Бюллетень Центра экологической политики России и
Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации
«На пути к устойчивому развитию России»



ОБ УЧЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА В КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ОЛИМПИАДЫ «СОЧИ-2014»

А.А. Аверченков
Программа развития ООН

 

Аннотация: Международная футбольная федерация (ФИФА), Международный олимпийский комитет (МОК), и многие другие авторитетные спортивные организации включили в свою деятельность тематику устойчивого развития и спорта. Подготовлено большое количество аналитических и информационных материалов, которые можно использовать, в том числе для продвижения повестки спорта и развития в России.

Ключевые слова: устойчивое развитие, спорт, «Сочи-2014», ООН

УДК: 796.032; 551.583

 

    Тема «спорт и устойчивое развитие», поставленная Институтом устойчивого развития Общественной палаты РФ, очень интересна и перспективна для продвижения экологической проблематики, учитывая потенциально огромную аудиторию крупнейших спортивных событий.

    В организациях системы ООН взаимосвязи спорта и развития придается большое значение, спорт играет важную роль в социальной интеграции и экономическом развитии в различных географических, культурных и политических контекстах, а также мощным инструментом укрепления социальных связей и сетей, содействует идеалам мира, братства, солидарности, ненасилия, терпимости и справедливости. Генеральный секретарь ООН ввел пост Специального советника по вопросам спорта на службе развития и мира [3], который с 2008 года занимает Вилфрид Лемке. Офис Советника выпускает ежегодные доклады и поддерживает функционирование Международной рабочей группы (МРГ) по вопросам спорта на службе развития и мира, в которую входят представители более 25 организаций и программ системы ООН. МРГ разрабатывает общие подходы, стратегии, планы действий. Каждая из организаций реализует свои аспекты: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) – экологическую составляющую, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) – составляющую, связанную с детьми и здоровьем, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) аспекты, связанные со здоровьем, и так далее.

    Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПР) участвует в реализации проекта Глобального экологического фонда «Учет экологических факторов при подготовке и проведении Олимпиады «Сочи-2014»: Стратегия и план действий для формирования «Зеленого наследия» по учету факторов устойчивого развития при проведении Олимпиады в Сочи в 2014 году [1]. Проект предполагает разработку комплексного подхода к управлению и предотвращению выбросов парниковых газов в ходе подготовки и проведения Олимпиады по основным направлениям: здания и строительство; эффективное энергоснабжение и потребление; применение энергии возобновляемых источников; устойчивый транспорт; управление углеродными выбросами и компенсация; привлечение спонсоров, партнеров, поставщиков, участников и гостей.

    Главная цель проекта – поддержка обязательства России по проведению «климатически нейтральных» игр. Важно выполнить это обязательство не только формально, чтобы после Олимпиады осталось наследие в виде новых знаний, стандартов, методик и механизмов, связанных с современными подходами к управлению выбросами парниковых газов, реализацией стратегий по их компенсации и информирования общества о важности проблемы изменений климата. К реализации проекта привлечены международно признанные эксперты по определению и компенсации «углеродного» следа международных спортивных мероприятий, в том числе Олимпиады в Лондоне в 2012 году.

    Международные и российские эксперты выполнили укрупненную оценку «углеродного» следа Игр в Сочи, и предложили механизмы компенсации. В ходе работы стало очевидным: выбор границ углеродного следа Игр – это дело не техническое, а политическое. Получилось 8 вариантов оценки следа, различающихся на порядок в зависимости от исходных допущений и целесообразности включения тех или иных мероприятий в расчёты. К числу открытых вопросов относится учет выбросов при строительстве объектов транспортной инфраструктуры (например, правильно ли относить все эти выбросы к проведению игр, если объекты будут использоваться и для других целей после Олимпиады). Другим вопросом является учет выбросов парниковых газов в результате притока зрителей Олимпийских игр. Объем этих выбросов может составить почти 1,5 миллиона тонн СО2. Предложения экспертов были переданы в МПР и Оргкомитет «Сочи-2014» для определения алгоритма принятия политических решений о выборе границ «углеродного» следа, механизмов его компенсации.

    Важным шагом проекта явилось назначение Организационным комитетом «Сочи-2014» компании «Dow» в качестве официального партнера по снижению выбросов парниковых газов – «углеродного следа» XXII зимних Олимпийских игр. Выбросы парниковых газов, связанные с подготовкой Олимпийских игр, будут компенсированы за счет применения энергоэффективных технологий «Dow» в таких ключевых отраслях, как инфраструктура, промышленность и сельское хозяйство. Все проекты будут реализованы на территории России, это внесет вклад в устойчивое развитие и окажет положительное воздействие на экономику страны [2].

    Ожидается, что в ближайшие несколько месяцев будут приняты решения по механизмам компенсации и обеспечению «углеродной нейтральности» Игр «Сочи-2014». При этом понимается, что до самой Олимпиады все компенсировать не удастся. Например, после Зимних Олимпийских игр в Ванкувере два с лишним года проводили работу по реализации проектов, составлявших компенсационную углеродную программу. В случае с Играми в Сочи реализация компенсационной программы может продолжаться несколько лет. Наименее удачным вариантом компенсации явилось бы погашение углеродного следа путем простой передачи сокращений выбросов, достигнутых в рамках программы какой-нибудь государственной корпорации – в этом случае экологический эффект и институциональное наследие будут практически нулевыми. Сохраняются надежды, что Правительство примет такую программу компенсаций, которая будет продвигать новые «зеленые» стандарты, инновационные компенсационные механизмы, и послужит началом запуска рыночных отношений в области углеродных регулирований в России, которые пока отсутствуют полностью.

