Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



УГРОЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

О.Н. Штемберг
Торгово-промышленная палата РФ

Аннотация: Как показывают исследования, связь между соблюдением принципов устойчивого развития и финансовыми результатами экономической деятельности компаний становится все более очевидной. Вывод чрезвычайно актуален для российского бизнеса, обладающего большим потенциалом роста производительности за счет внедрения лучших технологий и бизнес-процессов, обеспечивающих меньший экологический, энергетический и ресурсный след от хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: устойчивое развитие, нефинансовая отчетность бизнеса, экологические стандарты

УДК: 339.3; 339.15

    Внешние экологические расходы, которые сейчас зачастую не отражаются в финансовой отчетности компаний, в 11 ключевых отраслях за восемь лет (с 2002 по 2010 гг.). выросли на 50% – с 566 млрд долларов США до 846 млрд долларов США. Это позволяет сделать вывод, что каждые 14 лет экологические расходы в среднем удваиваются. В течение последующих 20 лет ожидается усиление тенденции к учету полной себестоимости, в том числе экологических расходов, в цене на ресурсы, продукцию, работы и услуги. Поэтому бизнесу целесообразно подготовиться к росту платежей в счет компенсации экологических издержек. Доля внешних экологических издержек может существенно вырасти по отношению к прибыли (EBITDA), поставив под угрозу прибыльность бизнеса: в 2010 г. в 11 отраслях средние расходы на каждый заработанный доллар составили порядка 41 цента США. Глобальные факторы устойчивого развития обусловливают высокие риски для пищевой, нефтегазовой промышленностей, электроэнергетики, горнодобывающей промышленности, металлургии и авиаперевозок. Наибольшая подготовленность и наименьшие риски наблюдаются в автомобильной отрасли, а также в области телекоммуникаций и интернета. Таким образом, влияние важнейших глобальных факторов устойчивого развития существенно усложнит условия ведения хозяйственной деятельности, а результатом бездействия и отсутствия стратегического планирования будет многократное повышение рисков, а также упущенные возможности. Компании начинают осознавать, что ответственный подход к ведению бизнеса может принести дополнительную выгоду и новые возможности, а деятельность, положительно влияющая на будущее планеты, также может иметь большое значение для долгосрочной прибыли и акционерной стоимости компании.

    Следуя мировым тенденциям, российские компании уделяют все больше внимания раскрытию информации о деятельности в области устойчивого развития (нефинансовая отчетность).

    Торгово-промышленная палата РФ выпустила Стандарт ТПП РФ 10-09-06 «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации». Предполагается, что любая заинтересованная сторона на основании информации в социальном отчете сама проведет требуемую оценку. Для составления социальных отчетов обычно используется руководство, предложенное международной общественной организацией Global Reporting Initiative (Глобальная инициатива в области отчетности), исходя из того, что отчетность об экономических, экологических и социальных результатах деятельности должна быть настолько же обычна и сравнима, как финансовая отчетность.

    По данным Минэкономразвития России одним из инструментов управления и раскрытия информации о реализации мероприятий, связанных с добровольными обязательствами компаний, является нефинансовая отчетность или отчетность в области устойчивого развития. Нефинансовая отчетность наиболее полно раскрывает сведения об основных аспектах деятельности компании и результатах достижений, включая экономическую, социальную и экологическую составляющие. Составление нефинансовой отчетности носит рекомендательный характер, и ее публикация является в основном добровольной инициативой, однако, законодательство ряда других государств устанавливает соответствующие требования для государственных компаний (к таким странам относятся Швеция и Китай) или для крупных компаний вне зависимости от формы собственности (например, ЮАР, Малайзия, Дания, Франция). Представление отчетности в области устойчивого развития является обязательным требованием для участия в некоторых проектах Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

    Нефинансовая отчетность раскрывается многими компаниями, в том числе с целью облегчения доступа к капиталу и получения государственных заказов. Наряду со странами, где составление и публикация отчетности в области устойчивого развития являются добровольными, Сегодня в мире большинство организаций с высоким уровнем капитализации, имеющих выход на международные рынки, на регулярной основе выпускают нефинансовые отчеты, имеющие добровольный характер. В России эта практика активно развивается. При подготовке нефинансовых отчетов используются международные и российские системы отчетности. В их числе Руководство Глобальной инициативы по отчетности – GRI, стандарты Международного института социальной и этической отчетности, Рекомендации по использованию базовых индикаторов результативности, разработанные Российским союзом промышленников и предпринимателей с учетом международных подходов и российской системы учета и отчетности.

