Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В УЗБЕКИСТАНЕ, ДОСТИЖЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

А.П. Кобзев
Информационная программа Экофорума ННО Узбекистана

 

Аннотация: По оценкам экспертов, экономика Узбекистана имеет достаточно сформированную базу для развития основных секторов экономики, что создает предпосылки для устойчивого развития в среднесрочной перспективе. В этом контексте одним из эффективных инструментов обеспечения устойчивого долгосрочного развития является переход к «зеленой» экономике - экономической системе, которая позволяет обеспечить рост благосостояния людей и социальную справедливость, уменьшая при этом экологические риски и сокращая дефицит природных ресурсов.

Ключевые слова: Республика Узбекистан, «зеленая» экономика, природные ресурсы.

УДК: 504.052; 332.142.4

 

    Человечество подошло к той черте, когда современные экологические проблемы ставят под угрозу возможность существования и дальнейшего устойчивого развития цивилизации. Продолжающаяся деградация экосистем ведет к уничтожению ареала обитания биологического вида Homo sapiens, который, тем не менее, продолжает активно захватывать новые ареалы, уничтожая и вытесняя другие биологические виды. Все это ведет к разрушению биосферы и, в некоторых аспектах, уже теряется ее способность поддерживать качество окружающей среды, необходимое для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования экосистем. Особую опасность эта ситуация приобретает в пустынных и горных экосистемах.

    Узбекистан – страна, распложенная в аридной зоне, почти 80% территории занимают степные полупустыни и пустыни. Небольшая часть страны покрыта горами. Наиболее высокие вершины, достигающие 4500 м, расположены на юго-востоке Узбекистана в предгорьях Тянь-Шаня (Гиссарский хребет). Эти горные территории известны высокой сейсмической активностью, здесь случаются сильные землетрясения – до 10 баллов по шкале Рихтера. Как известно, пустынные и горные экосистемы являются наиболее уязвимыми в своем хрупком равновесии при любом вмешательстве, что необходимо учитывать при составлении программ и стратегий развития.

    Климат – засушливый, средний уровень осадков меньше уровня испарения и составляет всего 100-200 мм в год. Большинство дождей выпадает зимой и весной, в период с июня по сентябрь осадков почти нет. Горячий воздух в сочетании с высокой испаряемостью и недостаточным дренажом приводит к быстрому засолению, а сухие горячие ветры вызывают эрозию почв. Значительную часть территории Узбекистана (вплоть до южного Казахстана) занимает пустыня Кызылкум, которая ограничена горными хребтами на северо- и юго-востоке, которые отделяют ее от Ферганской долины (около 21,5 тыс. км2) – наиболее плодородной части страны. Две крупнейшие реки региона – Амударья (2580 км) и Сырдарья (2212 км), относятся к бассейну Аральского моря и делают возможным существование в условиях резко-континентального климата на большей части страны. Аральское море потеряло большую часть объема воды и сейчас разделилось на три отдельных озера.

    В целом водные ресурсы страны скудны и распределены неравномерно, что приводит к недостаточному водоснабжению значительной части населенных пунктов.

    Узбекистан богат природными ресурсами, в первую очередь, углеводородами: природным газом, нефтью, углем, разведаны большие залежи и добываются золото, уран, серебро, медь, свинец, цинк, вольфрам, молибден. Добыча газа составляет порядка 60 млрд м3 в год и до недавнего времени полностью удовлетворяла внутреннюю потребность. В последние время в связи с большими поставками газа на экспорт (более 10 млрд м3) на фоне снижения добычи, ситуации в стране изменилась. По запасам золота Узбекистан занимает шестое место в мире, а по производству 9-е, добывая в год 80-85 тонн. При сохранении нынешних тенденций и объемов потребления ресурсов, имеющихся запасов природного газа и угля в Узбекистане хватит только на ближайшие 20-30 лет, в то время как запасы нефти уже практически исчерпаны.

    Их сельскохозяйственных культур хлопок является наиболее важным продуктом для экспорта. Узбекистан остается вторым в мире экспортером хлопка. Вместе с тем, хлопок – одна из самых влаголюбивых культур и в условиях дефицита водных ресурсов страна сократила площадь посевов хлопка за последнее десятилетие почти на четверть. Это связано также с задачей обеспечить зерновую независимость страны, в связи с этим, площадь земель под пшеницей увеличилась на 60%. Сельское хозяйство дает около 20% странового ВВП.

