Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В УНИВЕРСИТЕТАХ: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКИ

Д.А. Славинский
Кафедра Экологической безопасности и устойчивого развития регионов Института Наук о Земле СПбГУ
dslav@yandex.ru

Аннотация: Университеты выступают в роли научных и образовательных учреждений «замкнутых самих в себе», часто не имеющих глубокого и своевременного взгляда на проблемы развития общества. Это касается не только ведущих отраслей и направлений, но и, в ещё большей степени, новых тенденций, например, устойчивого развития, разработка научных основ которого требуется уже сегодня. Университеты должны быть инициаторами инновационных направлений, ведущими за собой развитие территорий.

Ключевые слова: устойчивое развитие, наука, образование, взаимодействие.

УДК: 378; 502

 

Введение

    Возможность перехода на путь устойчивого развития зависит не только от политических решений и объема выделяемых средств на реализацию этих решений, но и, в большей степени, от профессиональных качеств специалистов и менеджеров, осуществляющих эти решения. Подготовкой таких специалистов, обеспечением научно-обоснованной информацией и распространением практического опыта в области устойчивого развития осуществляется в рамках образовательных процессов в различных структурах – университетах, некоммерческих организациях, на предприятиях, в фирмах.

    В университетах сосредоточены инновации и знания, необходимые для эффективного принятия управленческих решений, обеспечивающих оптимальное использование ресурсов и сохранение природных богатств. Однако потенциал ведущих научных и образовательных школ мира недостаточно эффективно используется при решении практических проблем развития. Исследовательские программы зачастую имеют узкую ведомственную направленность, что не позволяет решать комплексные задачи устойчивого развития. При этом лица, принимающие решения, не обладают необходимыми компетенциями, их приоритеты и внимание направлены на достижение финансовых результатов, без учета возможности природной среды компенсировать утраченную в процессе хозяйственной деятельности устойчивость [2].

 

Начало Сотрудничества

    В 2004 г. в Санкт-Петербургском государственном университете при содействии Программы лидерства в области охраны окружающей среды Университета Калифорнии (Беркли, США) была открыта Программа сотрудничества в области устойчивого развития и экологического менеджмента. В создании Программы приняли участие представители 13 факультетов СПбГУ и подразделения администрации университета. Программа сотрудничества объединила профессионалов, педагогов, ученых, студентов для совместного изучения различных аспектов устойчивого развития в образовательном, научном и практическом плане. Очевидно, что это первый пример за всю почти 300-летнюю историю СПбГУ, когда в разработке новой программы приняло участие так много факультетов, что сделало саму программу поистине междисциплинарной. Всемирный Фонд Санкт-Петербургского университета (С. Кэмпбелл, Калифорния, США) принял решение о включении проекта «Центр сотрудничества в области устойчивого развития и экологического менеджмента в СПбГУ» в число пяти своих приоритетных программ.

    В марте 2004 г. со-директора Программы лидерства Университета Калифорнии, Беркли, д-р Р. Марш, проф. Д. Зилберман и проректор по научной работе СПбГУ проф. В.Н. Троян подписали протокол о намерениях создания Программы сотрудничества в области устойчивого развития и экологического менеджмента в СПбГУ. В 2005 г. идею развития центра поддержало Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, выделив грант на проведение организационных мероприятий и разработку образовательных программ Центра (проект № 4699 «Развитие Программы (Центра) сотрудничества в области устойчивого развития и экологического менеджмента между СПбГУ и Университетом Калифорнии, Беркли, США» в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы», Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, 2005 г.).

    Миссия Программы – способствовать формированию общества, которое принимает ответственность за состояние окружающей среды и развивается на основе использования глубоких знаний, инновационного мышления, природосберегающих технологий.

    Главная цель Программы – разработка и осуществление образовательных проектов в области устойчивого развития и экологического менеджмента, направленных на качественное улучшение практики управления, совершенствование лидерских способностей, развитие творческого мышления и профессиональных компетенций специалистов России и стран СНГ.

