Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ЧТО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ООН?

Ю.Л. Мазуров
Кафедра рационального природопользования географического факультета Московского государственного университета

Аннотация: Феномен образования для устойчивого развития (ОУР) на протяжении ряда лет активно изучается в нашей стране. В результате в академическом сообществе России сформировалось представление о путях формирования адекватной интересам страны системы ОУР. Полагаем, что радикальным стратегическим решением этой проблемы могло бы стать принятие федерального закона об ОУР. Его конечной целью должно стать кадровое обеспечение модернизации страны и формирование современного мировоззрения её граждан – реальных субъектов политики устойчивого развития.

Ключевые слова: образование, устойчивое развитие, «Рио+20»

УДК: 372.8

 

    В следующем 2014 году завершается объявленное ООН Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ОУР). В мире уже начата подготовка к итоговой конференции ООН, которая пройдет в ноябре 2014 года в японском городе Нагоя. Ожидается, что она должна не только подвести итоги десятилетия ООН, но и дать согласованное странами мирового сообщества общее видение развития глобального проекта ОУР за пределами 2014 года.

 

В канун конференции в Нагое

    На кконференции «Рио+20» главы государств и правительств и представители высокого уровня вновь подчеркнули важность ОУР, выразили твёрдое намерение содействовать его совершенствованию и активнее включать проблематику устойчивого развития в учебные программы во время и после Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005-2014 годы).

    Активную работу по подведению итогов Десятилетия ведут ООН, ЮНЕСКО и другие международные правительственные и неправительственные организации. Результаты этой работы частично уже сейчас доступны исследователям и политикам. В их числе новейшие издания ЮНЕСКО, широко представленные в сети [5-8]. Большинство из них на английском языке, но есть и исключения. Это, в частности, только что появившийся перевод  «Shaping the Education of Tomorrow», вышедший под названием «Каким быть образованию завтрашнего дня: Доклад 2012 года о проводимом ООН Десятилетии образования в интересах устойчивого развития». Книга представляет собой сокращенный вариант одноименного доклада одного из наиболее авторитетных экспертов в сфере ОУР д-ра Арьена Волса (Wals, Arjen E.J.).

    Проблематика оценки состояния дел в сфере ОУР и его перспективы волнуют также исследователей российских и зарубежных [3, 4]. Несомненными лидерами здесь являются ученые Великобритании (Д. Тилбург, Б. Скотт и др.), Нидерландов, Швеции, США, Канады и Японии. Представительница последней, д-р Й. Мочизуки (Yoko Mochizuki) на встрече в Ханты-Мансийске представила обзор состояния дел в этой сфере в канун итоговой конференции ООН по ОУР.

    Впечатляет проводимая в этом направлении работа ООН и ЮНЕСКО. Вот только несколько последних, полностью транспарентных публичных акций: электронная дискуссия по проблемам экологической устойчивости в мире «World We Want 2015» (http://www.worldwewant2015.org), Доклад Сети Решений по Устойчивому развитию (10 Sustainable Development Goals “SDGs” proposed) и соответствующие сетевые консультации (http://unsdsn.org/), завершившийся в конце мая 2013 г. Обзор «ОУР после 2014 года» и др. В последней из названных акций приняли участие официальные структуры около 140 стран мира, а также представители 561 причастных к проблемам образования организации из 108 стран, несколько глобальных сетей и множество частных лиц.

    Предварительно подытоживая результаты развития ОУР в мире, эксперты практически едины во мнении о безальтернативности устойчивого развития и ОУР. Налицо также и несомненный прогресс в образовании и просвещении в большинстве стран. Однако, пользуясь лексикой «Рио+20», «достигнутый прогресс был не везде одинаков», а «прогресс, достигнутый на отдельных направлениях, был незначительным» [1].

