Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ШКОЛА НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

Д.С. Ермаков
Московский институт открытого образования

 

Аннотация: 2005-2014 гг. объявлены Организацией Объединенных Наций Десятилетием образования для устойчивого развития (ОУР). В статье рассмотрены основные характеристики ОУР. Представлены экспертная оценка прогресса в данной области для Российской Федерации, а также данные о готовности педагогов к реализации ОУР. Сформулированы критерии качества ОУР на уровне школы и требования к профессиональной компетентности учителя.

Ключевые слова: школа, образование, устойчивое развитие

УДК: 373.1; 502

 

    Обобщая содержание международных документов и выводы ряда исследователей, в качестве рабочего определения можно принять следующее: образование для устойчивого развития (ОУР) – процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств (знаний, умений и навыков, отношений, компетенций, черт личности, стиля деятельности людей и сообществ), обеспечивающий повышение качества жизни в пределах естественной емкости природных экосистем.

    К настоящему времени в области ОУР в нашей стране имеются определенные наработки на всех уровнях образования.

    С 1992 г. в ряде детских садов реализуется проект «Повестка дня на XXI век для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)». С 2009 г. реализуется проект Международной организации дошкольного образования (OMEP) для детей от 0 до 8 лет в области образования для устойчивого развития. ОУР в российских ДОУ и школах осуществляется также в рамках международной программы «Эко-школы/ Зеленый флаг», методология которой основана на стандартах экологической оценки и менеджмента ISO 14001.

    В 2002 г. был создан и прошел успешную апробацию первый отечественный курс «Устойчивое развитие» для 10-11 классов [3], направленный на разработку и практическую реализацию проектов устойчивого развития («повесток 21») для школ. Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов [4] введен в столице в рамках региональ-ного компонента учебного плана. Аналогична разработка «Экология и устойчивое развитие Республики Башкортостан» [2].

    Весьма активно развивается ОУР в системе дополнительного образования детей. Научно-методическим центром в данной сфере может служить консорциум Детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и Санкт-Петербургской общественной организации содействия экологическому образованию «ЭкО». Ряд программ в области экологического образования для устойчивого развития реализуется в Московском детском эколого-биологическом центре.

    На основе научно-методических исследований, обобщения педагогического опыта лабораторией экологического образования Института содержания и методов обучения РАО и Научным советом по проблемам экологического образования при президиуме РАО разработана (руководитель чл.-корр. РАО А.Н. Захлебный) и утверждена Президиумом РАО в 2010 г. Концепция экологического образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе [1]. Его цель – формирование у обучающихся экологического мышления и его творческое применение, накопление личного и совместного опыта рефлексивно-оценочной и практической деятельности, ориентированной на ценности устойчивого развития как условие становления экологической культуры гражданина, его ответственного отношения к соблюдению правовых и нравственных норм в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности жизни.

    Одним из пионеров в области ОУР на уровне высшей школы является Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, где в 1995 г. создана кафедра, в 2000 г. – Институт проблем устойчивого развития. На сегодняшний день в ряде российских вузов созданы специализированные кафедры, лаборатории, институты, центры. Издан ряд учебников (Мамедов Н.М.; Марфенин Н.Н.; Миркин Б.М., Наумова Л.Г.).

    Ведется работа по повышению квалификации специалистов, работающих в области устойчивого развития. В Санкт-Петербургском государственном университете функционирует международная Программа сотрудничества в области устойчивого развития и экологического менеджмента. В Московском институте открытого образования работает кафедра экологического образования и устойчивого развития, осуществляющая повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогов.

    В целом формирование экологической культуры относится к основным механизмам реализации государственной экологической политики в Российской Федерации.

    Однако до завершения начатой работы ещё далеко. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты проведенного нами в 2011-2012 гг. опроса экспертов – специалистов в области ОУР (научные сотрудники, преподаватели вузов, методисты, активисты общественных организаций). Средняя оценка реализации задач стратегии Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН для ОУР в Российской Федерации (по 3-балльной шкале: 0 – деятельность не начата; 1 – деятельность осуществляется; 2 – деятельность развивается; 3 – деятельность завершена) составляет всего 0,5.