    Задачи Программы:

  • развитие сотрудничества между университетами России, стран СНГ и всего мира для организации междисциплинарной подготовки специалистов в области устойчивого развития и экологического менеджмента;
  • разработка и реализация образовательных программ в области устойчивого развития и экологического менеджмента с использованием современных подходов, основанных на практическом опыте исследовательских и прикладных проектов;
  • адаптация международного опыта решения проблем окружающей среды к условиям и потребностям России и стран СНГ;
  • содействие формированию лидерских качеств и навыков у менеджеров, практиков и молодых специалистов.

    Целевые группы Программы сотрудничества – профессорско-преподавательский состав вузов, студенты, представители местных сообществ, муниципалитетов, неправительственных и бизнес-организаций, специалисты в области устойчивого развития.

    Программа сотрудничества представляет собой сетевую, кластерную структуру, объединяющую образовательные, научные, некоммерческие и др. организации. Целью такого объединения является совместная деятельность и обмен опытом в области устойчивого развития и экологического менеджмента, формирования соответствующих компетенций специалистов. Специфика сетевого взаимодействия – доступность общения (с использованием информационно-коммуникационных технологий), которое позволяет:

  • обмениваться опытом и информацией;
  • снять вертикальные различия между партнерами (властные, служебные, в уровне образования), сформировать этику пользования сетью;
  • объединить людей, увлеченных идеями устойчивого развития, в практическую совместную деятельность;
  • интегрировать потенциал специалистов в решении конкретных практических задач в области устойчивого развития.

    Преимущества сетевого взаимодействия – качественные изменения в самосознании личности, уверенность («я могу многое, мы можем больше»), сила единения, поддержка, установление партнерских отношений, поиск заказчиков и исполнителей проектов, формирование команды для конкретных проектов, поддержка членов сети в критических ситуациях, возможность в режиме мозгового штурма (он-лайн) обсудить острые вопросы. Такое взаимодействие позволило сформировать экспертную междисциплинарную команду, где нелинейным сочетанием профессиональных и личностных качеств складывались рабочие группы необходимые для решения конкретных задач в конкретных видах деятельности с учетом особенностей территории или целевой группы. Такая не жестко структурированная форма организации деятельности способствовала генерации многовариативных форм действий, методов, масштабов и глубины исследований и применимости.

 

Деятельность Программы Сотрудничества

    Деятельность Программы сотрудничества направлена на формирование комплексного междисциплинарного подхода в вопросах образования для устойчивого развития на основе современных научных достижений и практического опыта. Основные направления деятельности Программы сотрудничества – проведение научных исследований, разработка и реализация образовательных программ, осуществление практических проектов, а также работа молодежной секции.

    С этой целью деятельность Программы сотрудничества выстроена по системе «Наука – Образование – Практика», которая позволяет осуществлять непрерывную взаимосвязь между направлениями.

    Научно-исследовательская деятельность Программы сотрудничества направлена на изучение различных фундаментальных и прикладных аспектов устойчивого развития. Видение устойчивого развития с позиции различных дисциплин, научных направлений, аспектов рассмотрения, создает основу для междисциплинарных научных исследований. Особое внимание при этом уделяется лидерству для устойчивого развития; процессам самоорганизации в социо-природных системах; вопросам нелинейного, спонтанного неравновесного развития; вопросам образования для устойчивого развития.

    Исследование процессов самоорганизации местных сообществ на различных уровнях организации и этапах развития: закономерности, механизмы, условия осуществления самоорганизации.

    Исследуются процессы, закономерности и механизмы самоорганизации; кризисные процессы; механизмы и условия выхода из кризисных ситуаций; механизмы и условия успешного диалога внутри сообщества – готовность членов сообществ к коллективным действиям, выработке совместных решений, организации коллективного управления; коллективные практики. В исследовании применяется комплексный междисциплинарный подход, основанный на методологии системного анализа, с использованием концептуального аппарата общей теории систем, теории самоорганизации, теории кризисов, социологии, социальной антропологии, экологической социологии, психологии, конфликтологии, социальной (human) географии, менеджмента.

    Данное направление объединяет темы «Традиционное использование природных ресурсов», «Гражданский форум», «Самоорганизация устойчивых сообществ», «Теоретические основы устойчивого и опережающего развития», «Основания Изначального развития». Проведены исследования местных сообществ Карелии (Паданский р-н), Архангельской области, коренных народов Севера России. Проведено интервьюирование жителей и представителей местных органов власти на предмет изучения процессов самоорганизации и механизмов развития сообщества на территориях исследования.

