Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

А.Г. Свиридов
Центр охраны окружающей среды Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
nop_sviridovag@spb.orw.ru

Аннотация: В статье представлены общие направления и пути развития природоохранной деятельности ОАО «РЖД» в области охраны атмосферного воздуха.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, стратегия развития, выбросы в атмосферу, «зеленая» логистика

УДК: 330.15; 625.1

 

    Железнодорожный транспорт признан одним из наиболее экологически эффективных видов транспорта в мире.

    В России экологические преимущества железнодорожных перевозок перед другими видами транспорта обеспечиваются, в первую очередь, широким использованием электрической тяги, которая исключает загрязнение атмосферного воздуха территорий, прилегающих к железным дорогам. На электрической тяге в ОАО “РЖД” перевозится более 85% грузов и 80% пассажиров.

    Низкая эмиссионная составляющая выбросов загрязняющих веществ железнодорожного транспорта напрямую связана с энергетической эффективностью. Удельное потребление топливно-энергетических ресурсов на железнодорожном транспорте гораздо ниже, чем у автомобильного и авиационного транспорта. При одинаковом расходе энергетических ресурсов железнодорожным транспортом выполняется значительно больший объем перевозочной работы. Энергетическая эффективность железнодорожного транспорта в несколько раз выше автомобильного как в грузовых, так и в пассажирских перевозках.

    В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных 30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации, определена стратегическая цель государственной политики в области экологического развития - это решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды [1].

    Обеспечение прав граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду является одной из стратегических целей в программном документе развития железнодорожной отрасли России - “Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года” (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р) [3].

    ОАО “РЖД” постоянно ищет пути эффективного использования всех видов ресурсов и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду. В настоящее время обеспечение экологической безопасности ОАО “РЖД” характеризуется устойчивой динамикой снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, в первую очередь, за счет реализации экологических программ, инвестиционных проектов и технического перевооружения, а также совершенствования действующей системы управления природоохранной деятельностью.

    В этих условиях одним из приоритетных направлений деятельности для ОАО “РЖД” является формирование и последующая реализация долгосрочного комплекса природоохранных мероприятий.

    В рамках реализации Экологической стратегии ОАО “РЖД” на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением ОАО “РЖД” от 13 февраля 2009 г. № 293р (далее – Экологическая стратегия 2009) за период с 2008 по 2013 год по сравнению с 2007 (базовым) годом ОАО «РЖД» достигнуты следующие результаты [4]:

  • сокращение на 43% выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников;
  • сокращение эмиссии парниковых газов на 11%;
  • снижение на 26% сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты;
  • увеличение доли использования и обезвреживания отходов на 14,7% от общего образования.

    Динамика сокращения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, уменьшение объемов водопотребления, водоотведения, увеличение доли использования и обезвреживания отходов от общего образования является результатом успешной реализации инвестиционных проектов, совершенствования системы управления природоохранной деятельностью и повышения экологической ответственности ОАО “РЖД”.

    Главной целью природоохранной деятельности ОАО “РЖД” является минимизация негативного воздействия ОАО “РЖД” на окружающую среду.

    Оценка перспектив и стратегических альтернатив развития природоохранной деятельности ОАО “РЖД” в Экологической стратегии сформирована на основе трех сценариев развития, связанных, прежде всего, с экономической составляющей деятельности ОАО “РЖД” и страны в целом (долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года Минэкономразвития, март 2013 г.) [2].

    В рамках первого, “оптимистичного” сценария ОАО “РЖД” повысит экономические показатели своей деятельности и сможет обеспечить достаточный уровень инвестиций в природоохранную деятельность, что приведет к значительным улучшениям в области охраны окружающей среды. “Оптимистичный” сценарий возможен при среднегодовых (на уровне 3,4-4,2%) темпах роста российской экономики на период до 2030 года.

    Второй, “консервативный” сценарий способствует постепенному улучшению показателей природоохранной деятельности, характеризуется меньшим финансированием природоохранной деятельности по сравнению с “оптимистичным” сценарием и возможен в случае умеренных (на уровне 2,7-3,5%) долгосрочных темпах роста экономики страны.

