Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И СПОРТ: ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ

М.С. Верхунова
Организационный комитет XXII  Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи

 

Аннотация: В последние годы в международном контексте все больше внимания уделяется спорту как одному из инструментов развития. В рамках олимпийского движения накоплен существенный опыт внедрения принципов устойчивого развития в процесс подготовки и проведения Олимпийских Игр, в том числе в рамках проекта «Сочи-2014». Применение этого опыта в Российской Федерации при подготовке и реализации других крупных спортивных и культурных мега-проектов позволит максимально использовать их потенциал для развития в социальной, экономической и экологической сферах.

Ключевые слова: спорт, олимпийское движение, устойчивое развитие, наследие

УДК: 796.032; 502.3

 

«Спорт стал мировым языком, общим знаменателем, способным преодолеть  все стены и все барьеры. Прежде всего, это мощный инструмент для прогресса и развития.»
Пан Ги Мун, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, 11 мая 2011, Женева, Швейцария

 

    Последнее десятилетие оказалось важным периодом с точки зрения перевода идеологии устойчивого развития со стадии концептуального осмысления на стадию практического применения. Мы видим множество примеров того, как на всех уровнях «материализуются» идеи и принципы учета социальных и экологических аспектов в экономической деятельности – начиная от разработки и внедрения  государственных и национальных программ и  стандартов, построения систем управления в крупнейших бизнес-корпорациях и заканчивая  формированием новых моделей  общественного и личного поведения.

    Спорт в этом смысле не стал исключением, получая все большее признание и находя широкое применение в качестве инструмента развития. Благодаря относительно низкой стоимости и высокой отдаче спорт  занял прочную позицию среди доступных средств гуманитарного развития и миротворчества, занимая существенное место в программах развития  ООН, некоммерческих организаций (НКО) и органов власти различного уровня.

    Традиционно спорт рассматривается как возможность проявления высших способностей человека в гармонии с окружающей природой. Многие виды спорта непосредственно зависят от состояния природной среды. Кроме того, непосредственная подготовка к проведению крупных спортивных мероприятий, таких как Олимпийские Игры, чемпионаты мира и континентов, требующая значительных ресурсов и создания соответствующей инфраструктуры, может оказывать существенное воздействие на состояние природы, социальной и экономической сферы.

    Эксперт и настойчивый агитатор в пользу спорта как инструмента развития Давид Чернушенко дает следующее определение взаимосвязи между спортом и устойчивым развитием: «Спорт соответствует требованиям устойчивого развития в том случае, когда  он позволяет удовлетворить потребности современного спортивного сообщества и в то же время вносит свой вклад в улучшение общедоступных возможностей в области спорта в будущем, а также способствует благополучию природной и социальной среды, от состояния которых он зависит» [1].

    Спорт играет важную роль в качестве промоутера социальной интеграции, охраны окружающей среды и экономического развития в различных географических, культурных и политических контекстах. Спорт является мощным инструментом для укрепления социальных связей и сетей, продвижения бережного отношения к природе, а также распространения идеалов мира, братства, солидарности, ненасилия, терпимости и справедливости. Согласно Международной рабочей группе по спорту на благо мира и развития [4], спорт рассматривается как деятельность, в наибольшей степени способствующая:

  • личностному  развитию;
  • укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
  • продвижению гендерного равенства;
  • социальной интеграции и развитию социального капитала;
  • созиданию мира и предотвращению / разрешению  конфликтов;
  • помощи /восстановлению после чрезвычайных  событий и нормализации жизни;
  • экономическому развитию;
  • коммуникациям и социальной мобилизации.

    В общем контексте развития упор всегда делается на массовый, а не элитный спорт. Даже при организации и проведении мега-мероприятий, связанных со спортом высших достижений, организаторы и другие заинтересованные стороны во главу угла ставят влияние мега-событий на популяризацию здорового образа жизни в целом и физической активности в частности, развитие инфраструктуры общественного пользования и создание долгосрочного наследия для всех.

