Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ

С.М. Никоноров
Кафедра экономики природопользования экономического факультета МГУ

Аннотация: Определены основные направления стратегий развития регионов. Выделен ряд основных приоритетов в целевых установках стратегического развития. Обозначен комплекс действий в системе управления стратегическими изменениями в организациях туристско-рекреационной сферы. Предложен процесс интегрированного управления стратегическими изменениями в организациях туристско-рекреационной сферы.

Ключевые слова: стратегия развития, экологический туризм, охраняемые природные территории, стратегическое управление, экономическое развитие, стратегические изменения, туристско-рекреационная сфера

УДК: 330.3; 908

 

    Стратегия развития экологического туризма в регионе позволит не только уменьшить отрицательное воздействие на экологию, но, при разумной организации, может стать дополнительным источником финансирования природоохранной деятельности. Концепция экологического туризма дает возможность обосновать перспективы всей туристской отрасли на основе принципов устойчивого развития и неистощимого использования рекреационных ресурсов.

    Наиболее ценные и уязвимые природные территории Российской Федерации находятся под охраной государства. Колоссальный рекреационный и научный потенциал особо охраняемых природных территорий делает последние объектом интенсивного туристского интереса. Однако огромная ценность и ранимость экосистем накладывает жесткие ограничения и специфические требования к организации туристских посещений в пределах ООПТ.

    Таким образом, охраняемые природные территории становятся уникальным объектом для развития экологического туризма. Концепция данного вида туризма, в свою очередь, является едва ли не единственной возможностью для ООПТ привлечь дополнительные источники финансирования природоохранной деятельности и уменьшить негативное влияние неорганизованных туристских посещений [2]. Рассмотрим подробнее возможности стратегического развития экологического туризма на ООПТ в регионах Российской Федерации.

    Стратегия выступает своеобразной канвой, которая должна гармонично соединить как прошлое, так и настоящее, одновременно обозначив пути будущего развития. Прошлые факты, события и явления должны быть тщательно изучены и проанализированы, а на их основе должны быть определены закономерности, на которых можно построить модель будущего развития. Разработка стратегии организации, так же как стратегии развития территории или отрасли, должна базироваться на глубоком понимании рынка, реальной оценке рыночных позиций и четком определении конкурентных преимуществ. Процесс управления складывается из многих функций, включая планирование, организацию, координацию и регулирование, контроль, анализ и др. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом и способом воздействия на управляемый объект [1].

    Развитие территориально-хозяйственного комплекса можно представить как слаженное и динамичное функционирование входящих в него систем (социальной, природной, экономической). С точки зрения системного подхода развитие территориально-хозяйственных комплексов целесообразно рассматривать сквозь призму управления целевыми установками. С методологических позиций можно выделить ряд основных приоритетов в целевых установках развития, которые зависят от динамично меняющихся факторов внешней и внутренней среды:

  • экономическое развитие как средство решения сложных территориальных и хозяйственных проблем;
  • экономическое развитие как способ управления и регулирования предпринимательской деятельности;
  • экономическое развитие как средство сохранения природной и социальной среды;
  • экономическое развитие как средство сохранения человеческого потенциала;
  • экономическое развитие как способ мобилизации ресурсов;
  • экономическое развитие как средство достижения социальной справедливости.

    Осуществление стратегии является ключевой частью стратегического управления, так как стратегический план, при отсутствии реальных механизмов реализации, не может быть выполнен. В свою очередь, в процессе стратегического планирования следует учитывать ряд факторов:

  • увеличение меры неопределенности внешней среды при одновременном ослаблении сигналов об изменениях;
  • появление стратегических неожиданностей, которые требуют принятия стратегических решений вне циклов планирования;
  • реакция стратегического управления на внешние изменения является двойственной, она может быть долговременной и оперативной одновременно;
  • в системе стратегического управления внешняя среда рассматривается не как нечто неизменное, к чему предприятие должно адаптироваться, в ее основе – тенденции изменения внешнего окружения.