    В качестве затруднений, связанных с реализацией ОУР в Российской Федерации, эксперты указывают в целом слабую информированность специалистов, общественности по вопросам устойчивого развития и ОУР; неопределенность понятия ОУР, его целей и содержания, игнорирование проблемы со стороны государственных органов управления образованием и природопользованием, недостаточное финансирование; отсутствие федеральных нормативных документов по ОУР, недостаточный уровень научно-методических исследований; более сильную связь ОУР с экологическим образованием, нежели с социально-экономическим; отсутствие системы подготовки и повышения квалификации преподавателей в области ОУР, а также низкую востребованность компетенций в области ОУР самими педагогами; формальный подход к реализации ОУР; недостаток и малый масштаб научно-практических конференций, семинаров (в том числе для молодых специалистов); отсутствие направления подготовки профессионального образования по устойчивому развитию, а также невостребованность специалистов в данной области; снижение за последнее время числа международных проектов, отрыв от международного контекста, попытка построения концепции ОУР на основе отечественных идей об экологической культуре, ноосфере.

    Вместе с тем отмечается значительный потенциал ОУР как для повышения качества образования в области охраны окружающей среды (например, энерго- и ресурсосбережение), так и для системы образования в целом – переход от репродуктивного к творческому обучению, развитие критического мышления, воспитание свободной личности, непрерывное образование в течение всей жизни, компетентностный подход, реализация ценностей экологической этики, объединение различных видов воспитания, социальное партнерство образовательных и необразовательных (культурных, природоохранных, производственных, общественных и пр.) организаций, модернизация устаревшей отечественной системы образования в целом (исходя из общешкольной модели ОУР) и её интеграция в международные образовательные системы.

    Насколько возможна реализация идей образования для устойчивого развития в отечественной школе? В какой мере преподаватели готовы к этому?

    Для ответа на эти вопросы было проведено анкетирование 200 педагогов г. Москвы, Чувашской Республики, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Пермского края, Архангельской, Калининградской, Курской, Челябинской областей.

    77,4% опрошенных знают о необходимости реализации ОУР во всех образовательных учреждениях, на всех ступенях образования. Источниками информации послужили: администрация образовательных учреждений – 16,6%; коллеги – 19,6%; средства массовой информации – 27,1%; педагогические издания – 29,1%; иное (семинары, конференции, курсы и пр.) – 16,6%.

    Подавляющее большинство (84,7%) считает ОУР необходимым, 14,7% затрудняются с ответом. В числе причин, обусловливающих необходимость ОУР, отмечаются: выход из цивилизационного кризиса, сохранение окружающей среды обитания человечества, повышение качества жизни, сбережение здоровья, гармоничное, коэволюционное развитие биосферы, человека и социума; природы, и общества и производства; обеспечение будущих поколений человечества, жизни потомков; повышение уровня экологической грамотности, культуры, компетентности, экологического сознания как учащихся, так и работников, руководителей, граждан в целом.

    Эффективность форм, в которых может быть реализовано ОУР, оценивается следующим образом (по 5-балльной шкале: 1 – совсем не эффективно; 5 – наиболее эффективно): отдельный предмет – 2,8; отдельные темы в разных предметах – 3,0; факультатив, кружок – 3,3; самостоятельная, домашняя работа – 2,5; дистанционное, компьютерное обучение – 2,7. Наиболее удобной формой в настоящее время представляется внеучебная работа, учебные проекты (3,8). В числе прочего предлагаются работа в общественных организациях, проживание в экопоселениях.

    Необходимые учебно-методические материалы для реализации ОУР имеют менее половины (43,0%) опрошенных. В основном, это ранее изданные пособия (научно-популярные книги, книги для чтения и т.п.) – 29,5%, а также материалы, опубликованные в методических журналах, газетах, сборниках – 20,7%. 14,9% педагогов имеют учебно-методические пособия, подготовленные издательствами, 13,8% используют собственные разработки, а также коллег (11,7%).

