РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ КСО ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Е. Костин
Некоммерческое Партнерство «Корпоративная социальная ответственность - Русский Центр»
Аннотация: Статья посвящена актуальной теме корпоративной социальной ответственности (КСО), через повышение которой бизнес внедряет концепцию устойчивого развития на уровне своих компаний. Автор дает современное определение КСО, а также излагает свою концепцию ее развития в Российской Федерации при сохранении полной добровольности этой корпоративной деятельности и одновременном формировании государственной политики поддержки и стимулирования КСО в интересах устойчивого развития страны в целом.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие, Мировой Лилльский форум
УДК: 330.3; 502.3; 504.062
В России последние десять лет наблюдается объективно возрастающий общественный интерес к корпоративной социальной ответственности (КСО) и концепции устойчивого развития на корпоративном уровне. Это связано как с политическими, так и общемировыми экономическими причинами, а также нарастающей заинтересованностью бизнеса найти новый «общий язык» с властью всех уровней и обществом в целом, повысив, таким образом, свою устойчивость. В свою очередь, власть поддерживает, хотя и не системно, эту деятельность, справедливо полагая, что прогрессивная часть российского бизнеса поможет решить хотя бы часть острейших социальных и экологических проблем общества.
На рубеже XX-XXI веков общепризнанной целью для прогрессивного мирового сообщества, отдельных стран, регионов, городов, предприятий и корпораций стало движение к «устойчивому развитию», под которым понимается сохранение окружающей среды и экономия природных ресурсов в единстве с социальным и экономическим благополучием в интересах настоящего и будущих поколений. На уровне компаний понятие устойчивого развития фактически совпадает с реализацией концепции КСО. Так что устойчивое развитие и КСО - это «две стороны одной медали».
Социальная ответственность российских компаний определяется в соответствии с законодательно предусмотренными и добровольными действиями, выходящими за рамки законодательно обязательных и находящимися в постоянном процессе совершенствования. В таком понимании новый подход к стратегической и оперативной роли КСО позволяет определить ее как систему этических норм и ценностей компании, а также последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, а также на рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие предприятия (определение А.Е.Костина).
В то же время, в РФ до сих пор наблюдается широкая разноголосица понимания и интересов в области КСО и устойчивого развития. В этой связи представляется необходимым представить в тезисной форме наш подход к КСО в России и общую концепцию ее развития.
1. Современное состояние России требует активного внедрения КСО бизнеса как современной формы социального партнерства и поддержки наиболее нуждающихся групп населения. В обществе должна быть создана атмосфера высокой требовательности и ответственности бизнеса к собственному персоналу и нуждам страны. Одновременно власть должна сама подавать примеры роста своей социальной ответственности, предусмотренной российской Конституцией и законодательством. Следует разработать взаимоприемлемое понимание понятий социальной ответственности бизнеса и социальной ответственности власти, а также устойчивого развития в контексте реалий России.
2. КСО крупного и среднего бизнеса следует осуществлять с использованием комплексного подхода в соответствии с международными стандартами по устойчивому развитию по трем группам показателей: экономика, экологическая политика и социальная политика. При этом, под экономикой компаний понимаются капитальные вложения и мероприятия предприятий в области внедрения современных технологий, обеспечивающих качество и улучшающих потребительские свойства и социальную значимость производимых товаров и услуг, а также финансовые затраты на специальное оборудование по развитию экологии производства и его безопасности. Экологическая политика подразумевает вложения и мероприятия компаний, направленные на снижение негативного воздействия производства на окружающую среду, а также благотворительные цели экологического характера местного, регионального и общенационального масштаба. Социальная политика включает вложения и мероприятия компаний по социальному развитию собственного персонала, а также благотворительные проекты местного и федерального значения для нуждающихся слоев населения, а также в различных областях образования, культуры, спорта и т.д.
3. Для отражения КСО малого бизнеса возможно использовать узкий подход по социальной отчетности в форме перечня мероприятий и проектов по развитию собственного персонала и поддержки местного социального развития.
4. КСО в его комплексном варианте следует рассматривать как прогрессивную форму управления устойчивым развитием, стратегического менеджмента и корпоративной культуры, как важнейший инструмент капитализации и развития деловой репутации российских компаний. Использование отчетности по международным стандартам представляется наиболее целесообразным в условиях активизации выхода российского бизнеса на международные фондовые рынки. Опыт и практика внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России показывают, что любые промежуточные (смешанные) варианты отчетности лишь затягивают процессы прогрессивных управленческих изменений по рационализации управления в российском бизнесе и его скорейшей интеграции в мировую экономику. Одновременно внедрение российскими компаниями отчетности в соответствии с международными стандартами существенно повысит их конкурентоспособность на международных рынках.
