Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина
Московский институт открытого образования

 

Аннотация: Программа курса «Экология» (10-11 классы) разработана в соответствии с требованиями ФГОС к экологической подготовке учащихся. Цель курса – создание условий для формирования экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в системе «человек – общество – природа», развития и самореализации обучающихся для осознания необходимости здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни. Методической основой курса является системно-деятельностный подход.

Ключевые слова: экологическое образование, федеральный государственный образовательный стандарт, содержание образования

УДК: 373.1; 502

 

    Новая центральная задача школы – научить детей жить в быстро меняющемся мире: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться, принимать самостоятельные решения. Сейчас будущее людей и планеты в целом решаются в сфере образования. Образование выступает как предпосылка познания мира и выживания человечества. От компетентности сегодняшних школьников, в том числе экологической в различных областях деятельности, зависит возможность дальнейшего существования цивилизации. Формирование экологической компетентности предполагает переход образовательного процесса на качественно новый уровень, начиная с постановки новых целей и задач, определения инновационного содержания, использования современных образовательных технологий, разработки эффективных индикаторов оценивания результатов.

    В образовательных стандартах заложены требования к результатам экологической подготовки учащихся. При этом в стандартах начального общего образования предмет «Экология» отсутствует. В предметной области «Окружающий мир» (обществознание и естествознание) предусматривается:

  • воспитание уважительного отношения к природе страны;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

    В основной школе при отсутствии предмета «Экология» в предметной области «Естественнонаучные предметы» (биология, физика, химия) закладываются:

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
  • осознание значимости концепции устойчивого развития.

    Требования к результатам подготовки учащихся применительно к курсу физики направлены на:

  • осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
  • понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
  • овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

    В курсе химии закладывается овладение:

  • умениями безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
  • представлениями о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

    В курсе биологии предусматривается раскрытие отдельных экологических понятий и закономерностей:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
  • развитие первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  • создание представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

    Для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы коллективом авторов кафедры экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования (МИОО) была разработана программа базового курса «Экология» (10-11 классы) на основе фундаментального ядра общего образования в соответствии с требованиями к структуре и результатам освоения основных образовательных программ среднего (полного) общего образования [1]. Учебное содержание программы направлено на получение качественного образования в рамках предмета по выбору учащихся «Экология», входящего в обязательную предметную область «Физкультура, экология и ОБЖ». Программа ориентирована на удовлетворение индивидуальных запросов учащихся в области экологического образования, создание условий для раскрытия личности обучающихся, развитие умений самостоятельной образовательной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками, формирование установок на здоровый, безопасный, экологически целесообразный образ жизни с учетом значимости экологической подготовки для дальнейшей профессиональной деятельности и социализации. Методической основой для разработки программы является системно-деятельностный подход, предполагающий использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, направленных на реализацию учебного содержания предмета «Экология», формирование универсальных учебных действий, адекватную само- и взаимооценку результатов образовательной и социально-значимой деятельности в области содействии улучшению состояния окружающей среды.

    Цель курса – создание условий для формирования экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в системе «человек – общество – природа», развития и самореализации обучающихся для осознания необходимости здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

     В процессе реализации программы предполагается формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся, необходимых для воплощения идей устойчивого развития. Курс будет способствовать выработке гражданской позиции, формированию этики ответственности за состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, применению полученных экологических знаний на практике в учебной и социально-значимой деятельности по улучшению состояния окружающей среды [3].

    В курсе представлены ключевые экологические понятия и законы, фундаментальные научные труды и международные документы, посвященные проблематике устойчивого развития. Подробно рассматриваются последние экологические, социальные и экономические особенности России. Освоение содержания курса предполагает обязательную опору на ранее полученные знания на уроках биологии, экологии, географии, химии, физики, истории, литературы, а также возможность умело применять их на практике в различных ситуациях. Для овладения учебным содержанием школьникам предлагается освоить различные виды учебной деятельности по получению, критическому оцениванию и интерпретации информации экологического характера (приемы вдумчивого чтения и обработки массивов информации, дискуссии, дебаты, практический инструментарий по осмыслению и содействию решению экологических проблем), а также графические организаторы учебного материала (концептуальные таблицы, схемы, карты познания, кластер, рыбья кость, понятийное колесо, пирамида и лестница определений), которые помогут творчески переработать учебный материал, представить в упрощенном виде.

     Упражнения и задания, выполняемые коллективно, в группе или в паре помогут учащимся овладеть навыками эффективного общения в организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способностью ставить цели и строить жизненные планы, адаптироваться в реальных условиях, выявлять возникающие проблемы, находить альтернативные варианты их решения, нести ответственность за результат собственных действий.

    Программа включает доступные методики по исследованию экологического состояния окружающей среды, позволяющие учащимся получить информацию об экологическом состоянии своего места проживания, приобрести навыки исследовательской деятельности, научиться выявлять причины экологических нарушений, принимать решения по их устранению, содействовать улучшению местной экологической обстановки.

     Содержание курса тесно связано с научно-практической деятельностью в рамках школьного экологического мониторинга, что способствует усилению мировоззренческого компонента образования, развитию системности, комплексности учебно-исследовательской деятельности школьников, формированию социального партнерства (семья, школа, местные муниципалитеты) при содействии решению экологических проблем. В процессе работы дети учатся планировать свою деятельность, прогнозировать возможные результаты, анализировать отобранный материал, сопоставлять факты, овладевают умениями и навыками оценки экологической ситуации. Анализируя результаты исследований, школьники приобретают навыки работы с литературными источниками, современными информационно-техническими средствами, овладевают методами научного познания, применять экологические умения на практике, представлять результаты исследования перед аудиторией, защищать свою позицию, оценивать себя и других, пропагандировать экологические знания [2].

