Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ОПЫТ РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

А.Ф.Синякова
МГИМО(У) МИД России

 

Аннотация: Идея устойчивого развития является сравнительно новой, и даже в наиболее развитых с экономической точки зрения странах Национальная стратегия устойчивого развития насчитывает не более 20 лет. Опыт европейских стран представляется полезным в вопросах выработки программных документов и организации системы мониторинга и контроля реализации целевых показателей. Детализированные национальные стратегии устойчивого развития некоторых стран позволяют оперативно анализировать и корректировать ход их выполнения.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экология, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, европейские страны, национальная стратегия, охрана окружающей среды

УДК: 502.3; 339

 

    В данной статье описан опыт ряда европейских стран в формировании Национальной стратегии устойчивого развития. Выбор стран обусловлен тем, что в аналитической и исследовательской литературе Россию зачастую сравнивают по ряду экономических показателей именно с этими странами. Наиболее целесообразным представляется изучение опыта стран, которые первыми на государственном уровне утвердили устойчивое развитие в качестве приоритетного направления внутренней и международной политики. Показательными примерами являются Германия и Великобритания. Страны Восточной Европы, особенно после вступления в Европейский Союз, также столкнулись с необходимостью разработки национальной стратегии устойчивого развития в соответствии с директивами ЕС. Несмотря на наличие многочисленных экономических диспропорций и еще более осложнившейся за последние несколько лет финансовой ситуации, все эти страны сформировали внутренние доктрины устойчивого развития, разработали систему контроля выполнения поставленных задач и мониторинга заявленных целевых показателей. Примечательно, что в этих странах первостепенными направлениями являются не столько вопросы сохранения окружающей среды, сколько  социально-экономическая сфера. Схожая ситуация, с еще большим акцентом на социально-демографические факторы, и с меньшей степенью конкретизации стратегии складывается в не так давно присоединившихся к Европейскому Союзу странах, в частности, в  Эстонии.

 

Германия

    Федеральное правительство Германии рассматривает устойчивое развитие одним из ключевых принципов национальной политики, который одновременно является и целью и критерием деятельности немецкого правительства на международном уровне, в рамках ЕС и на национальном уровне.

    Ответственность за национальную стратегию устойчивого развития лежит на Ведомстве Федерального канцлера, в разработке и реализации стратегии принимают участие сотрудники всех министерств. Адаптация и дальнейшее развитие стратегии устойчивого развития находится в ведении Федерального правительственного кабинета, Комитет статс-секретарей по вопросам устойчивого развития, в котором представлены все министерства, регулярно осуществляет мониторинг состояния индикаторов и занимается усовершенствованием стратегии.

    На уровне национального законодательного собрания функционирует парламентский Консультационный совет по устойчивому развитию, в него входят представители всех политических сил.

    В 2011 году был организован Совет по устойчивому развитию, который выполняет консультативные функции, а также публикует собственную регулярную независимую оценку, в его составе объединены представители профсоюзов, бизнеса, общественных организаций, средств массовой информации [7].

    Принятая в 2002 году Национальная стратегия устойчивого развития «Перспективы Германии» отражает четыре основных направления:

  • равноправие поколений – принцип, подразумевающий, что каждое поколение должно самостоятельно решать собственные задачи, не перекладывая их на последующие поколения;
  • качество жизни;
  • социальная сплоченность;
  • международная ответственность.

    Данные направления объединяют 21 ключевой индикатор и 38 целей, преимущественно количественных, выполнение которых отражается в соответствующих отчетах.

    Отчеты о ходе реализации стратегии публикуются на регулярной основе: федеральное статистическое ведомство публикует свой отчет о состоянии индикаторов устойчивого развития раз в два года, федеральное правительство публикует доклад о ходе реализации Стратегии каждые четыре года (последние в 2008 г. и в 2012 г.) [1].

    Приоритеты направлений реализации Стратегии устойчивого развития включают в себя: принятие глобальной ответственности; вопросы энергоэффективности и энергетической концепции – повышение доли возобновляемых источников в системе производства энергии; инновации; демографическую проблему; здоровое питание; сохранение биоразнообразия; сокращение земельного использования, защиту климата.

    Для законодательной ветви власти определяющим критерием является соответствие принимаемых законодательных актов принципам устойчивого развития.

