Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Б.М. Каплан
Федеральный детский эколого-биологический центр

 

Аннотация: Экологическое образование является одним из важных средств успешной природоохранной деятельности и путей перехода общества на путь устойчивого развития. Оно в той или иной степени реализуется на всех уровнях образования: от дошкольного до высшего профессионального. Кроме того, экологическим образованием и просвещением занимаются учреждения культуры, научные учреждения и негосударственные, общественные организации в тех случаях, когда есть финансирование.

Ключевые слова: Российская Федерация, экологическое образование, устойчивое развитие, федеральный государственный стандарт, дополнительное образование детей

УДК: 373; 374; 378; 502

 

    Экологическое образование, как важная часть системы образования, реализуется во многих образовательных учреждениях и направлено на формирование экологически ответственной личности. Высокий уровень экологической культуры людей является необходимым условием успешной природоохранной деятельности и перехода на путь устойчивого развития. Формирование экологической культуры определяется как государственными документами, регламентирующими образовательную деятельность, так и реальной деятельностью в области экологического образования и просвещения.

 

Государственная политика России в области экологического образования

    Нормативная основа государственной политики в области экологического образования заложена в Конституции Российской Федерации, которая определяет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    Юридические аспекты, связанные с экологическим образованием, воспитанием и просвещением, раскрываются в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Статья 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» указывает, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

    Национальная доктрина образования в Российской Федерации (принята постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации») отмечает, что система образования призвана обеспечить, в том числе, экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

    Экологическая доктрина Российской Федерации (принята распоряжением Правительства РФ 31 августа 2002 г. № 1225-р) провозгласила основной задачей экологического образования и просвещения повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. В документе обозначена установка на государственное содействие экологизации гражданского общества.

    Одним из приоритетов государственной политики в сфере реализации подпрограммы «Биологическое разнообразие России» (в рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы) является формирование экологического мышления, экологической культуры граждан, создание эффективной системы экологического воспитания и образования на базе особо охраняемых природных территорий.

    Бережное отношение к природе и окружающей среде, рациональное природопользование обозначены в числе принципов государственной политики в сфере образования в принятом в 2012 году Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации».

 

Дошкольное образование

    В Примерных требованиях к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, сформулированы требования к развитию экологической культуры детей, а именно:

  • развитие у детей эмоционально положительного отношения к живой природе (дети обращают внимание на красоту, совершенство живых форм — растений, насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных и др.);
  • воспитание ответственного, бережного отношения к окружающей природе (учатся не ломать ветки деревьев, кормить птиц зимой, не разорять муравейники, убирать мусор в лесу и пр.);
  • организация самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за животными и растениями, посадка деревьев и цветов, уборка помещения и территории дошкольных образовательных учреждений и пр.).

    Основываясь на указанных требованиях, экологическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях включает два направления:

  • обогащение знаний детей о живой и неживой природе, о человеке как части природы, о взаимосвязи всего живого на Земле и влиянии на организм человека негативных изменений в природе;
  • воспитание у детей бережного отношения к природе и активного, действенного отношения к охране природы, формирование у них навыков безопасного поведения в природе.
  • С целью организации системы экологического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях разработаны специальные программы экологического воспитания детей дошкольного возраста: «Юный эколог», «Наш дом — природа» и др.

 

Экологическое образование школьников

    В настоящее время учебный предмет «Экология» в Федеральном базисном учебном плане в качестве обязательного предмета отсутствует. Разделы по экологии включены в учебный предмет «Окружающий мир» на начальной ступени общего образования, в ряд учебных предметов гуманитарного (история, обществознание, география, литература, иностранные языки) и естественнонаучного циклов (окружающий мир, природа, естествознание, физика, биология, химия).
Экологическое образование в системе общего образования регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) общего образования. Он нормативно закрепляет интеграцию обучения, воспитания и развития школьников.

    ФГОС начального общего образования (1-4 классы) установил, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» должны отражать в том числе:

  • уважительное отношение к природе нашей страны;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    В основе ФГОС основного общего образования (5-9 классы) лежит системно-деятельностный подход, который означает переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучению экологически ориентированной деятельности; от описания и объяснения мира — к умениям ответственного, экологически безопасного его преобразования. Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Вопросы, связанные с экологической тематикой, раскрываются при изучении различных предметов: биология, география, физика, химия, искусство, технология, «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды.

    ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 классы) направлен, в частности, на обеспечение создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся. Стандарт направлен на формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. «Портрет выпускника школы» предполагает, что выпускник осознанно выполняет и пропагандирует правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

    Самостоятельный учебный предмет «Экология» изучается в рамках вариативной части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, в том числе на старшей ступени общего образования в рамках следующих профилей: химико-биологического, социально-экономического, физико-химического, биолого-географического.

    Для формирования экологических знаний и экологической грамотности существуют элективные курсы, а также различные формы внеурочной познавательной деятельности и программы дополнительного образования эколого-биологической и агроэкологической направленности.

    В ряде регионов внедряются учебные дисциплины экологической направленности за счёт регионального компонента федерального базисного учебного плана. Например, в Москве учащимся старших классов преподаётся курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» [1]. Цель курса — формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся,  необходимых для воплощения идей устойчивого развития. Учебный курс предназначен для учащихся 10 (11) классов средних общеобразовательных школ города Москвы. Данный межпредметный курс является одним из немногих, в котором введена проблематика устойчивого развития общества, рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, уделяется большое внимание практической и природоохранной деятельности.

    Таким образом, новая модель школьного экологического образования общекультурной направленности с развивающей функцией и учетом трёх ведущих содержательных линий (экологии природных систем, экологии человека и социальной экологии) нашла отражение во всех группах требований ФГОС [2].

    Однако специалисты отмечают существенный разрыв между декларацией принципов экологического образования и устойчивого развития и реальным положением дел в экологическом образовании школьников. Исследование, проведённое лабораторией воспитания экологической культуры Института семьи и воспитания РАО, показало, что, несмотря на введение экологических знаний в курсы общеобразовательной школы, на деле происходит ориентация учащихся в основном на антропоцентрические ценности, закрепляемые в повседневной практике их отношений с миром, усваивается культура человека-потребителя, доминирующая среди взрослых поколений.

    Для полноценного развития системы экологического воспитания необходим переход от традиционного природоохранного обучения и воспитания к экологически ориентированной модели образования, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, умения, навыки, и в конечном итоге – экологические компетенции личности, базирующиеся на экосообразном подходе к проблемам общества, экономики и окружающей среды.

 

Дополнительное образование детей

    Современные тенденции развития экологического образования показывают, что большие возможности в достижении целей экологического образования демонстрирует система дополнительного образования детей, в рамках которой гармонично сочетаются естественнонаучные подходы с гуманитарными и прикладными направлениями деятельности. Система учреждений дополнительного эколого-биологического образования позволяет выявлять, развивать и поддерживать талантливых, заинтересованных в экологическом образовании детей.

    В настоящее время система учреждений дополнительного эколого-биологического образования детей представлена более чем 300 учреждениями различных видов: детские эколого-биологические центры, станции юных натуралистов, эколого-биологические структурные подразделения многопрофильных учреждений дополнительного образования детей (дворцов, домов и центров детского творчества, дополнительного образования и др.). В более 35 тыс. детских объединениях обучаются свыше 500 тыс. школьников; объединения, созданные на базе общеобразовательных учреждений (факультативы, кружки, секции, лаборатории). Около 20 тыс. руководящих и педагогических работников осуществляют реализацию образовательных программ эколого-биологической и естественнонаучной направленностей.

    Все это диктует необходимость координации деятельности в рамках создания и поддержки единого информационного пространства системы дополнительного образования детей, ее программно-методического обеспечения. Деятельность российских учреждений дополнительного эколого-биологического образования детей координируется федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр», учредителем которого является Министерство образования и науки Российской Федерации [3].

    Юные натуралисты и экологи ежегодно участвуют в региональных и всероссийских конкурсах, конференциях, соревнованиях, слетах, фестивалях и других мероприятиях эколого-биологической направленности. Это, прежде всего, Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды, Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос», Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»), Всероссийский конкурс «Юннат» и Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада обучающихся учреждений дополнительного образования детей. Общей целью, объединяющей все мероприятия Календаря, является активизация деятельности образовательных учреждений в системе дополнительного образования детей, направленной на решение вопросов экологического, нравственного и трудового воспитания школьников через развитие у них интереса к изучению и сохранению окружающей среды своей малой родины. Все эти мероприятия включены в Перечень мероприятий по государственной поддержке талантливой молодежи, реализуемый в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Только за три года 181 участник (в возрасте от 14 до 18 лет) стал обладателем премий Президента Российской Федерации.

