Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

С.В. Суматохин
Научно-методический журнал «Биология в школе»

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы обеспечения права человека на благоприятную окружающую среду посредством реализации экологического образования и выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: экологическое образование, охрана окружающей среды, федеральные государственные образовательные стандарты

УДК: 372.8; 502

 

    В соответствии с Указом Президента России 2013 год в нашей стране объявлен Годом охраны окружающей среды [15]. Для этого Правительство России разработало и утвердило план мероприятий, которые рекомендовано осуществлять региональным органам исполнительной власти.

    Хорошо, что принято решение о проведении Года охраны окружающей среды. Но этот год скоро закончится. Необходимо предпринимать решительные действия для дальнейшего обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду. Полагаем, что в решении этой стратегической задачи важное значение имеет экологическое образование.

    Напомним, что в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» глава XIII «Основы формирования экологической культуры» предусматривает установление в нашей стране системы всеобщего и комплексного экологического образования (статья 71). Для этого «в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовых форм, осуществляется преподавание основ экологических знаний» (статья 72) [16]. Одним из конкретных шагов, направленных на выполнение требований этого Федерального закона стала проведенная 30 марта 1994 года совместная коллегия Минобразования России и Минприроды России. По итогам коллегии ведомства постановили «признать экологическое образование приоритетным направлением в области образования как важного фактора, отвечающего долгосрочной цели национальной безопасности и экологически безопасного, устойчивого развития России» [3]. На этой коллегии были даны поручения по разработке и реализации национальной программы всеобщего непрерывного экологического образования.

    В результате было сделано очень многое: разработан и утвержден обязательный минимум содержания экологического образования [5], экология включена в примерный учебный план средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским родным языком обучения [4], ученые создали программы и написали учебники, учебные и методические пособия по экологии (авторские коллективы под руководством Н.М. Черновой, Н.М. Мамедова, Е.А. Криксунова, Б.М. Миркина, А.И. Никишова и др.). Благодаря этому экологическое образование стало активно развиваться, были получены реальные результаты. Но через некоторое время акценты в образовании сместились, были приняты новые решения, и экологическое образование оказалось на задворках образовательного процесса.

    Только благодаря настойчивым усилиям экологов, в том числе члена Общественной палаты В.М. Захарова, 27 мая 2010 года проблемы экологического образования обсуждались на заседании президиума Государственного совета. По итогам заседания Правительству России было поручено принять меры «по включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования, предусмотрев разработку соответствующих государственных образовательных стандартов и учебно-методических пособий» [2].

    Минобрнауки России действительно организовало разработку и утвердило приказами федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) начального общего [6], основного общего [7] и среднего (полного) общего образования [8]. Но экология не включена в число обязательных учебных предметов ни в одном из этих стандартов. Отметим, что ФГОС среднего (полного) общего образования предусматривает учебный предмет по выбору «Экология» (базовый уровень). Однако вероятность выбора экологии в 10-11 классах ничтожно мала. Итак, в общем образовании ФГОСы не предусматривают обязательного учебного предмета «Экология», хотя о проблемах экологического образования в этих стандартах написано много.

    Подробнее рассмотрим ФГОС основного общего образования. Он ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В частности предполагается, что это будет выпускник «осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды». Далее в соответствии с требованиями этого стандарта личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать «формирование экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»; метапредметные результаты должны отражать «формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации»; изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить «владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическим явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды»; изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить «воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития» [7].

    Сомнительно, что при реализации ФГОС перечисленные выше требования будут выполнены. В соответствии со стандартом научные знания по экологии рассредоточены по разным предметным областям и не приведены в систему. В результате о необходимости решения экологических проблем в стандарте написано много, но никто не несет ответственности за формирование экологической культуры у учащихся, которые после окончания школы станут «хозяевами фабрик, заводов, газет, пароходов». Например, для учителя географии важно выполнить требования, направленные на формирование географических знаний и проверяемые на государственной итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). А формирование экологической культуры для учителя географии не является приоритетом. Выполнение этого требования ФГОС трудно диагностируемо и не проверяется в ходе ГИА и ЕГЭ по географии. Аналогичные примеры можно привести по всем предметам. В результате с педагогического коллектива никто не сможет спросить насколько осознанно выполняет выпускник «правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».