5. Отчетность по КСО и устойчивому развитию должна внедряться на принципах добровольности, государственной сознательности и социальной ориентированности бизнеса. При этом государственные органы власти, в первую очередь профильные федеральные министерства, а также соответствующие исполнительные органы на местах, должны активно поддерживать КСО, развивать новые формы социального партнерства и проводить регулярные встречи для выработки соответствующих рекомендаций для бизнеса, постепенно превращая эту деятельность в естественный признак респектабельности российского бизнеса. Властным структурам всех уровней следует активно поддерживать КСО именно как комплексную систему, стимулирующую планомерные социальные инвестиции бизнеса, как в свое собственное производство, так и в общественно полезные мероприятия благотворительного характера.
6. Законодательным и исполнительным органам власти целесообразно совместно с представителями бизнеса и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями изучать и развивать законодательные аспекты поддержки и стимулирования КСО бизнеса, включая корпоративную благотворительность. Эта работа должна строиться на постоянной основе в форме диалога и постепенного развития и уточнения на ежегодных общероссийских форумах по КСО (помимо рабочих конференций, семинаров, «круглых столов» и т.д.) При этом, законодательное введение обязательной социальной отчетности в России может лишь разрушить наметившийся конструктивный характер КСО, превратив ее в еще один инструмент административного давления на бизнес.
7. Активно поддерживать международный обмен опытом в области КСО как одной из наиболее значимых форм социального партнерства, привлекая к этой работе сами компании (менеджмент и профсоюзы), а также различных представителей гражданского общества, в первую очередь российские и международные некоммерческие организации по КСО, общественные организации и СМИ. Обратить особое внимание и предусмотреть соответствующие мероприятия по широкой пропаганде идей и положительной практики КСО среди населения РФ.
В мировой практике осмысление подходов к участию государства в стимулировании системы КСО и ее внедрению в экономику находится в постоянном развитии. Важным шагом в данной области стали результаты работы Круглого стола министров встречи участников Глобального договора ООН в Женеве 6 июля 2007 г. по вопросам роли государств в продвижении концепции ответственной гражданской роли корпораций. В принятых на мероприятии документах закреплена позиция представителей государств по данным вопросам и определены основные формы и методы их деятельности:
- создание и развитие среды, благоприятной для внедрения КСО;
- повышение осознания обществом, бизнесом и государством роли и задач КСО;
- продвижение идеи о значимости и необходимости, роли КСО в обществе и экономике;
- развитие инструментария КСО;
- финансовая поддержка деятельности в области КСО (особенно общественных организаций, средств массовой информации, научно-исследовательских работ) [3].
Таким образом, исходя из имеющегося обширного международного опыта в данной сфере, роль государства в данной области не должна быть административной, а стимулирующей и мотивирующей к внедрению концепции КСО/устойчивого развития на корпоративном уровне и интенсификации межсекторного сотрудничества и взаимодействия, в том числе с использованием региональных/местных Соглашений о сотрудничестве и различных форм ГЧП. Возможно, на наш экспертный взгляд, единственным исключением может являться государственное администрирование отчетности в области КСО и устойчивого развития государственных компаний со 100% госучастием (в т.ч. ФГУПов и МУПов) с обязательным ежегодным раскрытием целого ряда показателей (индикаторов) в области устойчивого развития и КСО (по примеру Франции, скандинавских стран и т.д.).
В мире созданы многочисленные организации и стандарты в области экологической и социальной ответственности, которые активно внедряются в деятельность передового бизнеса, в том числе и в России. Среди них самыми заметными являются Глобальный договор ООН, центры КСО (корпоративной социальной ответственности) по всему миру, объединяющие бизнес и некоммерческие организации, Глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития (GRI), АА 1000S – подотчетность во взаимодействии с заинтересованными сторонами, недавно утвержденный стандарт ГОСТ Р 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности» [1] и многие другие.