 

Лидерство для устойчивого развития

    Реализация концепции устойчивого развития в широких масштабах возможна лишь при наличии достаточного количества лидеров в научной, политической сферах, в среде местного сообщества, разделяющих соответствующие ценности. Лидеры выступают катализатором распространения идеологии устойчивого развития среди различных слоев населения, создавая критическую массу сторонников данного подхода.

    Сегодня в России общепризнано наличие низкой инициативности населения в вопросах организации местного самоуправления, экологического движения, устойчивого развития и других областей, где важны инициативы «снизу». Вместе с тем в России и за рубежом известны лидеры, которые успешно решают вопросы организации местных сообществ, научной общественности, политических групп для решения вопросов экологии и устойчивого развития. Научный и практический интерес представляет изучение условий и факторов, которые позволили данным людям состояться, как лидерам. Анализ и обобщение практики работы эффективных лидеров позволил распространить их способы достижения целей в области устойчивого развития.

    Исследования, осуществляемые в данном направлении совместно с Программой Лидерства Университета Калифорнии, Беркли (США), касаются изучения успешных лидерских практик; стратегий работы лидеров с различными группами, заинтересованными сторонами; вопросов формирования сторонников устойчивого развития; качеств личности лидеров в области устойчивого развития; повышения лидерского потенциала. Проводится интервьюирование российских и зарубежных лидеров, ведущих активную деятельность в интересах устойчивого развития, организуются семинары и мастер-классы с целью изучения и формирования лидерских качеств у специалистов и молодежи [1, 5].

    Всероссийская научно-практическая конференция «Устойчивое развитие и экологический менеджмент».

    В 2005 г. с целью формирования комплексного междисциплинарного подхода в вопросах образования для устойчивого развития и экологического менеджмента на основе современных научных достижений и лучших практических подходов проведена научно-практическая конференция «Устойчивое развитие и экологический менеджмент». В рамках конференции работали секции «Экологический менеджмент: внедрение систем экологического менеджмента на российских предприятиях», «Индикаторы устойчивого развития», «Управление особо охраняемыми природными территориями», «Коренные народы Севера: проблемы устойчивого развития», «Психология устойчивого развития. Экологическое сознание», «Образование для устойчивого развития».

    В ходе дискуссий были выработаны следующие рекомендации:

  • сформировать единое информационное пространство по актуальным вопросам устойчивого развития для усиления взаимосвязей между различными регионами страны, выравнивания информационных, образовательных и экспертных возможностей центров и периферии, распространения новых подходов и способов решений актуальных проблем;
  • при внедрении образования для устойчивого развития в вузах необходимо разработать два взаимосвязанных компонента: общего мировоззренческого междисциплинарного блока (бакалавриат, специалитет) и проблемно-ориентированного блока специальных дисциплин (магистратура, дополнительное профессиональное образование);
  • разработать междисциплинарную магистерскую программу «Устойчивое развитие и экологический менеджмент»;
  • обеспечить формирование учебно-методического арсенала образования для устойчивого развития, подготовить основанный на российском опыте междисциплинарный учебник «Устойчивое развитие», который должен способствовать становлению экологически ориентированного мировоззрения и системы ценностей, раскрытию теоретических основ и прикладных аспектов устойчивого развития.

    В резолюции конференции, в частности, отмечается, что целью образования для устойчивого развития является формирование специалиста и гражданина, готового к выполнению своей роли в обществе – реализации концепции устойчивого развития на практике. Достижение данной цели возможно при совершенствовании системы образования и модернизации образовательного процесса, что предполагает:

  • сбалансированное изучение естественнонаучных, социальных и экономических дисциплин на базе комплексного междисциплинарного подхода;
  • формирование системного, критического, творческого мышления, способности воспринимать многообразие культурных особенностей;
  • сближение систем формального, неформального образования и просвещения;
  • внедрение и широкое применение инновационных образовательных технологий, методов.
  • Результатом первичных научных исследований в области устойчивого развития стала разработка стратегии дальнейшей развертки действий:
  • формирование необходимых образовательных программ различной степени подготовки для различных целевых групп;
  • поиск территорий для инициирования проектов по практической апробации научных разработок;
  • аккумуляция практического опыта;
  • и синтез на его основе следующего круга задач и инновационных направлений научных исследований.

