Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОРОДОВ

И.В. Ивашкина
ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
ivashkinagenplan@mail.ru

Аннотация: Экологические приоритеты территориального планирования современных городов - это защита окружающей среды, развитие природного каркаса, включающего все многообразие озелененных и парковых территорий, сохранение природных ландшафтов, создание комфортной жилой среды с широким диапазоном рекреационных объектов. В статье рассматриваются стратегии городского развития в крупнейших городах мира, включая Москву.

Ключевые слова: территориальное планирование города, Генеральный план, качество жизни, экологические проблемы

УДК: 338.49, 502.3

 

Введение

    Экологические вопросы занимают важнейшее место в документах территориального планирования городов и столичных регионов. Различные традиции стран, подходы к выработке городских стратегий в XXI веке позволяют проанализировать достаточно широкий спектр приемов градостроительного регулирования и решения экологических проблем. Во всем мире признано, что недоучет экологических факторов приводит к непростительным ошибкам.

    Перед территориальным планированием стоит дилемма: как правильно организовать городскую территорию, чтобы обеспечить высокое качество городской среды для проживания населения, с одной стороны, и способствовать выполнению важнейших производственных и жизнеобеспечивающих функций города, с другой. В материалах ООН Хабитат «Планирование устойчиво развивающихся городов: глобальный доклад о населенных пунктах 2009» содержится оценка городского планирования в странах мира, которая изменилась относительно незначительно, тем не менее, в некоторых государствах в последние десятилетия стали применять новые методы. В их число входят стратегическое территориальное планирование и включение его в функции государственного сектора, новые методы регулирования и организации землепользования, проектирование новых и более рациональных форм, таких как компактные города, а также появление движения «новый урбанизм» [8].

    В целом обеспечение устойчивого развития города требует от специалистов по вопросам территориального планирования успешного объединения вопросов «зеленой» повестки дня (green agenda) и «коричневой» повестки дня (brown agenda) (табл.1).

Таблица 1. Направления устойчивого развития городов [8]

«Зеленая» повестка дня «Коричневая» повестка дня
Природные экосистемы – глобальные, региональные и местные, используемые городами как источники обеспечения услуг Системы обитания человека, необходимые для создания благоприятной, здоровой и пригодной для жизни городской среды
Экосистемы, обеспечивающие экологически чистое открытое пространство, используемые городом в целях сохранения биологического разнообразия и создания условий для отдыха жителей. Системы удаления отходов, переработка и вывоз отходов из городов, в том числе твердых и жидких отходов, системы очистных сооружений, снижающих негативное воздействие вредных выбросов и стоков на компоненты городского ландшафта.
Водохозяйственные системы, используемые городами как естественный источник водоснабжения и место принятия стоков. Энергосистемы, обеспечивающие городские службы энергией, теплом, кондиционированным воздухом и светом.
Климатические и воздушные ресурсы, обеспечивающие в городах необходимые благоприятные условия для комфортного проживания населения. Транспортные системы, обеспечивающие передвижение в городах.
Другие виды услуг, связанные с природными ресурсами, в том числе сельскохозяйственные и лесохозяйственные системы, обеспечивающие города пищей и древесиной. Строительные системы и стройматериалы, обеспечивающие материальную основу жизни в городах.

 

Опыт зарубежных городов в разработке документов территориального планирования

    Рассмотрим на примере документов территориального планирования отдельных городов и урбанизированных регионов роль экологических аспектов в создании гармоничных городов и городов, удобных для жизни.