Важным направлением и инструментом повышения социально – экологической ответственности бизнеса является активный обмен опытом в данной области. Самым заметным и крупным мероприятием становится ежегодный Мировой Лилльский Форум [4] за ответственную экономику, проводимый ежегодно во Франции уже шестой год подряд. В нем в ноябре 2012 года приняли участие 5250 представителей бизнеса, некоммерческого сектора, экспертного и академического сообществ, а также заинтересованные политики. Аудитория этого Форума распадается примерно в соотношении 30% от бизнеса (руководители и менеджеры), 30% от некоммерческих организаций и примерно 40% исследователей, студентов и просто заинтересованных граждан преимущественно из Еврозоны. Однако, среди выступающих – фактически все заинтересованные представители со всех континентов мира. И таких на Форуме более 100 ежегодно.
За пленарным заседанием открытия следуют три полных дня параллельных сессионных заседаний по самым различным аспектам КСО и устойчивого развития. При этом, главные выступающие – от бизнеса, поскольку ключевым результатом своей работы Форум определяет «лучшие практики», их выявление и распространение в бизнес – сообществе. Простой тематический перечень сессионных заседаний показывает, насколько далеко уже продвинулись передовые компании мира в своей ответственной деловой практике:
- социально ответственное предпринимательство,
- корпоративное управление и социально ответственный менеджмент,
- ответственные закупки и социально – экологическая оптимизация цепочек поставщиков,
- устойчивое снижение использования энергии и ресурсов,
- создание доступных продуктов для беднейших слоев населения,
- строительство и эксплуатация экологичных «зеленых домов»,
- использование и развитие возобновляемых источников энергии,
- СМИ и КСО: взаимодействие со стейкхолдерами,
- перспективы перехода на водородное хранение электроэнергии.
Мировой Лилльский форум привлекает уникальных специалистов для выступлений и обмена опытом. Возглавляемый своим бессменным президентом Филиппом Вассером, экс-министром Франции по сельскому хозяйству, рыболовству и продовольствию, его Оргкомитет ежегодно ориентируется на тех представителей деловых кругов и экспертного сообщества, деятельность которых приводит к настоящим прорывам в области устойчивого развития и КСО. Не стал исключением и 2012 год. В этом году основными авторами новых идей и прорывных инициатив выступили представители Северной и Южной Америк и Франции.
Настоящим событием стало выступление на пленарном заседании Форума известного американского эксперта Джереми Рифкина, который обосновал и предсказал основные контуры наступающей Третьей промышленной революции в мире. По его мнению, которое разделяют многие специалисты и даже политики, мир сегодня находится накануне настоящего переворота в области использования альтернативной энергетики и соответствующих изменений в способе производства, именуемого «распределенным капитализмом» (Distributed Capitalism).
В своей концепции, изложенной в недавно вышедшей книге, Дж. Рифкин описывает пять основ (pillars) начинающейся Третьей промышленной революции, синергетический эффект от одновременного внедрения которых и приведет к кардинальному экономическому, социальному и экологическому обновлению всего мира. Это (1) переход к альтернативной энергетике, (2) трансформация строительных сооружений на всех континентах в микро электростанции для сбора альтернативной энергии на местах, (3) использование водорода и других технологий хранения в каждом строении и во всей инфраструктуре для промежуточной производимой энергии, (4) использование технологии Интернета для трансформации энергетического потока в энергетический Интернет (когда миллионы сооружений производят небольшие объемы альтернативной энергии локально, на местах, и могут продавать свои излишки зеленой энергии через общий поток и делиться таким образом со своими соседями по континентам) и (5) перевод транспортного флота на электрическую тягу и автомобили, которые смогут покупать и продавать зеленую энергию через высокотехнологичный интерактивный энергопоток.
Таким образом, Дж. Рифкин предсказывает создание “энергетического интернета” с использованием и обменом распределенных источников альтернативной бесплатной энергии, а далее последующий промышленный переворот - “Третью промышленную революцию”. Можно было бы отнестись к этому как к очередным академическим фантазиям этого специалиста, но он уже привлечен в качестве официального советника Евросоюзом и президентами 15-и ведущих стран мира, включая Ангелу Меркель, которая в Германии в шести землях запустила уже при его консультационной поддержке пилотный проект по созданию «энергетического Интернета».