    Особенностью национальной стратегии «Перспективы Германии» является ее комплексный подход и идея ответственности перед будущими поколениями. Стратегия предписывает необходимость устойчивости во  всех значимых сферах: от фискальной и энергетической до управления водными ресурсами, обозначая, что устойчивое развитие является «двигателем» прогресса.

 

Великобритания

    По итогам исторического саммита 1992 года, проходившего в Рио-де-Жанейро, и решений и обязательств, принятых на нем странами-участницами, Великобритания оказалась одной из первых стран, разработавших соответствующий документ. Стратегия устойчивого развития Великобритании появилась в 1994 году. Позднее в нее были внесены поправки и дополнения, и действующая с 2005 года стратегия носит название: «Обеспечение будущего: стратегия устойчивого развития Великобритании». Она объединяет как национальные, так и международные вопросы [10].

    Стратегия носит очень детализированный характер, в ней определены приоритетная цель, пять руководящих принципов политики и четыре ведущих направления деятельности. Так же как и в немецкой Стратегии, в Стратегии Великобритании выделяются ключевые индикаторы (их 68) и 250 «новых и важных обязательств», которые корректируются по мере их выполнения, в частности, уже были достигнуты заявленные показатели по климату. В стратегии означено, что следующие пять определяющих принципов устойчивого развития являются основой политики Соединенного Королевства: жизнь в формате экологических ограничений; достижение здорового и справедливого общества; обеспечение устойчивой экономики; поддержка эффективного управления; ответственность в использовании научных достижений.

    Четыре ключевых направления деятельности правительства в рамках Стратегии следующие: устойчивое потребление и производство; энергоэффективность и климатические изменения; охрана окружающей среды и ресурсов; стабильное общество.

    Среди ключевых 68 индикаторов 48 отвечают за конкретные задачи и 20 являются общими, в том числе региональными, так на первом месте стоит эмиссия парниковых газов, на 18-ом сокращение отходов, на 32-м экономический рост, 40-ое – занятость, 59-ое – социальная справедливость, 68-ое – благосостояние. Ежегодно все индикаторы устойчивого развития подлежат обязательной публикации.

    Стратегию формирует Правительство Соединенного Королевства, контролировать и координировать реализацию призван Кабинет министров. Помимо этого все государственные подразделения, а также органы местного самоуправления и агентства регионального развития должны принимать участие в практической реализации положений, прописанных в Стратегии.

    Консультативные и наблюдательные функции исполняет Комиссия по устойчивому развитию, она существует с 2000 года. С 2006 года ее функции были расширены, и она готовит обзоры о реализации планов действий по устойчивому развитию, такие планы разрабатывают все органы исполнительной власти и государственные ведомства. Финансированием занимается Министерство финансов в соответствии с государственными соглашениями об обслуживании [8].

    С 2009 года, Комиссия выполняет функции вневедомственного органа исполнительной власти, активно действует в целях практического внедрения принципов устойчивого развития [9].

    Осуществление парламентского контроля в сфере устойчивого развития возложено на комитет Палаты общин по аудиту состояния окружающей среды. В структуре Комитета по национальной безопасности и Комитета по экономическому развитию также есть подкомитеты, задачами которых  является решение проблем в энергетической сфере, вопросах защиты окружающей среды и климата [10].

    Согласно концепции Стратегии, ее приоритетным направлением является активизация участия всего общества и каждого человека в реализации на практике принципов устойчивого развития при одновременном наличии соответствующего образца от государства.

    Национальные стратегии устойчивого развития Великобритании и Германии объединяет наличие конкретизированных целей. Прозрачной становится система мониторинга результатов реализации стратегии, поскольку достижение целевых показателей выражается в снижении или увеличении заданного индикатора на установленное значение. Это позволяет оперативно корректировать Стратегию и оценивать ее эффективность.

 

Италия

    Большинство европейских стран формировали национальные стратегии устойчивого развития в соответствии с уже разработанными к этому времени Европейским Союзом программами действий в области охраны окружающей среды и директивами ЕС. Не стала исключением и Итальянская республика. С 2007 года Италия подключилась к реализации Стратегии устойчивого развития ЕС, тогда же был подготовлен первый отчет о вкладе данной страны [3].