    Третий, “пессимистичный” сценарий рассматривает сохранение в долгосрочной перспективе существующих достижений и отсутствие значимых ухудшений экологических показателей. “Пессимистичный” сценарий характеризуется экономическим спадом, отсутствием возможности достаточного финансирования природоохранной деятельности и внедрения наилучших существующих природоохранных технологий, но улучшение показателей природоохранной деятельности возможно за счет снижения объема производства и, как следствие, снижения воздействия на окружающую среду (снижение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления).

    Экологическая стратегия ориентирована на консервативный сценарий развития, как наиболее вероятный.

    В рамках реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» в сфере охраны атмосферного воздуха должны быть решены следующие задачи:

  • снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, включая выбросы парниковых газов;
  • снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от передвижных источников, включая выбросы парниковых газов.

    Всего в границах Октябрьской железной дороги за первое полугодие 2014 года выброшено в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников 2375,8 т, что на 229,6 т меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

    Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников 5175,4 т (в том числе от маневровых и магистральных тепловозов 4777,9 т, от самоходного специального подвижного состава 195,8 т, от автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин 201,7 т), что на 166,1 т меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

    Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников достигнуто за счет строительства новых и реконструкции действующих котельных, перевода котельных на экологически чистые виды топлива, повышения эффективности сжигания топлива, внедрения электроотопления, реконструкции действующего пылегазоулавливающего оборудования.

    Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников произошло за счет уменьшения расхода дизельного топлива на тягу поездов за счет эффективности использования локомотивов. Это выражается в рациональном использовании локомотивов (увеличение тонно-брутто/км, выключение одной секции в теплое время года при двухсекционном локомотиве, снижение количества торможения), совершенствование учебных процессов, увеличение качества обкатки локомотивной бригады, модернизация локомотивов, увеличение качества ремонта.

    В качестве целевых ориентиров ОАО “РЖД” в области охраны атмосферного воздуха к 2017 году относительно уровня выбросов 2012 года определены:

  • снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения на 15% в случае реализации “оптимистичного” сценария, на 10% в случае реализации “консервативного” сценария и на 5 в случае реализации “пессимистичного” сценария развития природоохранной деятельности;
  • снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения на 7% в случае реализации “оптимистичного” сценария, на 5% в случае реализации “консервативного” сценария и на 3% в случае реализации “пессимистичного” сценария развития природоохранной деятельности;
  • снижение уровня годовой эмиссии парниковых газов на 5% в случае реализации “оптимистичного” сценария, на 3% в случае реализации “консервативного” сценария и на 0,5% в случае реализации “пессимистичного” сценария развития природоохранной деятельности.

    Целевыми ориентирами ОАО “РЖД” к 2030 году в области охраны атмосферного воздуха являются:

  • снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения на 55% в случае реализации “оптимистичного” сценария, на 35% в случае реализации “консервативного” сценария и на 10% в случае реализации “пессимистичного” сценария развития природоохранной деятельности;
  • снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения на 45% в случае реализации “оптимистичного” сценария, на 20% в случае реализации “консервативного” сценария и на 10% в случае реализации “пессимистичного” сценария развития природоохранной деятельности;
  • снижение уровня годовой эмиссии парниковых газов на 15% в случае реализации “оптимистичного” сценария, на 10% в случае реализации “консервативного” сценария и на 5% в случае реализации “пессимистичного” сценария развития природоохранной деятельности.

    Основные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от железнодорожного транспорта происходят вследствие сжигания органического топлива котельными, тепловозами, автотранспортными средствами, самоходным специальным подвижным составом.

    Существующие проблемы: наличие объектов, не отвечающих современным экологическим нормативам; недостаточный уровень финансирования, который не позволяет проводить полноценное техническое перевооружение и модернизацию объектов с использованием современного экономичного и экологичного оборудования; невозможность использования на некоторых объектах ОАО “РЖД” (особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока) экологически чистых видов топлива.