Еще одним примечательным событием Форума стало выступление Майкла Ханнигана [1], президента и соучредителя компании Giving Something Back из США, который представлял в Лилле сектор так называемых бенефит-корпораций (Benefit Corporations), которые распределяют существенную часть своей прибыли на нужды местных сообществ и гражданского общества. Новостью для большинства участников форума стало то, что его компания, производящая офисное оборудование, сейчас всю свою прибыль (100%) распределяет на эти нужды. И она уже не единственная такая в США. При этом в компании считают, что это является ее конкурентным преимуществом перед «традиционными» коллегами, которые распределяют свою прибыль среди акционеров. Существенной новостью стало также принятие уже 10-ю штатами специального законодательства по поддержке бенефит-корпораций, что формирует прочную правовую основу их деятельности. В Советы директоров таких корпораций входят преимущественно представители местных стейкхолдеров и НКО, и именно они решают простым голосованием, на какие социальные и экологические проекты (кроме политических и церковных) распределяется их ежегодная прибыль. Таким образом происходит необычная конвергенция современного бизнеса и филантропии в интересах общества.
Форум завершился еще одной значимой инициативой – созданием французской сети Глобального союза за устойчивость (Global Union for Sustainability, GUS - http://www.globalunionforsustainability.org/ ). Это форма активной поддержки со стороны Мирового Лилльского Форума важной инициативы бразильского лидера НКО – Института ETHOS, объединяющего 1300 национальных компаний, НКО и других организаций, в том числе бразильские профсоюзы. Этот Институт на Мировом саммите «Рио+20» в июне 2012 года объявил о создании GUS. Формула этого фактически общемирового движения за устойчивое развитие пока что проста – присоединение любой организации на основе публичной декларации о принятии на себя дополнительных измеряемых показателей улучшения своей деятельности в области КСО и устойчивого развития на ближайшие четыре года. GUS не является альтернативой Глобальному договору ООН, а, напротив, поддерживается им и дополняет его.
Литература
- ГОСТ Р ИСО 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности» http://www.gostinfo.ru/PRI/Page/GetPage?MaterialID=242730&lpage=36&page=1
- Mike Hannigan (выступление на Мировом Лилльском форуме 2012 года) http://halogentv.com/articles/giving-back-through-office-supplies-qa-with-mike-hannigan/
- Summary of Ministerial Roundtable on the Role of Governments in Promoting Responsible Corporate Citizenship//UN Global Compact Summit. Geneva.2007. P.2. (http://www.unglobalcompact.org/NewsAndEvents/news_archives/2007_07_06e.html
- World Forum Lille, http://www.worldforum-lille.org/en/
Концепция развития и государственной поддержки КСО в России: для бизнеса, для власти и для народа на пути к устойчивому развитию
I. Общие положения
За последние десять лет в Российской Федерации наблюдается объективно возрастающий интерес к корпоративной социальной ответственности (КСО). Это связано с заинтересованностью компаний внедрить современные подходы в области безопасности своего производства и услуг, социальной и экологической политики для повышения устойчивости своей деятельности, а также роста конкурентоспособности и капитализации.
Фактически начиная с XIII съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, на котором Президент РФ в 2003 году призвал российский бизнес стать «социально ответственным», начался достаточно явный процесс добровольной активности в этой области со стороны наиболее сознательной и стратегически мыслящей части российского бизнеса. Он начал активный диалог с заинтересованными общественными группами, стал внедрять современные международные стандарты социально ориентированного и экологического менеджмента, опубликовал свои первые социальные отчеты, в том числе в форме отчетов устойчивого развития, считающиеся наиболее прогрессивными в среде лидеров мирового бизнеса.
Понятие «устойчивого развития» в развитых и некоторых других странах мира уже прочно вошло в государственную и корпоративную деятельность. Это связано в первую очередь с тем, что развитые страны, а также передовая часть стран с переходной экономикой, взяли на себя значительные международные обязательства в этой области в соответствии с «Повесткой дня на XXI век», принятой конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году и Йоганнесбургской декларацией по устойчивому развитию, одобренной на мировом саммите 2002 года. Решения «Рио+20» в 2012 году подтвердили курс на дальнейшее внедрение политики устойчивого развития во всех странах мира.
