Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ТАДЖИКИСТАН: НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

Х.А. Одинаев
Таджикский национальный университет

 

Аннотация: Стратегическими целями государственной политики провозглашены: достижение энергетической независимости; вывод страны из транспортно-коммуникационной изоляции и обеспечение продовольственной безопасности. Становление устойчивого развития в Таджикистане также тесно связано с решением задач построения социально-ориентированной рыночной экономики, эффективного хозяйствования и бережного использования природных ресурсов и формирования современного гражданского общества.

Ключевые слова: Республика Таджикистан, устойчивое развитие, гражданское общество

УДК: 504.062; 332.142.4

 

    Процесс перехода к модели устойчивого развития в Центральной Азии, в том числе в Таджикистане формально начался в 1995 г., когда страны региона единодушно провозгласили принципы устойчивого развития основой своей политики. Как известно, основополагающим положением глобальной концепции устойчивого развития является ответственность ныне живущих людей за жизнь будущих поколений, поиск новых не только экономически, но и экологически эффективных способов хозяйствования. Недостаток и деградация природных ресурсов в условиях растущего населения мира, прогнозы их скорого исчерпания, тревога за судьбу человечества на планете стали основной причиной для осознания многими людьми на планете необходимости перехода к устойчивому развитию, поиска путей в этом направлении.

    Важнейшими условиями перехода Таджикистана к устойчивому развитию являются, прежде всего, сохранившиеся естественные экосистемы страны и незатронутые и мало затронутые природные. Таджикистан располагает большими запасами гидроэнергетических ресурсов и пресной воды, многообразием полезных ископаемых, благоприятными условиями для выращивания экологически чистых продуктов питания, а также реальными возможностями для активного развития экологического туризма. По абсолютным показателям запасов гидроэнергетических ресурсов страна занимает восьмое место в мире, а по удельным второе.

    Еще в 1998 г. в Таджикистане была создана и функционирует Национальная Комиссия по устойчивому развитию (НКУР) с целью управления и оптимизации процесса принятия решений в области устойчивого развития путем координации деятельности министерств и ведомств, участвующих в разработке и осуществлении стратегии и программ по устойчивому развитию Республики и взаимодействие с региональными и международными организациями и программами по вопросам устойчивого развития.

    В 2000 году Таджикистан как полноправный член мирового сообщества активно приступил к реализации мероприятий по достижению параметров концепции устойчивого развития, обязуясь выполнять обязательства по Повестке дня на 21 век (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Целям развития тысячелетия, утвержденным на Саммите тысячелетия ООН (Нью-Йорк, 2000 г.), Йоханнесбургской декларации по окружающей среде и развитию («Рио+10», Йоханнесбург, 2002 г.). В рамках этих усилий проблема снижения бедности признана приоритетным направлением социально-экономической политики Правительства Республики Таджикистан.

    Для достижения Целей развития тысячелетия Постановлением Правительства РТ от 01.09.2007 № 500 была принята «Концепция перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию» [2]. Согласно этой Концепции, устойчивое развитие в Таджикистане рассматривается как подсистема устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели выступают в качестве реализации целей и задач, изложенных в декларациях и международных соглашениях. Стратегическая цель перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию заключается в обеспечении стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений населения страны, достижения нового качества жизни людей и экосистем.

    Основные задачи Концепции перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию: снижение уровня бедности и достижения социальной безопасности; обеспечение энергетической безопасности; обеспечение продовольственной безопасности; обеспечение экологической устойчивости; достижение эффективного управления и информированности населения о проблемах охраны окружающей среды; озеленение пригородных зон; реформирование законодательства; экологические конвенции и выполнение обязательств страны.

    Согласно этой Концепции, процесс перехода Таджикистана к устойчивому развитию охватывает три этапа. На первом этапе (2007-2009 гг.) предусматривалась реализация следующих основных целей: обеспечение устойчивого роста жизненного уровня населения; информирование населения о проблемах охраны окружающей среды; озеленение пригородных зон; реформирование законодательства; экологические конвенции и выполнение обязательств страны.

    В период реализации второго этапа (2010-2012 гг.) Правительством страны была принята «Среднесрочная стратегия снижения бедности на 2010-2012 гг.». При этом основное внимание было уделено вопросам отработки инструментов по адаптации к изменению климата, деградации земель, загрязнения воздуха, предотвращения ввоза в страну опасных товаров и технологий.