    Важным для международных экспертов представляется проявление двух стратегий в развитии ОУР:

  • интеграция ОУР с образованием в целом (устойчивое развитие обеспечивает востребованность образования в настоящее время);
  • интеграция ОУР с устойчивым развитием (не может быть достигнуто лишь посредством технологических решений).

    В связи с этим будущее ОУР четко просматривается как в системе образования, так и в политике устойчивого развития с подразделением в обоих случаях на два основных уровня: глобальный и национальный. В сфере образования глобальный уровень должен проявиться в интеграции ОУР в глобальную повестку дня по вопросам образования и просвещения, а на национальном уровне ОУР должно тесно интегрироваться в национальные образовательные политики соответствующих стран. Аналогично этому в сфере устойчивого развития ОУР должно прочно войти в повестку дня глобальной проблематики устойчивого развития, а на национальном уровне ОУР должно стать неотъемлемой частью национальных политик устойчивого развития стран мира.

    Заметим также, что большинство оценок и прогнозов предсказывает важную роль предстоящей конференции в Нагое по выработке четкой и эффективной политики в соответствующей сфере на период после 2014 года.

 

Потенциал ОУР и интересы России

    Как показала прошедшая в июне 2012 года Конференция ООН «Рио+20», концепция устойчивого развития остается практически единственным универсальным политическим инструментом обеспечения приемлемого для мира будущего, «будущего, которого мы хотим». Эта же конференция подтвердила высший статус образования как «решающего фактора перемен» к лучшему в современном обществе. Мировое сообщество определило, что кардинальную роль в переходе человечества к лучшему и предсказуемому будущему предстоит сыграть образованию для устойчивого развития – глобальному инновационному проекту, успешно реализуемого в большинстве стран мира.

    Будущее ОУР – это вопрос, на который нет и не может быть однозначного ответа как для отдельных стран, так и для мира в целом. Возможно даже обозначить их как неясные, неопределённые и даже мрачные, как, впрочем, и в отношении устойчивого развития в целом. Такая двойственная ситуация особенно характерная для России. С одной стороны, в профессиональном сообществе явно растет осознание важности ОУР, существуют объективные предпосылки, востребованность ОУР и реальное отсутствие достойных альтернатив. С другой стороны, все это существует на фоне  экзотического и даже маргинального характера ОУР в стране, имитации вместо реальной деятельности в этой сфере. И всё это – в условиях регресса  и  деградации системы образования в целом.

    Поддержав решения «Рио+20», Россия вновь продемонстрировала свою приверженность политике устойчивого развития. До сих пор, однако, она носила преимущественно декларативный характер, отражая, по-видимому, недооценку руководством страны реального потенциала идеологии устойчивого развития и её образовательной компоненты. Вместе с тем известно, что реальных достижений в развитии в последние 20 лет добились именно те страны, которые трансформировали абстрактные декларации в поддержку ОУР  в конкретные общенациональные проекты. ОУР в этих странах играет роль основы новой культурной революции, вне которой немыслимо решение фундаментальных проблем развития на стыке экономики, социологии и экологии.

    Для России эти два десятилетия оказались, в рассматриваемом отношении, временем упущенных возможностей: лишенные эффективной государственной поддержки российские профессионалы не смогли задействовать потенциал ОУР в стратегию развития страны. Ситуацию неизбежно придется исправлять, поскольку альтернатив ОУР как средству формирования подлинно современного мировоззрения, равно как и системы профессиональных знаний, навыков и компетенций попросту не существует.

    Феномен ОУР на протяжении ряда лет активно изучается в нашей стране. В результате в академическом сообществе России сформировалось представление о путях формирования адекватной интересам страны системы ОУР. Полагаем, что радикальным стратегическим решением этой проблемы могло бы стать принятие федерального закона об ОУР. Его конечной целью должно стать кадровое обеспечение модернизации страны и формирование современного мировоззрения её граждан – реальных субъектов политики устойчивого развития.