В результате этого поступательного процесса, помимо национальных государственных программ и стратегий устойчивого развития во многих странах мира, передовая часть компаний и корпораций разрабатывает и воплощает собственные корпоративные планы устойчивого развития. Важным этапом становления корпоративной практики устойчивого развития стало внедрение международного стандарта Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative – GRI) по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компаний, экология производства и социальная политика. В 2013 году GRI одобрил уже четвертую версию своего Руководства по отчетности в области устойчивого развития G4. На сегодняшний день специальными программами КСО и нефинансовой отчетностью в мире охвачено уже более 10 тысяч компаний [2], из них около 6000 предприятий отчитываются в формате устойчивого развития GRI. КСО и нефинансовая отчетность существенно влияют на деловую репутацию и мотивацию работников предприятий, что повышает их конкурентоспособность. Но для того, чтобы эта практика стала внедряться повсеместно в нашей стране, необходима государственная поддержка социально ответственных компаний в разных формах. При этом, административное введение обязательной нефинансовой отчетности для всех частных компаний только снизит конкуренцию компаний в данной сфере, быстро превратив это в бюрократический закрытый процесс, как это уже случилось в РФ, например, с экологической отчетностью.
В Российской Федерации на данный момент около 100 компаний-лидеров внедряют КСО и нефинансовую отчетность в свое корпоративное управление с учетом национальных особенностей, с использованием признанных международных стандартов. Ими уже разработаны и опубликованы за последние годы более 400 отчетов по КСО и устойчивому развитию: в нефтегазовом комплексе, электроэнергетике, коммунальном секторе, химической промышленности, металлургии, деревообработке, банковской сфере и т.д. [1]. Этот процесс постепенно распространяется на все отрасли экономики и охватывает все новые компании, но все еще медленно и неравномерно.
В свою очередь, российская федеральная власть поддерживает, хотя пока что и несистемно, эту деятельность, справедливо полагая, что прогрессивная часть российских компаний, государственных и частных, поможет решить хотя бы часть острейших социальных и экологических проблем страны в рамках этой деятельности. В то же время, до сих пор наблюдается широкая разноголосица понимания и интересов в области КСО. Использование рекомендательного стандарта ГОСТ Р 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности», вступившего в силу в марте 2013 года, может существенно помочь российским компаниям в переходе на единую платформу внедрения КСО.
В этой связи представляется необходимым поддержать российских лидеров КСО во благо развития цивилизованной конкуренции и разработать общегосударственную концепцию (рамочную политику) КСО и нефинансовой отчетности. Ниже приводятся основные составляющие данной концепции, которые могут быть существенно развернуты и уточнены в ходе специального проекта с участием представителей соответствующих государственных структур, учебно-научных центров, бизнеса, профильных НКО, а также ведущих экспертов в области КСО и устойчивого развития.
II. Современные подходы к КСО и нефинансовой отчетности
1. Анализ экономического и социального положения в стране показывает, что настало время определиться с внедрением КСО и нефинансовой отчетности как серьезного фактора развития конкуренции компаний при поддержке и координации на уровне государственной власти – в рекомендательном для частных предприятий форме. Развитие КСО может также сыграть свою положительную роль в укреплении конкурентоспособности российских компаний в различных странах мира. Участие российских компаний в Глобальном договоре ООН – лишь одно из многих возможных направлений такого сотрудничества.
2. В настоящее время у бизнес-сообщества, властных структур и СМИ существуют два основных подхода к КСО: узкий и комплексный. Узкое понимание КСО представляет собой традиционный подход к КСО как к перечню социальных проектов и программ, осуществляемых российским бизнесом по развитию собственного персонала, а также наименее обеспеченных и проблемных групп населения на благотворительной основе. В этом случае КСО отражается в форме традиционных социальных разделов корпоративных отчетов, либо в форме брошюр о благотворительности, по-существу ПР-отчетов компаний.
3. Комплексный подход, получивший пока что ограниченное развитие в РФ, предполагает отражение КСО в форме социальных отчетов и отчетов по КСО или по устойчивому развитию. По-существу, они являются формой отчетности по КСО в соответствии с международными стандартами и рекомендациями. Комплексный подход предусматривает стандартную и независимо верифицируемую (аудируемую) отчетность по трем направлениям, так называемым «корзинам» ответственности:
- устойчивый рост производства и развитие качества продукции,
- эффективная экологическая политика,
- активная внутренняя и внешняя социальная политика.
Такие отчеты крайне важны для стратегических инвесторов, российских и особенно зарубежных, которые исходят из того, что КСО – это фактор удачной и успешной конкурентной деятельности и защиты. Нефинансовые риски конкуренции лишь растут в большинстве стран мира, в том числе и в России. При этом, с серьезными, а иногда и катастрофическим финансовыми последствиями для компаний. В условиях же монопольных и олигопольных рынков, КСО и нефинансовая отчетность, зачастую, носят декоративно-благотворительный характер.
