Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ КЛИМАТИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ И РОССИЙСКОЙ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Д.А. Гершинкова
Администрация Президента Российской Федерации
gdinara@list.ru

 

Аннотация: Вступившая в силу в 1994 году Рамочная конвенция ООН об изменении климата является универсальным многосторонним соглашением, построенном на принципах устойчивого развития, которые и сегодня не потеряли своей актуальности в условиях роста глобальной температуры (на 0,85°C за период 1880-2012 гг.) и концентраций парниковых газов (концентрации СО2 увеличились на 40% с доиндустриального периода). В статье представлены некоторые приоритеты российской внешней и внутренней политики по вопросам климата и обеспечению устойчивого развития.

Ключевые слова: изменение климата, РКИК ООН, устойчивое развитие, «Рио+20»

УДК: 551.58

 

    В 2014 году исполняется 20 дет со дня вступления в силу Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее – РКИК ООН, Конвенция), стороной которой Россия стала также 20 лет назад – в 1994 году. Сегодня РКИК ООН объединяет почти 200 стран с целью «стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему» (статья 2 РКИК ООН) [1]. Связанные с этим обязательства стран были конкретизированы в принятом 1997 году Киотском протоколе.

    Климатическое направление международного сотрудничества возникло, можно сказать, «выросло» из концепции устойчивого развития, которая закрепляет ответственность мирового сообщества перед будущими поколениями за сохранение природных ресурсов. Впервые широко природоохранная тематика в международной повестке обсуждалась на Конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме в 1972 году. После Стокгольмской конференции началось интенсивное развитие международного экологического сотрудничества, активное формирование национального экологического законодательства: в 50 странах были приняты национальные конституции, признающие право человека на здоровую окружающую среду, значительно увеличилось число природоохранных министерств или департаментов в составе правительств (до Стокгольма – около 10 министерств, а к началу 1980-х такие министерства или департаменты были созданы почти в 110 странах). Ответственность перед будущими поколениями была зафиксирована и в Конституции РСФСР 1978 года: «В интересах настоящего и будущих поколений в РСФСР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды» (статья 18). В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» комиссия Брундтланд  сформулировала понятие «устойчивого развития» как развития, при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Это достигается за счет баланса трех его составляющих – экологической, экономической и социальной. Уделять приоритетное внимание экологическим вопросам, как неотъемлемой части человеческого развития, призывали участники состоявшейся в 1992 году Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро и сформулировали в этой связи 27 принципов устойчивого развития – так называемых «принципов Рио» [2]. Некоторые из них отражены в РКИК ООН, принятой на этой же Конференции, например:

  • Общая, но дифференцированная ответственность стран (7-й принцип Рио). На основе этого принципа развитые страны взяли на себя повышенные обязательства по смягчению последствий изменения климата (конкретные – в Киотском протоколе), оказанию финансовой и технологической помощи развивающимся странам, так как «должны играть ведущую роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями» (часть 1 статьи 3). А в части 2 статьи 3 признаются «конкретные потребности и особые обстоятельства» развивающихся стран.
  • Принцип предосторожности (15-й принцип Рио): «Сторонам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий» (часть 3 статьи 3).
  • Право стран на устойчивое развитие (3-й и 4-й принципы Рио): «Стороны имеют право на устойчивое развитие и должны ему содействовать» (часть 4 статьи 3).
  • Обеспечение свободной торговли (12-й принцип Рио): «…Меры, принятые в целях борьбы с изменением климата, включая односторонние меры, не должны служить средством произвольной или необоснованной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли» (часть 5 статьи 3).

    Принцип общей, но дифференцированной ответственности (в английском варианте – Common but differentiated responsibility, CBDR) является ключевым принципом климатического сотрудничества, так как именно такой подход позволяет учесть различные особенности стран (доля в глобальных выбросах, уровень экономического развития и т.д.) в распределении «бремени» обязательств.

    Двадцать лет многостороннего сотрудничества по климату оказались недостаточными для решения проблемы, которая формировалась десятилетиями. Согласно выводам Межправительственной группы экспертов по изменению климата [3] глобальная температура продолжает расти (на 0,85°C за период 1880-2012 гг.) на фоне роста концентраций парниковых газов (концентрации СО2 увеличились на 40% с доиндустриального периода, в первую очередь за счет выбросов от сжигания ископаемого топлива). Цель РКИК ООН не достигнута, и проблема изменения климата остается актуальным вопросом международной повестки дня. Показатели снижения выбросов в первый период Киотского протокола не обеспечили требуемых с научной точки зрения, объемов сокращений выбросов, в основном из-за неучастия в соглашении двух крупнейших мировых эмитентов – США и Китая. Но, есть и положительные результаты. Промежуточные оценки свидетельствуют о снижении совокупных выбросов парниковых газов группы развитых стран за 1990-2011 годы – на 9,3%, а если учесть поглощение углерода в лесах, то еще больше – на 14,5% [6].