    Принятие федерального закона об ОУР должно, в конечном счете, обязывать должностных лиц страны получать соответствующие сертификаты допуска к управлению природопользованием в сфере своей компетенции. Основанием для этого должна быть объективная оценка их знаний, навыков и компетенций как предпосылка  допуска к управлению регионами, муниципальными образованиями, сферами и отраслями хозяйства, отдельными видами производственной и иной экологически значимой деятельности.

    Наряду с этим крайне актуальным является создание полномочного национального центра, ответственного за разработку и проведение в жизнь политики в сфере ОУР. Подобные центры существуют во многих странах мира и доказали свою востребованность и эффективность. Первоочередной его задачей в России должна стать разработка соответствующих национальных стратегии и плана действий. Организационные и концептуальные вопросы по формированию такого центра целесообразно было бы возложить на межведомственную рабочую группу. Российские академические и университетские структуры были бы готовы обеспечить кадровую и консультативную поддержку национальной политике в области ОУР.

 

Заключение

    В последние годы в России все чаще апеллируют к подходам и принципам устойчивого развития. Проблематике устойчивого развития в России посвящен, в частности, последний доклад ПРООН о человеческом развитии за 2013 год, содержащий, в том числе и важный раздел «Наука и образование для устойчивого развития» [2]. Из доклада следует, что устойчивое развитие для России, как и для всего мира в целом – это «будущее, которого мы хотим».

    В связи с этим всё более актуальной воспринимается мысль выдающегося ученого и мыслителя, истинного пророка своего отечества, академика В.И. Вернадского: «Спасение России заключается в расширении образования … и знаний». Эта мысль, изложенная более ста лет тому назад, могла бы стать девизом проведения Десятилетия образования в интересах устойчивого развития в нашей стране, да и в мире в целом. Но что еще важнее, есть все основания полагать, что она сохранит свою актуальность и за пределами 2014 года.

 

Литература

  1. Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ Конференции ООН. Рио-де-Жанейро. 19 июня 2012. http://www.uncsd2012.org
  2. Касимов Н.С., Мазуров Ю.Л. Наука и образование для устойчивого развития. В кн.: Доклад о человеческом развитии за 2013 год. Устойчивое развитие: вызовы Рио. Под ред. С.Н. Бобылева. – М.: UNDP Россия, 2013. С. 35-49.
  3. Мазуров Ю.Л. Идеология устойчивого развития и её отражение в сфере образования. // Вестник ТГУ, т. 18, вып. 2, 2013. С. 523-528.
  4. Tilbury, D. 2011. Assessing ESD Experiences during the DESD: An Expert Review on Processes and Learning for ESD. Paris, UNESCO. http://unesdocunesco.org/images/0019/001914/191442e.pdf   
  5. UNESCO. 2011. From Green Economies to Green Societies: UNESCO’s Commitment to Sustainable Development. http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002111/211136e.pdf
  6. UNESCO. 2012a. National Journeys towards Education for Sustainable Development 2012. Paris, UNESCO.
  7. UNESCO. 2012b. ESD Sourcebook. Learning & Training Tools, No. 4. Paris, UNESCO. http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002163/216383e.pdf
  8. UNESCO. 2012c. Shaping the Education of Tomorrow: 2012 Report on the UN Decade of Education for Sustainable Development, Abridged (by Wals, Arjen E.J.). Paris, UNESCO. http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002164/216472E.pdf

 

 

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: WHAT WILL HAPPEN AFTER THE UN DECADE?

Yu.L. Mazurov
The Department of Environmental Management of Geography Faculty of Moscow State University

Abstract: The phenomenon of Education for Sustainable Development (ESD) has been actively studied in our country for a number of years. As a result, the Russian academic community formed an idea of formation ways of an adequate system of ESD interests of the country. We believe that a radical strategic solution of this problem could be adoption of a federal law on ESD. Its final goal should be staffing the country’s modernization and the formation of the modern worldview of citizens – the real subjects of sustainable development policy.

Keywords: education, sustainable development, “Rio+20”