    Сингапур. Власти Сингапура сознают, что из-за ограниченных земельных ресурсов городское планирование должно быть тщательно продуманным и научно обоснованным. По мнению бывшего главного архитектора Сингапура Liu Thai Ker планировщик должен влюбиться в территорию и только тогда можно ожидать хороших результатов. Вообще процесс проектирования города - это синтез науки и искусства [7]. Для разработки документа территориального планирования, а для города таким документом является Генеральный план, нужно как минимум 4-5 лет научных исследований, изучение мировых трендов и опыта передовых стран. При этом планировщик должен уметь проводить диагностику территории и улучшать ее состояние, налаживать работу всего городского механизма, предвидеть возникновение проблем и вовремя предотвращать их возникновение.
Генеральный план Сингапура (2008) имеет четыре ключевые цели:

  • Создание города, удобного для жизни, в котором каждый сингапурец может найти для себя более качественное пространство для жизни с широким выбором типов и мест проживания с благоприятной и безопасной городской средой.
  • Притяжение бизнеса и развитие промышленности, создание мест приложения труда в непосредственной близости от районов проживания населения, а также создание альтернативных промышленных кластеров за городом, в местах, которые хорошо обслуживаются скоростным транспортом.
  • Формирование уникального рекреационного и игрового пространства. Организация отдыха в новых парках, беспрепятственное передвижение из одного парка в другой путем развития зеленых коридоров. Развитие рекреационных зон вблизи водных пространств, размещение новых спортивных сооружений, объектов культуры и искусства, организация событийных мероприятий в непосредственной близости от проживания населения.
  • Сохранение самобытности и наследия как важных элементов городской жизни, которые делают Сингапур комфортным домом. Охрана и защита памятников истории, культуры, архитектуры. Поддержание уникальных объектов природного наследия и сохранение таких мест незастроенными так долго как это только возможно.

    Генеральный план Сингапура (2008) предусматривает к 2030 году увеличить площадь парков еще на 900 га, и каждый житель Сингапура будет обеспечен 8 м2 парковых территорий [10].

    Многие предложения, заложенные в Генеральном плане Сингапура 2008 года, уже реализованы как государственными учреждениями, так и частными фирмами. Достижения Сингапура значительны, в том числе и благодаря эффективному территориальному планированию.

    Нью-Йорк. План развития Нью-Йорка на период до 2030 года имеет звучное название «Еще более Зеленый, еще более Великий Нью-Йорк» и ставит следующие цели: обеспечить жильем дополнительно около миллиона жителей Нью-Йорка, сделав дома и жилые кварталы более доступными и экологичными; очистить все загрязненные городские земли; повысить качество акваторий – расширить возможности использования их для отдыха и восстановить береговые экосистемы; сократить выбросы парниковых газов более чем на 30%; расширить возможности выбора эффективных вариантов передвижения по городу и обеспечить надежность и высокое качество транспортной сети [6]. Город стремится к тому, чтобы все жители Нью-Йорка жили в 10-минутной пешеходной доступности до парка. В 2007 году стартовала кампания «Деревья для Здоровья Населения», которая предусматривает высадку 1 млн деревьев в округах с низким уровнем уличного озеленения и где наиболее высок процент детей в возрасте от 0 до 4 лет, страдающих от астмы.

    Регион Иль-де-Франс. В сентябре 2008 года Региональным Советом была принята новая Генеральная схема развития региона Иль-де-Франс (Парижский район) на период до 2030 года. Развитие региона должно учитывать три главных приоритета: способствовать социальному равенству граждан; отвечать на различные кризисы, в том числе связанные и с глобальным потеплением климата; обеспечивать динамичное развитие, поддерживая мировое значение региона. В качестве концепции устойчивого развития региона Схема рассматривает повышение экологической, социальной и экономической эффективности развития территорий. Особо следует подчеркнуть, что впервые Схема сопровождалась экологической оценкой. В законодательство обязательная экологическая оценка в составе градостроительных документов во Франции введена недавно, поэтому выполненная оценка – единственная в своем роде работа, оценивающая с позиций охраны окружающей среды документ территориального планирования в долгосрочной перспективе [9]. Для сравнения в Москве аналогичная экологическая оценка была осуществлена в Генеральном плане развития города на период до 2020 года, который разрабатывался в конце 90-х годов XX века.

    Сфера экологических исследований при разработке Схемы касалась широкого круга проблем, анализировался не только ресурсный потенциал территории, но и такие традиционные экологические вопросы как биоразнообразие и почвенный покров, геологическая среда и техногенные опасности, качество воздуха и акустические зоны, ландшафты и природное наследие [5]. При рассмотрении экологических вопросов делался акцент на территориальный аспект состояния окружающей среды, а направления решения экологических проблем разрабатывались в соответствии с целями пространственной организации и управления территорией.

