Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Б.М. Каплан
Федеральный детский эколого-биологический центр, г. Москва

Аннотация: В обзоре освещается международный опыт экологического образования как одного из путей достижения устойчивого развития (на примере стран, входящих в Содружество Независимых Государств, а также Эстонии, Латвии, Грузии, Австрии, Голландии, Германии, Ирландии, Швеции, Чехии, Соединённых Штатов Америки, Канады, Японии, Китая, Израиля).

Ключевые слова: экологическое образование, устойчивое развитие, Содружество Независимых Государств, международный опыт, законотворчество.

УДК: 372.8
 

    Полноценная деятельность по экологическому образованию в Российской Федерации невозможна без учёта опыта зарубежных коллег, в том числе наших недавних соотечественников из стран ближнего зарубежья. Этот опыт может использоваться при разработке нормативно-правового обеспечения экологического образования и организационных форм работы.

    Страны Содружества Независимых Государств (ранее входившие в состав Союза Советских Социалистических Республик) сохранили многие традиции советского экологического образования и развивают новые подходы.

    Например, в Украине, являющейся одним из государств-учредителей и государств – участников Содружества, активно развивается дополнительное эколого-биологическое образование детей. В настоящее время в этой стране действуют 176 внешкольных учреждений эколого-биологического направления (центры, станции и др.), всего данное направление развивается в 246 образовательных учреждениях (Дворцы, центры и др.). Эту работу координирует Национальный эколого-натуралистический центр ученической молодежи Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. Он является организатором всеукраинских мероприятий с детьми, ядром системы повышения квалификации педагогических кадров, принимает участие в практической подготовке студентов национальных вузов к работе во внешкольных учреждениях. В Центре реализуется 69 образовательных программ по 4 основным направлениям – экология, биология, сельское хозяйство, декоративно-прикладное творчество (народные ремесла), работает Всеукраинская заочная биологическая школа [12].

    Республиканский экологический центр детей и юношества Республики Белоруссии (с 2012 года — Республиканский эколого-биологический центр), созданный в 1991 году на базе Республиканской станции юннатов (1930 г.) в Минске, делает многое для того, чтобы сохранить уникальную красоту, созданную многими поколениями юных натуралистов и педагогов. В то же время Центр открывает эту красоту детям, их родителям и гостям. Здесь, среди созданных коллекций живой природы, в лабораториях, мастерских, галерее, формируется экологическое сознание детей и взрослых. Центр — любимое место отдыха детей и их родителей, учащихся и студентов, гостей города (ежегодно его посещают более 20 тыс. человек). Здесь проходят выставки, конкурсы, мастер-классы, театральные представления. Каждый может стать не только их посетителем, но и участником. При центре работают детские объединения, осуществляется очно-заочное обучение (например, Республиканская очно-заочная школа по биологии). Центр координирует работу эколого-биологических центров из других городов Беларуси [13].

    Во многих странах Содружества приняты законодательные акты, касающиеся экологического образования, что говорит о признании государствами важности этой работы.

    В Армении 17 декабря 2001 года принят закон №ЗР-264 «Об экологическом образовании и воспитании населения», который регулирует принципы, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной политики в области непрерывного экологического образования и воспитания населения [10].

    В Азербайджанской Республике 10 января 2003 года был принят Закон Азербайджанской Республики об экологическом образовании и просвещении населения. Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы государственной политики, связанной с экологическим образованием и просвещением населения, регулирует отношения в этой области [11].

    В Казахстане экологическое образование призвано развивать экологические и этические нормы и ценности, вырабатывать профессиональные навыки и формировать такой образ жизни населения, который необходим для обеспечения стабильного развития региона. Законодательной основой экологического образования является «Экологический кодекс Республики Казахстан», глава 25 которого называется «Экологическое образование и просвещение, повышение квалификации специалистов». Целью экологического образования и просвещения, согласно Кодексу, является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития [14].

    Экологическое образование, воспитание учащейся молодёжи является одним из приоритетов государственной образовательной политики Республики Узбекистан в системе формирования гармонично развитого поколения на основе Законов «Об образовании» и «О национальной программе по подготовке кадров». В Программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008-2012 годы было указано на необходимость внедрения «системы непрерывного экологического образования, культуры и воспитания населения «путем совершенствования «нормативно-правовой базы, развитие экологической науки, экологического образования и воспитания» [17].

    Экологическое образование в Таджикистане возведено в ранг государственной программы с 1996 года. Главная задача этой программы: научить каждого человека по месту жительства и на своем рабочем месте принимать экологически грамотные решения в области рационального природопользования, что достигается путем создания единой непрерывной системы образования и воспитания населения республики в области охраны окружающей среды, включая систему дошкольного воспитания, образования в средних и специальных школах; подготовку высококвалифицированных инженерно-технических работников; подготовку специалистов в области охраны окружающей среды со средним специальным и высшим образованием; природоохранную подготовку специалистов других профессий; повышение квалификации и переподготовку руководящих работников, специалистов народного хозяйства и педагогических кадров в системе послевузовского образования; подготовку кадров высшей научной квалификации [18].

