Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



СОСТОЯНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ ВИЭ В РФ

А.Е. Копылов
Российская ветроэнергетическая ассоциация
anatoli.kopylov@gmail.com

Аннотация: Принятые в ноябре 2007 г. поправки в Федеральный закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике» ознаменовали появление впервые в российском законодательстве положений, конституирующих основные элементы системы поддержки развития возобновляемой энергетики в стране. В 2013 г. были приняты. Готовятся новые нормативные и регламентирующие решения, которые позволят обеспечить поддержку также и тем генерирующим объектам ВИЭ, которые будут действовать на розничном рынке электроэнергии мощностью до 5 МВт, в неценовых зонах оптового рынка и в изолированных энергосистемах.

Ключевые слова: ВИЭ, система поддержки ВИЭ, генераторы ВИЭ, оптовый рынок электроэнергии и мощности

УДК: 620.9

 

Введение

    Принятые в ноябре 2007 г. поправки в Федеральный закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике» ознаменовали появление впервые в российском законодательстве положений, конституирующих основные элементы системы поддержки развития возобновляемой энергетики в стране. В 2013 г. были запущены на практике механизмы поддержки генераторов ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности по трём технологиям генерации: на основе энергии ветра, солнца и гидрогенерации. Первые итоги проведённых конкурсных отборов можно охарактеризовать как неоднозначные, поэтому представляет интерес рассмотреть состояние законодательной и нормативной базы поддержки возобновляемой энергетики в России, а также рассмотреть первые полученные результаты её практического применения.

    Также представляет интерес кратко рассмотреть те новые нормативные и регламентирующие решения, которые разрабытываются и которые позволят обеспечить поддержку также и тем генерирующим объектам ВИЭ, которые будут действовать на розничном рынке электроэнергии (мощностью до 5 МВт, в неценовых зонах оптового рынка и в изолированных энергосистемах.

Действующее законодательство в сфере ВИЭ для генераторов, функционирующих на оптовом рынке

    Система поддержки ВИЭ в России была законодательно оформлена впервые в 2007 году с последующими поправками в Федеральный закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике» в декабре 2011 г., когда были сделаны дополнения относительно возможности использования рынка мощности как источника такой поддержки [1].

    Набор мер поддержки на рынке мощности, о которых пойдёт речь ниже, будут применяться только к участникам оптового рынка электроэнергии и мощности в ценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности. То есть в той части рынка и энергосистемы, в которой применяются механизмы конкурентного ценообразования на электроэнергию и мощность. Неценовые зоны, изолированные энергосистемы и розничный рынок во всех остальных секторах энергетического рынка пока в этой системе не участвуют и требуют отдельного соответствующего правительственного решения.

    Включённые в подзаконные акты Правительства [3, 4] меры поддержки распространяются на генерирующие объекты: малые ГЭС мощностью от 5 до 25 МВт, ветростанции мощностью не менее 5 МВт, станции на основе использования фотоэлектрического преобразования солнечной энергии мощностью не менее 5 МВт.

    В основу обновлённой концепции поддержки ВИЭ в России была положена приоритетная идея, которая несколько отличается от концепций развития возобновляемой энергетики, принятых во многих других странах, а именно, необходимость выполнения требования по достижению инвесторами (операторами) проектов генерации на основе ВИЭ необходимой степени локализации производства оборудования, которое будет использоваться в проекте.

    Исходя из этой посылки основными целями реализации предлагаемых мер поддержки генерации ВИЭ в России являются:

  • создание новой подотрасли энергетики на основе использования ВИЭ, которая станет неотъемлемой частью новой технологической базы отечественной энергетики;
  • создание новых рабочих мест через локализацию производств соответствующего высокотехнологичного оборудования с высокой добавленной стоимостью;
  • создание новой и развитие существующей научно-производственной базы для обеспечения объектов генерации ВИЭ основным и вспомогательным генерирующим оборудованием на основе передовых технологий;
  • снижение «экологической нагрузки» электроэнергетики.