    Важно отметить, что основными экологическими приоритетами Схемы являются:

  • Развитие региональной системы открытых пространств (сельскохозяйственных, лесных, природных и озелененных территорий), роль которой возрастает в период климатических изменений. Планируется, что в агломерации 90% составят урбанизированные пространства, под открытые - отводится только 10% территории; в «Зеленом поясе» доля открытых пространств будет равна 60%, в то время как урбанизированные - займут 40%; на территории «Сельскохозяйственной короны» будут преобладать открытые пространства (90%) и всего лишь на 10% предполагается развивать урбанизированные территории.
  • Сохранение и развитие непрерывности экологического каркаса (включая долины малых и больших рек, водные коридоры).
  • Устойчивое управление экосистемами и природными ресурсами.
  • Это предусматривает: рациональное использование водных ресурсов (обеспечение удельного водопотребления не более 215 литров в день на человека); повышение качества воды; обеспечение биоразнообразия за счет создания «буферных» зон; охрана почв и использование подземного пространства; обеспечение качества атмосферного воздуха и снижение физико-химических воздействий; создание «зеленых легких» и «зон спокойствия»; сдерживание потребления энергетических ресурсов и уменьшение энергетической уязвимости.
  • Уменьшение территориальных диспропорций в соответствии с требованиями охраны окружающей среды (обеспечение доступности озелененных пространств и «зон тишины», уменьшение загрязнения воздуха и управление рисками природного и техногенного характера (предотвращение наводнений, создание «буферных зон» от источников загрязнения, снижение загрязнения почв и уменьшение санитарных рисков).
  • Сохранение, создание и управление ландшафтами и культурным наследием для повышения привлекательности - идентичности качества жизни региона.

    Таким образом, независимо от того, азиатский, американский или европейский город занимается территориальным планированием приоритетной задачей является максимально возможное сохранение природы в процессе пространственного развития города и поддержание высокого качества окружающей среды при реализации градостроительных проектов.

 

Эволюция экологических приоритетов Генеральных планов города Москвы

    Москва имеет длительный и уникальный опыт составления градостроительных документов, картографичес¬ких опорных планов, управленческих указов, распоряжений, Генеральных планов: Опорный план города Москвы (1739 г.), План Москвы и его окрестностей (1763 г.), «Прожектированный план г. Москвы» (1775 г.), План Москвы (1818 г.), План технико-экономической организации Москвы Б.В.Сакулина (1918 г.), «Новая Москва» А.Щусева (1923 г.), «Большая Москва» С.Шестакова (1926 г.), Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года, Генеральный план развития Москвы 1971 года, Генеральный план развития Москвы на период до 2020 года, Генеральный план Москвы на период до 2025 года. Все эти документы в той или иной мере касались решения экологических проблем развития Москвы. На примере Генеральных планов города Москвы можно проанализировать эволюцию экологических приоритетов, характерных для того или иного исторического периода развития города [4].

    Первым градостроительным документом, по которому развитие города стало регулируемым, был Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Это был документ, ориентированный на развитие городского хозяйства и улучшение условий жизни москвичей. Именно тогда была сформулирована идея сдерживания роста численности населения, запрещено дальнейшее промышленное строительство и признана необходимость ликвидации «антисанитарных» предприятий. В Генплане было заложено множество прогрессивных направлений: проникновение зеленых клиньев в городскую ткань, уничтожение ветхой застройки, создание транспортной и инженерной инфраструктуры, соблюдение баланса в расселении жителей и размещении мест приложения труда. Самым значимым экологическим направлением Генплана 1935 года была реализация идеи «зеленого пояса», а именно создание лесопаркового защитного пояса в радиусе до 10 км от границ Москвы. В 1937 году вступил в строй канал им. Москвы протяженностью 128 км, на трассе которого было создано семь водохранилищ. Это обстоятельство позволило зарегулировать сток и защитить город до настоящих дней от затопления [2].

