Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ СТРУКТУРЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В.А. Ячменев
Экспертная группа по вопросам устойчивого развития при Общественной палате Челябинской области;
М.Я. Соболь
Челябинский региональный центр экологической политики и культуры

Аннотация: Общество в целом достаточно индифферентно относится к проблемам охраны окружающей среды, Институт устойчивого развития Общественной палаты РФ и его филиалы в субъектах РФ – одна из тех структур гражданского общества, которая знает, что происходит в современном мире и может предпринимать определенные шаги для исправления сложившейся ситуации.
Рассматривается несколько основных направления деятельности, связанных с реализацией идей устойчивого развития.

Ключевые слова: Устойчивое развитие, гражданское общество, Челябинская  область

УДК: 504.06

 

    Успешная реализация идей устойчивого развития возможна в случае консолидации в этом направлении усилий основных активных структур социума – власти, бизнеса, гражданского общества. Учитывая, что указанные структуры имеет свое понимание целей устойчивого развития и собственные представления о приоритетах деятельности, возникает вопрос о механизме такой консолидации.

    Формально ведущая роль в процессе координации деятельности всех членов общества (и его отдельных структур) принадлежит органам власти и управления. Реальное выполнение функций по реализации идей устойчивого развития сталкивается с рядом трудноразрешимых проблем. Отметим некоторые из них.

    Наличие межстрановой конкуренции вполне обоснованно заставляет государство достаточно осторожно относиться к активизации политики, связанной с приоритетами неэкономического характера. Соответствующая установка автоматически проецируется и на уровень субъектов Российской Федерации.

    Эффективное управление не возможно без наличия четко сформулированных целей. Что касается устойчивого развития, то здесь фактически есть миссия («удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности») и отдельные задачи (на уровне «целей тысячелетия»), а непосредственно цели еще даже не определены.

    Различие приоритетов в значительной степени обусловлено и несовпадением временных интервалов планируемой деятельности. Устойчивое развитие требует долгосрочного горизонта планирования, в то время как основные усилия органов власти и управления в силу разных причин направлены на решение текущих задач.

    Ряд проблем устойчивого развития носит межотраслевой характер, что затрудняет их решение в существующей парадигме отраслевого управления. Кроме того, для своего решения они часто требуют наличия достаточно серьезного научного сопровождения, которое непосредственно в органах власти и управления, как правило, отсутствует.

    Что касается бизнеса, то его цели достаточно прозрачны, и они без соответствующего направляющего давления в большинстве случаев слабо коррелируют с целями устойчивого развития. К тому же бизнес также находится в условиях жесткой конкуренции и без внятных и одинаковых правил игры для всех он не готов нести дополнительные значительные издержки на реализацию идей устойчивого развития.

    Общество в целом также достаточно индифферентно относится к проблемам охраны окружающей среды, по крайней мере, к тем, которые напрямую не затрагивают личного благополучия его членов.

    Общей проблемой является недостаточный уровень понимания сути происходящих на Земле процессов. Подавляющее большинство населения (из всех групп общества) считает, что некоторое ухудшение экологической обстановки является неизбежной платой за повышение уровня благосостояния, и готово с этим мириться. Информация о том, что речь идет, в первую очередь, о нарушении глобального равновесия в биосфере, связанного с уменьшением способности биоты в результате антропогенного воздействия регулировать ряд значимых параметров окружающей среды, что может привести к полной ликвидации человечества, так и не стала пока общеизвестна.

    В силу указанных причин на активную часть гражданского общества, адекватно оценивающую степень угрозы глобального экологического кризиса, ложится значительная ответственность за реализацию идей устойчивого развития в реальной жизни.

    Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации [2] и его филиалы в субъектах Российской Федерации (с разным правовым статусом и организационной структурой) – одна из тех структур гражданского общества, которая знает, что происходит в современном мире и может предпринимать определенные шаги для исправления сложившейся ситуации.

    Можно выделить несколько основных направления деятельности, связанных с реализацией идей устойчивого развития.

    Первое направление связано с оказанием влияния на проводимую органами власти и управления политику в области устойчивого развития. Способы и методы могут быть различны: от помощи, оказываемой через консультации и экспертные оценки, до давления с привлечением при необходимости широкой общественности. Возможно  выполнение определенных работ по поручению органов власти, направленных на реализацию идей устойчивого развития, в том числе разработка соответствующих концепций и программ.