    Расчеты показывают, что дефицит воды будет усиливаться и установленный по договоренности со странами Центральной Азии годовой лимит водообеспечения для Узбекистана (53,5 млрд м3) не гарантируется, в том числе, по причине высокой вариативности по объему выпадаемых осадков и увеличения частоты маловодных лет.

    Ожидается, что при существующем ведении хозяйства, площадь орошаемых земель сократится еще на 20-25% в течение следующих 30 лет. Все это указывает на то, что при продолжении развития по нынешнему сценарию общий рост в стране будет сдерживаться недостаточностью или отсутствием земельных, водных, энергетических и других ресурсов, масштабными экологическими последствиями нерационального пользования природными ресурсами.

    В условиях аридной зоны, с ростом численности населения в разы увеличивается антропогенная нагрузка (рост потребности в воде и других средствах существования). Это создает дополнительные экологические, экономические и социальные нагрузки особенно на густонаселенные территории республики.

    Пристального внимания требует решение проблем, вызванных последствиями экологической катастрофы – усыхания Аральского моря, которые затронули условия жизни десятка миллионов человек, проживающих в бассейне Арала. Использование почти всего объема водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи в течение десятилетий в целях ирригации, широкое применение агрохимикатов и неэффективная очистка сточных вод являются причиной существенных проблем в сфере здравоохранения и охраны природы в этом регионе. К 2010 г. площадь Аральского моря составляла менее 10% от первоначального размера. Сейчас Узбекистан перешел от восстановления Аральского моря к работам по образованию ряда озер к югу от него, с целью создания локального микроклимата и приостановки эрозии почв, опустынивания, обезлесения и потери биоразнообразия.

    В большинстве официальных документов и стратегий Узбекистана [2] подчеркивается исключительное значение водных ресурсов для устойчивого развития, в т.ч. для продовольственной безопасности, здравоохранения, сельского хозяйства и развития сельских районов, а также право населения на безопасную и чистую питьевую воду и санитарию.

    Узбекистан признает приоритетность устойчивого развития как основного ориентира для развития страны. В 1997 принята Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), которая остается основой для устойчивого развития и действует как базовый документ для других разрабатываемых стратегий и нормативно-правовых актов. Все разрабатываемые и обновляемые документы правительства должны ориентироваться на НСУР. Вместе с тем, в Стратегии немного внимания уделяется окружающей среде и, в целом, это больше изложение принципов, на основе которых должно планироваться развитие всех секторов страны. Большое внимание в стратегии уделяется экономическим и социальным аспектам развития, а общий акцент делается на ускорение роста и сокращение бедности.

    В Узбекистане с каждым годом все большее внимание уделяется охране окружающей среды. Реализуется ряд целевых государственных программ и национальных планов действий. Страна выполняет принятые на себя обязательства по 12-ти международно-правовым актам в этой области. Признавая необходимость системной работы в сфере законодательства по охране окружающей среды, а также потребность в более тесном взаимодействии Парламента и общественных экологических организаций, 15-ти представителям Экологического движения Узбекистана, избранным в декабре 2009 г. на Общем собрании, указом Президента Республики, были предоставлены депутатские места в Законодательной палате Олий Мажлиса (Парламента) Республики Узбекистан.

    Экологическое движение Узбекистана призвано объединить граждан страны, поддерживающих идеи и желающих активно участвовать в охране окружающей природной среды и здоровья человека, убежденных в том, что экологически ориентированный подход в ходе проведения общественно-политических, экономических и социальных реформ является наиболее эффективным путем устойчивого развития Узбекистана. Главный девиз Экодвижения «Здоровая среда – здоровый человек».

    Как подчеркнул Президент страны И.А. Каримов: «Надо твердо и ясно усвоить простую истину – отныне Экологическое движение Узбекистана выходит на качественно новый уровень, приобретает огромные возможности для того, чтобы с высокой депутатской трибуны ставить и контролировать вопросы охраны окружающей среды, оградить человека и население страны от опасных и агрессивных изменений экологии». С появлением в Парламенте Депутатской фракции от Экодвижения значительно ускорилась работа по разработке и принятию законов регулирующих охрану окружающей среды и природопользование.