    Генеральный план развития Москвы 1971 года предусматривал развитие города на перспективу до 2000 года и ставил задачу «превратить Москву в образцовый коммунистический город». Генпланом в части экологических мер предусматривалось проведение комплекса мероприятий по водоснабжению, отводу и очистке хозяйственно-фекальных, промышленных стоков. Намечена система мероприятий по оздоровлению воздушной среды, значительно улучшающих санитарно-гигиенические условия жизни населения. В Москве было запрещено строительство производственных объектов, за исключением необходимых для непосредственного обслуживания нужд населения и городского хозяйства. В целях упорядочения размещения в Москве промышленности, научных организаций и других объектов производственного характера, было предусмотрено формирование 66 многопрофильных производственных зон и перебазирование на их территории объектов, намеченных к выводу из жилых зон города. Генеральным планом 1971 года была научно обоснована и выделена пригородная зона Москвы с учетом особой значимости ее важнейшей части – лесопаркового защитного пояса – как резервуара чистого воздуха и места отдыха москвичей и жителей ближайшего Подмосковья. В пределах пригородной зоны регулировался и ограничивался территориальный рост городов и населенных пунктов с тем, чтобы предотвратить срастание с Москвой. Планировалось сочетать застроенные территории и свободные открытые пространства, создающие оптимальную жизненную среду для населения столицы. Развитие Москвы намечалось в границах Московской Кольцевой Автодороги (МКАД), но были определены и дополнительные территории для будущего расширения столицы – 10 тыс. га в ее пригородной зоне.

    Анализ разработки Генеральных планов Москвы 1935 года и 1971 года показал, что в составе этих документов не проводилось специального экологического исследования территории, а разработка экологических мероприятий проводилась по отраслевым разделам (планировочная организация, инженерия, транспорт и т.п.). В Советском Союзе экологическая составляющая градостроительного проектирования обозначилась в 60-70-х годах прошлого столетия. На ранних этапах работы преобладали частные исследования (изучение микроклиматического влияния зеленых насаждений, особенности озеленения жилых районов различной планировки и застройки и т.п.). По мере нарастания остроты экологических проблем, эволюции природоохранного законодательства, развития научно-методической базы, накопления практического опыта решения проблем охраны городской среды, менялись приоритеты и направленность экологических исследований [4].

    Следующий Генеральный план развития города Москвы на период до 2020 года был принят Правительством Москвы 27 июля 1999 года. Впервые в градостроительном документе такого масштаба было разработано полноценное экологическое обоснование с детальной характеристикой состояния окружающей среды, выявлением экологических проблем и формулированием требований к перспективному развитию Москвы с учетом экологических приоритетов. Реорганизация градообразующей базы города, перестройка промышленно-производственной сферы на основе экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий являлись необходимым условием реализации экологических требований к развитию Москвы. В числе наиболее значимых направлений улучшения экологической обстановки в столице планировалось сохранение и развитие территорий Природного комплекса. Природный комплекс – понятие чисто московское, под которым подразумевается «совокупность территорий с преобладанием растительности и (или) водных объектов, выполняющих преимущественно ландшафтообразующие, рекреационные, оздоровительные функции».

    Этот Генеральный план был разработан как «Генплан возможностей», сверхзадачей которого было раскрытие внутреннего потенциала городских территорий для привлечения инвестиций в развитие столицы. И эту задачу Генеральный план развития Москвы на период до 2020 года полностью выполнил, но бурный рост инвестиционной активности выявил и наиболее опасный симптом «болезни роста» - недостаточную защищенность общественных интересов от давления инвестора. В этой связи следующий Генеральный план Москвы задумывался как «Генплан необходимостей», жестко закрепляя социальные гарантии во всех областях жизнедеятельности населения, с одной стороны, и регулируя экономически необходимые для их реализации объемы коммерческого строительства – с другой [1]. Следовательно, основной целью разработки нового Генерального плана города Москвы было обеспечение экологической безопасности как ключевого фактора устойчивого развития. Создание безопасной среды жизнедеятельности и устойчивого развития Москвы, оптимизация экологической обстановки, санация и реабилитация территорий, подвергшихся сильной техногенной нагрузке, восстановление природно-экологического потенциала городской территории являются приоритетными задачами перспективного развития столицы на период до 2025 года [3].