    Третий этап охватывает осуществление мер по оздоровлению экономики и ее стабилизации как необходимых условий обеспечения перехода страны к устойчивому развитию. На данном этапе предполагается начать формирование эколого-ориентированной экономической системы и интеграцию принципов устойчивого развития во все сферы общества страны. Реализация третьего этапа, помимо прочего, включает разработку «Среднесрочной стратегии повышения благосостояния населения Таджикистана на 2013-2015 гг.». Данная Стратегия базируется на реализации политики страны по эколого-экономической стабилизации функционирования национальной экономики и формирования эколого‐экономической системы оптимизации и регулирования охраны окружающей среды. Приоритетной задачей является решение проблемы обеспечения экологического благополучия страны путем охраны и рационального использования богатых и в значительной степени еще не затронутых природных ресурсов, а также строительство объектов экологически чистых производств, градостроения и инфраструктуры. В целом, данная Концепция предполагает реализацию мер по устойчивому развитию страны на следующие 15 лет.

    Важнейшим условием достижения параметров устойчивого развития является расширение и углубление регионального эколого-экономического сотрудничества путем активизации участия в международных соглашениях в области охраны окружающей среды и сохранения экосистем [1]. Таджикистан, присоединился к следующим экологическим Конвенциям, учитывая их значимость:

  • Конвенция ООН о биологическом разнообразии (1997);
  • Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (1997);
  • Монреальский Протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1998);
  • Венская Конвенция об охране озонового слоя (1998);
  • Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (1998);
  • Лондонская и Копенгагенская поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой (1998);
  • Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, особенно в качестве местообитаний водоплавающих птиц (2000);
  • Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (2000);
  • Орхусская Конвенция (2001);
  • Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (ОВОС), 2004;
  • Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (2007).

    Кроме того, в целях социально-экономической и экологической интеграции в субрегионе Республика Таджикистан в 2006 году присоединилась к Рамочной конвенции по окружающей среде и устойчивому развития стран Центральной Азии, а также участвует в процессе подготовки субрегиональной стратегии устойчивого развития.

    Таджикистан является членом нескольких региональных и субрегиональных организаций, включая Организацию экономического сотрудничества (ОЭС), Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию (МКВК), Международный фонд спасения Аральского моря (МФСА) и Межгосударственную комиссию по устойчивому развитию (МКУР).

    Республика Таджикистан, будучи членом Комиссии Устойчивого развития ООН, в 1995 г. подписала Иссык-кульскую и Нукусскую Декларации, которые ориентированы, прежде всего, на разработку региональных планов действий по устойчивому развитию Центрально-Азиатского региона, является участником процессов «Окружающая среда для Европы» и «Окружающая среда и устойчивое развитие для Азии».

    В ходе Киевской Конференции министров Таджикистан присоединился к другим четырем государствам Центральной Азии в представлении «Приглашение к партнерству по реализации Центрально-азиатской инициативы по устойчивому развитию», где была отмечено важное геополитическое значение Центральной Азии в регионе ЕЭК ООН для сохранения и укрепления безопасности, поддержания благоприятной для жизни и здоровья окружающей среды и сохранения ландшафтного биологического разнообразия. Предложения по региональному соглашению были также включены в обзор прогресса Центральной Азии по выполнению Повестки дня на ХХI век и в заявление МКУР на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию.

    Республика Таджикистан в рамках регионального сотрудничества также принимает активное участие в реализации «Регионального плана действий по охране окружающей среды (РПДООС)», разработанном совместно под эгидой МКУР и при поддержке Азиатского банка развития (АБР), ЮНЕП и ПРООН и Стратегии сотрудничества по содействию рациональному и эффективному использованию водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии, а также Экологической стратегии для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) [3, 4, 5].

    Следует отметить, что в рамках реализации РПДООС Таджикистан уделяет ведущую роль пяти основным экологическим приоритетам: загрязнение воздуха, загрязнение воды, деградация земель, управление отходами и деградации горных экосистем по направлению деградации горных экосистем. В РПДООС были определены как краткосрочные (2002-2007 гг.) так и долгосрочные меры (2007-2012 гг.) по каждой из этих пяти проблем, а также по вопросам привлечения общественности.

    В Республике Таджикистан подготовлены и реализуются национальные планы и программы по борьбе с опустыниванием, по сохранению и рациональному использованию биологического разнообразия, по смягчению последствий изменения климата и др. Позднее разработанные планы действий были интегрированы в Национальный план действий по охране окружающей среды Республики Таджикистан (НПДООС РТ), основной целью которого является создание основы для оптимального природопользования, сохранения наиболее хрупких и ценных экосистем для обеспечения гармоничного эколого-экономического развития.