    Узбекистан разработал и принял ряд важнейших документов, направленных на стабилизацию обстановки и решение важнейших экологических проблем:

  • разработан Национальный план действий по охране окружающей среды, в котором определены приоритетные экологические проблемы и выбраны средства их решения, в целях его дальнейшей реализации разработаны и успешно реализованы Программы действий по охране окружающей среды на 1999-2005 годы, а затем на период 2008-2012 годы [3];
  • подготовлены 1-е и 2-е национальные сообщения по изменению климата;
  • создан Национальный озоновый офис и реализован ряд проектов, направленных на снижение потребления озоноразрущающих веществ и укрепление национального потенциала для сохранения озонового слоя;
  • разработаны и реализуются Национальная стратегия и План действий по управлению отходами;
  • разработаны Национальная стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия и План мероприятий по реализации стратегии;
  • разработана программа расширения и создания новых охраняемых природных территорий на период до 2020 г., в последние годы их площадь увеличена более чем на 70 тыс. га, создан новый тип охраняемых природных территорий (ОПТ) в низовьях реки Амударья – биосферный резерват;
  • подготовлена стратегия развития альтернативной энергетики;
  • создан Национальный орган по Механизму чистого развития (МЧР) Киотского протокола и идет дальнейшее продвижение политики низкоуглеродного развития; зарегистрированы на международном уровне и реализуются более 17 проектов по МЧР;
  • ведутся работы по созданию Национального плана действий по управлению химическими веществами.

    Например, в результате реализации Национальной программы по прекращению использования озоноразрушающих веществ (ОРВ) общее потребление ОРВ снижено на 99,85%, и Республика Узбекистан в настоящее время находится в режиме соблюдения Монреальского протокола.

    На пути к устойчивому развитию в Узбекистане уделяется большое внимание развитию человеческого потенциала, повышению экологической осведомленности и просвещенности населения. Совместно с причастными министерствами разработаны Программа и Концепция «О развитии экологического образования, подготовки и переподготовки кадров в Республике Узбекистан».

    Признавая существование значительных проблем в ирригационной системе, был создан Фонд мелиоративного улучшения орошаемых земель, задачами которого являются строительство и реконструкция, ремонт и восстановление дренажной инфраструктуры, а также обеспечение водохозяйственных организаций мелиоративной техникой и оборудованием. С 2008 года в стране реализуется Государственная программа мелиоративного улучшения орошаемых земель на период 2008-2012 годы.

    Узбекистан активно участвовал в создании региональных структур, таких как Международный фонд спасения Арала, его подразделения – Межгосударственной Комиссии по устойчивому развитию (МКУР), которая действует в регионе с 1993 г. и способствует осуществлению регионального сотрудничества в Центральной Азии в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.

    В рамках деятельности МКУР в период 2006-2010 годы была разработана «Рамочная Конвенция об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии» и Субрегиональная Стратегия устойчивого развития стран Центральной Азии, основные положения которых направлены на создание необходимых условий для конструктивного диалога государств Центральной Азии, взаимодействия государственных органов, коммерческого сектора, институтов гражданского общества в процессе принятия решений по проблемам сбалансированного социально-экономического развития стран и улучшения состояния окружающей среды. Однако необходима поддержка и придание нового импульса для продолжения процесса подписания и ратификации Конвенции и Стратегии всеми странами Центральной Азии.

    Существует необходимость в кардинальном укреплении экологического мониторинга, которому необходима поддержка и развитие, чтобы этот инструмент давал оперативную информацию для принятия эффективных решений в сфере управления окружающей средой и природными ресурсами.

    «Система мониторинга не отвечает требованиям национального законодательства о мониторинге. Большинство экологических стандартов качества все еще остаются теми, которые применялись в советский период, хотя некоторые из них, связанные с атмосферным воздухом, например, были пересмотрены. На практике, в отношении большого количества загрязнителей, предусмотренных стандартами по выбросам, мониторинг не осуществляется» [4].

    Сейчас перед Узбекистаном стоит сложная задача выработки нового подхода к регулированию вопросов управления трансграничными водными ресурсами между суверенными государствами и здесь, конечно, необходима адекватная международная правовая основа для сотрудничества и многостороннее участие.