    Однако не во всех государствах, входящих в СНГ, дела с экологическим образованием обстоят благополучно. Недостаточно развито это направление в Киргизии, Туркмении, Молдове. Впрочем, в Республике Молдова ситуация с экологическим образованием наметилась к лучшему: предполагается повысить роль образования для устойчивого развития и на этом пути, в первую очередь, усилить природоохранный, экологический компонент в структуре общего образования, довести его долю до 13% от всех учебных программ [7].

    В 1995 году парламент Эстонии принял Закон об устойчивом развитии. Согласно Экологической стратегии необходимо повысить компетентность в области окружающей среды чиновников от окружающей среды, а также волостных и городских чиновников; поддержать составление учебных и методических материалов в области окружающей среды и устойчивого развития для всех ступеней образования (печатные издания, страницы в интернете, учебные фильмы, диски, настенные таблицы); улучшить дополнительное обучение в области окружающей среды для учителей и преподавателей, обеспечить системное изучение охраны окружающей среды в основной школе и гимназии; посредством воспитательной и образовательной работы формировать установки людей в отношении окружающей среды; сделать приоритетными действия, повышающие знание природы в первую очередь среди детей и молодёжи и помогающие увидеть в природе и занятиях с ней возможность для проведения свободного времени [19]. В январе 2011 г. министр окружающей среды одобрил программу «Развитие экологического образования», цель которой — дать толчок развитию как традиционного, так и внеклассного образования в области экологии.

    В 1999 году с применением широкого публичного обсуждения Латвия подготовила национальную стратегию экологического информирования и образования, и после ее принятия была составлена программа действий. В этой стратегии указываются цели и задачи экологического информирования и образования. В каждом районе создана сеть координаторов по вопросам экологического образования. Однако латвийские специалисты считают, что большинство школьников имеют недостаточный багаж знаний в области экологии, в частности, в вопросах экологического воспитания и образования, вопросы экологического воспитания молодого поколения сравнительно мало освещаются средствами масс-медиа. При этом отмечается, что экологическое воспитание и образование значительно лучше популяризуются общественными организациями, чем государственными.

    О состоянии дел в сфере экологического образования в другой бывшей советской республике, Литве, сведения в открытых источниках крайне скудны.

    В общеобразовательных школах Грузии экологическое обучение осуществляется на всех этапах школьного периода. Экологические и природоохранные вопросы включены в учебные программы практически всех предметов, относящихся к естественным наукам — биологии, географии, химии и т.д. Кроме традиционной экологии, школьники знакомятся с прикладными проблемами этой комплексной науки [2]. 2012 год Министерство охраны окружающей среды Грузии объявило годом экологического образования.

    В образовательных системах развитых западных стран произошел пересмотр прагматического подхода и ориентация на восприятие природы в качестве базовой ценности. Экологическое образование в зарубежных странах представляет собой сочетание школьного и внешкольного обучения, или, согласно международной классификации, формального, неформального и внеформального образования. Для отечественной практики важным является положение о том, что непрерывное экологическое образование осуществляется для разных групп населения и включает все ступени школьного, дошкольного и профессионального обучения, а также экологическое просвещение. Успешность образовательных моделей экологического воспитания за рубежом обеспечена применением следующих передовых педагогических технологий: интегрированного образования, диалогического характера обучения, объективной оценки собственного выбора, метода проектов, обучения вне стен школы (на свежем воздухе) и др. [1].

    Согласно международным стандартам, экологическое образование есть образование об окружающей среде, посредством окружающей среды и для окружающей среды. Эти три компонента, являющиеся гранями единого подхода к решению частных задач экологического образования, должны рассматриваться как органично связанные [4].

    В Австрии значение экологического образования было осознано в середине 1970-х годов, когда вопросы окружающей среды были включены в школьные программы как межпредметные темы. С 1980-х годов по инициативе Австрийского общества охраны природы и окружающей среды реализуется разнообразная деятельность, включающая 1) организацию специальных школьных проектов; 2) проведение природоохранительных акций; 3) разработку специальных учебных пособий и различных дидактических материалов; 4) организацию семинаров для педагогов-экологов, а также курсов переподготовки для всех специалистов, принимающих участие в экологическом образовании детей; 5)издание газет и журналов по вопросам экологического образования; 6) разработку специальных эколого-образовательных программ; 7) создание общегосударственного банка данных по вопросам экологического образования; 8) осуществлении координационных функций; 9) консультирование учителей, а также всех других категорий граждан, желающих участвовать в школьных и внешкольных видах эколого-образовательной деятельности, а также в различных проектах, связанных с экологическим образованием детей [4].