    Лишь малая часть (10,8%) оценивает свою методическую подготовку как достаточную для реализации ОУР (30,4% затрудняется ответить). И, наоборот, хотели бы повысить свою квалификацию в данной области 85,3% (затруднились с ответом 14,2%). В числе наиболее привлекательных форм – тематические курсы повышения квалификации по ОУР, семинары, конференции, обмен опытом с коллегами, посещение открытых уроков, мастер-классов. Отмечается также самостоятельное изучение методической литературы.

    На основе обобщения требований международных документов, отечественного и зарубежного педагогического опыта можно предложить следующие критерии качества образования для устойчивого развития на школьном уровне.

    1) Качество обучения:

  • педагогический подход – учащиеся изучают отношения между прошлым, настоящим и будущим, альтернативные способы развития, осваивают планирование, способы уменьшения рисков в условиях неопределенности, критерии выбора решений в краткосрочной и долгосрочной перспективах;
  • конкретные результаты в школе и местном сообществе – практические изменения, которые имеют значение для устойчивого развития;
  • перспективы на будущее – педагоги прислушиваются к проблемам и ожиданиям учащихся, учебные планы открыты для изменений; поощряется совместное обучение; учитывается значение практической деятельности;
  • «культура сложности» – учащиеся и педагоги принимают неопределенность как часть жизни и подготавливают себя к «ожиданию неожиданного», осознавая важность принципа предосторожности; на занятиях по всем предметам учащиеся работают над собственным пониманием проблем развития, сопоставляют различные интересы и точки зрения в поиске решений; учащиеся оценивают разнообразие (биологическое, социальное, культурное) как возможность для различных вариантов изменений, воспринимают собственные эмоции в качестве средства для достижения более глубокого понимания проблем и ситуаций;
  • критическое мышление – учащиеся, работая с противоречиями, смотрят на вещи с разных точек зрения и проявляют сочувствие, идентифицируя себя с другими, аргументируя различные позиции, представляя новые возможности и альтернативные действия;
  • ценности – учащиеся различают фактические знания и ценности; выявляют ценности, стоящие за тем или иным мнением; педагоги разъясняют и обсуждают с учащимися;
  • активная перспектива – учащиеся имеют возможность участвовать в принятии решений, обучаясь на собственном опыте;
  • соучастие – педагог делает акцент на развитии у учащихся умений, необходимых для эффективного соучастия и сотрудничества в процессе принятия решений в соответствии с возрастом и способностями, создает условия для становления опыта участия в демократических процессах;
  • учебные предметы – теоретические концепции академических дисциплин часто наивны и некритичны, поэтому преподаватели обращают внимание на актуальные проблемы и функциональные вопросы, способствующие пониманию сложности процесса развития; педагоги отыскивают перспективные идеи в области ОУР, а также применяют инновации в преподавании традиционных дисциплин.

    2) Школьная политика:

  • планирование – школа учитывает приоритеты ОУР в своей миссии и ежегодном плане работы, удовлетворяет потребности педагогов в повышении квалификации в области ОУР; в учебном плане выделяется время для изучения устойчивого развития, педагоги также планируют рабочее время с учетом необходимости осмысления и разъяснения вопросов ОУР; в школе существует координатор по ОУР и реализуется программа повышения квалификации педагогических работников и иных специалистов;
  • школьный микроклимат – социально-психологическая атмосфера такова, что каждый считает возможным выдвигать свои инновационные идеи и предложения; школа рассматривается как площадка, на которой все заинтересованные стороны на различных уровнях участвуют в принятии решений; всё школьное сообщество, особенно родители, проинформированы о необходимости ОУР;
  • оценка инициатив в области ОУР на школьном уровне – школа выделяет время для размышлений и исследований учителей по вопросам ОУР, уточняет и разрабатывает собственные критерии качества для ОУР и использует их в системе внутреннего контроля, устанавливает процедуры, чтобы использовать достижения ОУР на благо всей школе (включая тех учителей, которые не вовлечены в процесс ОУР).