    Сохранение плодородия орошаемых земель, без преувеличения, является вопросом государственной экологической безопасности, учитывая, что сельское хозяйство является источником существования для большой части населения Узбекистана. Учитывая климатические особенности страны, основная часть сельхозпродукции может создаваться только на орошаемых землях. Общие земельные ресурсы, пригодные в Узбекистане для орошения, составляют от 7 до 10 млн га. Активное освоение новых земель в период 1970-1985 гг. привело к увеличению площади орошения с 2,8 до 4 млн га. Это привело к полному расходованию собственных водных ресурсов и отразилось на состоянии Аральского моря. Сейчас площадь орошаемых земель составляет около 4,3 млн га.

    Несмотря на ряд мер, направленных на улучшение состояния земель, сохраняется тенденция по ухудшению общей экологической обстановки и снижению плодородия почв.

    Главной проблемой остается то, что сейчас около 55% орошаемых земель засолены, что прямым образом отражается на количестве производимой продукции и ее себестоимости. Ежегодные потери сельскохозяйственного производства только в результате засоления почвы оцениваются примерно в 2 миллиарда долларов США.

    Оценка последствий глобального и регионального изменения климата по территории Узбекистана показывает, что к 2030 году возможно увеличение среднегодовых температур на 2-3 градуса в северной и 1 градус в южной зонах, ожидается увеличение осадков от 5 до 20%.

    Изменение климата приведет к увеличению потерь воды на 10-15% за счет испарения с водной поверхности и на 10-20% из-за возрастания транспирации растениями, что вызовет увеличение безвозвратного потребления воды в среднем на 18% с соответствующим ростом водозабора. Учитывая крайне сложную ситуацию в Центральной Азии с обеспечением водой, эти факты заставляют еще раз задуматься о необходимости консолидаций усилий для смягчения водного дефицита.

    Экономические методы, применяемые в Узбекистане для стимулирования устойчивого природопользования, можно разделить на 4 группы - платежи за загрязнение окружающей среды, налоги, льготы и лицензии.

    В данное время компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов взимаются органами Госкомитета Республики Узбекистан по охране природы и распределяются следующим образом: 40% поступает в фонды охраны природы, а 60% идет в бюджет.

    Наиболее значительным экономическим стимулом, является недавнее введение «коэффициента кратности» позволяющего сократить в 5-10 раз сумму платы предприятиям, у которых сокращены объемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов от установленных нормативов (лимитов) и наоборот, если объемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов превышают установленные нормативы, то сумма платы увеличивается до 10 раз. Этот механизм призван действенно стимулировать устойчивое природопользование и сократить загрязнение окружающей среды хотя бы для малых и средних предприятий, в условиях однозначного приоритета развития экономики по отношению к другим сферам.

    Одним из эффективных механизмов аккумулирования финансовых средств для выполнения природоохранных задач являются внебюджетные республиканский фонд охраны природы и местные фонды охраны природы, которые были созданы в 1993 г. в системе Госкомприроды Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 мая 1993 года № 246. Фонды позволяют целевым образом тратить средства, получаемые в качества штрафов за сверхнормативные выбросы и загрязнения окружающей среды.

    Эти фонды стали основой для формирования новых финансовых взаимоотношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В частности, средства Фондов выдаются на конкурсной основе для выполнения природоохранных мероприятий, научных разработок и изысканий, для разработки новых нормативно-правовых документов в области охраны природы и природопользования, в качестве грантов некоммерческим неправительственным организациям для реализации проектов по экологическому образованию и другим важных направлениям деятельности по охране природы.

    Вместе с тем, в фондах охраны природы, как экономическом инструменте улучшения экологической ситуации остается ряд нерешенных вопросов – это вопросы о механизме принятия решений при финансировании мероприятий, четкости критериев при отборе финансируемых проектов, оценке эффективности потраченных средств и большей доступности информации о деятельности фондов для общественности.

    Достигнутые результаты и происходящие качественные изменения в экономике, обществе и политике позволяют ставить задачи о переходе на следующий этап, ориентированный на достижение целей устойчивого развития, одним из эффективных инструментов которого является «зеленая» экономика.