    В последние годы система дополнительного эколого-биологического образования детей переходит на принципы экологического образования для устойчивого развития. Одним из путей программно-методического обеспечения этого направления стало внедрение в действующие дополнительные образовательные программы модулей, расширяющих содержание традиционных учебных курсов в соответствии с идеей интеграции экологических, социальных и экономических знаний [4].

    Российская система дополнительного образования детей (частью которой является система станций юных натуралистов и детских эколого-биологических центров), является уникальной в мировом масштабе. Эта традиционная для нашей страны форма работы с детьми, существующая с 1918 года, отсутствует на государственном уровне на Западе, и поэтому вместо того, чтобы развивать достижения отечественного образования (считающиеся многими за рубежом передовыми), российские чиновники часто стараются во всем копировать западные стандарты. В результате работа по экологическому образованию, проводимая на станциях юных натуралистов, детских эколого-биологических центрах, действующих по всей стране, не всегда учитывается при обсуждении решений, касающихся образования в интересах устойчивого развития.

    Система дополнительного образования детей эколого-биологической направленности вносит вклад не только в экологическое воспитание детей, но и в региональные экологические исследования и в допрофессиональную подготовку будущих специалистов в области экологии, охраны природы и природопользования. Многие из сегодняшних юных натуралистов и экологов — это будущие специалисты в области природопользования и охраны природы, науки и образования.

 

Профессиональное образование

    Профессиональное образование на современном этапе обеспечивает не только подготовку профессиональных кадров в области экологии и охраны окружающей среды, но и изучение вопросов экологии при подготовке кадров других профилей, направленное на формирование у обучающихся знаний по вопросам экосистем и экологических принципов рационального природопользования, основ экологического права, умения применять приемы экологического обеспечения производства и защиты окружающей среды.

    Изучение вопросов экологии предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования всех профилей.
В ФГОС начального профессионального образования вопросы экологического образования включены в междисциплинарные курсы.

    В ФГОС среднего профессионального образования включена дисциплина «Экологические основы природопользования». Изучение вопросов, связанных с охраной окружающей среды, происходит также в рамках дисциплин «Основы промышленной экологии», «Охрана труда».

    В ФГОС высшего профессионального образования экологическое образование может осуществляться через включение в образовательные программы таких дисциплин как «Экология», «Основы экологии», «Социальная экология», «Биология с основами экологии», «Правовые основы охраны природы и природопользования», «Концепции современного естествознания».

    В целом реализация ФГОС профессионального образования при условии тщательного контроля его соблюдения могла бы обеспечить подготовку кадров, обладающих знаниями и умениями, необходимыми для профессиональной деятельности в области экологии и охраны окружающей среды, а также экологически грамотных специалистов для различных отраслей.

 

Экологическое образование и просвещение вне системы образования

    Помимо образовательных учреждений, работой по экологическому образованию и экологическому просвещению занимаются также иные организации: государственные, частные и общественные:

  • научные учреждения и музеи;
  • библиотеки;
  • парки культуры и отдыха и национальные парки;
  • общественные природоохранные организации (российские и международные);
  • частные экологические образовательные центры.

 

Литература

  1. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Экология Москвы и устойчивое развитие. Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ. – М.: ОАО «Московские учебники», 2008. – 352 с.
  2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году» // http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=130175
  3. Развивая традиции экологического образования. Отчёт о выполнении государственного задания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Федеральный детский эколого-биологический центр» в 2012 году // http://ecobiocentre.ru/publications/booklets/fdebc-2012.pdf
  4. Каплан Б.М., Моргун Д.В. Внедрение концепции устойчивого развития в дополнительные образовательные программы эколого-биологической направленности // Проблемы устойчивого развития в сфере дополнительного экологического образования: Программно-методические материалы к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М.: ОАО Московские учебники, 2009.  – С. 6-28.

 

 

ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

B.M. Kaplan
Federal Children’s Environmental and Biological Center

Abstract: Environmental education is one of the important means of environmental activity and the way of society’s transition to sustainable development. It is implemented at all levels of education: pre-school to the higher education. Besides, environmental education is engaged in cultural institutions, academic institutions and non-governmental organizations.

Keywords: Russian Federation, environmental education, sustainable development, federal government standard, additional education of children