    В октябре 2003 года был опубликован доклад Целевой рабочей группы ООН по спорту на благо мира и развития под названием «Спорт на благо мира и развития: на пути к достижению Целей развития тысячелетия» [3]. В докладе был сделан вывод о том, что спорт на всех уровнях, начиная от спортивных игр и физической активности до  спорта высших достижений, является мощным и экономически эффективным способом достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ).

    Роль спорта как важного инструмента для укрепления мира и социального развития подчеркивается в нескольких ключевых документов ООН, в том числе – в Декларации тысячелетия 2000 года, в итоговом документе Всемирной встречи на высшем уровне 2005 года и документах Совещания на высшем уровня по результатам достижения  ЦРТ в 2010 году. Эти документы отражают растущее признание спорта в качестве одного из базовых прав человека, с одной стороны, и в качестве важного инструмента, интегрирующего воедино все аспекты устойчивого развития, с другой.

    Концепция олимпийского движения с момента его зарождения в Древней Греции и до наших дней имеет богатое мировоззренческое содержание, которое наряду с  демонстрацией безграничных физических возможностей человека citius, altius, forties! (быстрее, выше, сильнее!) несет в себе гуманистические идеи утверждения человеческого достоинства, миролюбия и объединения людей.

    С учетом значимости темы спорта как инструмента развития в целом, и, признавая влиятельность современного  олимпийского движения в решении важнейших проблем общества, в октябре 2009 года Международному олимпийскому комитету был предоставлен статус постоянного наблюдателя Генеральной Ассамблеи ООН.

    Олимпийское движение последовательно превращает Игры в пример успешной реализации концепции устойчивого развития и средство распространения знаний и информации о необходимости бережного отношения к окружающей среде и учете социальных и экологических аспектов при подготовке и проведении крупнейших спортивных событий.

    В 1994 году Международный олимпийский комитет объявил окружающую среду третьим столпом Олимпизма наряду со спортом и культурой и внес соответствующие положения в Олимпийскую Хартию.

    Основополагающим документом, закрепившим глубокую интеграцию принципов устойчивого развития и экологической ответственности во все аспекты подготовки и проведения Игр, является Повестка олимпийского движения на XXI век (Olympic Movement’s Agenda 21 [2]), принятая в 1999 году. Повестка содержит программу действий Олимпийского движения в области устойчивого развития, нацеленную на:

  • улучшение социально-экономических условий;
  • сохранение и рациональное использование ресурсов в интересах устойчивого развития;
  • усиление роли в обществе основных групп (женщины, молодежь и коренное население).

    На основе Повестки в 2006 году было разработано Руководство МОК в области спорта, окружающей среды и устойчивого развития, фундаментальную теоретическую основу для управления процессом подготовки Игр с учетом принципов устойчивого развития и с целью создания долгосрочного наследия.

    Успешный практический опыт реализации ориентированных на устойчивое развитие программ в рамках подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских Игр продолжается уже почти 20 лет с момента проведения первых «зеленых» Игр в Лиллехаммере в 1994 году. Олимпийские игры в Ванкувере, 2010 – это первые Зимние Игры, организованные на основе  платформы устойчивого развития, где основными идеями выступили социальные инновации и  вовлечение коренных народов. В Лондоне, 2012 пройдут первые Летние Игры, организованные на основе  платформы устойчивого развития. В фокусе внимания лондонских Игр оказались регенерация Восточного Лондона и программа культурного многообразия.

    В рамках выполнения обязательств Заявочной книги и Контракта города-хозяина Олимпийских Игр, «Оргкомитет Сочи-2014» также разработал и внедрил систему управления, построенную с учетом принципов и требований устойчивого развития. Основной акцент – трансформация города Сочи, социальные и экологические инновации.

    Управление системой устойчивого развития Сочи-2014 построено с учетом практики организационных комитетов предыдущих Олимпийских Игр, в особенности – Ванкуверского и Лондонского,  принятых международных стандартов и лучшей мировой практики. В систему управления устойчивым развитием Сочи-2014 включены 6 основных направлений деятельности:

  • здоровый образ жизни;
  • гармония с природой;
  • мир без барьеров;
  • экономическое процветание;
  • современные технологии;
  • культура и национальные ценности.