    Нефинансовая отчетность включает перечень экономических, экологических и социальных показателей результативности, характеризующих вклад организации в устойчивое развитие. Экологические показатели отражают результаты деятельности, связанные с входными (например, сырье, энергия, вода) и выходными (например, выбросы, сбросы, отходы) потоками, социальные показатели, связанные с обществом и ответственностью за продукцию, подходами к организации труда, правами человека. Экономические показатели отражают потоки капитала между различными заинтересованными сторонами и основные экономические воздействия организации на общество (экономическая результативность, присутствие на рынках, непрямые экономические воздействия – например, развитие услуг, предоставляемых в первую очередь для общественного блага и воздействие инвестиций на инфраструктуру). Нефинансовая отчетность также содержит всю информацию о выявленных в процессе функционирования организации несоответствиях (штрафы, жалобы населения, аварии, утечки и прочее).

    В отличие от финансовой отчетности данный компонент отчетности содержит информацию о вкладе организации в устойчивость масштабной экономической системы. Из числа крупнейших финансовых институтов, использующих указанное руководство, можно отметить ЕБРР, Citigroup, KfW, Rabobank, Deutsсhe Bank, Азиатский банк развития, Банк развития Японии, Государственный банк развития Китая, всего более 400 банков. Среди государственных корпораций опыт составления нефинансовой отчетности имеют Росатом и Внешэкономбанк (в настоящее время готовят к публикации свои первые отчеты об устойчивом развитии).

    По оценке Минэкономразвития России внедрение механизмов корпоративной социальной ответственности, включая механизмы экологической ответственности, на российских предприятиях и их отражение в составе нефинансовой отчетности в соответствии с общепринятой международной практикой будет способствовать:

  • улучшению инвестиционного климата на территории Российской Федерации за счет повышения открытости и прозрачности компаний и, как следствие, улучшению условий доступа организаций к долгосрочным инвестиционным и кредитным ресурсам;
  • снижению издержек предприятий за счет установления целей в области устойчивого развития и реализации мероприятий по достижению этих целей;
  • повышению эффективности управления компаниями, доля участия государства в которых составляет 100%, и государственными корпорациями, выстраиванию эффективных механизмов взаимодействия по вопросам устойчивого развития с клиентами, поставщиками, органами государственной власти;
  • формированию условий для диалога государства и бизнеса с общественностью, неправительственными организациями и представителями СМИ;
  • укреплению позиции Российской Федерации в мировом сообществе как экологически и социально ответственного государства.

    Во многих областях проекты в сфере устойчивого развития могут дать ощутимые результаты (по оценке Минэкономразвития России). Одна из очевидных сфер, особенно в условиях рекордных цен на энергоносители и существующих серьезных опасений относительно изменения климата, – это повышение энергоэффективности. Например, финансовые выгоды от программ компании ЛУКОЙЛ по экономии 1,6 млрд киловатт-часов энергии в период 2006–2010 годов оцениваются в 1,7 млрд рублей (71,5 млн долларов США). Подобные программы обеспечивают достаточно серьезный и позитивный эффект с точки зрения сокращения выбросов CO2 и влияют на экологические показатели в целом. Большинство компаний единодушны в своем мнении: КСО и устойчивое развитие обеспечивают конкурентные преимущества и способствуют усилению бренда. Кроме того, 70 % компаний в России (больше чем в остальных странах) считают, что КСО помогает продвижению компаний на развивающихся рынках.