4. Важным условием успеха в этой области является принцип добровольности использования принципов и отчетности бизнеса по КСО в условиях моральной мотивации и косвенного регулирования со стороны исполнительной власти по примеру развитых стран мира и передовых развивающихся стран (БРИКС, Южная Корея, Япония, Канада, Скандинавия и другие). Государственный подход в этом случае заключается в стимулировании и поддержке практики внедрения систем КСО и нефинансовой отчетности российского бизнеса, выработке соответствующих правительственных рекомендаций и регулярном диалоге власти и бизнеса об основных направлениях и содержании КСО.
III. Развитие конкуренции, эффективность и отдача от внедрения КСО и нефинансовой отчетности
1. Внедрение КСО и нефинансовой отчетности обеспечивает компаниям эффективный результат как минимум в форме:
- роста имиджа и деловой репутации;
- повышения конкуретоспособности;
- укрепления сплоченности трудового коллектив;
- развития прозрачности компаний;
- повышения инвестиционной привлекательности;
- социального вклада в устойчивое развитие страны в целом;
- роста капитализации компаний.
2. КСО в его комплексном варианте развивается как прогрессивная форма корпоративного управления, стратегического менеджмента и корпоративной культуры, как важнейший инструмент капитализации и развития деловой репутации российских компаний. Использование здесь отчетности по международным стандартам представляется наиболее целесообразным в условиях активизации выхода российского бизнеса на международные фондовые рынки. Опыт и практика внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России показывают, что любые промежуточные (смешанные) варианты отчетности лишь затягивают процессы прогрессивных управленческих изменений по рационализации управления в российском бизнесе и его интеграции в мировую экономику. Одновременно внедрение российскими компаниями международных стандартов КСО и устойчивого развития в корпоративное управление существенно повышает их конкурентоспособность на внутреннем и международном рынках.
3. Нефинансовая отчетность по КСО и устойчивому развитию должна внедряться в негосударственном секторе на принципах добровольности, общественной сознательности и социальной ориентированности бизнеса.
IV. Стимулирование и поддержка КСО со стороны Правительства РФ и государства в целом
КСО становится также важным новым фактором активизации межсекторного сотрудничества, что ведет к большей устойчивости и стабильности бизнеса. Правда, на разных уровнях власти это межсекторное взаимодействие с использованием механизмов КСО имеет разный уровень и качество.
На местном, муниципальном уровне это взаимодействие пока что только формируется, имеются только отдельные положительные примеры, такие как государственно-частные партнерства в области коммунального хозяйства в Перми, Омске, Сызрани и некоторых других регионах. На региональном (областном/краевом) уровне во многих регионах уже налицо реальная работа по использованию КСО бизнеса в объединении его усилий с деятельностью власти и гражданского общества для решения сложных региональных социальных, инфраструктурных и экологических проблем. Сейчас необходим активный процесс аккумулирования такого удачного опыта и его общероссийского распространения. На федеральном уровне пока что имеется недооценка возможностей КСО и межсекторного партнерства со стороны федеральных органов власти и отсутствие утвержденной государственной политики в этих областях.
Представляется, что для дальнейшего продвижения, упорядочения и внедрения КСО и нефинансовой отчетности на основе новых организационно-экономических форм и методов в Российской Федерации возможны следующие шаги на разных уровнях государственного управления:
Федеральный уровень:
- выделение функции формулирования национальных приоритетов и рекомендательного регулирования КСО и нефинансовой отчетности на уровне федерального министра (без использования каких-либо новых административных форм);
- введение должности Посла по КСО в МИДе РФ и/или должности Национального советника по КСО в Минэкономразвития РФ;
- проведение ежегодных форумов по социальной и экологической ответственности бизнеса и государства;
- разработка и распространение регулярных правительственных публичных коммуникаций (заявлений) по развитию и поддержке системы социально-экологической ответственности и устойчивого развития бизнеса;
- разработка ведущими ассоциациями объединениями бизнеса (РСПП, Деловая Россия, ОПОРА, ТПП РФ), а также отраслевыми ассоциациями производителей рекомендаций по внедрению на добровольной основе международных и национальных стандартов управления и отчетности в области устойчивого развития и экологии;
- бюджетное финансирование и тендерное распределение проектов в области исследований и конференций по КСО, устойчивому развитию и нефинансовой отчетности среди профильных НКО;
- долевое участие бизнеса в приоритетных национальных проектах на федеральном уровне.