    Национальная экологическая стратегия устойчивого развития Италии была подготовлена Министерством охраны окружающей среды и охраны земель. В 2002 году ее принял Межведомственный комитет по экономическому планированию, одно из ведомств в рамках данного комитета курирует вопросы устойчивого развития. В разработке Стратегии принимали участие представители центральной и местной власти, профсоюзы, негосударственные природоохранные организации.

    Приоритетным направлением Стратегии является охрана окружающей среды. Критерием устойчивости рассматривается взаимозависимость темпов экономического роста и объемов использования природных ресурсов, то есть нагрузки на окружающую среду. В большей степени это касается энергетики, транспорта и сельского хозяйства. В качестве непосредственного индикатора, который демонстрирует уровень достижения результата, анализируют показатели расхода ресурсов, воды, энергии по объему производимых отходов на единицу экономического благосостояния.

    Активная деятельность по реализации Стратегии осуществляется на трех уровнях в формате постоянного взаимодействия: центральное правительство – региональный уровень – местный уровень.

    В Итальянской Национальной стратегии устойчивого развития выделено 7 основных индикаторов для мониторинга:

  • В сфере борьбы с климатическими изменениями: выбросы парниковых газов (соответствие Киотскому протоколу); энергоемкость экономики (на единицу ВВП);
  • В сфере транспорта: объем пассажирских перевозок и грузоперевозок (на единицу ВВП); перевозки по видам транспорта;
  • В сфере здравоохранения: атмосферное загрязнение в городских поселениях;
  • В сфере управления природными ресурсами: сбор и переработка бытовых отходов на душу населения; производство энергии с помощью возобновляемых источников энергии [2].

    Национальная стратегия устойчивого развития Италии, в отличие от стратегий Германии и Великобритании, носит более узкий характер и концентрируется преимущественно на вопросах энергоэффективности и устойчивого природопользования. Она не предполагает активного вклада Италии в устойчивое развитие на глобальном уровне, что отличает, например, стратегию устойчивого развития Дании, и в полной мере отражает социально-экономическую ситуацию в стране.

 

Польша

    Действующая в настоящее время в Польше Национальная стратегия устойчивого развития на 2007-2015 годы была принята в 2006 году.

    Однако и до этого существовали документы, задачей которых было урегулирование вопросов устойчивого развития. Первая такая долгосрочная стратегия была представлена в 2000 году, вскоре она была разделана на несколько разных по соответствующим сферам: региональное развитие, энергетика, биоразнообразие, климат и другие. Затем вновь объединена в один документ.

    Главной целью настоящей Стратегии является «повышение качества и уровня жизни граждан Польши: отдельных жителей и семей» [11].

    Выделено 6 ведущих направлений деятельности: повышение конкурентоспособности экономики и внедрение инноваций; улучшение социальной и технической инфраструктуры; улучшение качества жизни и проблемы занятости; интеграция и безопасность в обществе; развитие агропромышленных регионов; региональное развитие и укрепление единства территории.

    По каждому из направлений есть точные целевые и временные показатели.

    Польская национальная стратегия разработана в соответствии с требованиями ЕС. Одним из необходимых условий ее реализации является оптимизации институциональных условий и выполнение государством функций регулирования экономических процессов.

    По итогам каждого года министр регионального развития готовит отчет для парламента и правительства. Отчет охватывает основную деятельность по улучшению системы центрального управления; реализацию ключевых направлений Стратегии; средства, направленные на реализацию целей Стратегии; достигнутые количественные показатели.

    Доклад, представленный в парламент в 2009 году, выявил необходимость пересмотреть приоритетные показатели на 2011-2020 годы с учетом кризиса и финансовой ситуации в ЕС [4].

    Для того чтобы привлечь общество к реализации целей и задач Стратегии, регулярно осуществляются трехсторонние консультации по социально-экономическим вопросам, в которых участвуют представители региональных и местных властей, профсоюзы и работодатели.

 

Венгрия

    Национальная стратегия устойчивого развития Венгрии была принята в 2007 году. Несколько позже был сформирован Национальный совет по устойчивому развитию. Совет выполняет функции консультативного и совещательного органа при парламенте, его возглавляет председатель парламента Венгрии [12]. Членами Совета являются представители научных кругов, общественных организаций, природоохранных организаций, депутаты. В ведении Совета по устойчивому развитию находится: содействие в решении задач национальной Стратегии устойчивого развития, выработка принципов деятельности для целей международного сотрудничества; содействие в модернизации и реализации Стратегии; координация консультативной деятельности; расширение участия граждан и государства в планировании и реализации задач Стратегии.