    Важнейшими направлением достижения параметров устойчивого развития в Республике Таджикистан являются необходимость обеспечения всеобщего доступа к современным энергетическим ресурсам (услугам) и технологиям, повышение энергоэффективности и расширение использования возобновляемых источников энергии. Это особенно важно для сравнительно бедных стран с преобладанием горных, отдаленных от основной инфраструктуры, и малоосвоенных территорий. В этой связи Таджикистан поддержал инициативу Генерального секретаря ООН «Устойчивая энергетика для всех».

    Следует отметить, что Таджикистан обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом, и его будущее во многом зависит от эффективного и рационального использования этого вида энергии [6]. Гидроэнегетический потенциал РТ составляет примерно 527 млрд кВт*ч в год, что составляет 4% от мировых запасов гидроэнергетических ресурсов. Данный показатель более чем в 3 раза превышает нынешнюю потребность стран Центральной Азии в электроэнергии, где в основном используется потенциал тепловых электростанций. На настоящий момент освоено около 3,2% этого потенциала. Доля гидроэлектроэнергии в энергетическом балансе страны составляет 98%. Расчеты показывают, что при разумном освоении и рациональном использовании экспортный потенциал Таджикистана к 2020 году может составить около 30 млрд кВт*ч, что, во-первых, значительно уменьшило бы удельный вес углеродной энергетики в региональном энергетическом балансе, во-вторых, способствовало бы развитию «зелёной» экономики в стране и в регионе, и, в-третьих, максимально снизив отрицательное воздействие на окружающую среду, привел бы к росту занятости населения путем создания и расширения энергоемких промышленных и инфраструктурных отраслей.

    В Таджикистане в рамках национальных гидроэнергетических программ (проектов) большое значение придается строительству малых и средних гидроэлектростанций, позволяющих обеспечить электричеством, прежде всего, горные районы страны. Так, за последние годы в стране построено более 280 малых и средних гидроэлектростанций, высоковольтных линий электропередач, создана единая энергетическая сеть страны. Вместе с тем, сложившаяся ситуация требует более пристального внимания к вопросу о возведении гидроэнергетических объектов в различных горных районах страны.

    Решающее значение в плане достижения Целей развития Тысячелетия и обеспечения устойчивого развития имеет углубление сотрудничества в сфере водно-ирригационных ресурсов. Вода в Центральной Азии - это не только важнейший элемент природного капитала, но и решающий фактор социально-экономической, экологической и даже политической безопасности и от которого в значительной степени зависит контуры формирующихся региональных взаимовыгодных эколого-экономических отношений. Таджикистан является основной страной стокоформирующейся зоны Центральной Азии, на долю которого приходится более 60% от общего объема водных ресурсов Аральского бассейна. Усыхание Арала и расширение опустынивания, являясь результатом неразумной и неэффективной водохозяйственной политики в регионе, предполагают необходимость реализации оптимальной взаимовыгодной политики водно-энергетической и мелиоративно-ирригационной интеграции стран региона с целью сохранения и улучшения регионального водного баланса. Важно учесть, что вопросы эффективного использования водно-энергетических ресурсов региона сегодня должны рассматриваться через призму адаптации к изменению климата в регионе.

    Учитывая важность водных ресурсов для всего региона, Генеральная Ассамблея ООН по предложению Таджикистана объявила 2003 год Международным годом пресной воды, а 2005-2015 гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни». Для реализации идеи этих инициатив в августе 2003 года в Душанбе был организован Международный форум по чистой воде, и в мае 2005 года была проведена Международная конференция по региональному сотрудничеству в бассейнах трансграничных рек.

    Важное значение имеет принятая 21.12.2012 г. резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о «Проведении Международного года водного сотрудничества-2013», которая была разработана и предложена Таджикистаном. В соответствии с этой резолюцией 22.03.2013 г. в Нью-Йорке состоится Интерактивный диалог высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН, посвященный Международному году водного сотрудничества 2013, а также в августе 2013 г. в Душанбе планируется провести международную конференцию высокого уровня по сотрудничеству в водной сфере. Реализация намеченных мероприятий в рамках этой инициативы позволяет расширить и укрепить взаимопонимания и сотрудничество на всех уровнях, достичь согласованных на международном уровне целей в области водоснабжения и санитарии, а также способствует сохранению водных ресурсов для будущих поколений.