    На основании экспертных оценок размеров рынка необходимого для появления локального производства того или иного оборудования в России были рассчитаны целевые показатели вводов мощностей генерации по технологиям (ветер, солнце на основе фотоэлектрического преобразования и малые ГЭС) и по годам до 2020 г., необходимые и достаточные для формирования рынка оборудования соответствующих технологий. На сегодняшний день проектные ориентиры выглядят, как показано в Таблице 1. Предлагаемые ежегодные объёмы вводов являются ограничителем сверху для определения как суммарной мощности объектов генерации ВИЭ, так и объёмов поддержки проектов ВИЭ со стороны государства.

Таблица 1. Целевые показатели величин объемов ежегодных вводов установленной мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ, по видам возобновляемых источников энергии для ценовых зон оптового рынка

Виды станций на основе ВИЭ 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Всего
Ветростанции, МВт 100 250 250 500 750 750 1000 3600
Солнечные ФЭ станции, МВт 120 140 200 250 270 270 270 1520
Малые ГЭС мощностью менее 25 МВт, МВт 18 26 124 124 141 159 159 750
Всего, МВт 240 420 590 890 1180 1200 1450 5870

Источник: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 861-р от 28 мая 2013 г. [4]

    На эти объёмы вводов ежегодно будет проводиться конкурсный отбор инвестпроектов ВИЭ по показателю полных капитальных затрат, включая стоимость присоединения. При проведении конкурса на основе голландского аукциона с понижением индикатора на каждом возможном шаге правительством установлены верхние предельные значения таких показателей капитальных затрат по технологиям, выше которых заявки инвесторов не принимаются к рассмотрению конкурсной комиссией. Значения индикаторов предельных затрат будут снижаться на каждый последующий год ввода мощностей, исходя из концепции необходимости усиления конкуренции, а также на основе приобретения дополнительного практического опыта (learning curve). Это требование не распространяется на малые ГЭС, использующие более чем зрелые технологии генерации.

    Конкурсный отбор проектов проводит коммерческий оператор рынка – Администратор торговой системы (АТС). Каждый год по 2016 г. (последний год проведения конкурсных отборов) инвестор-претендент, может подавать заявки сразу на 4 года вперёд. Первый конкурсный отбор проектов ВИЭ был проведён летом 2013 года. Для этого конкурсного отбора НП Совет рынка и ОАО «АТС» быстро доработали свои нормативные документы и регламенты рынка с учётом того, что правительственные постановления были приняты в конце мая того же года.

    В соответствии с требованиями пункта 196 Правил оптового рынка [2] отбор ВИЭ в 2013 году был завершен до 30 сентября. В соответствии с пунктом 203 Правил оптового рынка дата окончания срока подачи заявок на отбор ВИЭ устанавливается Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее – Договор о присоединении).

    Владельцы, операторы отобранных по конкурсу проектов будут заключать договора предоставления мощности ВИЭ (ДПМ ВИЭ) по типу действующих классических договоров ДПМ с обязательствами ввода в определённый год установленной мощности генерации ВИЭ.

    Начиная с месяца ввода в эксплуатацию станция начинает получать зафиксированную в ДПМ величину месячной платы, которая рассчитывается на основе того индикатора капитальных затрат, по которому проект был отобран на конкурсе. Расчёт величины платы производится по специальной формуле, близкой к той, что используется и в действующих ДПМ. Она будет рассчитываться таким образом, чтобы эта плата была только одним из источников выручки, необходимой для достижения окупаемости проекта.

    Производство энергии является обязательным условием получения такой платы, также как и выполнение условий по использованию оборудования по требованиям локализации производства. В случае неисполнения или неполного исполнения условий договора владелец, оператор станции штрафуется. Величина штрафов резко снижает доходность проекта практически до границ его доходности. Договора ДПМ предлагается заключать на 15 лет.

    Наиболее подготовленным к участию в ОПВ оказался именно рынок проектов солнечной генерации.

    Первоначально заявленный объём по вводу мощности для солнечной генерации составил 999 МВт (это составило 141% от максимально возможного объема – 710 МВт, по годам ввода, принятым для конкурса 2013 г.). В итоге было отобрано заявок на почти 400 МВт по 9 регионам страны. Эти проекты солнечных электростанций будут реализованы в 2014-2017 гг.

