Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА БАЗЕ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

Д.В. Шалбуев
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

 

Аннотация: Разработка инновационных технологий, представляющих собой симбиоз современных и традиционных (старинных) методов, является одним из важных сегментов в направлении возрождения интереса к традиционной народной культуре, а возрождение самой культуры возможно через познание и усвоение молодыми ее законов и традиций. Поэтому восстановление традиционных промыслов представляет большой интерес, как с образовательной стороны, так и с точки зрения возрождения народных промыслов бытования.

Ключевые слова: Республика Бурятия, экологическая культура, традиционные технологии, коренные народы

УДК: 745

 

    Современный уровень мировых хозяйственных и производственных отношений определяет новый этап в развитии взаимоотношений с окружающей средой. Его отличительной особенностью является корреляция экономических отношений с экологическим состоянием планеты. Это означает, что на современном этапе своего развития страны, регионы, промышленные предприятия и т.д. должны ориентироваться не просто на достижение высокой экономической эффективности, но и на эффективность экологическую, которая должна стать главным критерием их развития. Принцип эко-эффективности представляет собой своеобразную философию организации производства способствующий тому, чтобы бизнес стал более конкурентоспособным, более современным и более жестким в вопросах охраны окружающей среды [2].

    Необходимость переработки сырья в промышленных масштабах в индустриальную эпоху привела к использованию новых технологий, которые наряду с преимуществами (рост производительности труда и др.) оказывают отрицательное влияние на состояние окружающей среды. Между тем традиционные способы переработки отличались экологичностью, т.е. минимальным воздействием на окружающую среду. Учитывая возросший уровень требований к охране окружающей среды в России и других странах, проблема сохранения «экологичных» старинных способов переработки природного сырья приобрела особую актуальность, а их возрождение является также актуальным с точки зрения сохранения исторического наследия [3].

    Таким образом, традиционные способы переработки природного сырья являются ценностью. Значимость их как ценности в настоящее время возросла, так как с уходом из жизни людей старшего поколения они могут быть безвозвратно утеряны.

    Несмотря на очевидные преимущества с точки зрения минимального воздействия на окружающую среду, традиционные способы выделки/переработки сырья имеют недостатки: большая длительность, трудоемкость, низкий уровень механизации. Поэтому на настоящем этапе происходит процесс социализации традиционных методов обработки природного сырья, а именно: совершенствование и осознание их в новом свете.

    Интерес представляет возрождение традиционных видов бытования коренных народов, населяющих современную территорию Республики Бурятия.

    Название «буряты» (бурийат) впервые упоминается в монгольском сочинении «Сокровенное сказание» (1240). В начале XVII века основная часть населения Бурятии (забайкальская) представляла собой компонент монгольского суперэтноса, сформировавшегося в XII—XIV веках, а другую часть (предбайкальскую) по отношению к последнему составляли этнические группы.

    Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство. Позже под влиянием русских крестьян буряты всё больше стали заниматься пашенным земледелием. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство. Традиции земледелия у бурят уходят в раннее средневековье. В XVII веке сеяли ячмень, просо и гречиху. После вхождения Бурятии в состав России произошёл постепенный переход к оседлости и к земледелию, особенно в Западной Бурятии. Во второй половине XIX — начале XX вв. пашенное земледелие сочеталось со скотоводством. По мере развития товарно-денежных отношений буряты заводили усовершенствованные сельскохозяйственные орудия: плуги, бороны, сеялки, молотилки, осваивали новые формы и методы сельскохозяйственного производства [1].

    Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие сегменты, отражающие основные направления в создании инновационных технологий по переработке аборигенного природного сырья: зерна, дикоросов, молока, кожевенно-мехового сырья и пошив из него национальной одежды, что позволит не только сохранить, но и дать новую жизнь традиционным технологиям, используемым местным населением.

    В связи с этим, целью проекта является создание научно-технического центра по разработке инновационных технологий рационального использования аборигенного природного сырья как базы для возрождения традиционных типов бытования малых народов.

    Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

  1. Изучить традиционные технологии используемые местным населением для переработки аборигенного природного сырья;
  2. Разработать экобиотехнологический метод переработки кожевенно-мехового сырья, основанного на применении отходов молочной промышленности, позволяющий значительно снизить уровень техногенного воздействия меховых предприятий на окружающую среду;
  3. Изучить микрофлору национальных кисломолочных продуктов и создать симбиотический бактериальный концентрат, идентичный по своему составу естественно сложившейся популяции микроорганизмов курунги – кисломолочного продукта, обладающего целебными свойствами;
  4. Разработать комплексную технологию переработки дикорастущего, возобновляемого растительного сырья и получения ценных продуктов пищевого, лекарственного и технического назначения на основе традиционных методов, применяемых коренным населением Республики Бурятия;
  5. Исследовать инновационные технологические подходы к производству продуктов «Замба» посредством применения влаготепловой обработки зерна и обогащения биологически активными веществами, источником которых являются дикоросы Забайкалья;
  6. Создать и возродить традиционную технику пошива национальной одежды и обуви с учетом региональных особенностей;
  7. Разработать образовательную программу для школьников и студентов с целью пропагандирования традиционных видов бытования коренных и малых народов, проживающих в Байкальской природной зоне с учетом фактора устойчивого развития.