    Российские обязательства первого периода Киотского протокола заключались в стабилизации выбросов на уровне 1990 года и были «перевыполнены», т.к. в среднем выбросы были на 30% ниже уровня 1990 года. Причиной этого достижения, правда, стали меры по модернизации и реформированию экономики и, в значительной степени масштабный спад производства в 90-е годы прошлого столетия [5]. Однако, следует подчеркнуть, что восстановление экономики после кризиса 1998 года происходило на фоне весьма незначительного роста выбросов парниковых газов. Темпы роста ВВП России в начале XXI века существенно превышали темпы роста выбросов парниковых газов, а углеродоемкость ВВП устойчиво снижалась, начиная с 1999 года. По экспертным оценкам Россия в этот период стала мировым лидером по объемам снижения выбросов парниковых газов [6].

    На Конференции ООН по устойчивому развитию, которая состоялась в Рио-де-Жанейро в 2012 году (за что получила неформальное название «Рио+20») проблема изменения климата была включена в перечень глобальных вызовов устойчивому развитию. По мнению участников «Рио+20» новой моделью современного развития должна стать «зеленая» экономика - которая должна содействовать решению насущных мировых проблем – бедность, безработица, социальное неравенство – и при этом обеспечивать «нормальное функционирование экосистем планеты»[2]. Однако, «каждая страна может выбирать надлежащий подход в соответствии со своими национальными планами, стратегиями и приоритетами устойчивого развития».

    В контексте перехода российской экономики на «зеленые рельсы» на федеральном уровне и уровне субъектов за последние 5-7 лет были приняты решения по повышению энергоэффективности экономики, ресурсосбережению, увеличению доли электроэнергии, вырабатываемой на основе возобновляемых источников энергии. Сокращение выбросов парниковых газов будет положительным сопутствующим эффектом реализации этих решений в любом случае. Вместе с тем поставлена и конкретная задача сократить на 25% антропогенные выбросы парниковых газов в масштабах всей страны к 2020 году по сравнению с уровнем 1990 года. При этом, решение формально не связано с международным обязательством (Россия не имеет количественных обязательств сокращения выбросов во втором периоде Киотского протокола), а отражает национальные приоритеты климатической политики.

    Для обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, научных и других организаций при реализации государственной политики по двум весьма связанным вопросам международной повестки дня - изменению климата и обеспечению устойчивого развития в 2012 году была создана специальная межведомственная рабочая группа при Администрации Президента Российской Федерации [8]. Это имеет особое значение, т.к. сегодня параллельно идут и многосторонний переговорный процесс ООН по целям и задачам устойчивого развития на период после 2015 года и по новому глобальному климатическому соглашению на период после 2020 года, принять которое планируется в 2015 году.

    Российскими приоритетами в переговорах по климату, и, соответственно, по экологическому блоку переговоров по устойчивому развитию являются: участие в соглашении всех основных эмитентов, в том числе из развивающихся стран, определение для каждой страны количественных обязательств по сокращению выбросов, определение обязательств и способов их выполнения с учетом экономического и природного потенциала стран. В этой связи для России важен полноценный учет лесного сектора в новом соглашении, так как на долю России приходится пятая часть лесов мира, большую часть которых составляют бореальные леса, депонирующие вдвое больше углерода, чем любая иная наземная экосистема, и почти вдвое больше, чем тропические леса. На территории России сосредоточено около 9% мировых запасов гидроресурсов, мы занимаем второе место в мире по обеспеченности гидроресурсами. Поэтому в части развития возобновляемой энергетики для нас объективно более интересны проекты по развитию гидроэнергетики.

    Изменение климата ставит под угрозу благополучие всего человечества и отражается на всех трех аспектах развития – социальном, экономическом и экологическом. Концепция устойчивого развития, как и двадцать лет назад не потеряла своей актуальности для решения проблемы изменения климата. Появились новые знания, технологии, финансовые инструменты, опыт сотрудничества – все это необходимо использовать при определении целей и приоритетов международного сотрудничества и национальной климатической политики.

 

Литература

  1. Рамочная конвенция ООН об изменении климата. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unfccc.int
  2. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml
  3. Summary for Policymakers. In: Climate Change 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.climatechange2013.org/images/uploads/ar5_wg1_headlines_ru.pdf
  4. Документ FCCC/SBI/2013/19, с.8, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unfccc.int
  5. Шестое Национальное сообщение Российской Федерации, представленное соответствии со статьями 4 и 12 РКИК ООН и статьей 7 Киотского протокола, Росгидромет, 2014. С. 9-11. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.unfccc.int
  6. Башмаков И.А., Башмаков В.И. Сравнение мер российской политики повышения энергоэффективности с мерами, принятыми в развитых странах. Центр по эффективному использованию энергии, 2012.
  7. Будущее, которого мы хотим. Резолюция. ООН, 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sustainabledevelopment.un.org/index.php?menu=1635
  8. Межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://state.kremlin.ru/administration/group

 

 

THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN INTERNATIONAL CLIMATE COOPERATION AND RUSSIAN CLIMATE POLICY

D.A. Gershinkova
Administration of the President of  the Russian Federation

Abstract: Entered into force in 1994, the UN Framework Convention on Climate Change is a universal multilateral agreement built on principles of sustainable development, which are still relevant in face of rising global temperature (of 0,85 °C for the period 1880-2012) and concentrations of greenhouse gases (CO2 concentration increased by 40% since pre-industrial times). This article presents some of the priorities of Russian foreign and domestic policy on climate change and sustainable development.

Keywords: climate change, UNFCCC, sustainable development, “Rio+20”