    Оргкомитет «Сочи-2014» ведет разработку и реализацию программ и проектов по данным направлениям в партнерстве с основными заинтересованными сторонами, широко используя механизмы частно–государственного партнерства, сотрудничество с ООН и другими международными организациями. Реализация данных инициатив проходит на уровне города Сочи, Краснодарского края и Российской Федерации.

    Следование принципам  устойчивого развития в контексте мега-мероприятий подразумевает подготовку и проведение мега-мероприятия в пределах возможностей социальной и экологической систем с ориентацией на максимально позитивный долгосрочный эффект. Основной целью всех организаторов крупнейших мега-спортивных событий является максимальное использование возможностей, создаваемых подготовкой и проведением мероприятия, для обеспечения долгосрочного устойчивого развития и процветания принимающего города, региона и страны в целом.  Ключевым фактором успеха в достижении этой цели является вовлечение, тесное сотрудничество и координация взаимодействия большого количества заинтересованных сторон: органов власти различного уровня,  инвесторов, маркетинговых партнеров, международных организаций, некоммерческих структур и общественности.

    Таким образом, за последнее десятилетие выросло внимание мировой общественности к вопросам устойчивого развития, и соответственно возросли ожидания относительно реализации программ, мер и инициатив в области устойчивого развития в рамках подготовки и проведения спортивных мега-мероприятий. Это привело к тому, что к настоящему моменту  сформированы определенные стандарты проведения крупнейших спортивных мероприятий в соответствии с требованиями устойчивого развития.

    Международные стандарты детально определяют, что необходимо предпринимать, внедряя в процесс управления принципы устойчивого развития. В 2012 году была завершена разработка и утверждение специального стандарта ISO 20121 «Система управления на базе принципов устойчивого развития для организаторов мега-мероприятий». С данной тематикой  непосредственно связан и стандарт ISO 26000, регламентирующий деятельность  в области корпоративной социальной ответственности. Еще один стандарт, АA1000, посвящен взаимодействию со стейкхолдерами. Наконец, ответы на  вопрос об оценке результатов деятельности в области устойчивого развития  дает стандарт «Глобальной инициативы по отчетности», который в 2012 году был дополнен специальным разделом для тех, кто организует глобальные события, в том числе, в области спорта.

    Использование практики и опыта в области управления с учетом принципов устойчивого развития, накопленного олимпийским движением, может существенно помочь раскрытию потенциала спорта как инструмента развития и катализатора изменений к лучшему. Эта возможность становится особенно важной с  учетом растущего количества крупнейших международных спортивных событий, запланированных к проведению в России в ближайшее десятилетие.

 

Литература

  1. David Chernyshenko. Sustainability and Sport, 2011. P. 15.
  2. International Olympic Committee Sport and Environment Commission. Olympic Movement’s Agenda 21 «Sport for sustainable development» http://www.olympic.org/Documents/Reports/EN/en_report_300.pdf
  3. Report from the United Nations Inter-Agency Task Force on Sport for Development and Peace http://www.un.org/wcm/webdav/site/sport/shared/sport/pdfs/Reports/task%20force%20report%20english.pdf
  4. 4. Sport for Development and Peace. The UN System in Action http://www.un.org/wcm/content/site/sport/

 

 

SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND SPORT: THE TWO SIDES OF THE SAME COIN

M.S. Verkhunova
Organizing Committee of the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games «Sochi-2014»

Abstract: In recent years profile of sport in international development agenda is permanently growing. Within the Olympic movement significant experience has gained in embedding sustainable development principles into Olympics’ preparation and delivery, including the project of «Sochi-2014». This experience could help Russian Federation with preparation and delivery of other major sporting and cultural mega-projects to make the most of their development potential in the social, economic and environmental spheres.

Keywords: sports, the Olympic movement, sustainable development, legacy