 

Образовательная деятельность

    Образовательная деятельность Программы сотрудничества является естественным продолжением научно-исследовательской деятельности и включает в себя:

  • разработку и реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования (общеобразовательные и специальные курсы бакалавриата);
  • разработку и реализацию магистерской программы «Устойчивое развитие» по направлению «Экология и природопользование»;
  • разработку и реализацию дополнительного профессионального образования (краткосрочные дополнительные образовательные программы повышения квалификации «Устойчивое развитие и экологический менеджмент», «Инновационные методы в работе преподавателя высшей школы», «Кризисные процессы в социальных и природных системах»).

    Например, программа повышения квалификации «Устойчивое развитие и экологический менеджмент» (Сертификационный курс) имеет своей целью повышение квалификации преподавателей вузов и специалистов, работающих в сфере устойчивого развития территорий, отраслей народного хозяйства, местных сообществ.

    Основные задачи:

  • повышение квалификации преподавателей университетов, специалистов по актуальным вопросам устойчивого развития;
  • развитие междисциплинарного комплексного подхода при формировании образовательных программ в области устойчивого развития и экологического менеджмента.
  • подготовка к использованию инновационных методов обучения.

    Программа направлена на развитие профессиональных компетенций слушателей:

  • осведомленность в глобальных и региональных моделях развития, причинах и факторах изменения окружающей среды, международном и российском законодательстве в области устойчивого развития;
  • способность оценки состояния, устойчивости и динамики социо-эколого-экономических систем на основе индикаторов устойчивого развития;
  • владение методикой разработки и реализации программ устойчивого развития (территорий, предприятий, организаций, местных сообществ и т.п.);
  • обсуждение и решение проблем устойчивого развития на основе междисциплинарного подхода и межсекторального (социального) партнерства;
  • принятие решений по вопросам окружающей среды и развития (в том числе с помощью информационных технологий);
  • рефлексия собственной профессиональной деятельности, повышение ее эффективности;
  • владение интерактивными методами взаимодействия с аудиторией.

    Категория слушателей: специалисты, работающие в области устойчивого развития, профессорско-преподавательский состав. Продолжительность обучения: 72 ауд. часа (2 недели). Документ об образовании: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца.

    Участие в курсе принимают представители вузов, муниципалитетов, промышленных и общественных организаций, специалисты, имеющие опыт в области устойчивого развития. Одним из наиболее ценных результатов курса, по мнению участников, является обмен опытом практической деятельности, налаживание взаимодействия и сотрудничества, совместная реализация проектов. В частности, свой опыт участники курса могут представить на мастер-классах. Авторы лучших мастер-классов приглашаются на следующие курсы в качестве преподавателей.

    Первый Сертификационный курс «Устойчивое развитие и экологический менеджмент» был проведен в 2005 году для специалистов и преподавателей Программы Сотрудничества. Первым вызовом для профессионалов устойчивого развития 13 факультетов СПбГУ стало налаживание понимания друг друга. Формирование единого профессионального языка, знакомство с разработками друг друга, понимание аспектов устойчивого развития различных научных и тематических направлений, выработка комплексного цельного видения устойчивого развития – это главные задачи, которые были поставлены на первом сертификационном курсе.

    Всего с 2005 по 2009 год было проведено пять Сертификационных курсов «Устойчивое развитие и экологический менеджмент», повышение квалификации получили 76 специалистов (с получением удостоверений государственного образца) и 140 специалистов (с получением Сертификата) из городов: Астрахань, Белгород, Бишкек, Владивосток, Гродно (Республика Беларусь), Иркутск, Калуга, Кемерово, Королёв, Каунас (Республика Литва), Красноярск, Москва, Минск (Республика Беларусь), Норильск, Новомосковск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Сыктывкар (Республика Коми), Ташкент (Узбекистан), Томск, Тюмень, Уфа.