    По оценкам экспертов, экономика Узбекистана имеет достаточно сформированную базу для развития основных секторов экономики, что создает предпосылки для устойчивого развития в среднесрочной перспективе. В этом контексте одним из эффективных инструментов обеспечения устойчивого долгосрочного развития является переход к «зеленой» экономике – экономической системе, которая позволяет обеспечить рост благосостояния людей и социальную справедливость, уменьшая при этом экологические риски и сокращая дефицит природных ресурсов (по определению UNEP).

    Стратегию перехода Узбекистана к «зеленой» экономике можно осуществлять по следующим основным направлениям [1].

    В сфере внедрения возобновляемых источников энергии:

  • установка фотоэлектрических преобразователей в сельской местности в целях обеспечения полной электрификации удаленных хозяйств к 2030 году;
  • создание крупных фотоэлектрических станций в энергетике;
  • внедрение солнечных приставок в котельные системы теплоснабжения.
  • В секторе жилищно-коммунального хозяйства:
  • модернизация теплового узла (наружная теплоизоляция и термостаты, модификация трубопроводной системы);
  • внедрение технологии пассивно-солнечного отопления;
  • широкое использование возобновляемых источников энергии в зданиях.

    В транспортном секторе:

  • повышение энергоэффективности топлива, потребляемого парком транспортных средств;
  • расширение использования альтернативных «зеленых» видов топлива (в основном, сжиженного газа и синтетического топлива из пластмасс).

    В сфере управления отходами:

  • обустройство существующих полигонов и строительство мусороперерабатывающих заводов;
  • стратегия развития системы управления отходами в Узбекистане должна ориентироваться на полную переработку годового объема поступающих твердых бытовых отходов в Республике.

    В сфере управления земельными и водными ресурсами:

  • повышение эффективности использования водных ресурсов и предотвращение дальнейшего засоления и ухудшения качества земли за счет широкого использования водосберегающих технологий, модернизации водохозяйственных систем, повышения коэффициента полезного действия (КПД) каналов, строительства на них противофильтрационного покрытия;
  • внедрение принципов «чистого» сельского хозяйства, сокращение использования минеральных удобрений и пестицидов в аграрном секторе;
  • совершенствование системы питьевого водоснабжения и развитие экологически безопасных систем канализации.

    Однако существует ряд факторов задерживающих реализацию этих положений. Например, сдерживающим фактором более широкого внедрения ВИЭ, по мнению бизнесменов, является отсутствие в Узбекистане закона о «зеленых» тарифах, который подразумевает государственные дотации потребителям фотоэлектрических станций. Закон о «зеленых» тарифах» существует в свыше 50 странах мира и дает положительные результаты. К примеру, в Чехии, с принятием такого закона в течение полугода суммарная мощность потребления от фотоэлектростанций выросла на 2 миллиарда ватт.

    На встрече «Рио+20» в становом докладе было сказано, что, основываясь на решениях Конференции министров охраны окружающей среды ЕЭК ООН и в целях устойчивого развития республики, будет разработана долгосрочная Стратегия и Программа устойчивого развития Узбекистана на основе имеющейся Концепции устойчивого развития. Также особое внимание в докладе было обращено на намерение разработать программу дальнейшей модернизации экономики с учетом развития и «экологизации» секторов экономики, в т.ч. дальнейшее развитие возобновляемой энергетики.

    Вместе с тем, возможность достижения устойчивости в использовании природных ресурсов и сохранения экосистем появляется при соблюдении непростых, но необходимых условий.