    В условиях управления туристско-рекреационным комплексом стратегические изменения планируются, как правило, сразу по нескольким направлениям. Это развитие материально-технической базы, привлечение инвесторов, разработка новых продуктов и услуг, выход на новые рынки, поиск новых каналов сбыта, повышение квалификации персонала и др. Реализация стратегии происходит главным образом через управление людьми и деловыми процессами [3]. Успешное формирование стратегии зависит от перспективного видения, грамотного и всестороннего анализа отрасли, управленческого искусства. Кроме того, стратегии разрабатываются и меняются с учетом взглядов заинтересованных групп: властных структур, органов местного самоуправления, местной общественности. Выбор целей стратегии и путей ее достижения на практике очень часто является не рациональным процессом, обеспечивающим наилучший вариант, а процессом, подчиненным политике и интересам наиболее влиятельных групп. Этот фактор следует учитывать при разработке концепции развития рекреационно-туристских региональных комплексов, глубоко осознавая значение такого показателя, как предельная емкость рекреационных территорий, этот показатель позволяет определить количество туристов, которое может принять регион без потерь качества территорий. Стратегическое управление должно опираться на современные методы управления, в частности, на интегрированное управление стратегическими изменениями. Этот метод позволяет связать традиционное стратегическое планирование и реализацию стратегии в единый процесс. Самоуправление стратегическими изменениями состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. Управление стратегическими изменениями происходит на постоянной основе и в конечном итоге реализация стратегии заключается в построении такой организации, которая могла работать успешно, несмотря на неблагоприятные условия внешней среды. Интегрированное управление стратегическими изменениями значительно отличается от традиционного стратегического планирования, прежде всего степенью участия персонала организации и заинтересованных групп. К основным ключевым характеристикам интегрированного управления стратегическими изменениями можно отнести следующее:

  • отдельные члены организации и инициативные группы вовлекаются в предварительный анализ, планирование и внедрение стратегических изменений, чтобы разработать наиболее достижимые планы и программы развития;
  • разработка стратегий должна происходить в командной работе при выборе лидеров – агентов будущих изменений, при принятии мер по социальной и политической поддержке планов, с планированием необходимых ресурсов, изменений в системе мотивации и структуре предприятия;
  • предметом анализа и разработки являются одновременно стратегия, структура и деловые процессы. Стратегия и проектирование поддержки движущих сил для стратегических изменений разрабатываются единым блоком.

    Процесс интегрированного управления стратегическими изменениями осуществляется поэтапно: 1) проводится стратегический анализ регионального рынка туристско-рекреационных услуг; 2) делается выбор новой стратегии развития организации; 3) разрабатывается план стратегических изменений туристско - рекреационной организации; 4) осуществляются запланированные стратегические изменения в организации.

    Стратегический анализ, помимо традиционной диагностики организации и ее внешней среды, должен выявить степень готовности персонала к изменениям. В стратегиях предприятий туристско-рекреационного комплекса, анализом, как правило, не охватываются человеческие ресурсы; весьма поверхностно анализируется система управления персоналом, культура производства, уровень исполнительского мастерства, степень владения уникальными умениями и навыками, – а все это фактически является особыми конкурентными преимуществами предприятий сферы услуг в целом и рекреационно-туристских в частности. В связи с этим при разработке стратегий мало внимания уделяется стратегическим изменениям по этим направлениям. Однако именно по уровню качества обслуживания российские туристские и санаторно-курортные организации значительно уступают зарубежным здравницам, и этот факт требует самого пристального внимания изучения. В изучении теоретико-методологических проблем управления региональным хозяйством следует четко выделить роль государственного и негосударственного управления. Совершенно очевидно, что государственное управление играет особую роль среди других видов. Эффективное государственное управление зависит, прежде всего, от того, насколько эффективны связи государства с его регионами и обществом в целом. Регулирующая и координирующая роль государственного управления особенно важна для регионов, специализирующихся на отраслях экономики с ярко выраженной сезонной зависимостью. К ним можно отнести аграрные и туристско-рекреационные регионы, так как их население занято в активном трудовом процессе от четырех до шести месяцев. Примером таковых являются Краснодарский и Ставропольский края, а также ряд других регионов России, где туризм и рекреация являются ключевыми отраслями экономики. Следовательно, разработка научного подхода к формированию системы стратегического управления туристско-рекреационными регионами является исключительно важной. Однако следует учитывать, что построение эффективной системы стратегического развития экотуризма в региональных туристско-рекреационных комплексах требует глубокого исследования проблем отраслевого районирования и учета специфики современной отечественной систем туристских и курортных районов.

 

Литература

  1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. С. 241.
  2. Дроздов А.В. Туристские ресурсы и туристский продукт национальных парков России. Рекомендации по их выявлению, оценке и продвижению на рынок. // ЭкоЦентр Заповедники, 2000. С. 42.
  3. Осипов А.К. Стратегия комплексного социально-экономического развития региона: Дис. … доктора экон. наук 08. 00. 05/ А.К. Осипов. – Екатеринбург, 1997. С. 31.