    Министерство охраны окружающей среды и воды несет обязательства по практическому осуществлению задач, обозначенных в Стратегии.

    В Стратегии определены угрозы устойчивого развития: климатические изменения; возрастающие экологические проблемы; социальное неравенство; проблемы в сфере здравоохранения; низкий уровень занятости; зависимость от внешних источников энергии; неэффективная система государственного управления и другие, преимущественно социального характера.

    Одновременно было определено 11 приоритетов [5], среди них: повышение занятости и укрепление социальной сплоченности; совершенствование системы здравоохранения; противодействие изменению климата; рост конкурентоспособности; реформа энергетического сектора.

    Стратегия объединяет приоритеты не только для всех уровней государственного управления, но также и для граждан и общества в целом.

    Национальные стратегии устойчивого развития Польши и Венгрии объединяет то, что приоритетным направлением в них выступают вопросы повышения качества жизни, улучшения социальных, экономических и демографических показателей. Примечательно то, что в обеих странах стремятся привлечь широкий круг людей к совершенствованию самой Стратегии и реализации поставленных целей.

 

Эстония

    Национальная стратегия устойчивого развития Эстонии на период до 2030 года была представлена в 2005 году. Стратегия выделят 4 ключевые цели, которые носят достаточно общий характер: сохранение культуры Эстонии; рост национального благосостояния; социально единое общество; экологическая стабильность [6].

    Ответственность за выполнение стратегии лежит на Государственной Канцелярии. Координирующие и консультативные функции выполняют Рабочая группа по вопросам устойчивого развития и соответствующая комиссия [12].

    Эстонская национальная стратегия устойчивого развития задает лишь общее направление развития экономики и повышения конкурентоспособности страны и предполагает дальнейшее совершенствование документа в соответствии с требованиями ЕС.

 

Литература

  1. Die Bundesregierung. http://www.bundesregierung.de/Webs/Breg/DE/Themen/Nachhaltigkeitsstrategie/_node.html
  2. Environmental Action Strategy for Sustainable Development in Italy. Ministry for the Environment and Territory. http://www.un.org/esa/agenda21/natlinfo/countr/italy/Italian%20NSDS.pdf
  3. European Commission. http://ec.europa.eu/environment/eussd/escp_en.htm
  4. European Commission. http://ec.europa.eu/europe2020/europe-2020-in-your-country/polska/index_en.htm
  5. European Commission. http://ec.europa.eu/europe2020/europe-2020-in-your-country/magyarorszag/index_en.htm
  6. European Commission. http://ec.europa.eu/europe2020/europe-2020-in-your-country/eesti/index_en.htm
  7. Nachhaltigkeitsstrategie für Deutschland. http://www.bundesregierung.de/Content/EN/_Anlagen/2012-06-01-kurzpapier-n-russisch.pdf?__blob=publicationFile
  8. Sustainable Development Action Plans. http://www.sd-commission.org.uk/data/files/publications/SDAPGuide.pdf
  9. Sustainable Development Commission. http://www.sd-commission.org.uk/
  10. Sustainable Development in Government. http://sd.defra.gov.uk/gov
  11. UN Department of Economic and Social Affairs. Division for Sustainable Development. http://www.un.org/esa/agenda21/natlinfo/countr/poland/
  12. UN Department of Economic and Social Affairs. Division for Sustainable Development. http://www.un.org/esa/dsd/dsd_aofw_ni/ni_natiinfo_hungary.shtml?utm_source=OldRedirect&utm_medium=redirect&utm_campaign=OldRedirect

 

 

SUSTAINABLE DEVELOPMENT ACTION PLAN OF A NUMBER OF EUROPEAN COUNTRIES

A.F. Sinyakova
MGIMO University MFA of Russian Federation

Abstract:The idea of sustainable development seems to be rather new, and even in the most economically developed countries Sustainable Development Action Plans have been drawn up within no longer than recent twenty years. Sustainable Development Action Plans and Strategies tend to be especially useful for working out of programs and supervising of program implementation. Detailed Action Plans provide the opportunity to make opportune adjustments. Such experience can be useful for Russia as well.

Keywords: sustainable development, ecology, energy efficiency, renewable energy, the European countries, the national strategy, the environmental protection.