    В Голландии одним из средств экологического воспитания детей служат специальные хозяйства, где дети могут общаться как с дикими, так и домашними животными, ухаживать за ними («городские фермы»). Уже много лет в Западной Европе существует движение Городского сельского хозяйства. В рамках этого движения и возникли городские фермы, чтобы ликвидировать все возрастающее отчуждение человека от среды обитания. Располагаясь в самых забытых местах города, эти фермы являются уникальным общим проектом для развития сообщества. Заброшенные места опасны, они представляют собой территорию преступлений и хулиганств. Фермы преобразуют эти забытые уголки города, тем самым, делая дважды полезное дело для жителей [6].

    В Германии сфера образования входит в компетенцию земельных правительств. Отдельный предмет «Экология» или «Окружающая среда» в школах Германии отсутствует, но экологическая тематика входит в школьные учебные программы и учебники, индивидуальные для каждой земли. В Германии также действуют около 60 «природных школ» (Naturschule), они предлагают программы на любой вкус для людей от 8 до 80 лет и используют разные методы обучения. Есть «дикие» школы на грани туризма, развлечений и экологического воспитания, где действует педагогика переживаний, но через веселые и увлекательные игры [6].

    Система экологического образования Ирландии направлена на предоставление каждому школьнику возможность приобрести знания, отношения, ценности, опыт принятия экологически ответственных решений, а также соответствующие практические умения и навыки, необходимые для защиты и оптимизации природной среды, на приобретение школьниками широкого  практического опыта в сфере решения реальных экологических проблем. Наличие прочных связей между учителями, учениками, экологическими центрами и общественными организациями рассматривается сегодня как важное условие эффективного экологического образования [4].

    В Швеции реализуется Национальный проект по вопросам окружающей среды, в соответствии с требованиями которого были подготовлены и опубликованы новые учебные пособия и руководства для школьных учителей и учащихся. В наши дни экологическое образование получило статус приоритета в межгосударственном сотрудничестве скандинавских стран. Шведское общество  защиты окружающей среды совместно с Национальным агентством по вопросам образования создали общегосударственную информационную сеть по проблемам экологического образования. Этой системой могут пользоваться школьные учителя, учащиеся, представители общественных организаций, а также все граждане, интересующиеся экологическим образованием [4].

    В Чехии в 2000 году была принята «Государственная программа экологического образования». Принципы устойчивого развития внедрены во все документы, касающиеся школ. Реализуется программа подготовки преподавателей в области устойчивого развития. Принципы такого образования декларируются также в Правительственной стратегии  развития человеческого ресурса. Помимо принятия этих документов, сделано много реальных шагов непосредственно в школах. Роль «школьного экологического координатора» Министерством образования была предложена Ассоциации экологического образования Чешской Республики, которая занимается и школьными проектами, и подготовкой соответствующих специалистов (имеется аккредитация). Организуются семинары и мастер-классы для учителей: например, по вопросам экосистем природы Чехии, возобновляемым энергетическим ресурсам, устойчивого производства и потребления. Учащиеся средних школ представляют свои проекты на Юношеской конференции по устойчивому развитию. Школам, лучшим в области экологического образования, на 3 года присваивается статус «школы устойчивого развития», это не состязание, но общая оценка школьной деятельности [9].

    Экологическое образование в общеобразовательных школах Соединённых Штатах Америки характеризуется чрезвычайным разнообразием форм, направлений и методологических подходов, глубоким проникновением идей экологической этики в содержание практически всех школьных дисциплин, широким привлечением широкой общественности и особенно общественных неправительственных организаций к процессу формирования у молодежи норм бережного и ответственного отношения к окружающей природной среде. В этой стране общепризнанным является положение о том, что если личность не владеет понятием «окружающая среда» и не понимает своего собственного отношения к этой среде, то она является безграмотной [4].

    В Канаде одной из форм работы по экологическому образованию является деятельность экоцентров. Например, экспериментальный экологический образовательный центр “Saturna”, находящийся на прекрасном одноимённом острове в Британской Колумбии, реализует образовательные экологические программы, «погружая» детей в мир природы с тем, чтобы они чувствовали, понимали природу и действовали в её интересах. Такие исследования, основанные на мультидисциплинарном подходе, представляют собой уникальные обучающие приключения и развивают у учащихся критическое мышление, социальную ответственность и личностный рост, стирают границы между школой и обществом, делая их одним и тем же [15].

    Высокая экологическая культура национального хозяйства Японии была достигнута не без участия образовательных программ в области окружающей среды, которыми охвачены школы, скаутские объединения, высшие и средние учебные заведения профессиональной подготовки. Экологическое сознание в целом, в том числе чистота окружающей среды и природы, для японцев имеет особый смысл, ибо большое по численности население проживает на относительно маленькой территории, а забота о здоровье людей находится в числе приоритетных задач [5].