 

Сессии по актуальным вопросам устойчивого развития

    Сессии представляют собой 1–2-дневные научно-образовательные семинары, на которых представлены современные отечественные и зарубежные теоретические и практические подходы к решению проблем перехода на путь устойчивого развития. Особое внимание уделяется групповой работе, интерактивному взаимодействию участников. В ходе дискуссий вырабатываются предложения и рекомендации по развитию теоретических и практических аспектов устойчивого развития.

    Основные темы сессий: «Теоретические основы концепции устойчивого развития», «Экологические проблемы водных ресурсов Карельского перешейка», «Актуальные проблемы экологической политики и экологического менеджмента», «Лидер в области устойчивого развития: практика убеждения партнеров», «Конфликты в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития, способы работы с ними. Стиль поведения в конфликте», «Психология устойчивого развития», «Методы обоснования принятия решений в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития».

    Магистерская программа «Устойчивое развитие» разрабатывалась с 2005 г. с участием специалистов Университета Калифорнии, Беркли (США). В настоящее время магистерская программа реализуется на базе кафедры экологической безопасности и устойчивого развития регионов Института Наук о Земле СПбГУ. Срок обучения – 2 года (4 семестра). Программа нацелена на подготовку экологов-менеджеров территорий, обладающих междисциплинарным видением проблем перехода к устойчивому развитию, способностью проводить анализ и решать задачи управления, находящиеся на пересечении социальных, экологических и экономических аспектов развития. Обучение предполагает:

  • междисциплинарные исследования в области устойчивого развития, направленные на качественное улучшение практики управления регионами;
  • изучение взаимосвязи естественных, социальных, экономических и политических факторов, важных для обеспечения устойчивого развития;
  • получение представлений о путях реализации идей устойчивого развития на основе анализа отечественного и зарубежного опыта;
  • освоение теоретических и практических основ разработки стратегий развития территорий, а также развитие лидерских и управленческих компетенций студентов;
  • распространение практического опыта в области устойчивого развития и экологического менеджмента.

    В основу программы положены междисциплинарный комплексный проблемно-ориентированный подход, компетентностный подход. Применяются инновационные методы обучения, реализующие сбалансированное сочетание теории и практики. Полученные знания и умения применяются в проектной деятельности Программы сотрудничества.

 

Молодежная секция ЛаТИМ

    Одним из примеров развития студенческой активности для устойчивого развития является деятельность молодежной секции Программы сотрудничества «ЛаТИМ». Организация создана в 2002 г. ЛаТИМ – объединение студентов и молодых специалистов Санкт-Петербургского государственного университета с целью реализации на практике концепции устойчивого развития. ЛаТИМ – это русскоязычная аббревиатура английского выражения «Local Agenda Team» (LА team) – «Команда местной повестки», а также «ЛАборатория Творческих Инициатив Молодежи» [4].

    В составе ЛаТИМ - студенты, у которых возникает желание что-то попробовать сделать самостоятельно в области устойчивого развития. ЛаТИМ – площадка для реализации идей. Организация существует 12 лет: студенты приходят, развиваются, обретают профессионализм, уходят в жизнь реализовывать себя. Некоторые выпускники остаются, составляя собой основу организации, разрабатывая и реализуя свои собственные образовательные программы для организации просвещения в школах, участвуя в проектах развития территорий уже как профессионалы.

    Привлечение молодежи к реальным проектам на территориях является стержнем развития студентов в ЛаТИМ. Именно молодежи жить в будущем, и кому, как не им, думать о будущем («куда жить»), и строить его.

    Миссия ЛаТИМ заключается в распространении идей устойчивого развития среди различных групп населения и популяризации дружественного природе образа жизни.

Цели ЛаТИМ:

  • развитие постоянно действующего творческого объединения студентов, аспирантов, выпускников, преподавателей и ученых, углубление и распространение знаний, получение практических навыков деятельности в области устойчивого развития;
  • поддержка творческих инициатив молодежи в продвижении идей устойчивого развития среди школьников и их родителей, студентов, общественности;
  • создание образовательных продуктов, направленных на выработку у слушателей целостного представления о развитии человека и общества в гармоничном взаимодействии с природой.