    3) Управление школой:

  • самоуправление – в школе создан совет самоуправления, который выполняет просветительскую, консультационную функцию, а также вырабатывает рекомендации и принимает решения по вопросам устойчивого развития;
  • управление повседневной жизнью – решения принимаются администрацией школы совместно с педагогами, обучающимися и родителями; субъекты образовательного процесса информируются о ходе и результатах проведенных мероприятий;
  • мониторинг – проводятся регулярные проверки, касающиеся удовлетворения потребностей школы в области устойчивого развития, с участием учащихся, преподавателей и сотрудников; ежегодно ставятся новые задачи, предпринимаются новые действия для совершенствования управления; школа стремится бережно управлять ресурсами, полученные результаты демонстрируются как внутри школы, так и для внешнего сообщества.

    4) Внешние связи:

  • сотрудничество с сообществом – школа выступает в качестве «центра сообщества», рассматривает местное сообщество в качестве ресурса для обучения, а также площадки для практических действий;
  • партнерские связи и отношения – школа сотрудничает с другими школами в целях обмена идеями и опытом в области ОУР; входит в местные, национальные или международные организации / сети в области ОУР, в рамках которых учащиеся реализуют собственные проекты; школа сотрудничает также с иными организациями, работающими в области ОУР.

    5) Использование экологичных технологий:

  • минимизация отходов – реализуется система мер минимизации и переработке вторсырья, надлежащей утилизации опасных отходов;
  • экономия ресурсов – коллектив школы вовлечен в экономию электроэнергии, воды, тепла;
  • выбор материалов и оборудования – при приобретении товаров учитывается (наряду со стоимостью) воздействие на окружающую среду их производства и утилизации.

    Итак, на наш взгляд, ОУР будет эффективным, если:

  • оно будет начинаться с самого рождения и его основными этапами станут семейное, дошкольное и начальное образование;
  • не только устойчивое развитие будет включаться в учебные программы, но и образование будет вносить реальный вклад в устойчивость, повышение качества жизни личности, семьи, рода, местного сообщества, нации, всего человечества, биосферная функция которого – сохранение и воспроизводство жизни;
  • будут разработаны конкретные измеримые индикаторы эффективности ОУР на различных уровнях (индивидуальном, институциональном, государственном, международном);
  • источниками содержания ОУР станут не только наука, но и искусство и – главное – практика, когда учащиеся будут вовлечены в мотивированную деятельность по улучшению состояния окружающей среды – причем не после получения образования, а непосредственно в ходе обучения;
  • государственным и производственно-предпринимательским секторами будет создана необходимая инфраструктура, когда учащиеся, освоив те или иные «зелёные» технологии (раздельный сбор мусора, возобновляемые источники энергии и пр.), смогут реализовать их в повседневной жизни.

 

Литература

  1. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) http://www.raop.ru/content/Prezidium.2010.09.29.Spravka.1.pdf.
  2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология и устойчивое развитие Республики Башкортостан: учебное пособие. – Уфа: «ИП Хабибов И.З.», 2010. – 296 с.
  3. Учебно-методический комплект по курсу для 10–11 классов «Экология, экономика, общество: устойчивое развитие»: учебное пособие для учащихся; рабочая тетрадь для учащихся; методические рекомендации для учителя / В. Б. Калинин, Д. С. Ермаков, С. Ю. Лапшина, Т. Д. Гайворон. – М.: АсЭкО, 2002.
  4. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ. – М.: МИОО, 2007. – 64 с.

 

 

SCHOOL ON THE WAY TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT

D.S.Yermakov
Moscow Institute of Open Education

Abstract: The United Nations announced the period from 2005 till 2014 as a Decade of Education for Sustainable Development (ESD). The article describes the main characteristics of ESD. Expert assessment of progress in this area for the Russian Federation and data on the teachers’ readiness to implement ESD are presented in the article. Criteria for the ESD quality at the school level and the requirements for professional competence of teachers are formulated.

Keywords: school, education, sustainable development