    Существующие и возможные риски: повышение экологических платежей и штрафов за превышение предельно допустимых норм выбросов, особенно в связи с ужесточением требований экологического законодательства; ухудшение имиджа железнодорожного транспорта; снижение инвестиционной привлекательности железнодорожной отрасли.

Пути решения

    Для стационарных источников:

  • внедрение современных экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;
  • широкое использование экологически чистых видов топлива;
  • применение модульных котельных с автоматизированными процессами горения в зависимости от температуры наружного воздуха, что дает значительную экономию топлива и сокращение вредных выбросов в атмосферу;
  • внедрение современных котельных агрегатов, использующих вторичные энергоресурсы;
  • разработка и применение альтернативных источников тепло- и электроснабжения;
  • использование возобновляемых источников энергии.

    Для передвижных транспортных средств:

  • расширение полигона использования электротяги;
  • разработка и внедрение новых экономически и экологически эффективных силовых установок;
  • разработка и внедрение локомотивов, использующих альтернативные дизельному виды топлива (газотурбовозы, газотепловозы и др.);
  • разработка и внедрение новых технологий по очистке продуктов горения от вредных веществ (катализаторы, фильтры, нейтрализаторы);
  • применение новых технологий покраски вагонов, обеспечивающих снижение расхода лакокрасочных материалов, снижение тепловых потерь (для пассажирских вагонов) и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • использование подвижного состава, не имеющего испарений или утечек при перевозке опасных грузов, пылеобразования при перевозке сыпучих грузов, проливов на железнодорожное полотно нефтепродуктов;
  • внедрение методов безразборной диагностики и регулировки двигателей тепловозов на пунктах экологического контроля;
  • завершение перехода с печного (угольного) отопления пассажирских вагонов на электроотопление и отопление на экологически чистых пеллетных котлах.

    В качестве первоочередных мер до 2017 года необходимо выполнение следующих мероприятий:

  • ускорение программы технического перевооружения тепловозов новыми двигательными установками и закупка новых современных типов тепловозов со сниженным на 30% выбросом вредных веществ;
  • установка пылегазоулавливающего оборудования на стационарных источниках вредных выбросов;
  • замена изношенного пылегазоулавливающего оборудования на стационарных источниках вредных выбросов, в первую очередь, в котельных.

    Учитывая экологичность железнодорожного транспорта, возрастает его роль и значимость в “зеленой логистике”. Одной из составляющих “зеленой логистики” являются контрейлерные перевозки, обеспечивающие транспортировку по железной дороге большегрузных прицепов, полуприцепов, трейлеров, что обеспечивает снижение выбросов вредных веществ и парниковых газов в атмосферу от автотранспорта.

    Контрейлерные перевозки в перспективе позволят перевозить грузы на дальние расстояния без значительного ущерба для окружающей среды. На 1 тонно-километр выбросы парниковых газов в атмосферу от большегрузного автотранспорта почти в 4 раза выше, чем от железнодорожного транспорта.

    Технологии контрейлерных перевозок могут быть реализованы ОАО “РЖД” в ближайшее время, учитывая ужесточение требований российского природоохранного законодательства, загруженность федеральных автомобильных трасс и их неудовлетворительное состояние, сезонное ограничение движения большегрузного автотранспорта, рост автомобильного парка и его воздействие на окружающую среду.

Литература

  1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года).
  2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития, 2013 г.).
  3. “Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года” (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р).
  4. Экологическая стратегия ОАО “РЖД” на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года (утверждена распоряжением ОАО “РЖД” от 13 февраля 2009 г. № 293р).

 

TARGETS IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION ON OCTOBER TERRITORIAL BRANCH OF RUSSIAN RAILWAYS

A.G. Sviridov
Environmental Centre of the October Railway - branch of Russian Railways

Abstract: The article presents the general direction and the development of environmental activity of “Russian Railways” in the field of air protection.

Keywords: trains, development strategy, emissions, green logistics