    Этот успех отрасли солнечной электроэнергетики объясняется тем, что этот тип ВИЭ в России исторически начал развиваться раньше, начиная ещё с обслуживания нужд космической отрасли. В наличии имеется хорошая производственная база, что позволяет преодолеть требования по локализации оборудования. Кроме того успех ОПВ по солнечной энергетике подтвердил принципиальную правильность тех решений, которые были заложены в постановлениях Правительства РФ. Это означает, что рынку ветроэнергетики потребуется только тонкая подстройка механизма поддержки на оптовом рынке электроэнергии и мощности, чтобы он заработал также успешно как и применительно к солнечной электроэнергетике.

Действующее законодательство в сфере ВИЭ для генераторов, функционирующих в рамках розничного рынка электроэнергии

    Вслед за принятием ПП РФ №449 и РП РФ №861-р для оптового рынка была начата работа по подготовке аналогичных нормативных правовых актов (распоряжение и постановление Правительства) для генераторов ВИЭ, установленные мощности которых ниже границы в 25 МВт. При этом следует иметь в виду, чо генерация до 5 МВт не может продавать свою энергию нигде кроме розничного рынка, а генераторы в интервале мощности от 5 до 25 МВт могут либо становится субъектами розничного рынка электрической, либо могут быть отнесены к субъектам оптового рынка электроэнергии и мощности по своему усмотрению.

    Основными целями, которые преследует поддержка генераторов ВИЭ, функционирующих на розничном рынке электрической энергии являются:

  • Повышение надежности и снижение стоимости электроснабжения отдаленных и изолированных районов, в том числе, за счет отказа от строительства линий электропередач для присоединения к единой энергосистеме.
  • Развитие новых, дополнительных источников электроснабжения территорий.
  • Решение дополнительных неэнергетических задач развития энергетики местного значения на основе ВИЭ: создание зон рекреации, возможность энергетической утилизации отходов (животноводства, растениеводства, лесного хозяйства и лесопереработки) и местного топлива, регулирование стоков местных рек и защита водозаборов, создание новых рабочих мест и др.
  • Снижение экологической «нагрузки» электроэнергетики, как за счет снижения уровня выбросов выхлопных газов ввиду их замещения бестопливными технологиями, так за счет снижения эмиссии парниковых газов, в первую очередь метана, посредством его сжигания для генерации электрической энергии.

Вывод

    Теперь и в России имеется своя система поддержки развития возобновляемой энергетики. Первые опыты показали необходимость её определённой корректировки, хотя общая методология доказала на практике свою действенность. Полученные результаты на примере проектов солнечной энергетики подтвердили в целом правильность исходных предпосылок. Система поддержки будет развиваться и далее, “закрывая” оставшиеся неохваченными сектора возобновляемой энергетики (биомасса, биогаз, включая свалочный газ), а также те регионы страны, на которые не распространяются принятые меры поддержки на оптовом рынке.

Литература

  1. Обзор проектов ВЭС в России 2011 // Издание Российской ассоциации ветроиндустрии, М.: 2012, 69 стр.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 г. № 449
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 г. № 861-р.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. № 1172.

 

CURRENT STATUS OF THE LEGISLATIVE AND REGULATORY FRAMEWORK OF THE SUPPORT SYSTEM FOR RENEWABLE ENERGY FACILITIES IN RUSSIA

A.E. Kopylov
Russian Wind Energy Association

Abstract: Modifications of the Federal Law № 35-FZ “On Electricity” adopted in November 2007 caused the first appearance in the Russian legislation items that constitute the basic elements of the system to support the development of renewable energy in the country. Statutory and regulatory decisions adopted in 2013 allowed to run in practice the mechanism of support for renewable energy generators in the wholesale electricity market. New statutory and regulatory solutions that are preparing now will provide support also for those generating objects of RES, which will operate in the retail electricity market up to 5 MW in non-price areas in the wholesale market and isolated power systems.

Keywords: renewable energy, renewable energy support system, generators of renewable energy, wholesale electric power and market