничества с целью ознакомления с лучшими результатами, делением опыта и выработкой конкретных направлений действий;
  • создание единой системы мониторинга устойчивого развития, формирование банка экономических, социальных и экологических параметров устойчивого развития регионов;
  • подготовка и переподготовка кадров и специалистов в области рыночной инфра-структуры, особенно для консультативного и информационного сегментов устойчивого регионального развития.

 

Литература

  1. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. / Под ред. и с послесл. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета/. – М.: Прогресс, 1989.
  2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. – Мн.: Юнипак, 2004.
  3. Полоник, С.С. Стратегия развития Республики Беларусь до 2025 года // Экономический бюллетень НИЭИ Мин-ва экономики Республики Беларусь. – 2008. – № 12. – С. 69-77.
  4. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.: Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа:http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia. – Дата доступа: 14.09.2012.

 

 

ESTIMATION OF THE EFFECTIVENESS OF INSTITUTES FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT AT THE REGIONAL LEVEL

V.G. Garkavaya
The Department of National Economy and Public Administration of Belorussian State Eco-nomic University

Abstract: Calculations of the assessment of the regional development level are made using international experience in Belarus. The most common methods of evaluation capacities of the regions are the rating or ranking assessment based on procedures of combining the socio-economic and ecological development.

Keywords: Republic of Belarus, sustainable development, institutional environment.