    Активная деятельность в социуме по выявлению и содействию решению экологических проблем позволяет учащимся не только достичь конкретного положительного изменения в состоянии окружающей среды, но способствует их личностному росту и самосовершенствованию. Среди мероприятий по содействию решению местных экологических проблем, доступных для школьников можно выделить следующие: проведение экологического мониторинга; сбор и распространение информации об экологических проблемах особо охраняемых природных территорий (ООПТ); выступление в средствах массовой информации; написание реферата, статьи, доклада по результатам исследований; привлечение внимание населения, местной администрации к экологическим проблемам территории; участие в природоохранных акциях по очистке и благоустройству территорий; проведение школьных и семейных проектов по энерго- и водосбережению; изменение своего образа жизни в отношении окружающей среды и природы.

    Особое внимание при овладении учебным содержанием курса уделяется ролевым играм «Знакомство», построение геометрических фигур, «Строим Экоград», «Шесть шляп мышления», «Шесть медалей оценки», «Определяем свои образовательные потребности». Игровые методы обучения создают образовательную среду, в которой учащиеся активно взаимодействуют друг с другом. Эти методы обеспечивают обучение в процессе общения участников. Поэтому игровые методы способствуют развитию личной заинтересованности учащихся, изменению установок, стимулируют интерес в обучении.

    Для подготовки педагогических кадров по реализации экологического образования кафедрой экологического образования и устойчивого развития предлагается система повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, которая включает следующие основные направления:

  • экологическое образование и устойчивое развитие в дошкольных образовательных учреждениях, начальной, основной и старшей школе;
  • методика преподавания предметов «Экология Москвы и устойчивое развитие» и «Экология» и «Естествознание»;
  • педагогические и информационные технологии, ресурсосбережение и здоровьесбережение, экологическая безопасность;
  • проектная деятельность и школьный экологический мониторинг;
  • дополнительное образование;
  • диагностика и оценка образовательных результатов;
  • психолого-педагогическое сопровождение и организация развивающей эколого-образовательной среды;
  • межпредметные связи;
  • методика подготовки школьников к олимпиаде по экологии.

    Реализуется переподготовка по двум направлениям:

  • Естествознание. Программа «Естественнонаучное и экологическое образование», квалификация – учитель естествознания и экологии (1322 ч.).
  • Экология и устойчивое развитие. Программа «Экологическое образование и устойчивое развитие», квалификация – учитель экологии, педагог-эколог (1196 ч.).

    Освоение программ даёт право преподавания дисциплин «Экология» и «Естествознание» в старшей школе и поможет в организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности социально-экологической направленности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов к экологической подготовке учащихся.

    Занятия проводятся как в очном, так и очно-дистанционном режимах. Осуществляется набор в аспирантуру по двум специальностям: 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (экология) и 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования.

    В настоящее время формально на государственном уровне «созданы» условия для реализации экологического образования в школе. В стандарты по начальной и основной школе при отсутствии предмета «Экология» введены требования к экологической подготовке учащихся, формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. При этом возникает ситуация, что требования декларируются, но стандарты в области экологической подготовки школьников не выполняются. В старшей школе в предметной области «Экология», Физкультура, ОБЖ» введен предмет по выбору учащихся «Экология». Однако в данную предметную область входят уже два обязательных предмета: физкультура и ОБЖ, поэтому, неизвестно будут ли предъявляться требования к выбору дисциплин из этой предметной области. При условии поправки к стандартам, что экология должная быть обязательным предметом, ситуация могла быть в некоторой мере улучшена. У школьников был бы обязательный курс, который являлся логическим обобщением разрозненных упоминаний экологического содержания  в рамках естественнонаучных дисциплин. Поэтому в настоящее время возможность реализации экологического образования существует только в дополнительном образовании, охватывающем ограниченное количество уже мотивированных детей. Многочисленные праздники, конкурсы не в полной мере способствуют формированию экологической культуры, поскольку данный подход является недостаточным и односторонним, так как у школьников не формируется понимание  экологической ситуации, а также возможных путей решения экологических проблем. Поэтому, учитывая сложившиеся обстоятельства, наши предложения сводятся к тому, что в школе должен быть обязательный предмет «Экология» на базовом уровне в 10 и 11 классах. Кроме этого, целесообразным является включение в учебные планы курса «Экология моего края» (требования ФГОС), в частности, для Московского региона предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие».

 

Литература

  1. Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Программное обеспечение курса «Экология Москвы и устойчивое развитие в соответствии с требованиями ФГОС». Новые образовательные программы МГУ и школьное образование: Материалы второй научно-практической конференции. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 17 ноября 2012 г. М., 2013. С. 67-69.
  2. Экологическое образования в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования/Г.А. Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В.Моргун. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – 336 с.
  3. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Моргун Д.В. Формирование ключевых образовательных компетенций в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» /под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, 2009. – 448 с.

 

THE IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL EDUCATION IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

M.V. Argunova, T.A. Plyusnina
Moscow Institute of Open Education

Abstract: The course «Ecology» (10-11) has been developed in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard to environmental training of students. The purpose of the course - to create conditions for the formation of environmental thinking and culture on the basis of the relationship of elements in the system «man - society - nature», development and self-realization of students for understanding of the importance of a healthy, safe and sustainable way of life. The methodological basis of the course is the system-activity approach.

Keywords: environmental education, the federal state educational standards, protection of the environment