    В Генеральном плане города Москвы на период до 2025 года акцентируется внимание на невозможности устойчивого развития города без скоординированного взаимодействия Москвы и Московской области. Создание природного каркаса и системы особо охраняемых природных территорий города Москвы и Московской области является одним из важнейших направлений их совместной деятельности, направленной на достижение устойчивого развития Московского региона в целом. В этой связи в Генеральном плане содержится специальная часть, посвященная обеспечению совместных интересов Москвы и Московской области. Сохраняя приоритет охраны окружающей среды, объектов культурного и природного наследия, Генплан разрабатывался как социально ориентированный документ, предусматривающий переход от территориального роста города к комплексной реконструкции массовой застройки и развитию многофункциональных зон в районах наилучшей транспортной доступности.

    Сегодня Москва представляет крупнейший мегаполис Европы, который занимает первое место не только по численности и плотности населения, но и по концентрации источников негативного воздействия на окружающую среду. Высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха, почвенного покрова, поверхностных водоемов, деградация зеленых насаждений и обширные зоны акустического дискомфорта являются актуальными экологическими проблемами столицы. Современный этап развития Москвы связан с присоединением новых территорий и увеличением его площади в 2,3 раза. Расширение города не по радиусу, а в юго-западном направлении создает принципиально новую пространственную ситуацию и предъявляет особые требования к территориальному планированию и социально-экономическому развитию города. Многообразие природных и экологических условий, а также специфика территории старой и новой Москвы делают задачу территориального планирования сложной и многоцелевой с различной очередностью достижения этих целей.

    На территории Москвы в прежних границах необходимо четкое регулирование функциональной организации территории, целенаправленное формирование общественных пространств на месте реконструируемых производственных территорий, сохранение и реабилитация всей системы озелененных и обводненных территорий, развитие природоохранной инженерной инфраструктуры и экологизация застройки. На вновь присоединенных территориях Москвы перспективное функциональное зонирование и оптимальная архитектурно-планировочная организация пространства должны определяться в наибольшей мере ландшафтными особенностями территории.

    Растущий город будет обходить неудобные для застройки и относительно большие по площади земли: пойм и долин рек, болота, крутые склоны, оставляя их в городской геосистеме мало тронутыми. Особо охраняемые зеленые территории, а также неудобные для застройки участки (овраги, балки, ложбины) сохранятся и станут элементами природного каркаса города.    Именно природный каркас на новой территории Москвы определяет основные направления градостроительной деятельности и ограничения использования территории.

    Для старых и новых территорий Большой Москвы предстоит решить сложные вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды, вызванные функционированием транспортного комплекса. Чрезвычайно остро стоит проблема утилизации отходов производства и потребления. Следует помнить, что Москва, как самостоятельный субъект Российской Федерации, не может обособленно обеспечить надежность и безопасность водоснабжения и водоотведения, захоронения отходов производства и потребления, решать вопросы обеспечения рекреации горожан и пр.

    Новый документ территориального планирования развития города Москвы на период до 2030 года, безусловно, должен основываться на принципах экологически устойчивого развития территории и обеспечить: сбалансированное развитие природных и урбанизированных территорий; оптимальные с экологической и социально-экономической точек зрения сочетания интенсивности и видов функционального использования территории; формирование единого природного каркаса и системы особо охраняемых природных территорий всего московского региона; сохранение разнообразия природного и урбанизированного ландшафтов; повышение эстетической привлекательности природных и застроенных территорий.