    Студенты проводят научно-исследовательскую работу, переводят и анализируют зарубежную литературу, посвященную вопросам устойчивого развития, разрабатывают информационные материалы для распространения идей устойчивого развития среди населения. Организуют и принимают участие в семинарах, тренингах, налаживают контакты с организациями, работающими в области устойчивого развития. Все мероприятия ЛаТИМ организуются на принципах социального партнерства и межсекторального взаимодействия между вузами, школами, научными и общественными организациями, органами местного самоуправления. Большую работу в рамках деятельности ЛаТИМ студенты проводят в школах.

    Основные направления деятельности ЛаТИМ:

  • обучающие мероприятия (семинары, тренинги), игра «Экологический след» [3, 6, 7];
  • организация мероприятий для распространения идей устойчивого развития (ежегодный фестиваль «Устойчивое развитие глазами молодежи», летние лагеря);
  • проектная деятельность на территориях, взаимодействие с местными сообществами (органами местного самоуправления, общественными организациями);
  • научные исследования в области устойчивого развития и экологического менеджмента (дипломные работы, магистерские диссертации).

 

Заключение

    Высшее образование призвано внести существенный вклад в образование для устойчивого развития, так как занимает уникальное место в иерархии образовательных учреждений: вузы являются центром, соединяющим молодое поколение и зрелых специалистов, здесь не только получают профессию, здесь ее совершенствуют, обогащают новыми научными достижениями свою область деятельности. Каждое высшее учебное заведение может внести свой вклад в развитие и обогащение системы образования для устойчивого развития. Ассоциация европейских университетов приняла Университетскую хартию по устойчивому развитию (Женева, 1994 г.), в которой говорится: «Университеты будут поощрять междисциплинарные, построенные на основах сотрудничества образовательные и исследовательские программы по устойчивому развитию как часть своей центральной миссии… Университеты введут экологические перспективы во всю свою работу. Они создадут обучающие программы, обращенные к глобальным вызовам окружающей среды и развития и вовлекающие преподавателей, исследователей и студентов, независимо от профиля их преподавания, обучения и исследований».

 

Литература

  1. Ермаков Д.С., Черникова С.А., Славинский Д.А. Дополнительное профессиональное образование в интересах устойчивого развития: монография. – СПб.: ВВМ, 2008. – 218 с.
  2. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. Москва: Изд-во КМК. 2002. 444 стр.
  3. Славинский Д.А., Черникова С.А., Ермаков Д.С. и др. Экологический след: учебно-методическая разработка. / Устойчивое развитие: методические материалы в помощь педагогу. – М.: Зеленый крест, 2010. – Вып. 3. – С. 3 –70.    
  4. Черникова С.А., Славинский Д.А. Лаборатория творческих инициатив молодежи – команда «Местной повестки дня на 21 век». // Экология и образование. – 2007. – № 1-2.– С. 43-47.
  5. Черникова С. А., Славинский Д.А., Ермаков Д. С. Школа лидерства для устойчивого развития местных сообществ. / Социальное партнерство в экологическом образовании для устойчивого развития: сб. материалов Всерос. научно-практ. конф. и пленума научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО. – СПб.: 2008. – С. 51–55.
  6. Черникова С.А., Славинский Д.А., Ермаков Д.С. Наш экологический след. / Экология и жизнь. - 2011. - No 2. С. 38-41.
  7. Экологический след России и россиян. / под ред. Д. А. Славинского, С. А. Черниковой. – СПб., 2005.

 

SUSTAINABLE DEVELOPMENT AT UNIVERSITIES: SCIENCE AND EDUCATION FOR PRACTICE

D.A. Slavinskiy
Department of Environmental Safety and Regional Sustainable Development Saint-Petersburg State University

Abstract: Universities play the role of scientific and educational institutions “closed themselves to themselves,” often do not have a deep and timely look at the problems of the development of society. This concerns not only the leading sectors and directions, but even more new trends, such as sustainable development, which requires the development of scientific bases today. Universities should be not only the “producers” of specialists to the needs of society but also initiators of innovative directions, leading the development of the territories.

Keywords: sustainable development, science, education, interaction.