Региональный и местный уровни:
- проведение специальных форумов по устойчивому развитию регионов, на которых формулируются социальные и экологические приоритеты региональной власти с приглашением бизнеса к участию в важнейших мероприятиях региональных администраций;
- разработка и реализация специальных целевых программ социальных инвестиций в социальной, экологической и культурной областях с прямым долевым участием региональных администраций и компаний в их финансировании;
- участие представителей региональных и муниципальных органов в мероприятиях бизнеса, в том числе в так называемых диалогах по его социальной ответственности с целью выработки конкретных рекомендаций для бизнеса в развитии своих программ социальных инвестиций;
- проведение семинаров и специальных мероприятий для развития межсекторного социального партнерства с участием всех его сторон: власти, бизнеса и гражданского общества;
- переход на подключение НКО к реализации совместных социальных программ власти и бизнеса для повышения их эффективности и гарантированной прозрачности расходования объединенных средств;
- долевое участие бизнеса в приоритетных национальных проектах на региональном и местном уровнях.
Публичная нефинансовая отчетность в РФ тесно связана с общей транспарентностью российских компаний в социально - экологической области. Добровольный характер такой отчетности для большинства компаний на данном этапе развития экономики страны не вызывает сомнений и пока не требует корректировки. Однако, в качестве первого шага к более широкому ее внедрению актуальным и своевременным представляется рассмотрение вопроса Правительством РФ о ежегодном публичном раскрытии важнейших социальных (не более 10-ти) и экологических (не более 15-ти) показателей всеми российскими компаниями, частными и со смешанной государственной и частной собственностью, имеющими, например, более 100 человек занятых. Обязательство раскрытия такой информации листинговых компаний на Московской бирже по аналогии с зарубежными биржами, представляется неактуальным в связи с недостаточным количеством котирующихся там компаний. В то же время, для государственного сектора экономики обязательная публичная нефинансовая отчетность является очевидно актуальной в силу отсутствия рыночных стимулов ее внедрения. Необходимо законодательное и/или через Постановление Правительства РФ закрепление обязательной социально-экологической (по устойчивому развитию) публичной ежегодной отчетности для ОАО со 100% государственным участием, а также для всех производственных ФГУПов, ГУПов и МУПов (для муниципального сектора через принятие специального Закона) с возможными исключениями только для сугубо оборонных предприятий.
На наш взгляд, нижеизложенные рекомендации ООН могут также стать основой для формулирования государственной политики стимулирования и поддержки КСО в РФ.
В результате обсуждения роли Правительств стран-членов ООН по поддержке ответственного корпоративного гражданства в своих странах, «круглый стол» Правительств-участниц Саммита Глобального договора ООН, Женева, 6 июля 2007 года рекомендовал следующие направления деятельности национальных Правительств в области продвижения КСО и ответственного корпоративного гражданства.
1. «Создание благоприятных условий: Правительства создают необходимые условия для обсуждения и развития вопросов корпоративной ответственности. В том числе путем поддержки выдающихся примеров в этой области, а также выражения своей поддержки принципов и методических руководств в области корпоративного гражданства.
2. Повышение осведомленности: Правительства могут активно привлекать общественное внимание к общим вопросам, аспектам деятельности и выгодам корпоративной ответственности, а также стимулировать общественное обсуждение в этой области.
3. Продвижение: Правительства могут специально, как отмечать лучшие практики в этой области (например, путем присуждения наград), так и приглашать бизнес и более широкий круг заинтересованных лиц к участию в добровольных программах по корпоративной ответственности, различных проектах, а также инициативах, таких, как Глобальный договор ООН.
4. Развитие инструментов: Принимая во внимание, что бизнес сектор иногда нуждается в соответствующей ориентации, Правительства могут оказывать помощь в развитии программ корпоративной ответственности, методических руководств и общественного признания специальной деятельности по развитию предпринимательского подхода в этой области, а также корпоративной ответственности в малом и среднем бизнесе.
5. Финансовая поддержка: В случае наличия соответствующих ресурсов, Правительства могут направлять ресурсы на поддержку добровольных инициатив для максимизации их эффекта».
Литература
- Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов http://рспп.рф/simplepage/157
- Web portal of CorporateRegister.com Limited, an independent, privately held & self-funded organisation based in the UK
Предложения по основным направлениям государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса
Ситуация с развитием КСО и стратегий устойчивого развития в российском бизнесе сегодня примерно такова.