    Стратегической целью Правительства Республики Таджикистан в рамках концепции устойчивого развития является обеспечение стабильно высоких темпов экономического развития, которое нацелено на повышение уровня и качества жизни населения страны. Этот подход отражен в основных документах страны по развитию, в том числе в «Национальной стратегии развития до 2015 г.», среднесрочных стратегиях сокращения бедности, стратегиях развития соответствующих секторов экономики и социальной сферы. Правительство Таджикистана намерено в течение 5 ближайших лет обеспечить её развитие на уровне 7-8%, используя все имеющиеся ресурсы и возможности, что создаст прочную основу для устойчивого развития страны.

    Стратегическими целями государственной политики провозглашены: достижение энергетической независимости; вывод страны из транспортно-коммуникационной изоляции и обеспечение продовольственной безопасности. Становление устойчивого развития в Таджикистане также тесно связано с решением задач построения социально-ориентированной рыночной экономики, эффективного хозяйствования и бережного использования природных ресурсов и формирования современного гражданского общества.

    В прошлом году Республика Таджикистан была избрана в члены Комиссии ООН по устойчивому развитию на период с 2013 по 2016 годы на возобновленной организационной сессии Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) в Нью-Йорке. Известно, что Комиссия по устойчивому развитию как межправительственный орган (в качестве функциональной комиссии ЭКОСОС включает 53 государства-члена, которые избираются из числа государств-членов ООН и членов ее специализированных учреждений) была учреждена Генассамблеей ООН в декабре 1992 года в целях обеспечения эффективной последующей деятельности по итогам Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Комиссия отвечает за анализ достигнутого прогресса в области осуществления Повестки дня на XXI век и Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, а также за обеспечение политического руководства по вопросам осуществления последующих действий в рамках реализации Йоханнесбургского плана выполнения решений (ЙПВР) на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

    В стране продолжается формирование системы измерения устойчивого развития. Общая координация данного вопроса Постановлением Правительства РТ возложено на Министерства экономического развития и торговли РТ, при котором создан Республиканский Центр координации выполнения стратегии устойчивого развития. Во многих министерствах и ведомствах организованы рабочие группы по координации выполнения стратегии устойчивого развития.

    На основании Концепции перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию и среднесрочной Стратегии для обеспечения экологической устойчивости страны определены следующие показатели: площадь земель, покрытых лесами; расширение площади ООПТ; деградация земель; загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение земель отходами (строительства и реабилитации полигонов и свалки); загрязнение водных ресурсов и др.

    Следует отметить, что о результатах выполнения Стратегии министерства и ведомства ежеквартально приставляют отчет Центру координации выполнения стратегии устойчивого развития Министерству экономического развития и торговли. Центр, в свою очередь, ежеквартально представляет отчет Правительству страны. Финальный отчет публикуется в газетах, передается в средства массовой информации, общественности, политическим деятелям, Агентству статистики. В 2010 году совместно с ООН опубликован информационный журнал под названием «Цели развития тысячелетия – достижения в Таджикистане» Журнал содержал информационные материалы о выполнение 8 основных показателей и 60 мероприятий Стратегии устойчивого развития страны.

    В настоящее время в Таджикистане проводится активная работа по определению и разработке показателей устойчивого развития на период 2013-2015 гг. Также на основании требования данной Стратегии и Декларации «Рио+20» под девизом «Будущее, которого мы хотим» начаты подготовительные работы по определению основных показателей устойчивого развития страны на следующие 15 лет.

 

Литература

  1. Бобылев С.Н. Зубаревич Н.В. и др. Устойчивое развитие: методология и методики измерения. – М.: Экономика, 2011.
  2. Концепция перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию / Постановление Правительства РТ от 01.10.2007, № 500. – Душанбе, 2007.
  3. Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. / Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2011. – 188 с.
  4. Доклад о развитии человека 2007/2008. Борьба с изменениями климата: человеческая солидарность в разделенном мире./Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2007.- 188 с.
  5. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2009 / Энергетика и устойчивое развитие. / Под общ. ред. С.Н. Бобылева. – М., 2010. – 180 с.
  6. Петров Г.Н., Ахмедов Х.М. Малая гидроэнергетика Таджикистана. – Душанбе, Дониш, 2010. – 148 с.

 

TAJIKISTAN: ON THE WAY TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Kh.A. Odinaev
Tajikistan National University

Abstract: Strategic objectives of public policy declared in Tajikistan are: achieving of energy independence, canceling of the transport and communication isolation of the country and food security. Sustainable development of Tajikistan is also closely linked with the tasks of building a socially oriented market economy, effective management and sustainable use of natural resources and forming of a modern civil society.

Keywords: Republic of Tajikistan, sustainable development, civil society