    Второе направление связано с бизнесом. Кроме оказания консультационных и прочих услуг важное место здесь должна занимать работа по активизации политики «открытых дверей», которая в большинстве случаев позволяет наладить контакт между предприятием и населением, проживающем в зоне его влияния. Помимо доступа к объективной информации о состоянии дел в сфере охраны окружающей среды на соответствующем предприятии, такая работа обычно повышает социальную ответственность предприятий, что в конечном счете влияет и на объемы их природоохранной дея-тельности.

    Третье направление связано с обществом в целом. Первоочередная задача здесь – развитие гражданской активности членов общества, в том числе через оказание помощи в создании институтов гражданского общества (включая организацию филиалов Института устойчивого развития).

    Четвертое направление тесно связано с предыдущими и заключается оно в организации взаимодействия власти, бизнеса и общественности в решении проблем устойчивого развития.

    Пятое направление обусловлено недостаточным уровнем экологической культуры как в обществе в целом, так и в отдельных его структурах, включая власть и бизнес, и реализуется через проведение семинаров и конференций по актуальным проблемам экологической политики и устойчивого развития, оказание методической помощи в организации экологического образования и т.п.

    Шестое направление связано с выполнением конкретных мероприятий, направленных на снижение природоемкости экономики и защиту окружающей природной среды от антропогенного воздействия, а также восстановление уже нарушенной среды, защиту биоты.

    Важным вкладом в реализацию идей устойчивого развития должна стать работа по участию в выработке его целей до 2015 года, что определено итоговым документом «Будущее, которого мы хотим» Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» [1].

    В рамках отмеченных направлений в Челябинской области в 2012 году общественностью при участии Экспертной группы по устойчивому развитию при Общественной палате Челябинской области и Челябинского регионального центра экологической политики и культуры был выполнен целый ряд работ.

    Весьма эффективной формой ведения работ по одновременной реализации нескольких направлений деятельности является организация тематических «круглых столов». Так, в рамках проведения ІІІ Международного экологического форума-выставки «Изменение климата и экология промышленного города», проходившего в Челябинске, был организован «круглый стол» на тему «Итоги конференции «Рио+20» и устойчивое развитие Челябинской области», на котором  были обсуждены приоритеты устойчивого развития, перспективы развития новой экономики, роль образования, культуры, гражданского общества и экспертного сообщества в продвижении идей устойчивого развития. В работе «круглого стола» принимали участие представители власти, бизнеса и общественности.

     В рамках подготовки «круглого стола» были сделаны анализ стратегии социально-экономического развития Челябинской области, направленный на выявление точек экономического роста, в том числе территориальных, и оценка перспектив развития существующих региональных кластеров: металлургии, машиностроения, стройиндустрии, энергетики и др. Большое внимание было уделено анализу природных ресурсов и состоянию окружающей среды.

    Еще один «круглый стол» («Эффективные технологии очистки сточных вод как фактор снижения загрязнения водных объектов») был посвящен обсуждению проблем сброса неочищенных (недостаточно очищенных) сточных вод в водные объекты Челябинской области и методов эффективной очистки этих вод. При непосредственном участии возможных заказчиков и исполнителей работ по проектированию и строительству очистных сооружений прошло заинтересованное обсуждение существующих технологий очистки сточных вод, роли органов местного самоуправления на всех этапах этого строительства и ряд других вопросов. Было предложено регулярное проведение выездных заседаний Экспертной группы по устойчивому развитию по оценке ситуации с очистными сооружениями на местах.

    В частности, трижды были организованы выезды экспертов и членов Общественного совета по проблемам охраны окружающей среды при Министерстве по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (с приглашением представителей органов местного самоуправления) на очистные сооружения поселка Полетаево-1 по выявлению нарушений при проведении работ по их реконструкции (с организацией через аккредитованную лабораторию независимых анализов качества сбрасываемых сточных вод). В результате проведенной работы часть нарушений была устранена, по оставшимся недоделкам составлен план их устранения, который находится на контроле общественности.

    Для изучения проблем обеспечения качественной питьевой водой населения города Касли был осуществлен выезд комплексной группы, в состав которой вошли эксперты, представители органов власти и контролирующих организаций, Общественной палаты Челябинской области. Участники группы ознакомились с работой действующей станции водоподготовки, проектной документацией на модернизацию фильтровальной станции, наметили первоочередные меры и пришли к соглашению о включении соответствующих мероприятий в областную целевую программу «Чистая вода».

    В рамках взаимодействия с органами власти и управления члены Экспертной группы по устой-чивому развитию приняли самое активное участие в разработке Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года. Следует отметить, что и инициатива по разработке этой концепции исходила от общественности. В ее разработке и обсуждении, подготовке к ней рекомендаций и предложений были задействованы более 300 человек. Знаковым завершающим мероприятием стало проведение «круглого стола» на тему «Вопросы повышения культуры и образования населения в области экологии», по результатам которого были предложены поправки к проекту Концепции и механизму ее реализации (Концепция утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 20 февраля 2013 года № 23-П).