    Экологическое образование в Китае начало развиваться в 1979 г., когда Комитет экологического образования Китайской ассоциации наук об окружающей среде провёл конференцию, на которой было предложено ввести курс экологии в начальных и средних классах нескольких школ, специально отобранных для этого пилотного проекта. В настоящее время экологическое обучение в стране стало существенной частью обязательного образования, хотя уроки экологии проводятся главным образом в виде факультативов или практикумов за рамками отведённого для школьных занятий времени. Школьники овладевают основами знаний об окружающей среде, умениями и навыками защиты окружающей среды в процессе полевых или лабораторных занятий [8].

    Основное значение для охраны природы в Израиле имеет воспитание, и здесь бесспорным лидером является Общество охраны природы в Израиле (ООПИ). Одной из целей ООПИ является воспитание интереса к природе и родному краю посредством экологического образования, укрепление связи общества с природой и её ценностями. Охватывая сеть из 24 школ, каждая из которых способна разместить на ночь 150–250 гостей, ООПИ осуществляет активную программу воспитательной деятельности по вопросам рационального природопользования и охраны природы. Это общество издает много журналов, пособий и книг — многие на английском языке — для тех, кто стремится познать и оценить разнообразие и красоту природных богатств Израиля [16].

    В целом можно отметить то, что в самых разных странах мира идёт экологизация всех уровней образования путём внедрения национальных, региональных и глобальных проектов и программ. Нам есть чему поучиться у зарубежных коллег. Но и российский опыт экологического образования [3] является для них очень ценным. Неслучайно исполнительный директор Международной организации «Хартия Земли» Алан Аткиссон на конференции «Глобальная безопасность и устойчивое развитие: экология — экономика — энергетика», состоявшейся в феврале 2007 года в Москве по инициативе Общественной палаты Российской Федерации, отметив, что образование — самый надёжный путь к достижению устойчивого развития, выразил надежду на то, что Россия могла бы стать в этом отношении примером для всего мира.

 

Литература

  1. Барышникова Г.Б. Анализ зарубежного опыта экологического воспитания школьников // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. – Ярославль: ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 2012. – С. 17-25. (http://yspu.org/conferences/2012/Sbornik-FGOS2-2012.pdf).
  2. Каджая Г.Ш. Устойчивое развитие и проблемы экологического образования в Грузии. Электронный ресурс http://srv03.kgmtu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/99/1/Каджая_ru.PDF.
  3. Каплан Б.М. Экологическое образование в Российской Федерации // На пути к устойчивому развитию России. № 64, 2013. – С. 24-32.
  4. Каропа Г.Н. Теория и методы экологического образования школьников. – Гомель, 2000.
  5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
  6. Сапожникова Г.П., Каплан Б.М. Устойчивое развитие и экологическое образование. Методическое пособие. – М.: ГОУ ДОД ФДЭБЦ, 2009. – 119 с.
  7. Халаим Н.Т. Сложный путь Республики Молдовы к устойчивому развитию // На пути к устойчивому развитию России, № 62, 2012. С. 45-52.
  8. Юдин А.Г. Китайский проект // Дискуссионный  клуб научно-популярного журнала «Экология и жизнь», 2002. http://www.ecolife.ru/jornal/ecob/2002-1-1.shtml.
  9. Kvasnikova D. Education for sustainable development in Czech Republic // «Устойчивый мир: На пути к экологически безопасному обществу»: тезисы докладов XII Международной конференции по экологическому образованию. – Владимир, 2006. С. 94-96.
  10. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=10673.
  11. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3667.
  12. http://ecobiocentre.ru/main.php?id=644.
  13. http://eco.unibel.by/index.html.
  14. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30085593.
  15. http://seec64.ca/index.php?/about/seec.
  16. http://visrael.biz/ekologiya.
  17. http://www.lex.uz/Pages/GetAct.aspx?lact_id=1392866.
  18. http://www.adlia.tj/base/show_doc.fwx?rgn=7503.
  19. http://www.roek.ee/old/edu/docs/proj3_21.pdf.

 

 

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN ENVIRONMENTAL EDUCATION: REVIEW

B.M. Kaplan
Federal Children’s Environmental and Biological Center

Abstract: In this review, we consider the international experience of environmental education as a way to achieve sustainable development (for example, the countries of the Commonwealth of Independent States, as well as Estonia, Latvia, Georgia, Austria, Holland, Germany, Ireland, Sweden, the Czech Republic, the United States of America, Canada, Japan, China, Israel).

Keywords: environmental education, sustainable development, the Commonwealth of Independent States, international experience, legislation.