    Глобализация экономики способствует развитию международной системы технического регулирования – аудита, сертификации, в том числе и по экологическим стандартам. Добровольные стандарты Международной организации стандартизации (ISO) стали принципиально новым инструментом конкурентной борьбы на международной арене. Добровольность их внедрения является практически обязательным условием достижения успеха. Требования к системе экологического менеджмента определены в стандарте ISO 14001:2004, которому в Российской Федерации соответствует стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Например, ЛУКОЙЛ отчитывается по экологическому стандарту ISO 14000 и по стандарту OHSAS, регламентирующему нормы в сфере безопасности и охраны здоровья на рабочем месте, что является принятой практикой для компаний, котирующихся на Лондонской бирже. В целом, работа за рубежом, особенно на рынках развитых стран, предъявляет к компаниям требования об увеличении прозрачности и улучшении структуры корпоративного управления. В Российской Федерации по стандарту ISO 14001:2004 сертифицировано по экспертным оценкам от 1000 до 2000 предприятий, в 2009 году зафиксирован рост числа выданных сертификатов почти на 800 единиц. В июне 2011 года Комитет РСПП по техническому регулированию рассмотрел вопрос о продвижении в России Международного стандарта ISO 26000 – Руководство по социальной ответственности.

    Как показывают исследования, BВП более не является адекватным показателем для отражения многих важных аспектов социально-экономического развития, в частности социальных и экологических факторов с обязательным учетом и оценкой экологических рисков для бизнеса. Попытка была сделана в отношении измерения прогресса в достижении Целей развития тысячелетия (8 направлений, более 60 показателей), март, 2012. Но в этом случае система индикаторов подбиралась, исходя из конкретных целей на конкретный период времени – только до 2015 года.

    Основные индикаторы в области устойчивого развития.

  • Индикаторы мирового развития (Всемирный Банк) – оценивают страновые стратегии и продвижение к целям устойчивого развития, сгруппированы по областям: демографическая ситуация, макроэкономические показатели, сельское хозяйство, леса и биоразнообразие, использование энергии, загрязнение атмосферного воздуха, вода и канализация, окружающая среда и здоровье.
  • Система интегрированных экологических и экономических национальных счетов (Статистический отдел ООН) – обеспечивает учет экологического фактора в национальных статистиках, затрагивает вопросы включения природного капитала в национальное богатство наряду с капиталом, произведенным человеческим трудом, а также дает возможность оценить экологические затраты образующихся отходов, а потребление энергии – в эквивалентах площади, необходимой для секвестирования соответствующих выбросов СО2.
  • Программа экологических индикаторов (Организация экономического сотрудничества и развития) – индикаторы на основе модели «давление-состояние-реакция», которая выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями.
  • Энергетические показатели устойчивого развития (Международное энергетическое агентство, Евростат, Европейское агентство по окружающей среде, Международное агентство по атомной энергии) – оценивают экологичность и экономичность использования энергии, а также ее социальную роль.

    В качестве интегрированных показателей устойчивого развития наиболее часто применяются:

  • Показатель «истинных сбережений» (Всемирный Банк) – отражают скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды. Так, согласно этим оценкам, в 2006 году, несмотря на 6,7%-ный рост российского ВВП, показатель скорректированных чистых накоплений для России был, тем не менее, отрицательным (-13,8%) [3], во многом из-за истощения природных ресурсов.
  • Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП-UNDP (ПРООН) – интегральная оценка уровня средних достижений страны по трем основным направлениям в области развития человека: долголетие на основе здорового образа жизни; знания, измеряемые уровнем грамотности населения, и достойный уровень жизни, оцениваемый по ВВП на душу населения. ПРООН делает ежегодные оценки ИРЧП по большинству стран-членов ООН при подготовке Докладов о развитии человека. В последние годы Россия входит в число стран с высоким уровнем ИРЧП, занимая 65-е место в рейтинге почти 180 стран [1].

    Год – 2011; ИРЧП – 0,755; Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (в годах) – 68,8; Средняя продолжительность обучения (в годах) – 9,8; Ожидаемая продолжительность обучения (в годах) – 14,1; Валовой национальный доход на душу населения (в долл. США) –14 561.