Системно этими вопросами занимаются не более 100 крупных компаний, и это те компании, что находятся в поле международной конкуренции.
Всего за 12 последних лет российские компании опубликовали 124 отчета в области УР, что совсем немного – в среднем около 10 в год.
Средний и малый бизнес фактически не охвачены движением в области УР, нефинансовая отчетность не используется, КСО обычно сводится к разовой благотворительности.
Зачем нужны системные стратегии и практики КСО и УР? Имидж и репутация на международном и российском рынках, сокращение и минимизация влияния нефинансовых рисков, взаимодействие и сотрудничество со стейкхолдерами, положительное влияние на рост капитализации, возможность займа крупных финансовых средств у социально и экологически ответственных международных финансовых кредитных и инвестиционных учреждений, соответствие международным стандартам и лучшим практикам во взаимодействии с международными компаниями при реализации крупных проектов в РФ.
На правительственном уровне и уровне Администрации Президента РФ пока что нет официально оформленной политики в области КСО и УР. Пока что все остается на уровне лозунга от 2004 года: «Российский бизнес должен быть социально ответственным!». Ничего похожего на национальные стратегии в этих областях, принятые во многих развитых и развивающихся странах, или Политики КСО в ЕС в России пока нет.
Информационная открытость/транспарентность российских компаний крайне низка, особенно государственных акционерных и унитарных компаний. Два примера: ФГУП «Почта России» и ГУП «Московский метрополитен» - эти компании информационно для всех, кроме соответствующих министров, полностью закрыты.
Введенный в действие с 15 марта 2013 года рекомендательный ГОСТ Р ИСО 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности» [1], полностью основанный на ISO 26000, пока что фактически не используется.
На национальном уровне нет официально принятой рамочной политики поддержки и стимулирования КСО и УР в стране.
Предложения:
1. Разработать и внести проект Постановления Правительства РФ «Об основных направлениях государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса». С этой целью образовать межведомственную рабочую группу из представителей Минэкономразвития, Росимущества с участием представителей Общественной палаты, ведущих объединений российского бизнеса и профильных НКО.
2. Ввести для всех государственных компаний со 100% госучастием, а также федеральных и региональных ГУПов обязательную публикацию в рамках своей ежегодной открытой отчетности и на корпоративных сайтах важнейших социальных (не более 10-ти) и экологических (не более 15-ти) показателей. С этой целью утвердить перечень обязательных для раскрытия социально-экологических показателей и их паспортов – описаний, а также согласованный перечень подпадающих под обязательную отчетность по этим показателям госкомпаний, ФГУПов и МУПов.
3. Ввести обязательную публикацию в рамках своей ежегодной открытой отчетности и на корпоративных сайтах важнейших социальных (не более 10-ти) и экологических (не более 15-ти) показателей частными и со смешанной государственной и частной собственностью компаниями, имеющими более 100 человек занятых (крупный и средний бизнес).
4. Предусмотреть не менее 50% использования бюджетных средств в рамках государственной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций через систему конкурсных отборов социально ориентированных НКО на цели реализации проектов в области КСО и устойчивого развития бизнеса: методических разработок, конференций и форумов, исследований и прикладных проектов частно – государственных партнерств и других.
5. Обязать все государственные компании со 100% госучастием, а также федеральные и региональные ГУПы, привести свои корпоративные политики и положения в соответствие со стандартом ГОСТ Р ИСО 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности», вступившим в силу в марте 2013 года. Рекомендовать частным и со смешанной государственной и частной собственностью компаниям, имеющим более 100 человек занятых (крупный и средний бизнес), привести свои корпоративные политики и положения в соответствие со стандартом ГОСТ Р ИСО 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности».
6. Обеспечить поэтапное внедрение нефинансовой отчетности для компаний всех видов собственности в РФ.
7. В целях популяризации и развития государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса провести Общероссийский форум «КСО и устойчивое развитие бизнеса» с широким участием представителей бизнеса, государственных федеральных и региональных ведомств, а также гражданского общества.
8. В целях развития государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса, а также международного сотрудничества в данной приоритетной области ввести должность Национального координатора по КСО и устойчивому развитию бизнеса в Минэкономразвития и должность Посла по КСО и устойчивому развитию в МИД РФ.
Литература
- ГОСТ Р ИСО 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности» http://www.gostinfo.ru/PRI/Page/GetPage?MaterialID=242730&lpage=36&page=1