    Важно четко определиться в том, какое технологическое направление, какой посыл организаторы Игр в Сочи собираются коммуницировать через олимпийский портфель проектов. Развитие возобновляемой энергетики, к сожалению, не стало прорывом в ходе подготовки Олимпиады, и за оставшийся год вряд ли что-то существенно изменится. Хотя, если будет принято политическое решение, что углеродный след будет компенсирован за счет проектов по возобновляемой энергетике, то тогда Игры могут оказать очень серьезное влияние на развитие этого сектора экономики. Есть и другие альтернативы: кто-то может предложить проекты по лесовосстановлению или технологии и решения, снижающие выбросов парниковых газов.

    Важным компонентом проекта ПРООН/ГЭФ/Минприроды является разработка коммуникационной стратегии Игр в Сочи в связи с обеспечением климатической нейтральности. Если Россия предпримет успешные действия по обеспечению «углеродной нейтральности» Игр, то это должно быть доведено до заинтересованной международной и российской общественности, до профессионалов, до других секторов гражданского общества. Коммуникационная политика Игр может стать важным инструментом повышения информированности о климатической проблеме и путях ее решения. Для поддержки разработки климатической коммуникационной стратегии Игр привлечена профессиональная PR компания «Михайлов и партнеры», которая на первом этапе провела анализ опыта других стран, и проблем отражения темы климатических изменений в Российских масс-медиа.

    Опыт предыдущих олимпиад показал, что были предприняты очень серьезные усилия, чтобы коммуницировать экологические стратегии игр. Страны-организаторы всему миру старались показать примененные «зеленые» подходы и решения, в большинстве случаев это были массированные информационные кампании, которые в значительной мере определяли имидж игр и их успех в глазах общественности.

    Проведенный анализ показал, что в российских СМИ пока, к сожалению, подача климатической темы существенно отличается от мировой тенденции. В мире превалирует отношение к климатической угрозе как одной из важнейших, а в России отношение скептически-нейтральное, а скорее негативное.

    Россия, как известно, не приняла обязательства в рамках второго периода Киотского протокола. При том, что Россия, по большому счету, была лидером Киотского протокола, и по реальным результатам могла лет пять еще получать экономические и политические дивиденды. В мире это событие получило исключительно негативную реакцию, с точки зрения коммуницирования и информационного обоснования, это решение было неудовлетворительно обеспечено.

    С учетом этой и других ошибок и недоработок предполагается предложить такие коммуникационные технологии, чтобы информационное обеспечение Олимпийских игр, в части климатической и экологической тематики, было существенно усилено.

    Учитывая, что коммуникационное, информационное, аналитическое обеспечение Игр будет усиливаться на заключительном этапе подготовки и во время проведения Игр, Институт устойчивого развития мог бы стать площадкой для обсуждения темы спорта и проведения Игр в Сочи как инструмента содействия устойчивому развитию, предотвращения климатических изменений и охраны окружающей среды. Имеет смысл продолжить экспертные обсуждения, подготовить публикации, показав опыт, достижения, перспективы. Главный вопрос не в том, чтобы выявить, что было плохо сделано, а в том, чтобы показать то, что станет наследием, именно оно в конечном итоге будет определять интеллектуальный успех Олимпиады.

    Можно подумать об активной презентации опыта и результатов обеспечения «климатической нейтральности» Игр в Сочи в ходе проведения 10-й Всемирной конференции по спорту и окружающей среде в г. Сочи с 30 октября по 2 ноября 2013 г. Такие конференции традиционно проводятся 1 раз в 2 года, в том числе в Олимпийских столицах, и собирают вместе представителей и партнеров Олимпийского движения, правительственных структур, межправительственных и неправительственных организаций, работающих в сфере охраны окружающей среды и спорта, представителей индустрии и бизнеса, исследовательских институтов, СМИ.

 

Литература

  1. Координационный штаб МПР по вопросам подготовки и проведения Игр «Сочи-2014». http://www.mnr2014.ru/docs
  2. The Official Carbon Partner of Sochi 2014. http://www.dow.com/olympicpartnership/sochi2014/carbonpartnership/index.htm
  3. United Nations Office on Sport for Development and Peace. http://www.un.org/wcm/content/site/sport/home/unplayers/special_adviser

 

 

ON THE INCLUSION OF CLIMATE CHANGE PROBLEM INTO THE COMMUNICATION STRATEGY OF THE OLYMPIC GAMES “SOCHI-2014”

A.A. Averchenkov
UN Development Program

Abstract: The International Football Federation (FIFA), the International Olympic Committee (IOC), and many other respected sports organizations include in their activities the theme of sustainable development and sports. A large number of analytical and information materials was prepared, including promotion of sport and development agenda in Russia.

Keywords: sustainable development, sports, “Sochi-2014”, United Nations