    Обратим внимание на то, что поступки человека по отношению к окружающей природной и социальной среде определяет его экологическая культура как система экологических знаний, взглядов и убеждений. Для этого педагогом формируется система научных знаний по экологии. На их основе педагог вырабатывает у учащихся взгляды и личностное отношение к научным знаниям по экологии, учит использовать эти знания в реальных жизненных ситуациях. В дальнейшем у учащихся постепенно развивается убеждение в необходимости осознанного и бережного отношения к окружающей среде.

    Таким образом, формирование экологической культуры – задача сложнейшая. Решать ее следует систематически и целенаправленно, в специально отведенное для этого учебное время, на протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе. Для этого в обязательную часть Базисного учебного плана необходимо включить учебный предмет «Экология». Его цель – формирование у учащихся экологической культуры посредством выполнения требований ФГОС. В дополнение к учебному предмету «Экология» для воспитания бережного отношения к окружающей среде обязательно необходима внеурочная деятельность, в процессе которой нравственно-экологические понятия наполняются глубоким личностным смыслом, переносятся «на себя». Обязательные учебные занятия по экологии и внеурочная деятельность органично дополняют друг друга.

    Еще раз отметим, что было поручение президиума Государственного совета о включении предмета «Экология» в число обязательных учебных предметов в общеобразовательной школе. Но «получилось как всегда». Полагаем, что для выполнения этого решения и формирования у учащихся экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, необходимы серьезные управленческие решения и политическая воля. Федеральным органам исполнительной власти следует предусмотреть в утверждаемых примерных основных образовательных программах: объем обязательной учебной нагрузки, отводимой на реализацию экологического образования (она фиксируется в виде часов на учебный предмет «Экология» в примерных (базисных) учебных планах начального, основного и среднего общего образования); объем внеурочной деятельности по экологии (фиксируется в виде часов в примерных (базисных) учебных планах начального, основного и среднего общего образования); содержание экологического образования (представлено в виде примерных рабочих программ по экологии для 1-4, 5-9, 10-11 классов).

    Для выполнения этих решений можно осмыслить и использовать многие наработки, сделанные в недавнем прошлом. Заслуживают внимания и новые разработки. Среди них учебно-методический комплект по экологии созданный авторским коллективом под руководством В.А. Самковой для учащихся 5-9 классов [9-13, 17], учебник по экологии для учащихся 10-11 классов и методическое пособие Б.М. Миркина, С.В. Суматохина, Л.Г. Наумовой [1, 14], другие программы, учебники, учебные и методические пособия. Только принимая правильные решения в области экологического образования и целенаправлено выполняя их можно обеспечить право каждого человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие России.

 

Литература

  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология: 10-11 классы: учебник. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета 27 мая 2010 г.
  3. Постановление совместной коллегии Минобразования и Минприроды России от 30 марта 1994 г. №4/1-6 «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации».
  4. Приказ Миниобразования РФ от 9 февраля 1998 г. №322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
  5. Приказ Минобразования РФ от 30 июня 1999 г. №56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».
  6. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  8. Приказ Минобрнауки РФ от 17 апреля 2012 г №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  9. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Природа, человек, культура: Учебное пособие для 6 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  10. Самкова В.А. Программа интегрированного курса «Экология» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений // Электронное приложение №1 к журналу «Биология в школе» №8, 2011.
  11. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Город, в котором мы живем: Учебное пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  12. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Среды жизни на планете: Учебное пособие для 7 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  13. Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Экосистемы и человек: Учебное пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  14. Суматохин С.В., Наумова Л.Г. Экология: 10-11 классы: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2012.
  15. Указ Президента РФ от 10 августа 2012 г. №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды».
  16. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
  17. Шурхал Л.И., Самкова В.А., Козленко С.И. Экология. Живая планета: Учебное пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.

 

 

ENVIRONMENTAL EDUCATION, ENSURING THE HUMAN RIGHT TO A HEALTHY ENVIRONMENT AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT

S.V. Sumatokhin
Scientific-methodical journal «Biology in School»

Abstract: The article deals with the problem of ensuring the human right to a healthy environment through the implementation of environmental education and the requirements of the federal state educational standards.

Keywords: environmental education, environmental protection, federal state educational standards