    Развитие надежной и экологически безопасной («зеленой») транспортной системы и снижение неблагоприятных техногенных воздействий на окружающую среду объектов промышленности, транспорта и энергетики создаст условия для формирования города с высоким качеством окружающей среды. Этому будет способствовать внедрение наукоемких, природосберегающих и высокотехнологичных производств, а также переход на экологически безопасное оборудование и технологии в промышленности, модернизацию промышленности с переходом на ресурсосберегающие и безотходные технологии производства, использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

    Учитывая остроту проблемы обращения с отходами производства и потребления, в новом Генеральном плане города Москвы найдут отражение меры по совершенствованию системы управления отходами, которые включают:

  • создание мусороперерабатывающей отрасли путем построения вертикально-интегрированных систем обращения с отходами;
  • формирование единой технической и тарифной политики в сфере управления отходами всего московского региона;
  • составление единого Кадастра отходов производства и потребления города Москвы и Московской области;
  • контроль за перемещением отходов с использованием системы позиционирования (ГЛОНАСС и/или GPS), объектами их переработки и обезвреживания на территории московского региона, исключение возможности несанкционированного размещения отходов;
  • применение принципа иерархического порядка обращения с отходами;
  • достижение 100% сортировки образующихся отходов, исключение вывоза неотсортированных отходов на полигоны захоронения;
  • развитие производственной инфраструктуры по сбору, транспортировке, переработке и обезвреживанию отходов для совместного использования городом Москвой и Московской областью.

 

Заключение

    В постиндустриальном мире, к которому стремятся современные города, на первое место выдвигаются требования комфортности и безопасности проживания населения. Несомненно, экологически сбалансированное развитие городов имеет свою специфику в отдельных странах, зависит от географических условий, традиций и уклада жизни. Общим для урбанизированных территорий является максимально возможное сохранение незастроенных пространств, которые будут сдерживать наступление урбанизации, предотвратят слияние застроенных ареалов в сплошной конгломерат зданий и объектов транспортно-инженерной инфраструктуры, что позитивно отразится на экологической ситуации и условиях жизни горожан.

    Присоединение новых территорий к Москве позволит в какой-то мере степени снизить остроту экологических, демографических, социальных проблем, отказаться от переуплотненной застройки в исторической части столицы и увеличить там долю природных и озелененных территорий, а также сохранить открытые пространства. Новая Москва создаст богатую палитру функционального использования территории и может стать полигоном инновационного природопользования.

 

Литература

  1. Баевский О.А. Социальные гарантии в территориальном планировании: актуализация Генерального плана города Москвы на период до 2025 года// Социальная экология, 2009 – С.8-25.
  2. Генеральный план Москвы / Мосгорисполком. Главное архитектурно-планировочное управление. Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана г. Москвы. – М.,1970. - 64 с.
  3. Закон города Москвы от 5 мая 2010 г. №17 «О Генеральном плане города Москвы».
  4. Ивашкина И.В. Эволюция экологических приоритетов Генеральных планов города Москвы // Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика : Сб.научн. статей Смоленск: Универсум, 2011 – С. 456 -460
  5. Ивашкина И.В. Экологическая оценка развития региона Иль-де-Франс // Проблемы региональной экологии. – М.:Издат.дом «Камертон». – 2010. - №1. - С. 26-31.
  6. A greener, greater New York. PLANYC – The City of New York, update April 2011 - 199 p.
  7. A lively and liveable Singapore: Strategies for sustainable growth. Ministry of the Environmental and Water Resources and Ministry of National Development. Singapore, 2009 – P. 56-75.
  8. Planning sustainable cities. Global report on human settlements 2009 // United Nations Human Settlements Programme (UN-Habitat), 2009 – Р.129-130.
  9. Schema directeur de la region Ile-de-France - Rapport/Soumis au Conseil regional pour adoption 25-26 September 2008.
  10. Singapore Master Plan. Urban Redevelopment Authority. 2008 - http://www.ura.gov.sg/MP2008/intro.htm.

 

ENVIRONMENTAL ASPECTS OF URBAN PLANNING

I.V. Ivashkina
Genplan Institute of Moscow

Abstract: The environmental priorities of urban planning policy are environment protection, green area and park connectors development, nature landscapes conservation, creation of better housing environment with wide range of recreational activities and etc. The article considers urban planning strategies in large cities of world including Moscow.

Keywords: Urban Planning, General Plan, Quality of Life, Environmental Issues