  1. На основе определения экологически допустимых пределов использования природных ресурсов необходимо достичь сбалансированности процессов природопользования, позволяющей сохранить относительную устойчивость экосистемы. В этих целях необходимо обеспечить опережающее развитие научных исследований по важнейшим проблемам экологической безопасности и устойчивого природопользования, разработку, внедрение и использование технологий нового поколения.
  2. Снижение уровня загрязнения окружающей природной среды по всей территории республики до эколого-гигиенических и санитарных норм через усиление координации действий министерств и ведомств, увеличение финансирования и усиление работы по инспекционному и аналитическому контролю за загрязнением окружающей среды, использованием природных ресурсов и утилизацией отходов.
  3. Необходимо усилить социальную поддержку населения Приаралья и др. зон экологического риска и системно реализовать комплекс мер по охране и улучшению состояния здоровья населения. Нужна реально действующая программа стабилизации и восстановления регуляторных функций природы на локальном и региональном уровнях.
  4. Необходимо ускорить работу по обеспечению населения республики качественной питьевой водой, ужесточить стандарты качества питьевой воды.
  5. Приоритетной задачей является создание общества без отходов, разработка и использование технологий по получению альтернативных видов энергии, внедрение в использование относительно экологически безвредных видов топлива, особенно на транспорте.
  6. Необходимо создание системы экологического маркетинга и государственного стимулирования производителей, осуществляющих экологизацию производства.
  7. Создание экспериментальных экологических зон устойчивого развития, что позволит апробировать на практике системы локальной экологической безопасности в зонах экологического кризиса, методы и способы выхода из экологических кризисов, мониторинга и управления реальной экологической ситуацией.
  8. Должна быть создана единая Государственная система экологического мониторинга, в рамках которой будет реализовываться комплексный системный подход к прогнозированию и оценке состояния окружающей среды, использования природных ресурсов, здоровья населения. Должны быть созданы региональные информационно-аналитические центры и территориальные подсистемы экологического мониторинга.
  9. Необходимо совершенствовать систему быстрого реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечить аварийно-спасательные службы современными материально-техническими средствами.
  10. Необходима конкретизация процесса взаимодействия стран СНГ и Центральной Азии в области экологической безопасности, координация национальных планов действий в области обеспечения экологической безопасности, создание единой информационно-аналитической сети, позволяющей выявить и классифицировать трансграничные экологические проблемы вызовы и угрозы, осуществлять непрерывный мониторинг за ними.
  11. Углубление сотрудничества с мировым сообществом в решении экологических проблем – в первую очередь – решение проблем Приаралья, согласование вопросов регионального использования водных ресурсов, разработка мер по предотвращению опустынивания ландшафтов, предотвращение изменения климата, распространения инфекционных и других особо опасных заболеваний.

    В силу трансграничного характера экологических проблем, экономическая, социальная и духовная взаимозависимость, жизненная заинтересованность народов и правительств стран СНГ в решении возникших глобальных и региональных экологических проблем увеличивают значимость регионального сотрудничества.

    Региональное сотрудничество, формирование внешнеполитических и внешнеэкономических связей в Узбекистане, как декларируется в Концепции УР, базируется на следующих основополагающих принципах:

  • верховенство национально-государственных интересов при всемерном учете взаимных интересов;
  • равноправие и взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела других государств;
  • открытость для сотрудничества вне зависимости от идеологических воззрений, приверженность общечеловеческим ценностям, сохранение мира и безопасности;
  • приоритет норм международного права перед внутригосударственным;
  • развитие внешних связей как на основе двусторонних, так и многосторонних соглашений.

    Поэтому необходимо координировать усилия стран региона в решении задач по достижению устойчивого развития как в рамках давно существующих региональных организаций (Центральноазиатское экономическое сообщество – ЦАЭС, Международный фонд спасения Аральского моря – МФСА и др.), так и недавно созданных, чтобы выработать механизмы согласованных действий в области охраны природы, ускорить разработку и принятие ряда региональных документов, включая конвенцию по устойчивому развитию стран Центральной Азии.

 

Литература

  1. Концептуальные подходы к формированию Green Economy в Узбекистане. Центр экономических исследований. Ташкент, 2012, 64 с.
  2. Концепция устойчивого развития Республики Узбекистан. Ташкент, 1998.
  3. Программа действий по охране окружающей среды в Республике Узбекистан на 2008-2012 годы. Ташкент, 2008.
  4. Обзор результативности экологической деятельности. Второй обзор. Узбекистан. Нью-Йорк и Женева, 2010 г., 277 с.

 

 

PROBLEMS OF THE TRANSITION TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN: ACHIEVEMENTS AND OPPORTUNITIES

A.P. Kobzev
Information Program of Eco-Forum of NGOs of Uzbekistan

Abstract: According to expert view, the Uzbekistan economy has sufficiently formed the basis for the development of key sectors of the economy, which creates conditions for sustainable development in the medium term. In this context, one of the most effective tools to ensure sustainable long-term development is the transition to a green economy - the economic system that allows to ensure the growth of well-being and social equity, reduce environmental risks and re the shortage of natural resources.

Keywords: Republic of Uzbekistan, green economy, natural resources