    В рамках деятельности по повышению уровня экологической культуры по инициативе ГБОУ ДПО ЧИПКРО и членов рабочей группы по разработке проекта Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области для педагогических работников областной системы образования был организован семинар «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках экологического образования», на котором были обсуждены следующие вопросы: современные педагогические технологии; интеграция системы дополнительного и общего образования и гражданского общества в единое образовательное пространство; методические основы учебно-исследовательской и проектной деятельности; организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях полевого экологического практикума.

    Особенностью данного семинара было место его проведения – проектно-исследовательские учебные занятия проводились в полевых лабораториях (лаборатория биоиндикации, гидрохимическая лаборатория, поисково-информационная лаборатория, лаборатория выживания, биоматематическая лаборатория) и мастерских (эколого-краеведческой деятельности и экологического театра). При разработке образовательных и учебных проектных ситуаций организаторы семинара интегрировали различные предметы общеобразовательной школы (литературу, историю, математику, физику, химию, биологию, географию). Особое внимание было уделено обсуждению проблем перехода на образовательные стандарты нового поколения, созданию единой образовательной среды, включению в этот процесс родителей и представителей общественности.

    В рамках работы с общественностью эксперты по устойчивому развитию приняли участие во Втором областном форуме «Молодежь за экологию и культуру». Участники форума отметили, что в Челябинской области создаются условия для поддержки и развития молодежных инициатив в области охраны окружающей среды, участия в просветительских и образовательных мероприятиях, в организации проектно-исследовательской, краеведческой деятельности и осуществлении экологического общественного контроля. В тоже время участники форума обратили внимание на необходимость более активного развития детских и молодежных инициатив на уровне муниципальных образований, прежде всего – сельских поселений. По итогам форума были приняты рекомендации по участию в мероприятиях, посвященных  Году охраны окружающей среды, в международных, российских и областных проектах, в реализации мероприятий Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области.

    Еще одна конференция с участием общественности – «Утилизация промышленных и бытовых отходов». Здесь обсуждались проблемы экологической безопасности, ликвидации накопленного экологического ущерба, а также опыт, полученный при реализации гражданских инициатив, включая участие общественности в проектах «Сделаем», «Чистый берег», «Субботка – переработка», «Сбережем энергию – сбережем планету», «Посади дерево» и др.

    Успех реализации идей «зеленой экономики» во многом зависит от активной позиции и заинтересованности непосредственно самого бизнеса. По предложению Экспертной группы по устойчивому развитию в области стартовал проект «День открытых дверей на предприятии». Цель проекта – налаживание контакта между предприятиями и общественностью через обсуждение путей решения экологических проблем на предприятиях, внедрению принципов «зеленой экономики», ознакомление с перспективами модернизации предприятий.

    Первым предприятием, открывшим дверь перед экологической общественностью, стало ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод». Заявленная тема обсуждения – «Эффективность экологической политики предприятия». Круг рассмотренных вопросов включал: экологическую политику предприятия; приоритеты хозяйственной деятельности; учет экологических факторов при ведении хозяйственной деятельности; эффективность природоохранной деятельности предприятия; подготовку и переподготовку кадров предприятия с учетом экологических требований; вопросы формирования экологической культуры работников предприятия; повышение экологической и социальной ответственности бизнеса и др. Участники проекта на практике ознакомились с достижениями в области модернизации предприятия, примерами внедрения экологически чистых технологий, системой организации работ на предприятии в области охраны окружающей среды. Принято решение продолжить работу по реализации данного проекта на других предприятиях Че-лябинской области.

    Еще одно важное направление работ – определение целей устойчивого развития (как человечества в целом, так и региона в частности). Предварительное обсуждение этой темы уже велось на различных площадках, в частности, при проведении «круглых столов», связанных с итогами Конферен-ции ООН по устойчивому развитию «Рио+20». Обсуждение выявило недостаточность существующего уровня рефлексии по теме целей развития общества, в том числе устойчивого. Принято решение продолжить работу по данному направлению.

    В целом можно отметить, что активная гражданская позиция в современных условиях позволяет успешно реализовывать ряд важных идей устойчивого развития.

 

Литература

  1. Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому раз-витию «Рио + 20». http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/66/288&Lang=R
  2. Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации. http://sustainabledevelopment.ru/