    Анализ традиционных методов переработки кожевенно-мехового сырья, и в частности, овчины, показал, что обработку сырья местное население проводило путем нанесения на кожевую ткань продуктов кисломолочного брожения, представляющих собой суспензию, состоящую из молочной кислоты, симбиоза микроорганизмов и ферментов, действующих на структуру кожевой ткани и волосяного покрова сырья, придавая им определенные физико-механические свойства. Принципиально новым подходом в решении проблем стоящих перед меховой промышленностью в области снижения техногенного воздействия на окружающую среду является их замещение на экобиотехнологические методы, базируемые на использовании кисломолочных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности [4].

    Оптимизация питания была важной и полезной частью национальных традиций, многие из которых в настоящее время утрачены. В комплексе средств, направленных на усиление резистентности организма большое значение приобрел поиск, и создание пищи, соответствующей потребностям организма, возникшим в ходе эволюции. В традиционной системе питания у различных народов кисломолочные напитки гетероферментативного брожения входили в ежедневный рацион питания. Основными регионами, где сохранились национальные традиции производства кисломолочных продуктов гетероферментативного брожения (курунги, айраг), являются Бурятия, Монголия и Внутренняя Монголия (Китайская Народная Республика).

    Организация промышленной переработки дикорастущего растительного сырья на основе традиций бурятского народа позволит разработать безотходную технологию переработки растительного сырья и получить инновационные продукты функционального назначения, в частности, сухой ягоды облепихи и высококачественного облепихового сока из замороженной ягоды (без дефростации).

    Поджаренные зерна пшеницы, ячменя и полученные из них крупа и мука называемые «Замба», испокон веков являются традиционным продуктом питания народов Центральной Азии – бурят, тувинцев, алтайцев, хакасов, монголов и тибетцев. «Замба» – продукт быстрого приготовления, обладающий функциональными свойствами. Тибетская медицина рекомендует использовать в пищу продукты «Замба» при сахарном диабете, болезнях почек, легких, склерозе. «Замба» способствует нормализации кислотно-щелочного баланса, растворению холестериновых и солевых отложений. Предварительные исследования возможностей инновационного наполнения традиционной технологии приготовления «Замбы», показали большие возможности в возрождении производства на современном уровне.

    Реализация данной программы, создание инновационных технологий принципиально нового образца представляющих собой симбиоз как современных направлений в области переработки природного сырья, так и традиционных, связано, прежде всего, с тем, что в республике Бурятия действуют повышенные требования к показателям сточных вод, поступающих в нативные водные объекты. Инновационные технологии, разработанные участниками программы, основаны на новых принципах внедрения рабочих растворов в структуру дермы, позволяют интенсифицировать технологические процессы, улучшить использование сырья, снизить водопотребление и водоотведение. Указанные преимущества новых технологий позволяют снизить не только экономические затраты, в частности, себестоимость готовой продукции, но и, прежде всего, возродить традиционные методы переработки аборигенного природного сырья, которые в настоящее время практически утрачены, что позволит сохранить элементы традиционного бытования местного населения при значительном снижении антропогенного воздействия на окружающую среду.

    Таким образом, разработка инновационных технологий, представляющих собой симбиоз современных и традиционных (старинных) методов, является одним из важных сегментов в направлении возрождения интереса к традиционной народной культуре, а возрождение самой культуры возможно через познание и усвоение молодыми ее законов и традиций. Поэтому восстановление традиционных промыслов представляет большой интерес, как с образовательной стороны, так и с точки зрения возрождения народных промыслов бытования.

 

Литература

  1. Батуева И.Б. Буряты на рубеже XIX-XX веков: хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный период. – Улан-Удэ, 1992. – 74 с.
  2. Степанов К.А. Современная концепция экологического прогресса. Теория и практика // Первая межд. конф. «Промышленность, технология, экология»: Тр. конф.- М.: Изд-во «Станкин», 1998. – С. 253-258.
  3. Шалбуев Д.В. Управление качеством окружающей среды на кожевенно-меховых предприятиях. – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. – 122 с.
  4. Shalbuev D.V. Eco-biotechnological method of leather and fur raw materials degreasing // The Journal of Turkish Leather Technologists and Chemists Society/ 2009. V.3, #3, P. 2-8.

 

 

INNOVATIVE TECHNOLOGIES BASED ON TRADITIONAL CRAFTS OF INDIGENOUS PEOPLES

D.V. Shalbuev
East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude

Abstract: Development of innovative technologies, combining modern and traditional (old) methods, is one of the most important thing in the revival of the interest in traditional folk culture. The revival of the culture is possible through knowledge and learning its laws and traditions by youth. So the restoration of traditional crafts is of great interest, both from the educational side, and from the revival of folk existence.

Keywords: Republic of Buryatia, ecological culture, traditional technologies, indigenous peoples