Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ПРЕДИСЛОВИЕ

А.И. Бедрицкий
Советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата

 

    В этом году исполняется 20 лет со дня вступления в силу Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая стала основой многостороннего сотрудничества по проблеме изменения климата. Россия является стороной Конвенции и принятого в 1997 году Киотского протокола.

    Российское участие в этом процессе имело ключевое значение и в части вступления в силу Киотского протокола (только после ратификации Россией протокол вступил в силу), и в части сдерживания глобальных выбросов – за все 20 лет выбросы в России оставались на уровне, значительно более низком, чем в базовом 1990 году. Присоединение к Конвенции и Киотскому протоколу дало толчок развитию экологического/климатического законодательства на федеральном и региональном уровне, способствовало активизации научных исследований и укреплению межведомственного взаимодействия по самому широкому спектру проблемы изменения климата.

    Повышение концентрации парниковых газов и рост глобальной температуры стали следствием экономической деятельности, бурного индустриального развития. Очевидна необходимость новой модели производства и потребления. На конференции ООН по устойчивому развитию, проходившей в 2012 году в Рио-де-Жанейро, страны попытались найти универсальное решение задач экономического роста, социального обеспечения, развития человеческого потенциала при минимальной нагрузке на природные ресурсы. В этой связи были сформулированы цели и принципы развития «зеленой» экономики как одного из подходов обеспечения устойчивого развития и решения проблемы антропогенного изменения климата и различных экологических проблем.

    Снижение антропогенной нагрузки на климат может быть достигнуто, в первую очередь, за счет перехода к более чистым источникам энергии – природному газу, атомному топливу, возобновляемым источникам энергии, а также за счет повышения потенциала естественных поглотителей углерода. Пока в действующих климатических соглашениях поглотительная способность лесного сектора учитывается не в полной мере. А для России как для страны, обладающей пятой частью мировых лесных ресурсов, это весьма важно. У нас есть и свои приоритеты в вопросах развития возобновляемой энергетики – гидро-, ветроэнергетики – так как различные регионы нашей страны обладают своим особым климатическим потенциалом и экономическими возможностями его реализации.

    Цели климатической политики Российской Федерации определены в принятой в 2009 году Климатической доктрине. Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752 установлены конкретные параметры сокращения антропогенных выбросов к 2020 году – минус 25% от уровня 1990 года, принят план Правительства Российской Федерации по достижению этой цели.

    Авторы специального выпуска бюллетеня Института устойчивого развития представляют актуальную информацию по различным вопросам проводимой климатической политики государства, а также результаты своих научных исследований, экспертные оценки по проблемам развития возобновляемой энергетики в России, применению углеродных рыночных механизмов и других стимулирующих сокращение выбросов механизмов, укреплению потенциала участия регионов в реализации климатических проектов, новым перспективам для развития инвестиционной активности в лесном секторе и др.

    Сегодня многосторонний переговорный процесс по проблеме изменения климата вновь находится в активной стадии – в 2015 году запланировано принятие нового глобального соглашения. Проработка различных аспектов климатической проблематики, возможных обязательств страны в будущем соглашении, согласование целей климатической политики с международной повесткой по устойчивому развитию необходимы для формирования российской позиции на переговорах и укрепления национальной климатической позиции.