  • Индекс устойчивого развития окружающей среды (Центр по экологическому законодательству и политике Йельского университета США) – определяет способность той или иной страны обеспечивать охрану окружающей среды, был подготовлен для Всемирного экономического форума в Давосе.
  • Индекс экологической результативности / экологических достижений (Центр по экологическому законодательству и политике Йельского университета США) – построен на оценке снижения потерь и деградации экосистем и природных ресурсов и достижения целей устойчивого развития.
  • Индекс «живой планеты» (Всемирный фонд дикой природы) – измеряет природный капитал лесов, водных и морских экосистем и рассчитывается как среднее из трех показателей: численность животных в лесах, в водных и морских экосистемах (каждый показатель отражает изменение популяции наиболее представительной выборки организмов в экосистеме).
  • Показатель «экологический след» (Университет Британской Колумбии, Глобальная сеть экологических следов) – измеряет потребление населением продовольствия и материалов в эквивалентах площади биологически продуктивной земли и площади моря, которые необходимы для производства этих ресурсов и поглощения.

    Учитывая взаимозависимость устойчивого развития национальной экономики и устойчивого развития предприятий следует разработать взаимосвязанные системы показателей устойчивого развития, основанные с учетом критерия «Оценки экологических рисков». И такой опыт в России есть. Так, различные индикаторы устойчивого развития использовались правительствами Томской, Самарской, Костромской, Кемеровской областей и других регионов. Проведены оценки так называемых истинных сбережений, которые подтверждают, что учет социальных и экологических издержек экономического роста может существенно его снизить. Проблема объективных оценок роста актуальна для большинства промышленных регионов России, в которой рост благосостояния основан на эксплуатации природных ресурсов и экосистем. В рамках совершенствования системы показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации введены дополнительные показатели по охране окружающей среды [2], включающие различные показатели по мониторингу вредных (загрязняющих) веществ в атмосфере, в почве и водных объектах, а также расходы бюджета на охрану окружающей среды.

    Необходимо подчеркнуть, что введение новых индикаторов на международном уровне не должно быть средством установления торговых барьеров или скрытой формой дискриминации товаров и услуг и должно быть обеспечено соответствующими данными государственных статистических наблюдений.

    Регулярная оценка прогресса достижения ЦРТ позволяет оценить сильные стороны и проблемные вопросы в реализации поставленных задач, выработать наиболее эффективные пути их достижения. В этой связи наличие объективным статистических данных является важным условием обеспечения работы по достижению ЦРТ. По некоторым показателям не ведется статистического наблюдения, их заменяют расчетные данные международных организаций, что повышает уровень неопределенности в оценках. Необходимо совершенствование системы сбора статистических данных для оценки прогресса по ЦРТ.

    Новая экономика России требует новых адекватных индикаторов развития, наиболее полно учитывающих социальные и экологические издержки экономического роста. Назрела необходимость осознанного выбора и закрепления на законодательном уровне пакета базовых индикаторов устойчивого развития определенными в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012.

    Мировой рынок экологических товаров и услуг остается одним из самых динамично развивающихся несмотря на текущий финансово-экономический кризис, а оборот этого рынка, по экспертным оценкам, составляет, как минимум, 1,4 трлн евро в год.

    Таким образом, следует подчеркнуть, что оценка экологических рисков с учетом базовых индикаторов устойчивого развития помогает бизнесу:

  • избегать инцидентов по дискриминационному экологическому принципу при выходе на рынок иностранных государств;
  • избегать дискриминации при работе на товарных рынках с соответствующей группой сырьевых товаров (никель, медь, нефть и т.д.);
  • достигать повышения привлекательности при размещении на фондовых рынках и при выходе на IPO;
  • повышать кредитные рейтинги при обращении в финансовые корпорации и банки.

Литература

  1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2011 г. http://www.undp.ru/
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2011 г. № 148. http://government.ru
  3. World Development Indicators 2008. World Bank, Washington DC, 2008.