Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА ПО ВОПРОСАМ, КЛИМАТА И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Д.А. Гершинкова
Межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития, Администрация Президента РФ

 

Аннотация: Межведомственная рабочая группа была образована в декабре 2012 года в целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, общественных объединений, научных и других организаций при реализации государственной политики по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития. Руководитель - советник Президента Российской Федерации Бедрицкий А.И.

Ключевые слова: изменение климата, устойчивое развитие, Межведомственная рабочая группа

УДК: 321
 

    Межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития [1] была образована в декабре 2012 года (Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. № 563-рп) в целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, общественных объединений, научных и других организаций при реализации государственной политики по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития. Руководителем межведомственной рабочей группы является советник Президента Российской Федерации Бедрицкий А.И.

    По инициативе межведомственной рабочей группы в июне 2013 года был проведён социологический опрос населения Российской Федерации по проблемам изменения климата. Целью исследования была оценка знаний россиян о причинах глобального потепления и готовности участвовать в мероприятиях по снижению антропогенной нагрузки на климат, а также представление о роли России в международном сотрудничестве по проблеме изменения климата [2].

    Исследование показало, что подавляющее большинство опрошенных знают (54%) или что-то слышали (36%) о происходящем на планете изменении климата и глобальном потеплении. Среди тех, кто считает, что на планете происходит глобальное потепление, 33% полагают, что причиной этого является деятельность человека, а 42% – в равной степени деятельность человека и природные процессы. Почти половина населения страны оценивают проблему изменения климата как предостережение будущим поколениям. Треть – считает, что это является проблемой современности, а каждый седьмой опрошенный полагает, что глобальное потепление ни для кого не представляет угрозы.

    Около 40% респондентов полагают, что человечество уже понимает важность проблемы изменения климата, а 17% опрошенных считают, что люди никогда не оценят важность этого вопроса. Более 40% населения считают, что изменение климата является важной проблемой, но решаться она должна наравне с другими, не менее важными проблемами.

    Большинство (более 70%) полагает, что проблему изменения климата необходимо решать на международном уровне. И, по мнению 45% населения, Россия должна играть в этом лидирующую роль и принять в одностороннем порядке обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Чуть меньше респондентов (36,7%) выступают против принятия такого решения.

    Более половины респондентов (53%) поддержали бы введение экономических стимулов для снижения выбросов парниковых газов в России. Вместе с тем каждый третий респондент затруднился с ответом на этот вопрос.

    Мнения опрошенных о готовности отказаться от некоторых благ в интересах защиты климата распределись примерно одинаково: 41,4% опрошенных готовы сделать подобный шаг, 40,6% – не готовы. Среди тех, кто согласен, чаще других (42%) встречаются ответы транспортной направленности. Например, «откажусь от пользования автомобилем», «пересяду на общественный транспорт», «буду реже использовать машину», «переведу автомобиль на другое топливо», «начну использовать более экологичный бензин». Около 9% опрошенных заявили, что могли бы отказаться от использования пластиковой и полиэтиленовой упаковки. Также респонденты готовы отказаться от использования некоторых видов бытовой химии, аэрозольных баллончиков, ламп накаливания, батареек. Вместе с тем около 10% опрошенных заявляют о том, что ничто не заставит их отказаться от определённых благ и привычек в интересах защиты климата.

    Более 60% респондентов при выборе продуктов потребления и питания в той или иной степени учитывают экологию региона их производства и готовы отдавать предпочтение более дорогим, но экологически чистым товарам.

    Результаты социологического опроса будут учитываться при дальнейшей разработке госполитики в области климата и устойчивого развития. Обращает на себя внимание достаточно высокий уровень сознательности и готовности россиян вносить свой личный вклад в смягчение антропогенной нагрузки на климат путем отказа от некоторых благ (41,4% опрошенных).

    Еще одним значимым результатом межведомственного взаимодействия по проблеме изменения климата и по реализации Климатической доктрины Российской Федерации стала подготовка Указа Президента Российской Федерации, устанавливающего цель сокращения выбросов парниковых газов на 25% к 2020 году относительно уровня 1990 года  (Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752).

    Готовность России снизить национальные выбросы на 25% от уровня 1990 года впервые была озвучена на конференции ООН по климату в Копенгагене в 2009 году. Так как переговоры по новому глобальному соглашению на посткиотский период не принесли ожидаемого результата (крупнейшие эмитенты – США, Китая, Индии не согласны были полноценно участвовать в протоколе), то Россия приняла решение не брать количественных обязательств по сокращению выбросов во втором периоде Киотского протокола (2013-2020 гг.). Таким образом, с 1 января 2013 года Россия наряду с Японией и Новой Зеландией стала стороной Киотского протокола без конкретных количественных обязательств по снижению выбросов парниковых газов на период 2013-2020гг, а Канада в декабре 2012 года денонсировала свое участие в Киотском протоколе.

    Поэтому Указом Президента Российской Федерации закрепляется добровольная национальная цель по сокращению выбросов на 25% к 2020 году, по сравнению с 1990 годом. Правительству поручается в 6-месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению установленного уровня выбросов парниковых газов с показателями сокращений объемов выбросов по секторам экономики. Экспертным сообществом принятие Указа связывается с движением в сторону создания российского углеродного рынка в качестве эффективного стимулирующего инструмента сокращения выбросов в различных секторах экономики. Согласно результатам упомянутого социологического опроса, введение экономических стимулов для снижения выбросов парниковых газов поддерживается половиной (53% опрошенных) россиян.

 

Литература

  1. Межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития http://state.kremlin.ru/administration/group
  2. Результаты социологического опроса населения Российской Федерации по проблемам изменения климата http://state.kremlin.ru/face/19203

 

Из протоколов заседаний Межведомственной рабочей группы группы при Администрации Президента по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития

  • Одобрить предложения Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации по приоритетным направлениям работы по вопросам устойчивого развития в Российской Федерации (повышение энергоэффективности экономики, образование и просвещение, социальная ответственность  бизнеса и др.).
  • С учетом завершения Десятилетия ООН в области устойчивого развития (2005-2014 гг.) рекомендовать Минобрнауки России определить ответственную структуру по подготовке отчетных материалов и реализацию принятых на «Рио+20» решений в области образования.
  • Рекомендовать Минэкономразвития России и Минэнерго России продолжить разработку различных вариантов стимулирующих механизмов на основе государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» в целях сокращения антропогенных выбросов парниковых газов и повышения энергоэффективности в субъектах Российской Федерации.
  • Рекомендовать Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» продолжить работу с субъектами Российской Федерации по подготовке и реализации пилотных проектов в области повышения энергоэффективности экономики и утилизации попутного нефтяного газа.